Подписаться
Курс ЦБ на 19.10
63,95
71,12
Деловой квартал / Новости / Екатеринбург не позволил себе лишнего

Екатеринбург не позволил себе лишнего

11:49   21.05.2013

Сколько денег получат города России к ЧМ-2018, выяснится 6 июня. Екатеринбург запросил 161 млрд руб. Сити-менеджер Александр Якоб объяснил «ДК», почему при таких суммах власти не стали завышать смету

До 2017 г., когда подготовка к чемпионату официально закончится, четыре года. Времени на строительство  не так много, признает Александр Якоб. При этом уже ясно, что 2013 г. станет временем подготовки необходимых бумаг: строительство дорог и гостиниц, перенос СИЗО, реконструкция стадиона, тренировочные базы – все это чуть позже. Сроки утверждения проектов напрямую связаны со сроками завершения строительства необходимой инфраструктуры.
Когда Центральный стадион реконструировали в первый раз (2006-2011 гг.), мало кто верил, что в Екатеринбурге состоятся мировые матчи. Но уже через год город стал одним из организаторов Мундиаля. Теперь футбольную арену необходимо менять под новые стандарты ФИФА. На эти цели в бюджетах предусмотрено 11,4 млрд руб. Кроме того, планы предусматривают строительство 15 крупных дорожных объектов (в основном, автомобильных развязок). Составлен перечень и смета необходимых мероприятий к мировому первенству. Тянуть подземку за счет города сити-менеджер считает неправильным. Но идея бесконтактного трамвая увлекает его намного больше.
На первый взгляд, у Екатеринбурга есть преимущества перед другими городами-организаторами. Новый аэропорт и стадион, который не надо строить с нуля. С одной стороны, это хорошо, поскольку показывает уровень развития. С другой – ясно, что нам достанется меньше федеральных денег на инфраструктуру.
– Стадион, не соответствующий требованиям ФИФА по вместимости, вряд ли можно отнести к преимуществам. Порой проще найти участок земли и построить новый, чем реконструировать имеющийся. Обычно спортивные арены выносят на окраины, чтобы обеспечить подходы, пешеходную зону примерно в километр. Это связано с удобством для болельщиков и требованиями безопасности. Футбольный матч — мероприятие массовое, с шумом и эмоциями. А мы привязаны к месту в центре города, ограничены плотной застройкой — Медакадемией, НИИ ОММ, СИЗО, жилыми домами. Сам стадион — объект культурного наследия. Это заметно усложняет работу проектировщиков и подрядчиков. Но для жителей Екатеринбурга, которые много лет приходят сюда болеть за любимые команды, это безусловно положительный фактор.
Есть ли новые сведения о переносе СИЗО и колонии от стадиона? Оно состоится, если эти объекты включат в федеральную программу. Но времени остается немного. Мы успеваем?
– Пока такая возможность есть. Когда стадион, исправительную колонию и СИЗО строили, здесь была окраина, а теперь — территория, прилегающая к центру. Пенитенциарные учреждения в любом случае нужно выносить. И чемпионат мира — хороший повод, чтобы этот процесс ускорить. Действительно, ни переноса СИЗО, ни ИК в федеральной целевой программе пока нет. Я обращался и к Евгению Куйвашеву, и к его предшественнику с просьбой решить этот вопрос в Москве. Некоторые деньги выделили — сейчас работы ведутся в Камышлове и в Шабрах. Но это позволит только разгрузить екатеринбургский СИЗО до установленного норматива. Чтобы убрать тюрьму, нужен еще один объект. Руководитель нашего ГУ ФСИН считает, что его можно построить на севере области. Время осталось, хотя и не очень много.
Деньги на перенос СИЗО должны выделить областной и федеральный бюджеты. А в каких проектах участвует администрация Екатеринбурга?
