Подписаться
Курс ЦБ на 15.11
64,21
70,67
Деловой квартал / Новости / Свердловская область за пределами первой десятки в стране по развитию ГЧП. Где ...
Свердловская область за пределами первой десятки в стране по развитию ГЧП. Где точки роста
Источник: DK.RU

Свердловская область за пределами первой десятки в стране по развитию ГЧП. Где точки роста

Самое читаемое
  • Москва дает миллиард. ЕКАД замкнут быстрее, чем планировалось Москва дает миллиард. ЕКАД замкнут быстрее, чем планировалось
    108 006
  • Увольнение после 22 лет работы. Громкие перестановки в руководстве уральского ритейлера Увольнение после 22 лет работы. Громкие перестановки в руководстве уральского ритейлера
    76 901
  • Миллиардный проект Вексельберга могут отдать «Синаре» Миллиардный проект Вексельберга могут отдать «Синаре»
    53 561
  • «Мы вложили в него всю душу». Показываем интерьеры клубного дома «Ривьера» «Мы вложили в него всю душу». Показываем интерьеры клубного дома «Ривьера»
    39 968
09:47   07.11.2019
2 434

При правильном подходе государственно-частное партнерство выгодно всем: и власти, и бизнесу, и населению страны — ведь, по сути, именно на создание комфортных условий направлено большинство проектов.

В рейтинге, опубликованном Национальным центром государственно-частного партнерства (НЦ ГЧП), в 2018-2019 гг. Свердловская область занимает 14 место по уровню развития ГЧП. По оценкам НЦ ГЧП, этот показатель в нашем регионе составляет 79,6%, тогда как в регионах-лидерах (Москва и область, Санкт-Петербург, Башкирия, Самарская область, ХМАО) — 90%.

С одной стороны, 14-е место среди 85 регионов России — вроде неплохо. По крайней мере, власти довольны существующим положением.

На протяжении нескольких лет Свердловская область стабильно находится в группе лидеров [по развитию ГЧП], — отмечают в региональном министерстве инвестиций и развития.

С другой — нас обошли даже Иркутская и Тамбовская области, где не так, как в нашем регионе, развит крупный бизнес — а именно он выступает партнером государства при реализации проектов. Что мешает Свердловской области войти в ТОП-10 и как этого добиться — разбираемся с экспертами DK.RU.

Рынок ГЧП в России оценивается в ₽2 трлн

В последнее время словосочетание «государственно-частное партнерство» звучит все чаще и чаще. Это вполне объяснимо: у государства не хватает денег на создание важных инфраструктурных и социально-значимых объектов и оно ищет помощи у тех, кто эти деньги имеет — промышленности и крупного бизнеса. В свою очередь, бизнесу такие проекты тоже интересны — как объекты для инвестирования. При правильном подходе проекты, реализованные при помощи механизма ГЧП, выгодны всем: и самим партнерам, и населению страны — ведь, по сути, именно на создание комфортных условий большинство из них направлено.

В современной России о ГЧП заговорили в начале нулевых. В 2005 г. появился первый федеральный закон, регулирующий партнерские отношения между бизнесом и властью — 115-ФЗ «О концессионных отношениях». Из названия документа понятно, что рассматривался в нем только один механизм взаимодействия — концессия: частные компании за свой счет строят необходимый объект, права на который принадлежат государству, но эксплуатирует его инвестор, в итоге получая прибыль.

В 2016 г. вступил в силу еще один закон из этой сферы — N 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации…». В нем, помимо концессии, прописаны и другие виды ГЧП, а также подробно рассматривается схема взаимодействия частного инвестора и государственных органов.

Оба документа, по мнению экспертов, не охватывают всех возможных вариантов ГЧП, однако они заложили правовые основы для такого взаимодействия. И это дало результаты.

Рынок ГЧП на сегодня — это примерно 2 трлн руб. инвестиций. В стране около 3,5 тыс. проектов в форматах концессий, соглашений о ГЧП, квазиформах ГЧП. Есть даже отдельные виды госконтрактов, где инвестор вкладывает в создание какого-то объекта, потом его эксплуатирует, — такие данные привел исполнительный директор НП «Национальный центр ГЧП» Максим Ткаченко на сессии Красноярского экономического форума в марте 2019 г.

Главным образом, по словам г-на Ткаченко, в рамках ГЧП строят важные инфраструктурные объекты — дороги, школы и детские сады. Также ГЧП-проекты реализуют в сфере транспорта, энергетики, коммунального хозяйства.

