Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Вадим Самойлов: «Сегодня государство понимает, что нельзя всех плеткой загнать в счастье»

Вадим Самойлов: «Сегодня государство понимает, что нельзя всех плеткой загнать в счастье»
Иллюстрация: официальный сайт Вадима Самойлова

«В конце 80-х рок-клубы стали местом творческого общения. Там собирались не только музыканты: просто разные люди — все были интересны друг другу. Сегодня этого не хватает, а потребность такая есть».

Вадим Самойлов в особом представлении не нуждается: у многих нынешних предпринимателей песни «Агаты Кристи» записаны на подкорке. Недавно Вадим сообщил, что собирается участвовать в создании креативного пространства на Уралмаше. Для чего это нужно музыканту и как соотносятся бизнес и музыка — об этом Вадим Самойлов рассказал DK.RU.

Чтобы проект жил, в нем должен быть манифест

— Чтобы сегодня быть востребованным музыкантом, мало иметь просто талант. Любой творческий деятель должен обладать массой компетенций. Я, к примеру, по образованию технарь: закончил радиофак Уральского Политехнического института. Внутри меня живут сразу две личности — физик и лирик. Лирик в какой-то момент победил и я стал гастролирующим музыкантом, но физик во мне живет.

Современные концертные постановки, производство медиаконтента без знаний техники невозможны. Все делается с помощью серьезных аппаратно-радиоэлектронных комплексов и команды, куда входят люди как творческих, так и инженерных профессий. С этой точки зрения шоу-бизнес мало чем отличается от какого-то другого вида бизнеса.

Выстраивание отношений с командой, постановка задач — стратегических и тактических, маркетинговое изучение рынка, конкурентов — все это есть в любом виде бизнеса.

Конечно, есть и своя специфика. В творческой индустрии существуют люди-творцы, которые занимают исключительно позицию автора — «я только исполнитель», «я только сочинитель». Но когда артист выходит на сцену — это только видимая верхушка айсберга. Чтобы все удалось, нужна подводная часть, которая в 10-кратном размере превышает то, что видится над водой. И эта подводная часть создается командой. 

Вадим Самойлов во время выступления. Фото: официальный сайт артиста

Почему заостряю на этом внимание? Сегодня многие молодые люди, которые хотят связать жизнь с творческим бизнесом — сейчас это называется креативная экономика, — могут идти двумя путями.

Первый я называю творческим инфантилизмом. Это позиция: я автор, я жду, когда какая-то компания, продюсер заметит меня, приобретет, все за меня сделает, а я буду творить. В таком пути есть свои плюсы: если повезет и появится человек, который закрыл все потребности исполнителя, вплоть до бытовых ,— можно целиком отдаться творчеству. Но и минус очевиден: при конфликте велик риск остаться не то что без штанов — без имени! Как правило, контракт с продюсером, особенно если речь идет о крупных центрах, очень жесткий. Это оправданно: инвестиции в исполнителя огромны. И речь не только о финансах: это и продвижение, и организация, да и продюсер отдает много своей энергии, чтобы все закрутилось.

На творчество в таком подходе тоже есть свои ограничения. Как работают крупные лейблы? Они проводят маркетинговое исследование, смотрят, кто уже есть на рынке, а какие ниши не заткнуты — давайте в эту нишу бить. Создадим артисту вот такой образ, если это бойз-группа — несколько типажей. Песни будут вот на такую тему, обязательно должно быть про любовь, про расставание. Клип снимем такой-то, в расцветках, которые в тренде в этом сезоне…

Это исключительно бизнесовый подход, этакий конструктор, когда в придуманный образ артиста интегрируется исполнитель. Если все посчитано верно, это выстреливает. Но, как правило, жизненный цикл такого исполнителя недолог — очень быстрый взлет и такой же стремительный закат. Творчество здесь строго регламентировано условиями, навязанными лейблом.

Второй путь — тот, которым иду я — авторский. Я понимаю, что не хочу всецело принадлежать какому-то внешнему игроку. При авторском подходе человек выпускает контент, не обращая внимания на какую-то злобу дня или маркетинг. Он выражает свои мысли. Во многом это характерно для рок-музыки — не зря рок-музыкантов называют поющими поэтами. Но я бы не стал привязываться к жанру. И в поп-культуре есть исполнители с авторским подходом. 

Причем авторский подход совсем не отменяет бизнес-составляющей. Просто в одной модели ядром является исключительно конечная продажа, в другом — авторская идея. Когда человек несет некий манифест, тогда проект, на мой взгляд, более живучий.

Но каким бы гениальным ни был автор, он не может сказать: это все мне не годится, у меня свой путь. Все равно так или иначе смотришь на образ, на стиль, на звук… Просто чтобы сделать и продвинуть что-то свое, усилий потребуется намного больше. Но тем и интересна эта модель: она соединяет ремесло с каким-то творческим духом. От правильного соотношения зависит успех.

Хотя единого алгоритма, который может привести на вершину, не существует. Конечно, всегда ты что-то прогнозируешь, на что-то делаешь ставку. Но как сложится в итоге, выстрелит или нет, — этого никогда не предугадать. Особенно это касается музыки: когда речь идет о материях чувственных, эмоциональных, есть еще какое-то провидение. Два исполнителя с похожим контентом могут иметь совершенно разный успех: потому что один вызывает симпатию, другой нет. А почему так происходит — это уже вопросы не к нам, а к чему-то, что свыше.

