Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Заплыв трех китов

«Имя крепи делами своими»? Несомненные лидеры Уральской туристической элиты — ТЭФ «ЕврАзия» (отмечает в этом году 45-летие), БМТ «Спутник» (скоро 30 лет) и более молодая фирма «Мир» (основа

Советский туризм (как все в этой стране) был особенным: этакий вариант кинопутешествий. Если же у кого-то появлялась возможность посмотреть мир «очно», он отдавался во власть единичных агентств-монополистов. С приходом конкуренции в туротрасли возникла неожиданная ситуация: когда большинство промгигантов впали в кризис, бывшие государственные производители «турпродукта» сумели его избежать. Киты выжили и остались на плаву.

«Имя крепи делами своими»?

Несомненные лидеры Уральской туристической элиты — ТЭФ «ЕврАзия» (отмечает в этом году 45-летие), БМТ «Спутник» (скоро 30 лет) и более молодая фирма «Мир» (основана в 1991 году). По некоторым данным, годовые обороты каждой из них превышают 15 млрд руб., в прошлом году они обслужили 48 тыс. клиентов — жителей области. Мнение, что добиться успеха и «выехать» можно на одном только имени, в этих случаях вряд ли справедливо. Рынок, особенно столь тесный, как туристический (только в Екатеринбурге работают около 200 турфирм), всех расставляет по своим местам, «невзирая на лица».

Несмотря на явное оживление туробмена после падения железных занавесов и роста благосостояния отдельной части населения, турбизнес как сфера услуг не приносит сверхприбылей. По словам Сергея Бузько, генерального директора «Мира», турбизнес можно сравнить с выращиванием многолетнего растения... За клиента приходится бороться. Здесь играют свою роль наработанные контакты с партнерами, опытность собственного персонала, техническое оснащение фирмы, формирование стратегии поведения в условиях рынка. В последнее время усилился прессинг со стороны московских и зарубежных компаний. Насытив свои рынки, они рвутся в российскую глубинку, всеми средствами продвигая свой продукт. В Екатеринбурге действует уже «Москва-тур», виды на Урал имеет испанская «Сол-тур».

В туристических кругах давно витала идея об объединении, вылившаяся недавно в создание Уральской Ассоциации туризма (инициаторами стали «ЕврАзия», «Спутник», «Мир»). Причина появления подобной организации, как утверждают, не в желании вновь монополизировать рынок — это уже невозможно. Отражение экспансии «извне» — тоже подводное течение. На поверхности — цели повышения качества туристического обслуживания, помощь «новичкам» в их становлении, защита прав потребителей от услуг недобросовестных турфирм и фирм — от «покупательского экстремизма» — с другой стороны. Членство в Ассоциации должно стать показателем надежности компании, своеобразным знаком качества. Ассоциация планирует взять на себя и некоторые «профсоюзные» функции, посредничество между фирмами и местными властями. Правительство области и городская администрация должны, по мнению организаторов, перестать рассматривать индустрию туризма только как систему, из которой можно качать деньги в бюджет. Если не инвестировать отрасль или не создать для ее развития благоприятного режима, город только потеряет. Ведь сильные турорганизации способны развивать инфраструктуру — создавать рабочие места, поддерживать сферу услуг, гостиничное хозяйство, рестораны, театры, местные авиалинии. Последние, кстати, держатся «на лету» за счет международных рейсов и чартерных перевозок. Огромная ниша — въездной туризм, прием тургрупп у себя «дома». Все страны живут на «импорте» туристов и внутренних маршрутах, наши турагенты шарахаются от этих направлений как от чумы — убыточно. Исключение здесь — «ЕврАзия», продолжающая тянуть эту лямку.

Водка да баня — еще не весь джентльменский набор

Так называемый социальный туризм поддерживает структурное подразделение «ЕврАзии» — бюро путешествий и экскурсий, имеющее 9 филиалов по области. Ежегодно предлагается отдых на местных турбазах (в системе ТЭФ их 4), лечение в санаториях, экскурсионные маршруты по екатеринбургским и уральским достопримечательностям. Поддержание «внутренних резервов» требует, по словам генерального директора «ЕврАзии» Евгения Киреева, немалых усилий. Аппетиты одних турбаз (содержание зданий, инфраструктуры) растут с каждым годом. А по статусу они почему-то приравнены к промпредприятиям (налоги -соответствующие). Тем не менее, «человекодень» там стоит сносно — 65-80 тыс. руб. — в два раза дешевле, чем в среднем по СНГ. Изыскиваются средства на реконструкцию — на т/б «Солнечный камень» в этом году закончен капитальный ремонт. Там будут номера-люксы, в том числе для приема иностранцев.