За 15 лет инвестиции в свердловские проекты ГЧП превысили ₽21 млрд

В Свердловской области из всех видов ГЧП чаще используются концессии. Сегодня в регионе, по данным областного Министерства инвестиций и развития (МИР), реализуется 58 концессионных соглашений. Из них:

  • 53 проекта на муниципальном уровне, в основном в сфере ЖКХ;
  • 4 проекта на региональном уровне: три в сфере энергетики, один культурно-бытовой — реставрация усадьбы Железнова и передача ее частному инвестору под бутик-отель;
  • 1 проект на федеральном уровне — реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге.

Инфографика: Проекты ГЧП в регионе

Наибольшее количество концессионных соглашений заключено в 2017–2018 годах в отношении объектов коммунальной инфраструктуры. Это связано с тем, что объекты ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, должны быть переданы частным операторам на основе концессионных соглашений, — сообщили DK.RU в пресс-службе МИР.

При этом свердловские власти заявили, что в ближайшее время число крупных проектов по схеме государственно-частного партнерства увеличится. Именно так планируют строить трамвайные ветки в Верхнюю Пышму и Академический — в качестве инвесторов выступают УГМК и «РСГ-Академическое» соответственно. В таком же формате будут строиться объекты для Универсиады-2023.

Для региона на сегодня наиболее актуальны проекты в социальной сфере: строительство общеобразовательных организаций для обеспечения односменного режима обучения, сохранение объектов культурного наследия (например, Гостиница «Исеть»), проекты в сфере транспортной и ИТ-инфраструктуры («умный город»), — комментируют в региональном правительстве.

Туристическая отрасль — еще одна сфера для крупных партнерских проектов властей и бизнеса. По такой схеме в Свердловской области намерены развивать кластер «Гора Белая».

О высокой значимости проектов ГЧП для властей региона говорит такой факт: в июне 2019 г. на Петербургском международном экономическом форуме свердловский губернатор Евгений Куйвашев подписал ряд соглашений, направленных на развитие механизмов государственно-частного партнерства. Так, Евгений Куйвашев и председатель правления Национального центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев пролонгировали соглашение региона и НЦ ГЧП от 2011 г., которое помогает привлекать инвестров в регион. А также заключили дополнительное соглашение — о создании цифровой платформы, объединяющей всю информацию о работе бизнеса и власти.

Это позволит сформировать единый банк данных, привлечь новых инвесторов и потенциальных интересантов для реализации планируемых проектов, — прокомментировал тогда губернатор.

Там же, на ПМЭФ, Евгений Куйвашев подписал меморандум о взаимодействии между правительством Свердловской области и венгерской группой «БанКонзулт». С помощью венгров планируется модернизировать ТЭЦ в Ревде, построить ТЭЦ в Сысерти и энергоцентр для района ВИЗ-Правобережный, создать автоматический мусоросортировочный комплекс в Асбесте.

Бизнес региона также понимает важность и ценность такой формы сотрудничества с государством.

Государственно-частное партнерство — это приоритетный механизм, который воспринимается бизнесом как новая возможность взаимодействия с государством при инвестировании в экономику страны и региона. Сейчас определены национальные цели и задачи, разработаны национальные программы, документы стратегического планирования. ГЧП как механизм является ключом для их достижения, — уверен председатель Свердловского отделения «Деловая Россия» Леонид Гункевич.

На бумаге гладко. Что на деле?

Планов, как говорится, громадье. Есть и прямая поддержка направления от губернатора. Но на деле инициативы и планы в сфере ГЧП, по словам бизнесменов, тонут во внутреннем котле чиновников.

Сегодня вопросами ГЧП в региональном правительстве занимается специально созданный отдел в министерстве инвестиций и развития, а также специализированная компания регионального правительства «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ). 

Функции отдела ГЧП в МИР описали так:

  • участвует в подготовке проектов концессионных соглашений;
  • осуществляет межведомственную координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области при заключении и реализации концессионных соглашений, в том числе по организационному сопровождению деятельности рабочих групп и комиссий в сфере государственно-частного партнерства;
  • проводит оценку эффективности проекта государственно-частного партнерства и определение сравнительного преимущества этого проекта; согласовывает публичному партнеру конкурсную документацию для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Свердловская область;
  • осуществляет мониторинг реализации соглашений о государственно-частном партнерстве;
  • рассматривает предложения о заключении концессионных соглашений в порядке частной концессионной инициативы.

Функции КРСУ де-юре — привлекать инвесторов, то есть представлять интересы бизнеса во власти. Де-факто же компания организована правительством, и зачастую интересы власти выходят для организации на первый план.

Представители бизнеса, готовые обсуждать государственно-частное партнерство, говорят о нескольких факторах, на корню убивающих интерес к нему:

  • чиновники не способны встать на сторону бизнеса — к реализации порой предлагают проекты, в которых нет никакой коммерческой составляющей. Нет выгоды — нет бизнес-интереса;
  • неэффективная структура, в которой присутствуют неработающие звенья;
  • ограниченный выбор инструментов партнерства — по сути, сегодня предлагают только концессионные соглашения, хотя в общемировой практике, да и в практике других регионов форм сотрудничества намного больше. При этом госструктуры порой сами не знают, что можно считать такими инструментами.

