Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Simфонический бизнес-драйв

С топливом вместо крови Автомобиль в понимании Александра Доросинского — существо живое. А если это Subaru, то еще и женского рода. Г-н Доросинский уверен: человек, хоть раз в жизни си

Президент сети сотовой связи «SimФония» Александр Доросинский из тех людей, которые идут только вперед. Если вдруг весь его бизнес, оборот которого превышает $200 млн в год, разрушат до основания, как это сделало государство с ЮКОСом, он готов заново создать то, что будет приносить ему деньги. Хотя это для Доросинского — отнюдь не самоцель. Такие слова, как рентабельность, EBITDA1 или ARPU2, не несут для него сакрального смысла — в отличие от других, выдрессированных в западных бизнес-школах коммерсантов. Он зарабатывает лишь для того, чтобы спокойно заниматься одним из главных увлечений жизни — гонкой. Драйв в ралли дает ему драйв в жизни и бизнесе. 1 EBITDA (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) — показатель прибыли компании до вычета налога на прибыль, начисленных процентов по кредитам и амортизации. 2 ARPU — средний доход от одного абонента.

С топливом вместо крови

Автомобиль в понимании Александра Доросинского — существо живое. А если это Subaru, то еще и женского рода. Г-н Доросинский уверен: человек, хоть раз в жизни сидевший за рулем Subaru, не променяет ее ни на какую другую марку. В «автоконюшне» Александра машин много, но самая любимая — все та же Subaru, модель Impreza WRC, под капот которой втиснуто 320 лошадиных сил. Своей страстью к машинам Доросинский заражает и своих подчиненных. В приемной — плакат с гоночным болидом, в комнате переговоров — сине-звездный флаг Subaru, на полках — кубки с гонок.

— На свое хобби вы много тратите?

— Очень. Даже не пытался считать. Автоспорт — удовольствие не из дешевых. Но у меня весь бизнес нацелен именно на то, чтобы беспрепятственно заниматься гонками. Кстати, вряд ли автоспорт можно считать хобби. Для меня это часть жизни. Я живу в машине, бизнес там делаю, информацию анализирую, решения принимаю.

— Молниеносное принятие решений на дороге как-то сказывается на скорости решений, принимаемых в бизнесе?

— Принимать решения — категория философская. Самое верное решение — не то, которое человек вымучивает, выдавливает из себя по капле, принимает после многодневного анализа. Оно может быть очень близким к правильному, я не спорю. Но идеальное — то, что возникает ниоткуда. Некоторые называют это инсайтом, некоторые — интуицией. Для меня это сравнимо с управлением автомобилем на гоночной трассе. Порой ты делаешь движение рулем и не знаешь, почему так сделал, а в итоге это движение оказывается правильным и спасает твою жизнь. Поэтому и в жизни и в бизнесе я принимаю решения на основе интуиции. Да, при этом я могу всех слушать, совещаться много, но основываюсь все же на том необъяснимом, что есть внутри меня.

Интуиция — вообще интересная вещь. Ведь что такое знание? Это длинная и порой очень извилистая дорога от точки А к точке Б. Интуиция же соединяет эти точки по кратчайшему пути — по прямой. Многие знания потом оказываются ненужными. Человеческий мозг — это помойка. Умный человек постарается туда как можно больше свалить. А задача головы — разложить все по ячейкам. Вот когда мозг научится быстро выбирать из разрозненных данных, он будет быстро соединять две точки.

— С чего началось увлечение автогонками?

— С моего отца. Мы много ездили по стране: побывали в Казахстане, Сухуми, Батуми. Всю Россию обколесили на своем ВАЗе. Он у нас был самой первой сборки, еще фиатовской. В этом советском клоне итальянской машины были все фирменные запчасти. Абсолютно неубиваемое авто, оно до сих пор в строю.

Мне было девять, когда отец впервые посадил меня за руль. А в 12-ть я уже абсолютно свободно управлял машиной, начал ходить в секцию картинга. Потом был перерыв. Чтобы заниматься автоспортом, надо было иметь богатых родителей или спонсора. У меня не было ни того ни другого. Я четко отдавал себе отчет, что должен сам себя финансировать, зарабатывать, чтобы заниматься тем, что мне нравится.

