Подписаться
Курс ЦБ на 14.05
74,35
89,93

«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР

«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР
Иллюстрация: DK.RU, личные архивы, пресс-служба компании «МегаФон»

Затянувшийся кризис перекроил многие рынки b2b: одним компаниям пришлось менять стратегию, другим — осваивать новые технологии и тренды. Какие изменения топ-менеджеры считают главными.

 
Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU
 
Во втором квартале 2016 г. и начале третьего ВВП стал падать медленнее. По предварительным данным, в августе экономика перешла из рецессии в стагнацию, говорил РБК-ТВ министр экономразвития Алексей Улюкаев.  В исследовании аналитиков HIS Markit говорится, что деловая активность в сфере услуг растет седьмой месяц подряд. Чтобы понять, как чувствуют себя различные сегменты b2b, DK.RU поговорил с руководителями нескольких компаний из разных сфер. 
 

Налоговики взялись за бизнес

 
«Правовой лоск, приобретенный за последние годы в юридических процессах, сорван, а нормой в работе вновь становятся инструменты 90-х»— говорит партнер Veritas Law Office Роман Лукичев. В юридическую реальность вернулись такие приемы, как: захват объектов с помощью силовой поддержки ЧОПов, регистрация права собственности на несуществующие объекты недвижимости для захвата земельных участков; подделка документов и их представление в суд; признание исполненных договоров недействительными; привлечение правоохранительных органов в качестве инструментов давления. В ближайшее время ситуация, скорее всего, будет усугубляться. Объем рынка юридических услуг в Екатеринбурге, по его оценке, за последний год сократился примерно на 15%.
 
Одновременно с этим выросло число претензий к компаниям у налоговиков, причем качество работы ФНС выросло. В частности, налоговая активизировала выявление и взыскание недоимок, стала эффективно пользоваться инструментами законодательства о банкротстве: оспаривание сделок, возвращение имущества в конкурсную массу, привлечение бенефициаров к субсидиарной ответственности. Кроме того, с 1 сентября 2016 г. вступили в силу поправки к Закону о банкротстве. Они вводят презумпцию вины руководителей организаций для привлечения их к субсидиарной ответственности по долгам компании, если задолженность по налогам превысит половину всего долга банкрота, рассказывает г-н Лукичев.
 
Рост числа банкротств — еще один важный тренд. Сейчас юристы компании половину всех судебных заседаний проводят по банкротным делам, тогда как год назад их было только 23%, уточняет юрист. Все чаще банкротства проводятся в интересах должника с целью уйти от возврата долгов. Суды, впрочем, постепенно отходят от формализма и стараются разобраться в существе спора.
 
Роман Лукичев полагает, что ситуация с банкротствами компаний еще не достигла пика и при дальнейшем сжатии экономики их количество еще возрастет. Кроме того, отмечено серьезное снижение количества сделок M&A, что также является неблагоприятным.
 
«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР 1«На мой взгляд, это говорит о серьезном кризисе в экономике, о том, что мы не достигли дна. По общим правилам кризис — это хорошая возможность приобрести актив по низкой цене, однако количество таких сделок пока крайне мало, бизнес почти не инвестирует в новые активы».
 
 

Антикризисные кадры

 
По данным исследования Ассоциации рекрутинговых агентств Урала (АРАУ), количество кадровых агентств в Екатеринбурге, оказывающих услуги по подбору персонала, сократилось примерно на 10% (до 43) по сравнению с 2015 г. Для сравнения: в Челябинске и Перми кадровых агентств стало меньше в два раза. Шесть из 43 компаний занимаются подбором не квалифицированного, а временного персонала. 
 
Постепенный рост количества вакансий наблюдается с конца 2015 г., и в этом году спрос работодателей на услуги рекрутинговых компаний вырос, говорит Елена Киселева, директор агентства рекрутинга «Люди Дела», вице-президент АРАУ по PR. Повышенным спросом сейчас пользуются специалисты по продажам, особенно в сфере b2b, если речь идет о реализации технически сложных продуктов.
 
«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР 2«Несмотря на сложную ситуацию в экономике, потребность в подборе персонала растет. Рядовые вакансии закрываются быстрее, на ключевые или узкоспециализированные вакансии срок поиска увеличивается», — комментирует Елена Киселева.
 
 

«Многостаночники» и «дайверы» консалтинга

 
Серьезно выросла конкуренция и на рынке консалтинга, куда заходят другие организации. Например, ИТ-компании, выпускающие софт для бизнеса, запускают консалтинговые сервисы — это дает им дополнительную прибыль и увеличивает срок обслуживание клиента, говорит Алексей Зайцев, управляющий партнер компании «Менеджмент-Апгрейд». В связи с усилением конкуренции ожидать роста цен на консалтинговые услуги не приходится. У обычных консалтинговых компаний в таких условиях есть три стратегии: стать «многостаночниками», «дайверами» или т.н. «образовалтерами», говорит г-н Зайцев. 
 