«Чтобы механизмы ГЧП в регионе заработали в полном объеме, правительству нужно убрать лишние звенья. Методика КРСУ сегодня не действует. Это понятно даже по такому простому примеру: Корпорация позиционировала как проект ГЧП банальный заем при строительстве госпиталя Владислава Тетюхина в Нижнем Тагиле. Так вот, кредит — это не государственно-частное партнерство», — уверена основатель и директор АГ «Капитал» Ирина Екимовских.

Кадры решают все

Справедливости ради отметим, что проекты ГЧП буксуют не только в Свердловской области. Председатель правления НЦ ГЧП Павел Селезнев на ежегодном мероприятии, посвященном государственно-частному партнерству, отметил, что каждый год около 500 проектов ГЧП не доходят до коммерческого закрытия.

Инициатив появляется очень много, но до закрытия доходят единицы. Хотя мы постоянно слышим, что будет заключено то или иное соглашение. Мы пришли к тому, что рынок ГЧП стагнирует, — добавил Павел Селезнев.

Причина этого, по словам главы НЦ, — отсутствие компетентных кадров:

У нас нет специалистов, которые могут быстро и качественно подготовить инвестиционный проект. При этом нужны строительные и инженерные ресурсы, чтобы довести эти проекты до конца.

В свердловском МИР вопросами ГЧП занимаются семь человек. «В ноябре текущего года три сотрудника отдела пройдут обучение в московском Финансовом университете по программе повышения квалификации «Управление проектами государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации». Показатель по наличию специалистов, прошедших обучение в сфере государственно-частного партнерства, учитывается в рейтинге регионов по ГЧП», — ответили на запрос DK.RU в министерстве.

При этом предприниматели, готовые и желающие сотрудничать с государством, говорят о том, что специалистов найти не проблема — если привлечь их со стороны.

Не надо бояться открытых экспертных обсуждений. У нас в области есть сильные эксперты в различных отраслях: право, экономика, финансы, аудит. И чтобы сделать проект ГЧП, нужно просто их объединить. Существует много форматов, которые можно использовать — тематические круглые столы, включение специалистов в рабочие группы, открытые обсуждения на заданную тему. Нужно использовать эти инструменты, если своих компетенций не хватает. Ничего стыдного в этом нет, — уверен Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО».

Более того, в предпринимательских кругах созданы и работают свои структуры, занимающиеся ГЧП.

Бизнес объединяется вокруг механизма ГЧП. В нашем региональном отделении «Деловая Россия» создан и действует комитет по развитию инвестиционной деятельности и государственно-частному партнерству. В него входят лучшие эксперты в сфере экономики, юриспруденции, финансов, аудита, а также представители отраслевых бизнесов, — рассказал Леонид Гункевич.

Эксперты и представители комитета неоднократно участвовали как в подготовке, так и в непосредственной реализации инвестиционных и ГЧП-проектов. 

Это проекты и муниципального, и регионального уровня. Так что у нас наработан опыт взаимодействия с финансовыми организациями, органами государственной и региональной власти, институтами развития. В совокупности бизнес-структуры комитета участвуют в работе более двадцати инвестиционных проектов и проектов ГЧП в сферах туризма, спорта, культуры, организации отдыха, строительства инженерных и коммуникационных сетей и связи, производства, сельского хозяйства и других отраслей, — сообщил руководитель комитета по вопросам ГЧП при «Деловой России» Александр Кошкин.

Бизнесмены региона уверены, что Свердловская область вполне может (и должна!) занять по-настоящему лидирующие позиции в применении инструментов ГЧП. Для этого есть многое: воля и инициатива главы региона, созданы соответствующие структуры — как во власти, так и в бизнесе. Дело за малым: услышать друг друга.

Ситуации, когда государственно-частное партнерство не складывается, к сожалению, случаются — в итоге регион теряет инвесторов. Так произошло, например, с Национальной сурьмяной компанией (НСК) — в прошлом году компания ушла из Свердловской области, не завершив инвестпроект, над которым работала с 2014 г. НСК планировала вложить 1 млрд руб. в производство триоксида сурьмы на Среднем Урале, в 2014 г. компания начала строительство завода в Дегтярске, но экологические митинги вынудили ее отказаться от этого. С 2016 г. НСК пыталась реализовать проект на территории Асбестовского завода металлоконструкций, однако на этот раз работу инвестора заблокировала гордума.

Если власти и бизнес начнут вести действительно взаимовыгодный диалог, такие ситуации повторяться не будут, уверено бизнес-сообщество.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.