Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Оленьими ручьями» туристов не заманишь. Такие места в любом регионе есть»

«Оленьими ручьями» туристов не заманишь. Такие места в любом регионе есть»
Автор фото: Богдан Логинов. Иллюстрация: vsluh.ru

«Наши власти делают ставку на природные парки — «Бажовские места», «Оленьи ручьи», «Река Чусовая». Но это — маршрут выходного дня для екатеринбуржцев. Чтобы туристы ехали, надо город менять».

О необходимости развития внутреннего и въездного туризма в последние годы активно говорят власти всех уровней. Пандемийный 2020-й показал, что в некоторых регионах вопрос стоит особенно остро: нет ни инфраструктуры для отдыха, ни объектов, которые могли бы обеспечить хороший турпоток. К ним можно отнести и Свердловскую область:

Чтобы хоть немного исправить ситуацию, Ростуризм объявил конкурс на грантовую поддержку проектов по развитию внутреннего и въездного туризма. Правительство РФ выделило на эти цели 1,2 млрд руб.  От Свердловской области участвовали 150 предпринимателей. Деньги — 35 млн руб. в общей сложности — достались 15 проектам, среди которых несколько инициатив кластера «Гора Белая», проекты по создание глэмпингов, в том числе «Глэмпинг на заводе» в Сысерти, обустройство перевала Дятлова, «Парк сказов» в Арамиле. В основном все проекты связаны с развитием природного туризма. Но это не единственная и не первоочередная сфера, которую надо развивать, чтобы сделать Свердловскую область туристически привлекательной, считает Владимир Окуньков, президент Ассоциации малых гостиниц и хостелов, руководитель комитета по туризму ОООМиСБ «Опора России». Он поделился с DK.RU своим взглядом.

«Массовый туризм надо развивать за счет соседей»

Владимир Окуньков
Владимир Окуньков
 
Чтобы привлекать в регион туристов, вначале следует определиться с целевой аудиторией. Во всех программах этот пункт прописан крайне размыто. Пытаются завлечь всех-всех. Но качественных универсальных продуктов и услуг, как известно, практически не бывает.

Если говорить о развитии массового туризма, я считаю, на данном этапе наша целевая аудитория — это наши соседи. Екатеринбург имеет уникальное географическое расположение — он расположен в центре конгломерации городов-миллионников — Тюмень, Пермь, Челябинск. Неподалеку — богатые севера: ХМАО, ЯНАО. Рядом Башкирия и Курганская обл. Все вместе — порядка 19 млн человек. Хороший рынок! Осталось немного — заманить соседей к нам минимум на одну ночевку: на день в наши ТЦ они и так уже приезжают.

Что касается привлечения в регион туристов из России и тем более из-за рубежа, это надо делать через развитие индивидуального, а не массового туризма. В Свердловской области найдется, что им показать, и это, скорее, будет не природный туризм, на который в основном делают ставку наши власти, а индустриальный, или тот же конструктивизм.

«Нам нужны большие и знаковые музеи, а не домик Мамина-Сибиряка в Висиме»

Есть у нас так называемые «брендовые маршруты»: природные парки «Бажовские места», «Оленьи ручьи», «Река Чусовая» — экологический и активный туризм. Или культурно-познавательный «Самоцветное кольцо Урала». Но эти маршруты — для горожан-екатеринбуржцев. Это такой внутриобластной туризм, маршрут выходного дня, когда почти нет проживания в отеле, питания в общепите и других подобных вещей, свойственных классическому туризму.

Именно эти «брендовые маршруты» постоянно продвигают, в том числе за рубежом. Но результат особо не видно. Потому что подобные места есть в каждом регионе России и за границей тоже! Думаю, мало найдется желающих специально приехать, к примеру, из Москвы и Санкт-Петербурга, и уж тем более из Европы, чтобы пойти погулять в лес или на речку.

>>> Читайте также на DK.RU: На туристический маршрут от перевала Дятлова выделят 3 млн рублей

Должны быть объекты туристской привлекательности (объекты показа) — то, что туристы будут познавать, чем они будут любоваться/восторгаться и на фоне чего будут делать селфи. Из телебашни у цирка получился бы отличный объект показа! Но ее уже нет, к сожалению.

Простой дом-музей Мамина-Сибиряка в п. Висим, к примеру, никого не завлечет. Музеев у нас много, но почти все простенькие. А нужны большие и знаковые.

Есть у нас главный корпус УрФУ, то, которое раньше называлось УПИ. Старинное здание на гостевом маршруте, которое морально и физически устарело, интерьеры остались еще с 30-50-х годов прошлого века. Предлагаю сделать там современный музей техники. Как пример — Немецкий технический музей (Deutsches Technikmuseum Berlin) в Берлине. Дети в восторге, они проводят там целый день. В год его посещают 600 тысяч человек!

Здание Технического музея в Берлине. Фото: technikmuseum.berlin

Здание Технического музея в Берлине. Фото: technikmuseum.berlin

Или вот Уральский государственный горный университет на ул. Куйбышева, 30. Старинное, еще дореволюционное, здание, построено и открыто еще по указу императора Николая II. Оно тоже морально и физически устарело.

Мое предложение — построить для УГГУ новое современное здание с хорошей материальной базой. А старое идеально для музея — оно историческое и находится в самом центре, на гостевом маршруте. Напротив главного входа — старинная церквушка, Никольский храм, опять же для туристов хорошо.

