Деловой квартал / Новости / «Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам
Наталья Десятник
Источник: Личный архив

«Вы не любите HR? Вы просто не умеете их готовить!» — взвешенный ответ собственникам

Самое читаемое
  • «Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там»
    Мнения
  • Старый друг лучше новых двух: машины, которые надежно служат дольше 15 лет. РЕЙТИНГ
    Лайфхаки
  • Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
    Свое дело
  • Промсвязьбанк отдадут правительству. Его возглавит сын бывшего премьер-министра
    Новости
  • «Бизнес РФ не заинтересован строить новое, ведь нет перспектив вернуть вложенное». МНЕНИЕ
    Лайфхаки
  • Гасите эмоции и ходите с наличкой: семь способов сократить ежедневные траты
    Лайфхаки
06:30   13.11.2017

Легко свалить все ошибки работы с персоналом на «неумелых» HR, а давайте разберемся, чего не хватает, чтобы все на самом деле работало. Как сделать так, чтобы HR был максимально полезен бизнесу?

Наталья Десятник, руководитель HR-программ в Высшей экономической школе

— В последний месяц на DK.RU вышло сразу несколько материалов, посвященных теме пользы, которую приносят менеджеры по персоналу бизнесу. Один из авторов даже ставит вопрос, нужны ли HR-менеджеры вообще, ведь в некоторых, особенно небольших компаниях, даже не создают такой должности, но при этом как-то нанимают людей и ведут работу.

К сожалению, в среде управленцев еще встречается мнение, что HR-менеджер — это такая «девочка», которая мало что понимает в бизнесе и мало что может реально сделать: максимум — корпоратив организовать или опубликовать на job-сайтах объявления о вакансиях.

При этом «девочка» находится под постоянным «перекрестным огнем» — руководители подразделений ругают ее за то, что она не может найти для них нужный персонал в срок, а опытные кандидаты негодуют, что им приходится обсуждать свое будущее в данной компании с человеком, который в специфике этого бизнеса совершенно не разбирается.

Хороший HR-менеджер может серьезно повысить потенциал бизнеса. Проблема в том, почему часто менеджер по персоналу не достигает этой цели? Какими хотят быть для бизнеса HR-менеджеры, и как работать руководителю с HR-менеджером, чтобы был нужный результат? Я предлагаю первым лицам компаний заглянуть по другую сторону этого совершенно надуманного противостояния между «HR и руководителем». 

К чему сегодня стремятся HR-менеджеры — те, кто реально хочет приносить пользу бизнесу? Они хотят стать «бизнес-партнерами» своих внутренних заказчиков. Большинству руководителей этот термин не знаком, и кажется чем-то чужеродным. Мол, причем тут партнерство, если речь идет о работе наемного сотрудника.

В профессиональном сообществе HR-менеджеров уже довольно давно появился и сейчас активно продвигается термин «HR бизнес-партнер». Именно этот статус — одна из лучших перспектив для амбициозного и развивающегося HR-а. Суть его в том, что HR не просто решает поставленные перед ним задачи, а разделяет ответственность за саму постановку задачи с заказчиком.

Речь идет о том, чтобы перейти от исполнительского подхода (когда ответственность за постановку задачи лежит только на заказчике) к подходу консультативному. Консультативный подход предполагает, что HR-менеджер — тот человек, которому заказчик доверяет, вместе с которым он прорабатывает свои задачи или проблемы и находит варианты решений. При таком подходе HR-менеджер должен грамотно балансировать между тремя ролями. Первую я для простоты называю «ухажер». И не улыбайтесь, эта роль крайне важна. Вторая роль — «структуратора», третья — роль эксперта. 

  • Роль «ухажера» нужна, чтобы сформировать у заказчика доверие. Это сигнал внутреннему клиенту: «Ты сам и твои проблемы для меня важны». Такая роль связана с построением отношений, с тем, что HR по-честному настраивается вникнуть в задачу, действительно хочет помочь. И показывает заказчику свою готовность на уровне «доверительной беседы».

  • Роль «структуратора» дает бизнес-клиенту возможность прояснить проблему или задачу, понять, что, собственно, происходит, сформировать комплексную четкую картину ситуации. 

