Подписаться
Курс ЦБ на 19.06
72,22
85,99

ЭКОНОМИКА ГОРОДА: итоги года

— Юрий Сергеевич, на различных уровнях неоднократно заявлялось, что 1995 год станет годом стабилизации и даже роста основных экономических показателей. Насколько сбылись эти прогнозы в масш

В городской администрации подведены итоги минувшего года. Каким он стал для экономики Екатеринбурга? Удалось ли достичь вожделенной и долгожданной стабилизации? На эти и другие вопросы отвечает Юрий Калугин, председатель комитета по экономике администрации города.

— Юрий Сергеевич, на различных уровнях неоднократно заявлялось, что 1995 год станет годом стабилизации и даже роста основных экономических показателей. Насколько сбылись эти прогнозы в масштабах города?

— По итогам года в целом промышленность города вышла на уровень 96% к 1994 году. Процесс падения объемов производства продолжился, хотя в октябре-ноябре казалось, что будет сохранен уровень 1994 года. Январь этого года начался снова тяжело, по предприятиям и организациям всех отраслей — кризис неплатежей, значительны дебиторские и кредиторские задолженности.

Стабильно на протяжении всех лет реформ работают предприятия переработки пищевой промышленности, такие, как АО «Конфи», мясокомбинат, жиркомбинат. Молкомбинат снизил объемы. На молзаводе построен корпус для производства детского питания, но пока не решен вопрос приобретения оборудования. Нужны большие капитальные вложения.

Предприятия остальных отраслей работают крайне неустойчиво, а многие из них на грани остановки. Особенно это касается оборонного производства. Это предприятия в основном федеральной или смешанной формы собственности, однако сегодня работа любого предприятия сказывается на бюджете города. Прямая связь: налоговая система обеспечивает пополнение бюджета только за счет налога на прибыль и подоходного налога на зарплату, а если предприятие не работает, то, соответственно, нет и зарплаты. И таких предприятий меньше не становится. Даже хорошо работающие заводы, которым обычно удавалось выходить из положения, сегодня тоже задерживают зарплату. Основные причины такого положения известны: государство не выполняет свои обязательства по оплате произведенный в счет госзаказа продукции и неплатежеспособности потребителей.

Сложно прежде всего предприятиям тяжелого машиностроения и металлургии. Стабильно работающее предприятие с хорошей зарплатой в этой отрасли назвать трудно. Весь прошлый год стабильно работал Верх-Исетский металлургический завод и даже закончил год с превышением 1994 года. Хорошо работает Уральский компрессорный завод, получает достаточную прибыль, чтобы платить налоги и зарплату. Но недостаточно для уверенности, что и завтра будет хорошо. Вся легкая промышленность на грани остановки: камвольный комбинат, кожгалантерейная фирма «Звезда» — там люди месяцами не работают, идут в отпуска без содержания. Производство товаров народного потребления в городе составило 91,1% к уровню 1994 года, и эта ситуация характерна для всей России. Все города-миллионники примерно на таком уровне — Пермь, Челябинск, Новосибирск, Омск, Нижний Новгород, Самара. У большинства из них показатели хуже, чем у нас, за исключением Новосибирска, где удержали уровень объема производства к 1994 году на уровне 100% и по ТНП — 95%.

— Какова доля поступлений в бюджет от местных налогов?

— Основное — это нормативные источники, которые определены нам областным правительством, областной Думой: установленные проценты отчислений от прибыли и подоходного налога. Главный налог с хорошо работающей структуры производства — это налог на прибыль. Рост заработной платы — это рост подоходного налога. Администрация города надеялась, что в этом году будут сохранены нормативы отчислений на уровне прошлого года: 18% от налога на прибыль, 90% подоходного налога, 5% НДС, т.е. те нормативы, которые у нас существовали на протяжении последних лет. Если их сегодня изменить в сторону уменьшения — город окажется неспособен к нормальной жизнедеятельности. На сегодня удалось только защитить только 37%-долю объема консолидированного бюджета через трансфертный фонд, который формируется в области, безусловно, поступления из него в город пока непредсказуемы.