«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР 3«Многостаночники» диверсифицируют свой продукт: всегда занимались управлением продажами, а теперь — стратегическим консалтингом, могут прописать и оптимизировать бизнес-процессы. Например, я всегда работал в сфере корпоративного финансового консалтинга, а теперь в том числе погружаюсь в тему управления проектами», — рассказывает эксперт.
 
Многие скептически относятся к подобным консультантам-универсалам, однако статистика работает в их пользу, отмечает Алексей Зайцев. Тот, кто способен быстро разобраться в незнакомой области, может быстро обучить других, а именно это порой клиенту и нужно. К тому же с узкоспециализированными задачами связана совсем небольшая доля консалтингового рынка.
 
«Дайверы» погружается в бизнес клиента глубоко и надолго. Они продолжительное время работают на результат, например, отлаживают процессы на заводе или работают над продажами квартир в жилом комплексе, и не имеют возможности много времени уделять другим проектам.
 
«Образовалтеры» занимаются обучением в процессе совместной работы с клиентом над его задачами. Учеба в процессе достижения результата запоминается лучше всего. Например, в моей работе сейчас больше всего таких проектов. У всех трех стратегий есть одно общее — близость к клиенту, а вознаграждение все чаще привязывается к конечному результату», — заключает Алексей Зайцев.
 

Уход в digital

 
Digital-индустрия в целом лучше переживает кризисы, и часть тенденций в отрасли не зависят от странового фактора, считает Алексей Кулаков, директор digital-агентства JetStyle. Компании меняют взаимодействие с клиентами в Сети. Из концепции, центральной точкой которой является сайт, бизнес приходит к множеству каналов digital-взаимодействия, и нужно уметь ими управлять как единой экологической системой.
 
«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР 4«Мессенджеры становятся новой коммуникационной средой, нужно думать, как с ними взаимодействовать, и у нас появился спрос на написание ботов. Стало больше видеорекламы, особенно в Facebook — она стала более зрелым инструментом», — рассказывает директор JetStyle.
 
 
 
Алексей Кулаков отмечает также эволюцию подхода к рекламе: новые инструменты позволяют видеть, сколько конкретно приносит прибыли или убытка отдельный покупатель, считая все затраты на его привлечение и маржу. В Екатеринбурге это пока сравнительно редкий подход, но в ближайшие годы такая концепция станет магистральной. 
 
Директор по развитию корпоративного бизнеса компании «МегаФон» на Урале Евгений Иванов говорит, что тренд прошедшему деловому сезону задавали и M2M-решения (machine-to-machine) — на 40% увеличилось количество предприятий, которые подключили этот сервис: «SIM-карты уже управляют паропроводами, домофонами и фонарями».
 
Передачей данных пользуется каждый второй бизнес-клиент оператора: в сети 4G объем интернет-трафика вырос в три раза, тогда как голосовой трафик увеличился всего на 5%. Корпоративные клиенты также стали реже путешествовать за рубеж — их стало на 20% меньше, а вот по стране абоненты стали ездить чаще — число выросло на треть. В целом решения для бизнеса более жестко направлены на оптимизацию процессов и снижение издержек: каждая вторая компания подключает дополнительные услуги, например, электронный документооборот, виртуальную АТС, онлайн-конференции, рассказывает г-н Иванов. 
 
Наиболее перспективные направления в телекоммуникационной сфере — интернет вещей и анализ больших данных, считает топ-менеджер оператора:
 
«Инструменты 90-х вновь становятся нормой». Тренды корпоративного бизнеса на Урале / ОБЗОР 5«Мы прогнозируем двукратный рост спроса на услугу m2m-мониторинг, которая еще больше охватит транспорт, энергетику и ЖКХ. Каждая третья компания в перспективе может заинтересоваться сервисом машинного обучения — для сбора и анализа обобщенных данных о клиентах».
 
 
Самое читаемое
  • «Травма возможна даже у тех детей, кто смотрел это видео». Психолог — о стрельбе в Казани«Травма возможна даже у тех детей, кто смотрел это видео». Психолог — о стрельбе в Казани
  • В Екатеринбурге проверят все школы после трагедии в КазаниВ Екатеринбурге проверят все школы после трагедии в Казани
  • Каждый десятый свердловский выпускник-2021 после 11 класса не планирует поступать в вузКаждый десятый свердловский выпускник-2021 после 11 класса не планирует поступать в вуз
  • Жалоба на катастрофические решения судов. 14 лет по делу «Зимней вишни». Главное 12 маяЖалоба на катастрофические решения судов. 14 лет по делу «Зимней вишни». Главное 12 мая
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.