  • Роль эксперта — это как раз привычная роль человека, обладающего профессиональными знаниями. HR бизнес-партнер высказывает экспертное мнение, дает понять бизнесу: «Я знаю, что в этой ситуации делать, я могу помочь!» 

К сожалению, типичная ошибка многих HR — уйти в какую-то одну роль. Именно поэтому они часто оказываются под огнем критики. HR, который постоянно существует только в роли «ухажера», не может быть авторитетом, он занимает позицию снизу — «чего изволите», «на все согласны, все сделаем». Напротив, уход только в «экспертное» поведение приводит к излишней категоричности, иногда к «птичьему» HR-языку, к тому, что менеджер по персоналу перестает слышать заказчика. Эта позиция грозит превратить HR-менеджера в глазах руководителей компании в этакого сноба, обвиняющего руководство в том, что оно не дало талантливому профессионалу реализовать важные и полезные изменения. Вот тут появляются мифы про HR-менеджеров, которые, как я люблю говорить, «надевают корону на голову» или страдают комплексом Наполеона, как писал один из авторов на DK.RU. 

Но вот что примечательно, реже всего HR-менеджеры используют роль структуратора. А ведь это не менее важная связующая роль, через которую можно перейти от психологического контакта с заказчиком, созданного «ухажером», к выработке решений, которые предлагает «эксперт».

Упуская роль «структуратора» в своей работе, не тренируя ее, HR рискует выдавать непродуманные, преждевременные и даже «вредные» решения.

Поэтому я всегда рекомендую HR-менеджерам учиться собирать, систематизировать, структурировать информацию о проблеме, в том числе, задавая заказчикам правильные вопросы, отделять факты от мнений. Иногда готового решения сразу нет, нужно подумать, поискать, проанализировать информацию после встречи с руководителем. Но задача HR бизнес-партнера — принести пользу уже на первой встрече с бизнес-клиентом при обсуждении проблемы.

Как? Нарисовать на листе бумаги картинку проблемы, структурировав ее по пяти факторам: событие, норма, отклонение от нормы (если есть отклонение, значит это не просто событие, а проблема), причины проблемы, последствия проблемы. Рисунок — это общая картинка мира, когда мы рисуем, мы лучше понимаем что происходит... И только после того, как заказчик скажет: «Теперь я понимаю, что происходит — в чем проблема, где причины, где следствия, я знаю, что я хочу получить в итоге», можно переходить к проработке решений и их реализации. 

Конечно, все это — далеко не конец, а только начало работы HR-а. Дальше мы упираемся в то, какие вообще решения HR-отдел реально может предложить бизнесу: что HR-менеджеры способны сделать, а что — сфера совсем не их компетенций. Но это уже совсем другая история.

Зачем все это знать руководителям компаний? Чтобы использовать ресурсы HR для развития своего бизнеса.

Ведь глобально проблема не в отсутствии компетенций у отдельных специалистов, если сотрудник действительно непрофессиональный — это частная ситуация. А проблема системная заключается в коммуникациях между руководителями бизнеса и HR-менеджерами. Нередко талантливый и мотивированный HR-менеджер оказывается в компании, в которой много мифов о HR-профессии и о роли HR в компании.

Иногда сам бизнес-заказчик не слышит HR, не видит его в роли партнера. А бывает так, что руководитель в принципе не готов ни с кем к партнерским отношениям: ни одному топу в компании не готов довериться.

У меня есть такая фраза про руководителей: «Чем более генеральный, тем менее консультабельный». Если мы имеем дело с таким топом, логично, что в итоге бизнес не получает нужного результата.