В автоспорт меня привлек Владимир Таланов — бывший гонщик, чемпион Рос 

сии. Я спросил его однажды: «Дядя Вова, как считаете, я бы мог участвовать в ралли?» Он предложил проехаться по одной трассе — вдоль озера рядом с Первоуральском. «Прокатись как считаешь нужным», — сказал он мне. После испытаний его резолюция была такой: «Парень, тебе срочно нужно идти в автоспорт». И вот уже три года я занимаюсь этим без перерыва. С любителя поднялся до профессионала: совсем недавно получил звание мастера спорта международного класса.

 

Николай Лантух,

руководитель строительного департамента «СКМ-Холдинга»:

— Мы с Александром познакомились в 2002 г. на трофи. Нас сделало друзьями увлечение машинами. У Александра есть удивительное качество— максимализм. Он на гонки едет с желанием быть первым, а не просто покататься. Или все — или ничего. Это очень хорошее качество и для спортсмена и для бизнесмена — стремление достичь максимального результата, упорство.

Мне кажется, он больше бизнесмен, чем менеджер. Я хочу сказать, что этот человек больше расположен к стратегическому управлению, чем к скучной, рутинной административной работе. Он может легко быть генератором каких-то идей, но руководить текущим процессом, стоять, что называется, над конвейером — это не его стихия. У него просто другая энергетика.

Моей первой машиной была «заряженная» ВАЗ-2108. Ее специально для меня собрал близкий друг, известный гонщик Александр Никоненко. У «восьмерки» была одна проблема — она часто ломалась. Я не хочу делать антирекламу российскому автопрому, но против фактов, что называется, не попрешь. Те, кто покупает отечественные машины, сами себя обманывают. Бесконечные поломки мне начали надоедать, а тут как раз на одной гонке в Карелии я встретил Кирилла Кипяни — он обслуживал гоночную команду газовой компании «Итера». Этот человек и открыл для меня Subaru. С тех пор на другие машины я не сажусь.

 

Не царское это дело

Александр Доросинский никогда не стремился попасть в список богатейших людей мира из журнала Forbes. Однако это не мешает ему создавать все новые бизнесы. Причем делает это он не для себя, а чтобы найти применение талантливым людям, переросшим «SimФонию». Сегодня группа компаний, где г-н Доросинский выступает акционером, работает в восьми отраслях. Не исключено, что их будет больше. По словам президента «SimФонии», лучше иметь 10 бизнесов по $10 млн, чем один на $100. Чеболь, как показала практика, очень уязвим.

— Как вы совмещаете профессиональный автоспорт и бизнес?

— Мое понимание бизнеса предельно простое. Это инструмент. Он существует для человека, а не наоборот. Хотя я знаю массу людей, которые страсть как любят «позаниматься бизнесом». Такой маниакальности я не понимаю. Конечно, бизнес требует забот, но во всей этой суете нельзя забывать, кто ты есть. Сними дорогой костюм, очки в золотой оправе, выложи из кармана телефон Vertu — и ты ничем не будешь отличаться от миллионов других. За исключением внутреннего содержания. Вот его-то и следует развивать. А большинство об этом забывают. Жажда денег и власти затмевают им глаза. Я живу по другому принципу. Для меня не столь важна политика или финансовые показатели компании. Ну заработаю я в этом году чуть меньше, чем в прошлом, — какая разница по большому счету. А люди хапают больше и больше, потом идут в политику. Эта схема банальна, неинтересна и скучна. Если я не крал денег, не обманывал людей, зачем мне идти в политику?! Что мне там защищать?

— Обычно бизнесмены в политике защищают свои деньги.

— Проведите такой эксперимент: соберите все свои сбережения, запритесь в четырех стенах и взгромоздитесь на свой капитал. Ощущение того, что вы охраняете его, принесет вам счастье? С помощью политики бизнесмены совсем не то пытаются защитить. Олигархам не нужно отстаивать деньги с пеной у рта.

— Это вы о ЮКОСе?