Новых муниципальных налогов пока не предуматривается. Единственный местный налог, с которого имеются более или менее значительные сборы — это полуторапроцентный налог на содержание жилья и объектов соцкультбыта. Остальные налоги носят в основном организующий характер хотя и дают средства. Среди них такие, как налог на взимание платы за выдачу разрешений на продажу подакцизных товаров. Уплата пошлин за регистрацию субъектов предпринимательской деятельности. Возможно будет установлен сбор за проведение лотерей, в том числе уличных. Удачный опыт уже имеется: от использования лотереи «Шанс» получено около 400 млн руб. прибыли в прошлом году.

Доля поступлений в бюджет от всех местных налогов не превышает 16%. А от федеральных налогов в нашем бюджете доля доходов на уровне 79%. И мы всегда живем при дефиците бюджета. На 1 января 1996 недовнесено в бюджет 179 млрд рублей.

— Среди предприятий муниципальной собственности есть прибыльные?

— Большинство муниципальных предприятий заняты обслуживанием населения, и потому — дотационные. Оплачивая проезд в городском транспорте, пассажиры компенсируют только часть затрат. Самые большие затраты связаны с коммунальным обслуживанием жилья, которое город принимает на баланс от всех ведомств и акционированных предприятий (за последние годы передано уже 5 млн кв. м). На их обслуживании город теряет сотни миллиардов рублей. Вообще-то эти средства должны идти из российского бюджета через областной, однако мы ничего не получаем. Это стандартная ситуация, которая сегодня складывается по всем крупным городам. Законодательство, которое предусматривает передачу жилья, не подкреплено соответствующими средствами. И это характерно для многих законодательных актов, принятых на уровне России.

— Каковы итоги строительства жилья в городе?

— В прошлом году построено 386 тыс. кв. м, жилья, из них по администрации — 78 тыс. кв. м. В Новосибирске по администрации — 75 тыс. кв. м, они почти на нашем уровне. В Омске — 33 тыс., в Нижнем Новгороде — 19 тыс. и в Самаре — 8 тыс. И по другим позициям: коммунальное строительство по километрам водопровода, канализации, тепловых сетей, газа и т.д. — наши показатели превышают цифры, которые имеются по другим городам.

И все же в общих объемах жилья построено почти на 100 тыс. кв. м меньше, чем в 1994 году. Есть тому причины и объективные, и субъективные, в том числе плохая работа домостроительного комбината. На недавнем собрании акционеров предприятия был сменен директор.

В Екатеринбурге достаточно много жилья достается защищенным группам населения бесплатно: в прошлом году 134 женщины-фронтовички получили жилье в новых домах, жилье строится также для бывших воинов-афганцев, чернобыльцев, офицеров, выбывающих в запас. В прошлом году 26 тыс. кв. м жилья город отдал в фонд под отселение из ветхого жилья, трущоб. Это большая цифра, и задача стоит, чтобы ее увеличить. Кстати, она все эти годы не снижалась, а росла.

— Несколько слов о муниципальном жилищном займе.

— Муниципальный займ — это один из первых по России жилищный займ, который утвержден Министерством финансов. Первая эмиссия составляла 31 млрд руб. на строительство 25 тыс. кв. м жилья. Два дома по 10 тыс. кв. метров построены и заселены. В прошлом году было собрано 37 млрд руб. Сегодня речь идет о сумме 78 млрд руб. под строительство 37 тыс. кв. м жилья. Процесс беспрерывный. Основной генподрядчик — домостроительный комбинат, заказчик — УКС, наше муниципальное предприятие. Заем позволяет населению через покупку облигаций в рассрочку приобретать жилье; благодаря аккумулированию средств продолжается строительство.

— Расскажите поподробнее о взаимозачетах, вексельном обращении и других новых инструментах финансирования.

— Эти нетрадиционные методы существенно смягчают остроту кризиса неплатежей. Мы использовали вексели свои и Уралтрансгаза, которые шли в оборот, а потом погашались. Тот же рубль, но в другом выражении. Например, город выдал вексель муниципальной больнице, она рассчиталась с поставщиком тепла (предприятие тепловых сетей), оно рассчиталось векселем с поставщиком газа — Трансгазом, тот, в свою очередь, внес им в бюджет свою задолженность по налогам. Таким образом, вексель вернулся и погасился. Уральский оптико-механический завод в прошлом году в счет своих налогов поставил большое количество инкубаторов для новорожденных, которые сегодня успешно эксплуатируются в роддомах объекты здравоохранения этим оборудованием укомплектованы полностью. В минувшем году это обращение практиковалось впервые.

