Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
74,57
89,67

В образовании сложилась анекдотичная ситуация: «Я не знаю решения, но восхищен проблемой»

В образовании сложилась анекдотичная ситуация: «Я не знаю решения, но восхищен проблемой»
Иллюстрация: екатеринбург.рф

Все участники образовательного процесса уверены: без посещения школы обучение невозможно, но что делать, если дистант будет перманентно возникать в нашей жизни?

В 2020 г. студентов и школьников во многом насильственно погрузили в среду дистанционного обучения. И хотя дистант появился в нашей жизни внезапно, он рискует остаться с нами надолго. Уже сейчас министерство просвещения задумывается над тем, чтобы часть учебной программы на постоянной основе проходила онлайн.

Какие плюсы и минусы у этой формы обучения и почему так сложно было на нее перейти, DK.RU рассказали сами педагоги. 

В образовании сложилась анекдотичная ситуация: «Я не знаю решения, но восхищен проблемой» 1Лариса Кулькова, директор екатеринбургской гимназии № 9:

— Я не устану повторять, что образование — привилегия, а вот научение может быть массовым. Образование очень избирательно и индивидуально — в зависимости от запросов и возможностей семьи, научение же, достижение определенного уровня грамотности — это общедоступный и массовый продукт.

Дистант, онлайн-образование — это всего лишь способ обучения,  инструмент. Само образование, по сути, остается прежним, тем же, что и в офлайн. Даже в доковидные времена у нас были люди, которые не могли приходить в школу в силу определенных обстоятельств, они и раньше занимались онлайн, а уровень знаний их был ничуть не ниже, чем у школьников, которые учатся в классах.

Учеба через интернет совсем не означает, что знания будут хуже. Нельзя говорить, что дистант — абсолютное зло, это всего лишь механизм. И очень хорошо, что в такой критической ситуации, как пандемия, у нас оказался такой инструмент в руках, потому что в ином случае процесс обучения замер бы, а это очень плохо.

Смысл образования состоит в систематическом подходе. Мы должны всегда тренировать интеллект, это как в спорте: та часть, над которой ты регулярно работаешь, выглядит лучше всего, но стоит прервать тренировки, как наступают изменения. Так же и с обучением. Вспомните, какими дети приходят в школу в сентябре. Приходится 3-4 недели разгоняться, даже если речь идет о самых талантливых детях. Так что прерывать процесс образования нельзя. Пусть лучше оно присутствует в нашей жизни в виде дистанта, хотя бы так.

Несомненный плюс дистанта в том, что он позволяет продолжать обучение, когда очно учиться невозможно. А на все минусы дистанта накладывается еще один большой плюс — освоение новых навыков как старшим поколением, так и младшим. В процессе такого «Образования 4.0» учителя нередко обращались к ученикам с просьбой помочь решить технические проблемы, настроить компьютер, педагоги покупали современные смартфоны, чтобы поддерживать связь с учениками в мессенджерах, в итоге происходило взаимное обогащение.

Очень большой минус дистанционки в том, что дети вырваны из живого общения. Тут я поддержу всех родителей. Детям общение необходимо как воздух. Если живого общения нет, они уходят в интернет,  а там не общение, а лишь коммуникация.

Второй минус дистанта заключается в том, что часто при обучении онлайн взрослый учитель не может дать обратную эмоциональную связь ученику. Нет того движения глаз, тела, нет языка жестов и энергетического обмена, которые присутствуют в классе. Это мешает и учителям, и ученикам, в итоге дети зачастую выключают звук или видео. Искусственность в онлайн-обучении раздражает.

При этом, как бы мы ни критиковали дистанционное обучение, это часть нашей реальности. Сейчас это очень конфликтная среда, но важно научиться организовывать работу и договариваться всем участникам процесса.

Я прекрасно понимаю сложность ситуации, когда в семье есть трое или четверо детей-школьников, а квартира двухкомнатная и все вынуждены как-то учиться и отвечать в зум педагогам. В каждом отдельном случае нужно решать вопрос индивидуально.