– Город задействован в развитии уличной дорожной сети. Мы разрабатываем общую концепцию, проводим изыскания и в этом году начнем проектно-сметные работы. Затем передадим на госэкспертизу проекты по 15 транспортным объектам, связанным с подготовкой к Чемпионату мира. Сейчас главная задача – подготовить документы. Сделать это нужно быстро, чтобы не откладывать начало строительства. Так как строить сразу все дороги и развязки не выйдет: город встанет в пробках. И еще один нюанс – чем ближе Чемпионат мира, тем больше вероятность, что деньги найдутся – федерация свои обязательства выполнит. Первыми их получат регионы, которые подготовили и утвердили проектную документацию. Это долгий процесс.
Что мы имеем сейчас?
- Структуру дорожной сети вокруг Центрального стадиона уже разработали специалисты из Санкт-Петербурга. А сейчас мы заказали более широкую концепцию. В конкурсе участвовали три компании, выиграл проектный институт из Москвы. Подрядчиками выступят местные проектанты.
Основные транспортные узлы, которые нужно построить, уже известны. Это развязки вокруг Центрального стадиона, окружная дорога, соединение ул. Ленина и Татищева. Когда ждать, что на места пригонят технику?
– В части транспорта логика была в том, чтобы создать для приезжих удобные маршруты «Аэропорт Кольцово – Центральный стадион» и «Железнодорожный вокзал – Центральный стадион», а жителям города – обеспечить беспрепятственный доступ из центра – пешком или на общественном транспорте. Соответственно, появятся крупные развязки, на пересечении Объездной с ул. Московской, Серафимы Дерябиной и Амундсена. А в районе стадиона — развязки ул. Токарей-Крауля, ул. Токарей-Татищева и ул. Токарей-Долорес Ибаррури. Построив их, мы не только откроем свободный подъезд к стадиону, но и получим магистраль по ул. Бебеля-Халтурина - Токарей, выходящую на Объездную дорогу, Московский тракт. На Ленина-Татищева откроется сквозное движение. Мы должны направить транзитные потоки транспорта потоки в объезд по ЕКАД (я надеюсь, к этому времени его достроят). А вот развязки у концерна «Калина» в списке проектов к чемпионату нет. Она далеко от стадиона, и нам было бы сложно обосновать, как она соотносится с подготовкой к Чемпионату мира.
Будет ли город строить метро, если федеральных денег не выделят?
– По замыслу, первая очередь второй линии метрополитена — от Площади 1905 г. до ул. Крауля-Викулова — пройдет неподалеку от Центрального стадиона. В этой очереди будет четыре станции. Проектирование начнется в этом году. Но городскому бюджету такое строительство не поднять. Даже начинать нет смысла. По расчетам, понадобится 32 млрд руб. — это огромные деньги и для города, и даже для области. Строить можно только при участии Федерации. Иначе все затянется. Первую линию метро город прокладывал около 30 лет. Отчасти это объясняется трудными временами, но 30 лет — все равно очень долго. Отвлекать на такой срок средства из городского бюджета неэффективно. Но заниматься проектированием нам никто не мешает.
Аркадий Чернецкий считает, что деньги на метро будут, если выиграем ЭКСПО (см. с. 20 – Ред.).
- Да, есть такое обстоятельство — в этом году объявят, где пройдет Всемирная выставка 2020 г. Если такое право получит Екатеринбург, мы сможем рассчитывать на дополнительные субсидии. И добавим  еще две станции, которые соединят вторую линию метро с ЭКСПО-парком на ВИЗе.
Вы рассматриваете альтернативу метро? Например, скоростной трамвай, из района Академический, о котором давно ничего не слышно.
– Сейчас прорабатывается концепция скоростного трамвая. Он должен идти по ул. Серафимы Дерябиной. Но даже если выделить для него полосу, пассажирам придется пересаживаться на другой общественный транспорт, где-то в районе ул. Токарей. А это — плотно застроенная территория. Свободной земли под тяговые подстанции нет.