— Думаю, вместе с Ходорковским средств лишатся и другие люди. Мы же все прекрасно понимаем, что происходит в стране, просто молчим почему-то. Правильно государство поступило с Ходорковским или нет — не нам судить. Не понятен только подход: почему Ходорковский при Ельцине не был вором, а при Путине — стал им? Это довольно странно.

— Вы говорите, что для вас неважно, насколько рентабельна компания. Сотрудники «SimФонии» рассуждают столь же либерально: какая разница, на $5 млн больше или меньше мы получим в этом году?

— Моя компания работает на «дворовом принципе» — я его так называю. Уровень самореализации людей в «SimФонии» не ограничен ничем. Хочешь расти — пожалуйста, хочешь больше зарабатывать — нет вопросов. Одна из моих главных задач — сделать бизнес интересным для своих сотрудников. Поясню мысль. Многие уже не могут себя реализовать в рамках «SimФонии», так как дошли до верхней ступеньки карьерной лестницы. Чтобы не потерять их талант, я придумываю новые направления бизнеса и тем самым диверсифицируюсь. Хороших людей очень жалко отпускать.

Понимаете, у нас нет какого-то царя, который правит единолично и определяет круг обязанностей. Я предоставляю людям полную свободу, чему удивляются многие мои знакомые. Они говорят: «Как же? Они же будут воровать!» Каждый раз в таких случаях я отвечаю: украдешь один раз, а отмываться придется всю оставшуюся жизнь. Не вопрос укради. Я поймаю, ну уволю. Но как дальше этот человек будет жить? Проблема в том, что он преступил черту. Любой чиновник, однажды получивший взятку, не сможет в дальнейшем от них отказаться, и выполнять свой основной долг — улучшать быт людей — он не станет. Потому что он почувствовал вкус легких денег. Не должен абсолютно убогий человек управлять людьми.

— Карьера Андрея Стародубцева, сумевшего за короткий промежуток времени подняться с должности обычного менеджера по продажам в сети «SimФония» до генерального директора, — это тот рост, о котором вы говорили?

— Андрей уникальный человек, сильный и перспективный. Я думаю, он на своем посту не остановится. Мы познакомились с ним, когда он работал в «Уралтеле». Я со своими компаньонами поставлял этому сотовому оператору трубки. Объем продаж нас не устраивал, и я спросил у Андрея:

— А можно продавать еще больше?

— Можно, — лаконично ответил он.

— А как?

— Вам какая разница: я продам больше.

Он действительно сделал это. А потом продал еще больше и еще. Меня до сих пор мучает вопрос: куда он девал эти мобильники?

Тогда я пообещал ему, что, если он выполнит план, который мы перед ним поставили, мы подарим ему «восьмерку». Он перевыполнил план в два раза! Машину мы ему подарили.

Спустя какое-то время Андрей сказал, что хочет работать в нашей компании, несмотря на всю перспективность «Уралтела». Я, естественно, взял его к себе. Вместе с ним мы открыли первый магазин «SimФония». Сегодня он мой компаньон по сотовому бизнесу.

А изначально бизнес со мной начинали еще два человека — Евгений Трофимов и Володя Медюшка. Точнее — я с ними.

 

Мальчики-мажоры

Золотая медаль в школе, красный диплом в университете, регалии и награды — это не об Александре Доросинском. Он не понимает тех, кому удается жить по такой «абсолютно четкой траектории». Жизненная кривая бросала Доросинского в разные стороны — от уличного хулигана до студента мединститута. Чтобы стать человеком, по словам Александра, нужно пройти определенные этапы. Главное — на них не застрять.

— Я не из белых воротничков, не мажор, и никогда им не был. Наверное, поэтому занимался всякой ерундой, искал, где заработать деньги. Очень хотелось быть независимым от родителей.

— С чего начинался ваш бизнес?

— С торговли на рынках. Пиво, шоколад, водка — чего мы только ни продавали! Тогда у нас был очень простой принцип: покупай дешевле, продавай втридорога. Я помню, когда только-только появились импортные шоколадные батончики, мы с Женей и Володей уехали в Москву торговать «марсом» и «сникерсом». Маржа была колоссальной! На Лужниковском рынке машина шоколадок продавалась за две минуты. Огромные деньги, но и уходили они у нас так же быстро, как зарабатывались.