Мы все оказались в ситуации, когда нам приходится бежать впереди паровоза. Как в том анекдоте: «Я не знаю решения, но я восхищен проблемой». У всех срочно наступил дистант, а мы не были готовы.

Наши школьные программы обучения не адаптированы к онлайн, и учитель 45 минут в зуме ведет урок так же, как делал это в классе. Педагогов тоже можно понять, все они стремятся выполнить учебные планы, это ведь в том числе и вопрос оплаты преподавательского труда. И как успеть в онлайне провести то же самое количество часов, что и в классе? Это колдовство. Это педагогический, человеческий и управленческий талант.

Третий момент — высокая ответственность родителей за организацию рабочего дня ребенка. Учителя прийти домой не могут, они могут лишь составить расписание онлайн-уроков с учетом особенного режима, а организовать рабочий процесс должен родитель.

Родители часто задают вопрос: «А почему я должен это делать? Учителя за это получают деньги, пусть они этим и занимаются». Нет. Ответственность за организацию учебного процесса, ответственность за ребенка лежит на семье. И дистант как раз дает нам шанс напомнить об этом родителям.

Можно спорить и дискутировать со мной, но я уверена, что ключевым является навык взаимодействия со взрослым, который прививается в семье. Если дома есть культура выстраивания отношений со взрослым, то хорошо, ученик будет и в школе, и на дополнительных занятиях, и в секции заниматься. И на дистанционке. А если этой культуры нет, то все остальное вторично.

>>> Читайте также на DK.RU: «Не надо путать позитивное мышление и оптимизм с жизнерадостным идиотизмом»

Родителям, у которых дети учатся в школе, и родителям, у кого дети еще маленькие, нужно задуматься над тем, что перекладывание проблемы с одних плеч на другие ни к чему не приводит. Смысла ругать учителей нет. Вообще говоря, очень важно родителям объяснить, что они, и только они, ответственны за ребенка.

Сейчас дистант страшно ругают, но мне кажется, это во многом демонизированные вещи.

Принято считать очень вредным, когда ребенок находится один на один с компьютером в процессе обучения. Но в окружении каждого из нас есть истории, когда собственный ребенок или ребенок знакомых ходит в школу, сидит на уроке, смотрит в потолок, а толку от этого никакого, хотя на него смотрит учитель и призывает: «Сидоров, смотри на меня! В окно будешь смотреть после моей смерти!». 

Опять же все зависит от ученика, как он использует ресурсы и возможности. Старшеклассникам, которые четко знают, какие цели перед ними стоят, на дистанционке может быть даже проще.

Конечно, школа без детей невозможна, это противоестественная вещь. И социализация без школы невозможна, важен факт живого общения. Но не будем забывать, что средний возраст учителей — 52 года. Например в нашей гимназии все педагоги первую четверть держались, не болели, а после первых каникул у меня не вышло 12 учителей. На восстановление им требуется в среднем месяц-полтора. Если мы не будем их беречь, кто будет учить детей? Это вопрос социальный и этический. Поэтому лишний раз лучше провести занятие онлайн, чем остаться без учителя на несколько месяцев.

В образовании сложилась анекдотичная ситуация: «Я не знаю решения, но восхищен проблемой» 2Елена Николаева, старший преподаватель кафедры социальной психологии Гуманитарного университета, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги:

— Я 20 лет проработала в высшей школе, почти 10 лет в общеобразовательной, так что могу судить о дистанте не понаслышке.  Что касается реформы образования, то оно не может быть застывшим. Меняется общество — меняется система образования, по-другому быть не может.

Вопрос цели образования тоже очень интересный. А зачем оно вообще нужно? Цель общего образования — сделать человека максимально адекватным к наибольшему числу социальных ситуаций.

Если говорить о плюсах дистанта, то с помощью онлайна облегчился доступ к знаниям. На курсы обучения в Москву не наездишься, за границу — тем более, а дистант дает возможность учиться на определенных образовательных платформах, более того, у конкретного человека. Это безусловное благо, которым стоит пользоваться.