Сейчас мы рассматриваем более интересную технологию — бесконтактный трамвай, получающий короткую подзарядку на остановках, и более длинную – в конечных пунктах маршрута. Такой проект прорабатывается. Вопрос – в емкости аккумуляторов трамвая, которые, возможно, придется размещать на крыше. Они должны быть небольшими и легкими. Над задачей бьются ученые, в том числе, российские. И когда оптимальный вариант найдут, общественный транспорт, работающий на двигателях внутреннего сгорания, канет в Лету. Мы разрабатываем такой трамвай с заводом Уралтрансмаш. Он должен быть с низким полом, чтобы детям, пожилым людям и инвалидам было комфортно.
Легкое наземное метро в Екатеринбурге можно запустить?
– Это хороший вариант. Намного дешевле подземного. Но с точки зрения санитарных норм, в городе это невозможно. Такой вид транспорта приводит к повышению уровня шума. Не говоря уже о том, что часть земель в Екатеринбурге принадлежит частным собственникам — чтобы проложить рельсы, понадобится большое количество согласований. Вот выход метро за город, скажем, в направлении Верхней Пышмы, вполне реален.
А почему такое метро до Пышмы еще не проложили, если все в этом заинтересованы?
– Верхняя Пышма – другое муниципальное образование. Чтобы обо всем договориться, требуется время. Пока этот проект на уровне теории.
Госдума приняла во втором чтении закон о подготовке к Чемпионату мира, его обсуждали еще в октябре, но завернули на доработку. Закон предусматривает возможность изымать землю под инфраструктурные проекты в течение семи дней (см. с. 10 – Ред.). Это облегчит земельные отношения в Екатеринбурге или осложнит?
– Облегчит. Такой опыт уже есть в Сочи, надо его использовать.
Но семь дней! Вчетверо меньше, чем в Сочи. Поднимут на вилы – нет? Да и опыт Сочи неоднозначный.
– Законодателям придется учесть ошибки. Но если ничего не делать, строительство может растянуться на годы. Когда мы расширяли ул. Щербакова, жители одного из домов отказывались выезжать, пока администрация города не примет их завышенные условия. В итоге суд подтвердил правоту городских властей и назначил цену за этот объект почти вдвое меньше, чем изначально предлагалось собственнику. Так как кризис в экономике скорректировал стоимость недвижимости: она снижалась. Если при стройке развязок мы столкнемся с таким же противостоянием, это может привести к растягиванию сроков строительства. 
Люди всегда стремятся получить больше. Такие ситуации еще будут. Мы видим, как растут цены на землю в районе предполагаемого ЭКСПО-парка.
– Если ЭКСПО будет в Екатеринбурге, без изъятия земель не обойтись. Для проведения международного проекта такого масштаба земельные участки будут выкуплены по рыночной стоимости.
А кто ее вычисляет?
– Мы проводим аукцион на оценочную деятельность. Договор заключаем с компанией-победителем. И ее эксперты делают оценку. Иначе владельцы участков могут предложить любую цену. Понятно, что им хочется разом решить все проблемы — свои, детей и внуков. Если частный застройщик сочтет, что ему это выгодно, то заплатит, сколько попросят. А бюджет не может такого себе позволить. Опыт Сочи в этом смысле, конечно, очень важен. Какие бы фантазии у людей ни были, у земли есть разумная стоимость.
6 июня правительство РФ примет программу по развитию инфраструктуры в городах ЧМ-2018. Появится ясность по целевым программам Минспорта и других министерств.
– Наверное, какую-то часть работ будут оплачивать через отраслевые программы министерств. Но механизм выделения федеральных средств не так важен. Главное, чтобы эти средства приходили в городскую экономику в нужном количестве и своевременно. Лишь в этом случае все, что запланировано, получится сделать в срок.


Татьяна Апрельская
Михаил Старков

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.

Интернет-аукцион

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.