Ребята были больше заняты в бизнесе, я же, по сути, разгильдяйничал. Мне хотелось романтики, в Москву поехать, в Ленинград слетать. Было интересно, чем там живут, что происходит за пределами родного города. Трофимов и Медюшка всегда были более разумны: начали подкапливать капитал, нанимать людей. Но конъюнктура сложилась так, что торговать водкой-пивом-шоколадом становилось все менее выгодно, снижалась рентабельность, появлялись крупные оптовые компании, возникали сложности с таможней. Всем ведь понятно, что 99% ввозимого тогда товара — а мы поставляли пиво из-за рубежа — через таможню проходило весьма своеобразно… Но правила ужесточились. Парни оказались на распутье — чем заняться дальше? Тут-то и пригодились мои знания: бродя по стране, я увидел, что сотовая связь набирает обороты. Шел 1995 г. — никаких «Евросетей» тогда еще в помине не было. Мне пришлось убеждать ребят, что это перспективное направление. Мы пришли в «Уралтел». В маленькой комнатке сидели Орлова и Вербицкий. Мы с ними познакомились, подружились и начали поставлять им телефоны.

— Из-за этого «SimФонию» часто связывают с «Уралтел»?

— Нас не нужно ни с кем связывать. Мы самостоятельная компания. Просто наш бизнес начинался с «Уралтела», но тогда и не было никого на рынке, выбирать не приходилось. Я не скрываю того, что мы много сделали для развития компании «Уралтел» в Свердловской области. Имея связи, помогали им проходить согласования. А как иначе? Ведь наши бизнесы зависят друг от друга — у нас один потребитель.

— Где брали свои первые телефоны?

— В Питере. Причем объем был малюсеньким, несколько коробок, — весь груз помещался в багажнике «восьмерки». Перед Новым годом неискушенные екатеринбуржцы выстраивались в очередь, чтобы только подключиться и получить трубку. Потом пришла мысль о строительстве своих магазинов. К тому же капитал для этого появился. Ведь наша сеть отличается от любой московской тем, что мы развиваемся не иллюзионным способом. То есть не берем заемные деньги для развития, а вкладываем только собственные ресурсы.

— Вы изначально планировали сетевое развитие для своего бизнеса?

— Сетевая компания — это огромная проблема. Что такое сеть? Это клонирование, выход в тираж. Идея же нашей сети была отличной — сделать каждый магазин уникальным, не похожим на массу других «SimФоний». И в этом сброде сетевых компаний мы выделяемся, потому что у нас нет тупого тиражирования. Открыть 100 или 500 точек у нас денег хватит. Но для чего? Ради галочки на карте?

Сейчас почему-то единственный способ привлечения абонента — цена на телефон. Москвичи любят демпинг, поскольку у них больший запас прочности. Задам простой вопрос: а в чем тогда бизнес, если никто не зарабатывает? Сейчас демпинг стал вдвойне тяжелее —наш рынок далеко не на подъеме. Конкуренция огромна, рентабельность снижается очень быстро.

 

20 000 шагов к цели

Несмотря на то что Александр Доросинский уже не занимается оперативным управлением «SimФонией», он ни на секунду не сомневается в ее будущем. Конечно, от губительных ошибок в бизнесе никто не застрахован, но, по мнению президента «SimФонии», не ошибаясь, ты никогда не сдвинешься с места. Ошибка — это не поражение, а способ найти правильное решение. Стоять нельзя — только двигаться вперед. Это же гласит одна старая японская мудрость. Следуя ей, Доросинский старается делать 20 000 шагов каждый день. Говорит, они приближают его к цели.

— От москвичей предложения о продаже сети «SimФония» не поступали?

— Нет.

— Как думаете, почему?

— Меня этот вопрос тоже интересовал. Для себя я на него ответил так. Столичным сетям просто не нужна такая компания, как наша. Это ведь балласт, обремененный недвижимостью, менеджерами. У нас все свое. К тому же у нас разные подходы к бизнесу — я уже об этом говорил.