Что касается минусов, то я бы выделила два самых опасных. Первое — отсутствие практических навыков в различных сферах. Практический навык — это не только умение пользоваться линейкой и писать буквы. В принципе, на дистанте это можно делать, но кто будет проверять?

Чтобы понять, что такое отсутствие практических навыков, приведу показательный пример, о котором мне рассказала знакомая. Она сидела дома с двухлетним внуком, они смотрели в окошко и мальчик увидел собаку. Они наблюдали за собакой с высокого этажа, и мальчику захотелось увидеть животное поближе. Поэтому он провел пальчиками по стеклу так же, как проводит по экрану смартфона, чтобы увеличить картинку.

То есть с уходом в цифру у нас пропадает такой практический навык, как просто подойти поближе, чтобы лучше рассмотреть предмет. Если ребенок учится в планшете, подходить к предмету ему не нужно, достаточно провести пальчиками по экрану. И таких практических навыков очень много.

Вторая большая проблема дистанционного обучения — это невероятная монотония. Думаю, что этот вопрос, а также последствия монотонии еще не до конца изучены. Только представьте, человек сидит и смотрит в экран. Какой бы ни был компьютер, все равно это небольшой экран, ограниченная картинка. Звук идет из экрана, одноклассники — там же. Презентации, которые дает преподаватель, тоже обычно выполнены в одной манере. И все это — монотонность. А что происходит по окончании урока? Ребенок 45 минут смотрел в экран, потому что шел урок, а когда урок закончился, он повернулся к другому экрану.

То есть мы столкнулись с сенсорной монотонией, в результате которой дети стали просто выключаться из процесса: они смотрят в экран, но не слышат и не видят. Чтобы взрослым стало понятнее, вспомните, сколько раз вы встаете и наливаете себе чай, когда смотрите часовую лекцию?

Во время дистанта для студентов пары были перенесены в онлайн. Причем занятия длились ровно столько, сколько и в офлайн, то есть 1,5 часа. Но степень утомления от сидения в аудитории и от прослушивания лекции онлайн совершенно разная. То же самое с уроками по 45 минут.

Но есть приемы психопрофилактики и психогигиены монотонии. После 45 минут или 1,5 часов смотрения в экран нужно встать и развернуться спиной к экрану, переключить внимание на что-то другое.

А что делают дети, когда заканчивается онлайн-урок? Они открывают новую вкладку, заходят во ВКонтакт или начинают смотреть в телефон. А нужно встать и выйти из помещения, где вы смотрели в экран. 

Еще одна проблема — уроки идут по расписанию в первой половине дня, когда родители на работе, то есть ребенок находится наедине с компьютером — это несерьезно, он не будет учиться. Ни ученик начальной школы, ни подросток, ни ученик старшей школы.

Получается, что государство, которое вводит обязательное дистанционное обучение, должно сказать: «Уважаемый родитель, ты должен уволиться, чтобы следить за ребенком». Либо государство должно закладывать деньги на специального человека. Причем бабушка, которая в соседней комнате варит обед, не подойдет на эту роль. 

Сегодня точно можно сказать, что мы оказались не готовы к дистанционному обучению, и в ближайшие годы система образования решить эту проблему не сможет.

>>> Читайте также на DK.RU: «ИИ пожирает профессии, основанные на алгоритмах. Учить надо и математике, и искусству» 

Обсудить

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге начал разрушаться «депутатский» домВ Екатеринбурге начал разрушаться «депутатский» дом
  • Возможный запрет жидкости для вейпов, усиление контроля за робосоветниками. Главное 6 маяВозможный запрет жидкости для вейпов, усиление контроля за робосоветниками. Главное 6 мая
  • В центре Екатеринбурга открылся первый стендап-клубВ центре Екатеринбурга открылся первый стендап-клуб
  • Жить каждый день как первый или как последний? Делать выбор не так уж важноЖить каждый день как первый или как последний? Делать выбор не так уж важно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.