Рок-клубы 80-х — это те же дворцы культуры, но неформальной

Сегодня начинающему творцу намного проще выйти со своим произведением к людям. Когда мы начинали, нужно было обязательно стучаться в двери радиостанций. Теперь можно выложить свое творчество в открытый доступ — и у тебя уже есть аудитория.

Но для того, чтобы твой трек появился, скажем, на главной странице той платформы, куда ты его загрузил, требуются и усилия, и средства, и знание технологий. Я уж не говорю о том, чтобы снять контент, который бы конкурировал с огромным количеством другого контента, в том числе международного. Медиаконтент — сложная конструкция, требования к качеству высоки. Поэтому важно, с кем ты взаимодействуешь.

Я давно занимаюсь тематикой точек роста для молодых исполнителей. Я дружу со многими артистами вне зависимости от того, в каком жанре они работают. Мне интересен любой исполнитель, творчество которого содержит какое-то авторское зерно. Такие продукты находятся в более уязвимом состоянии, их хочется поддерживать — поэтому мне близка тема создания креативных кластеров.

В мире во все времена существовали места, где люди могли самовыражаться через творчество. В Советском Союзе это были дворцы культуры. Когда эта система рухнула, какое-то время у людей ничего не было. Но сегодня пространств, где можно, скажем, научиться писать портреты, вязать или ваять, — появляется все больше. То же караоке: почему люди с радостью поют? Потому что это тоже творчество, которое могут оценить.

Если детей водят во всякие кружки, то взрослому в основном приходится самореализовываться только через трудовую деятельность. Но когда человек превращается в машину, которая с утра до ночи ходит на работу, он рано или поздно истощится.

Кстати, рок-клубы, которые появились в СССР в конце 80-х, — это тоже своеобразные дома культуры — неформальной кульуры. Приставку «рок» легко можно отбросить. Ведь здесь собирались просто те, кто был вне формата того времени. Сюда приходили не только музыканты, но и художники, писатели, заинтересованные люди. Они общались, они действительно интересовались творчеством друг друга, это и дало такой эффект — появление большого количества сильных музыкальных групп.

Агата Кристи времен Свердловкого рок-клуба. Фото:  @Archiv.Sverdlovsk.Rock Facebook

Сегодня такого взаимодействия не хватает, а потребность в нем есть. Мы подошли к такому этапу жизни социума, когда какие-то задачи надо решать сообща, воспринимать друг друга не как конкурентов, а как соавторов — и в искусстве, и по жизни.

Творчество и искусство — не равнозначные понятия

Креативный кластер — он об этом. Это, на мой взгляд, такая обновленная концепция того, что раньше было домами или дворцами культуры, место, где наша молодежь может реализовать свою бунтарскую энергию.

Конечно, у многих дом культуры ассоциируется со словом «пропаганда». Наш проект должен быть поддержан государством, но освобожден от диктата. Хотя последние несколько лет я фиксирую, что сейчас проекты, даже предложенные государством, более мягкие, более тактичные. Наверху уже прекрасно понимают, что нельзя всех плеткой загнать в счастье.

Сама структура, которая занимается развитием креативных кластеров, Агентство стратегических инициатив, — это структура при администрации президента. Однако политики, идеологии в их деятельности нет — они про экономику, про развитие территорий. Зато у них есть наработанная практика по созданию подобных пространств.

Конечно, в каждом городе свои нюансы. Поскольку Екатеринбург — один из признанных музыкальных центров, здесь самое место применить те идеи, которые были заложены в рок-клубе. То есть создать пространство, в котором будут все технологические мощности для развития музыки. Много помещений, где можно сыграть на музыкальных инструментах, снять видео, записать трек, получить консультацию — например, о том, как работает какая-то музыкальная система.

Вадим Самойлов. Фото: Александр Мельников/© L!FE_

Но я хотел бы подчеркнуть, что это проект не только о музыке. Мы часто говорим о творческой, креативной индустрии исключительно в контексте науки и искусства. Для большинства творческий человек — тот, кто поет либо рисует. У меня к этому другое отношение. Для меня пример настоящего творчества — родиться в Архангельске, своими ногами дойти до Москвы и поставить там в итоге университет.

Я считаю, что сама по себе творческая способность есть в каждом человеке. Необязательно всем петь. Можно свой творческий порыв выражать и в области техники. И в нашем кластере мы огромное внимание хотим уделить именно инженерным и ИТ-специальностям для создания и обслуживания студийно-аппаратного комплекса. Эти комплексы надо уметь проектировать, уметь эксплуатировать. И это тоже творчество.

Мои однокашники, в которых физик победил лирика, с воодушевлением относятся к этому замыслу. У всех есть какие-то идеи. Например, восстановить производство музыкальных инструментов, которое когда-то было в Свердловске — от пианино «Урал» до электрогитар. Западные аналоги дорогие, можно было бы производить качественные, но дешевле.

Задача кластера вовсе не в том, чтобы вырастить звезд, — они скорее просто следствие такого вида деятельности. Главное, чтоб появилась площадка, на которой люди смогут заниматься сотворчеством и — преобразовывать мир. В конце концов, именно в этом главное отличие человека от всего животного мира — он смотрит на окружающую среду, чувствует, как можно ее изменить, и добивается улучшений.

Обсудить

Текст написан на основе выступления Вадима Самойлова на онлайн-форуме Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства «Своя колея».

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.