Также активно использовались взаимозачеты. На 34 млрд руб. использовано натуральное покрытие, то есть замена денежной платы поставкой каких-то материалов. Скажем, Уралтрансгаз имеет большое число задолженников, которые за поставляемый газ рассчитываются с ним своей продукцией, в том числе продовольствием, стройматериалами, трубами, кабелем. В прошлом году в счет погашения своих недоимок перед бюджетом Уралтрансгаз рассчитывался с бюджетом щебнем для муниципального управления благоустройства, поставкой оборудования для жилищного хозяйства. Сейчас оформляется протокол на погашение задолженности трубами, которые будут использованы в строительстве. Купить мы эти трубы не можем, в казне денег нет. Денежные поступления в счет уплаты налогов используются большей частью на заработную плату бюджетных организаций, на содержание и эксплуатацию больниц и школ.

Если сегодня остановиться в развитии города, не строить, не ремонтировать — то только один год отбросит нас назад необратимо. Нормативы по капитальному ремонту сетей, инженерных сооружений сегодня недовыполняются. Но они и в прежние годы не выдерживались. В заслугу мэру можно поставить, что он все свои возможности использует, изыскивает денежные средства для увеличения объемов ремонта на инженерных сетях тепло-водообеспечения. Требуется, например, ежегодно менять 40 км труб теплообеспечения, сегодня город выходит на уровень 26-30 км.

Доля этих финансовых инструментов пока незначительна в общем объеме. Рынок позволяет сегодня их применять, но вводятся они не от хорошей жизни. Хотя в развитых странах вексельное обращение — довольно распространенная форма, но, конечно, не налоговые платежи.

— Перспективы развития транспортной сети города?

— На обновление автобусного парка ежегодно тратятся значительные средства целевым назначением. Кроме того, в прошлом году введена новая троллейбусная линия протяженностью 5,2 км по ул. Крауля, в этом году планируется новая линия в Ботаническом районе. Есть проект выпуска в Екатеринбурге городского трамвая на ПО «Уралтрансмаш», в рамках конверсионной программы. Предприятие получит финансовую поддержку со стороны области и города. В этот проект уже в этом году предусматривается вложить 25 млрд руб. из городской и областной казны. Мы работаем над тем, чтобы привлечь к финансированию и другие города, заинтересованные в производстве трамваев. Сейчас на уровне области готовится постановление. Новый трансмашевский трамвай появится через два года. Опыт производственного взаимодействия различных предприятий города также имеется. Когда-то делали общими силами силосоуборочный комбайн, борону, да что только не делали.

Еще один путь решения транспортной проблемы города — строительство метро. Из федерального бюджета должно финансироваться 50% строительства, 30% — из городского бюджета и 20 — из областного. Из Москвы денег как таковых не поступает, дают в основном казначейские обязательства, векселя. Но ведь надо еще проходчикам и зарплату платить. Работы сейчас могут быть ускорены, потому что монтируется проходческий комплекс, прибывший с БАМа. По лимитам бюджета федерации на 1996 г. предусмотрено 102 млрд руб.

— Какие расходные статьи бюджета более приоритетны?

— Есть защищенные статьи, которые в любом случае обеспечиваются финансированием: зарплата бюджетных организаций, поддержание процесса жизнедеятельности отраслей здравоохранения, лекарственного обеспечения, питания в больницах, народного образования, всего городского хозяйства. А вот вопросы развития — это то, что останется. В прошлом году мэр принял решение о том, чтобы в части развития приоритетным сделать благоустройство — и это было выполнено. Через областное правительство удалось обеспечить поступление части областного дорожного налога — порядка 60 млрд руб. Такая же задача стоит и в этом году: за счет дорожного налога и собственных средств обеспечить развитие магистральных дорог в городе, ремонт, реконструкцию, строительство. Приоритетно так же коммунальное хозяйство, особенно тепловодоснабжение. Есть специальная программа по очистке воды в водоемах питьевого водоснабжения. Самый большой строящийся объект — Западная фильтровальная станция в Верх-Исетском районе, где будут использоваться новая технология, новые реагенты. Пуск в эксплуатацию станции планируется в этом году. Питьевая вода станет заметно чище. Но подавать ее потребителю будем по существующим трубам. Задача на перспективу — смена труб, особенно лежащих в земле по 20 лет. Также планируется пуск теплового комплекса на Новосвердловской ТЭЦ, что решит проблему горячей воды.