Бизнесу нужны HR-менеджеры, и самой продуктивной ролью для них является роль партнера. Но без готовности руководителя компании доверять, делиться информацией о бизнесе и о проблемах с HR ни один менеджер по персоналу партнером не станет. Задумайтесь, если ваш HR не дает нужного результата, возможно, вам стоит выстроить работу по-другому? Иными словами, если вы не любите HR, быть может, вы просто не умеете их «готовить»? 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

Никаких касс и охранников: как работает супермаркет будущего от Amazon / ВИДЕО
Никаких касс и охранников: как работает супермаркет будущего от Amazon / ВИДЕО
«Почему надо делить людей на хороших и плохих». Сожительство предложили приравнять к браку
«Попробуй, а потом покупай». 10 главных потребительских трендов — 2018
Как танец ульяновских курсантов бросил вызов режиму в России
Промсвязьбанк отдадут правительству. Его возглавит сын бывшего премьер-министра
В Бурятии школьник ранил учеников топором. Полиция проверит взаимосвязь нападений на школы
Минфин упростит жизнь владельцам иностранных счетов

Бизнес

«Чтобы узнать, кто загрязняет реку, достаточно медленно проплыть на лодке вдоль берега» «Чтобы узнать, кто загрязняет реку, достаточно медленно проплыть на лодке вдоль берега»
Не отказался от услуги — плати! Как тихо списать со счетов клиентов деньги за новый сервис
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»
«Откройте глаза: бизнесу сейчас вообще малоинтересны деньги банков и ставка ЦБ»
23 года вместе с бизнесом. «Деловой квартал» раскрыл планы на 2018 год
Давид Гайдт: «Американцы намерены контролировать транзит российского газа»
«Все будет потихоньку гнить». Ждать банковского кризиса не стоит. Но и исключать — тоже

Свое дело

Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка Как уральский стартап превращает отходы в энергию и почему в России для него нет рынка
«Богатым, продавая хлеб, не стать». Как построить бизнес на пекарне / ОПЫТ
Как запустить марку одежды на несколько сотен тысяч и заработать на классике / ОПЫТ
«Возможно, денег у вас не будет. Это плата за свободу» — КЕЙС о смене карьеры после 40 лет
Как фитнес-блогер и мама троих детей стала производителем детской мебели / ОПЫТ
«McDonald’s на рынке ЖКХ». Как уральская УК собирается завоевывать российский рынок
«Тайцы думают, что русские отнимают у них кусок хлеба». Как живут свадебные генералы

Качество жизни

«Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей «Тотальный контроль не поможет». Как сделать интернет безопасным для детей
Назад в будущее: зачем Fujifilm возродила камеры моментальной печати
«Чем успешнее люди, тем более плохой сделкой для них становятся традиционные браки»
Чем руководствовались чехи при обновлении Skoda Rapid. Тест-драйв на DK.RU
Зачем один из лучших бизнесменов Екатеринбурга заключил с 6-летним сыном деловой контракт
«Почему велосипедисты сбивают наших детей? Потому что им это позволяют» — Евгений Енин
Диагноз — банкротство. Как правильно объявить себя финансово несостоятельным / ЛАЙФХАК

Мнения

«Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там» «Работа — это не пансионат и не место для чаепитий. Не нравится? — Дверь вон там»
«Хотите правду про советское детство? «Повелитель мух» нервно курит в сторонке»
«Цинизм помогает понять истинную суть людей». Валерий Савельев об истоках и силе богатства
«В Союзе люди готовы были ради «завтра» терпеть стоматолога без наркоза. И были счастливы»
«Почему по СССР ностальгируют? Потому что жили, как лохи, а тогда думали — как боги»
«Не надо Путина менять, пусть продолжает. Все равно мы все помрем» — Татьяна Толстая
«Я не гуру по доверию. Я много подводил». Борис Дьяконов — о том, как создавать доверие

Лайфхаки

«Успешные бизнесмены учитывают чувства людей только потому, что они влияют на решения» «Успешные бизнесмены учитывают чувства людей только потому, что они влияют на решения»
Не ной, не требуй, не ври. Пять правил разговора о повышении зарплаты
Вам не нужен «Мерседес». Зачем люди покупают дорогое и ненужное и чего хотят взамен
Вы точно купите это. Как упаковка товара влияет на сознание посетителей магазинов
Старый друг лучше новых двух: машины, которые надежно служат дольше 15 лет. РЕЙТИНГ
«Бизнес РФ не заинтересован строить новое, ведь нет перспектив вернуть вложенное». МНЕНИЕ
Гасите эмоции и ходите с наличкой: семь способов сократить ежедневные траты
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.