— Вы отдаете в своей работе предпочтения каким-то конкретным операторам?

— Я не имею права этого делать. Мы — альтернативная структура, не лоббирующая ни одного сотовика. Как только мы прогнемся под кого-то, мы потеряем самое ценное — доверие клиента.

— Вам, сидя в кресле президента, легко говорить об идеальных моделях, но на низшем уровне операторы мотивируют конкретных продавцов к продаже именно его контрактов. Это объективно существует, и не только в вашем бизнесе…

— Не буду отрицать, что такое случается. Если подобные факты выявляются, мы наказываем продавцов. Но вымуштровать всех при таком количестве людей просто невозможно. Вы сами сказали, что идеальной модели не бывает.

— Олег Семечкин, президент и один из собственников сети Dixis, в интервью московской газете заявил, что у региональных игроков больше преимуществ, чем у московских сетей, — связи в администрациях, выгодные условия аренды недвижимости. Вы разделяете его взгляд?

— Ни в коем случае. Москвичи могут найти помещение за те же деньги, могут даже и подешевле. Они просто ищут площади по другому принципу, назначая, скажем, не 1 000 руб. за квадрат, как недвижимость стоит на рынке, а 3 000 руб. и более. Столичные компании провоцируют ценовой всплеск на аренду. А ведь недвижимость — это уже гораздо шире сотовой связи, она касается всех.

— Вы не обучались в известных бизнес-школах. Как без специальных знаний вам удалось не допустить при ведении бизнеса ошибок, близких к фатальным?

— Я сейчас учусь в СИНХе, хочу этой осенью пойти на МВА в УСИБ. Кроме того, увлекаюсь тарасовскими поединками, которые дают реальный опыт управления. Расскажу вам одну историю. Однажды у нас чуть не случилась «бархатная революция». Мы всего лишь хотели провести корпоративную вечеринку. На ней я желал выделить людей, много сделавших для развития компании. Эта вечеринка была только для них. Но когда мы это обсуждали, менеджеры меня поняли неправильно и разослали приглашения всем сотрудникам наших магазинов. А для всех мы просто не могли устроить праздник. Я попытался объяснить, что приглашение касается только определенного круга лиц. Что я получил в ответ от директоров некоторых салонов? «Мы или все едем, или никто», — говорилось в письме почти в ультимативной форме. В тот момент я понял, что ощущало свергнутое большевиками правительство. Первое желание было сказать: все уволены. Но это очень неразумный вариант, так сеть парализовало бы на некоторое время. Я нашел другой путь. Собрал руководителей магазинов и постарался объяснить свое видение этой вечеринки. Те же, кто на нее не пошел, получили компенсацию. Конфликт погас, почти не разгоревшись.

 

Денис Шейбаль,
региональный директор компании «Максус» (сеть «Связной»):

— Мне не очень понятны заявления местных игроков о том, что мы взвинчиваем цены на недвижимость в Екатеринбурге. Те цены на аренду, которые установились в городе, нас вполне устраивают. Мешков с деньгами мы сюда не привозили. Мы знаем, сколько стоит недвижимость в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге. Мы не какие-то безумные люди, чтобы вбухивать огромные деньги в аренду ради того, чтобы просто всех умыть. В бизнесе с «SimФонией» мы еще не пересекались. На мой взгляд, это очень интересная компания. У нее есть сформировавшийся за короткое время бренд и вес на рынке. В целом мы рассматриваем эту сеть как одного из своих конкурентов и относимся к ней с должным уважением. Но приобретать ее не собираемся — скупать сети не совсем в наших правилах. Почему? Ответ простой: нам интересны не все места, где есть салоны, а владельцам дробить бизнес невыгодно.

Все сетевые компании, занимающиеся продажей сотовых телефонов, похожи тем, что продают один и тот же товар. Если копнуть любую компанию чуть глубже, то на поверку окажется, что у них разные подходы, стратегии, девизы, задачи. То, что у нас в сети 400 магазинов похожи друг на друга, — замечательно.

Обратная связь: ivanov@apress.ru

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.