— В чем состоит поддержка предпринимателей?

— Сегодня в городе зарегистрировано более 37 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Эта цифра только на первый взгляд большая, несколько тысяч предприятий, по данным налоговой инспекции, ежегодно самоликвидируются. Администрация города заинтересована в том, чтобы поддерживать производство социально значимой продукции: пошив детской одежды, производство стройматериалов и строительство. В прошлом году для таких предприятий мы делали налоговые льготы — на общую сумму 700 млн руб. В городском бюджете была заложена статья 1,5 млрд руб. на поддержку субъектов предпринимательской деятельности путем выдачи ссуд из бюджета на возвратной и безвозвратной основе на развитие, поддержку предпринимательских бизнес-планов. Специальная комиссия рассматривает и оценивает представленные бизнес-планы, дает рекомендательные предложения по выделению кредитов, максимум до 100 млн руб.

В рамках этой программы был также создан Информационный центр при Палате товаропроизводителей. Планируется создание бизнес-инкубатора при этой палате. Для него выделено помещение, сейчас идет ремонт. Непременное условие поддержки — чтобы по крайней мере половину средств вкладывал предприниматель. Мы контролируем их работу, чтобы быть уверенными, что средства используются по назначению и в конечном итоге будет отдача. А вот с позиций выдачи таких средств из фонда занятости были примеры, и не мало, когда предприниматели вовремя не рассчитывались и использовали кредиты неправильно.

— В прошлом году на местном финансовом рынке начал активно действовать городской муниципальный банк. Расскажите поподробнее о целях его создания и насколько успешно они выполняются?

— Это обычный коммерческий банк с нашей долей горадминистрации в уставном фонде 22%. В минувшем году он работал устойчиво, обеспечивал весь спектр банковских услуг, несмотря на банковский кризис, который больно ударил по многим коммерческим банкам. Муниципальный банк, в частности, развернул прием коммунальных платежей в районах города, наравне со Сбербанком; непосредственно участвует в реализации муниципального жилищного займа, вексельного обращения. В числе его клиентов — многие промышленные предприятия, строительные организации, подразделения администрации. Сегодня перед банком стоит задача увеличения уставного фонда, обеспечение комплексного обслуживания бюджетных организаций, муниципальных предприятий и граждан города.

— В нынешнем году падение объемов производства продолжится?

— В этом году мы ждем изменения налогового законодательства на федеральном уровне. Экономика города по основным показателям должна превысить итоги 1995 г., будут нарастать объемы производства пищевой продукции. Предприятия металлургии, машиностроения и энергетики, надеюсь, будут работать более стабильно.

Прошедшие 4-5 лет — достаточный срок для того, чтобы научиться зарабатывать в новых условиях. Но в закреплении стабилизации все же главенствующую роль должны играть органы государственной власти и в том числе в принятии решений, касающихся деятельности местного самоуправления.

 

 

Приемная Комитета по экономике администрации города: 51-70-45

Самое читаемое
  • Больше стариков — крепче экономика. Как увеличение продолжительности жизни спасет мирБольше стариков — крепче экономика. Как увеличение продолжительности жизни спасет мир
  • Уральский производитель поставит компании «Сибантрацит» экскаваторы ЭКГ-12КУральский производитель поставит компании «Сибантрацит» экскаваторы ЭКГ-12К
  • Запуск «бесковидных» ресторанов. Ялту закрыли из-за наводнения. Главное 18 июняЗапуск «бесковидных» ресторанов. Ялту закрыли из-за наводнения. Главное 18 июня
  • На Урале впервые пройдет фестиваль сап-сëрфинга VIZ SUP FESTНа Урале впервые пройдет фестиваль сап-сëрфинга VIZ SUP FEST
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.