Какой музей там организовать? Надо обратиться к ведущим музеям страны — Государственный музей «Эрмитаж», Третьяковская галерея, Оружейная палата, Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др., — чтобы предоставляли на экспозицию нам что-то из запасников. Сегодня только в Эрмитаже собрано почти 3 млн экспонатов: произведения живописи, графика, скульптуры, предметы прикладного искусства, коллекция нумизматики и археологические памятники. И большинство этих экспонатов находятся в запасниках, их никто не видит. А у нас нет ничего интересного такого масштаба. Привозить надо экспозицию года на два-три, а потом производить замену.

Конечно, возникает вопрос: где на все взять деньги? Тут надо думать, может, вместо Универсиады, храмов и т. п. заняться таким проектом? И людям, и городу пользы будет больше, я считаю. 

«Привлечь туристов смогут улица мастеров и блошиные рынки»

Несколько лет я предлагаю городу сделать проект «Улица мастеров» — место, где встречается турист и ремесленник, место демонстрации и продажи изделий народных художественных ремесел и промыслов непосредственно самими их изготовителями. Обработка металлов (ковка, чеканка, гальванопластика и др.); плетение из соломки, бересты, лозы, лыка; изготовление гончарных изделий; резьба по дереву; резьба по кости; вышивание золотом, бисером; изготовление народных костюмов и предметов одежды, камнерезное искусство, изделия из стекла — все это должно выставляться на Улице мастеров.

Подобные места есть во многих городах по всему миру и у нас в городе обязательно должна быть своя Улица мастеров. Это надо и ремесленникам, и горожанам, и гостям города. Она должна находится в центре туристических потоков и маршрутов, приближена к «красной линии» и местам традиционных пеших гуляний екатеринбуржцев. По идее идеальное место — Плотинка, тем более что площадей для этого там предостаточно.

«Блошиные рынки» — еще один объект, который всегда востребован у туристов, поскольку там продаются аутентичные товары, порой старинные и необычные. Я с дочерью как-то посетил такой в центре Берлина, она набрала всяких сувениров (б/у, конечно) за очень скромные деньги.

Блошиный рынок в Париже (Marché aux Puces, Paris | jafsegal | Flickr)

В Екатеринбурге подобные рынки можно создать в каждом районе города — надо лишь определиться с товарными группами.

«Туристы едут в города, которые нравятся горожанам»

Аксиома: чтобы город стал привлекательным для туристов, он должен быть привлекательным для самих горожан. Посмотрите на Прагу: ее ведь не для туристов строили веками, а для себя. Но люди едут со всего мира.

Чтобы туристы захотели приехать в Екатеринбург, надо вплотную заняться развитием инфраструктуры: строить и ремонтировать дороги, тротуары, наземные и подземные пешеходные переходы, парки и скверы. Нужно наконец-то победить грязь в городе— должна быть целая программа. Нужны красивые жилые дома, общественные здания и пространства. А у нас даже зоопарка нормального нет!

Зоопарк — это когда есть животные и есть парк! У нас, к сожалению, старый и маленький зверинец, где немногочисленные животные маются в тесных клетках на бетонном полу. Это позор для третьей столицы!

Надо строить новый современный зоопарк на большой территории за городом, лучше на южной окраине: чтобы из ближайшего миллионника, Челябинска, удобней ездить было. Животных может быть немного (хотя бы на первом этапе, и обязательно должны быть наши уральские — лось, медведь, волк, рысь и др), но вот размещаться они должны в «человеческих» условиях, а точнее, в больших вольерах, где воссоздан фрагмент естественной среды обитания. Прекрасно, если это будет не просто зоопарк, а большой парк развлечений — как в турецком Кайсери, где есть и крытый каток, и павильон лазерных игр, и какой-то водный стадион, и школа большого тенниса, и баскетбольные площадки… Пусть он и будет центральным парком культуры и отдыха Екатеринбурга. Потому что нынешний ЦПКиО — это убожество. Никаких иногородних туристов такой парк завлечь не может. Надо строить новый, современный, а существующий реконструировать под нужды горожан для спорта и отдыха.

Только ни в коем случае не вырубать деревья! С озеленением у нас и так очень плохо. Посмотрите на Берлин: там в центре города огромный парк — 200 гектаров девственого леса. Вот кому повезло! У нас уже так не получится, но что-то изменить можно. Мое предложение — засаживать растениями любой свободный участок. Конечно, нужен план, где расписано, какой вид растительности на данном участке возможен — где-то только кусты и цветы, где-то небольшие деревья, а где-то крупномеры. Нужно больше хвойных вечнозеленых деревьев, которые украсят город — особенно зимой, когда всё мрачно и уныло. К исполнению нужно привлекать и общественность (волонтеров).

Большой Тиргартен в Берлине — девственный парк-лес размером 200 гектаров. Фото: toberlin.ru

Большой Тиргартен в Берлине. Фото: toberlin.ru

Малые архитектурные формы можно устанавливать по схожему принципу — где возможно, там и ставить, но опять же по плану, утверждённому как минимум в администрации районов. Думаю, найдутся художники, желающие установить за свой счет и своими силами.

К комфортной городской среде относится и безопасность. Если по ночам в городе горят автомобили, то это работает против туризма. Нужно делать, как в Турции, где улицы и переулки круглосуточно инспектируют экипажи жандармерии. Горожане, туристы и потенциальные преступники будут видеть, что все под контролем. Первые будут спокойны и уверены, а последние не рискнут совершать преступления (это профилактика). Это надо делать хотя бы в центральной части города, где пролегает гостевой маршрут («красная линия»).

Конечно, для развития туризма важен платежеспособный спрос. На это мы повлиять особо не силах, но сделать что-то для стимулирования туристского потока можно. Например, предложить по доступным ценам места размещения (отели и хостелы), субсидировать транспортные расходы туристическим группам (автобусные перевозки от соседей), бесплатное посещение или льготные билеты в музеи и другое — надо думать сообща.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Обсудить

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.