Иностранный туризм на Урале — пока «непаханная целина». Хотя некоторые зарубежные делегации проявляют заинтересованность к местным проектам, обычно срабатывает стереотип — мол, «что у вас тут интересного, водка да баня?» Второй год «ЕврАзия» раскручивает программу «Мемориал», разработан геологический тур, с расчетом на иностранцев. В этом году фирма обслужила более ста клиентов из Германии и др. европейских стран. Многие из них, увы, вряд ли захотят повторить свое путешествие.

— Доходит до курьезов, — говорит Евгений Киреев, — везем группу в поселок Синячиха и поминутно извиняемся за наши дороги. Набрали заявки из Чехии на сплав по Чусовой, а тут объявляют, что в речной воде какая-то отрава превышает норму... В гостинице «Центральной», которой «звезды» и не снились, с иностранца готовы драть три шкуры за «никакой» сервис.

Возведение собственной гостиницы на ул. Свердлова (заказчик — «ЕврАзия») приостановлено. Строительные затраты растут как снежный ком — чтобы до

вести объект до ума, требуется сегодня как минимум $20 млн. Даже долевое участие в строительстве нескольких крупных турфирм положение дел вряд ли изменило бы — нужны мощные инвестиционные вливания, ждать которых пока неоткуда.

В последние 2-3 года «ЕврАзия», раньше особо специализировавшаяся на организации внутрисоюзного отдыха, частично переключилась на зарубежные туры (в 1995 г. обслужено более 7 тыс. клиентов). Международный «сектор» пришлось осваивать с нуля: в начале 90-х были организованы первые морские круизы в Китай и Японию. В 1993 г. фирма совместно с «Уральскими авиалиниями» «открыла» Арабские Эмираты — начинали, как все, с шопинга, постепенно склоняясь к предложению «чистого» отдыха. Сейчас «ЕврАзия» работает напрямую с 40 партнерами в 36 странах мира, предлагая все виды поездок (детские, языковые, бизнес-учеба, круизы, отдых на мировых курортах, познавательные, экзотические туры). ТЭФ участвует в международных туристических ярмарках, включена в известный каталог Travel. Перед каждым сезоном фирма проводит ярмарку-презентацию новых маршрутов. Кстати, на проведение рекламных кампаний «ЕврАзия» не скупится, расходуя около 400 млн руб. в год.

О возможности организовать тур практически в любую страну или даже точку на карте мира говорить уже даже не модно — этим занимаются и «акулы», и «средней руки» фирмы. Индивидуалов формируют в группы в Москве — разрабатывать собственные маршруты куда-нибудь в Аргентину для десятка желающих из региона — невыгодно.

Через Москву от «ЕврАзии» можно отправиться в Австралию, Индонезию, Мексику, Латинскую Америку. Собственное «блюдо» готовится из более усваиваемых «ингредиентов». Здесь фирма выступает туроператором, досконально готовя весь маршрут: с выездом на место, изучением всех условий, «проверкой» принимающей стороны и т.д. Судя по прошлым сезонам, фирмы предпочитают иметь несколько объезженных «коньков». В «ЕврАзии» такими останутся на предстоящее лето ОАЭ, Болгария с все еще Золотыми песками ($740 с вылетом из Екатеринбурга), Испания (курорты Коста Брава, Ллорет де Мар — $1109 на 15 дней и обзорный тур по стране с посещением Сарагосы, Мадрида, Валенсии и отдыхом на побережье Коста Дорада — от $1766).

Новинкой в летней программе будет чартер «Екатеринбург — Ницца — Екатеринбург». Каждые две недели — лазурный берег Франции (Монако, Канны, Сен-Тропез, Марсель), переезд по живописным горным шоссе в Италию, где будет ждать столица песен Сан-Ремо или на выбор — Флоренция, Венеция, Милан...

А любителям «остренького» директор «ЕврАзии» рекомендует цейлонское сафари. Менее опасно, чем африканское, но столь же впечатляюще.

Вам билет на балет?

Выросший в комсомольско-молодежных «одежках», БМТ «Спутник» теперь посерьезнел и повзрослел. Ровно год назад фирма (единственная в области) обзавелась терминалом международной компьютерной системы бронирования Start Amadeus и в качестве аккредитованного агента вошла в Международную Ассоциацию авиаперевозчиков IATA.

Start Amadeus (главный вычислительный центр во Франкфурте) позволяет бронировать места в 20 тысячах отелей (на дисплее появляется подробная характеристика номера и всего отеля) и билеты на рейсы 390 авиакомпаний. За считанные минуты можно вычислить кратчайший маршрут в любую точку, заказать аренду автомобиля, оформить медстраховку на время пребывания за рубежом, забронировать билет на спортивный матч, выставку или в театр. При желании можно узнать прогноз погоды на день Вашего приезда в тот или иной город мира. Кстати, все информационные услуги и бронирование бесплатны для туристов. На пресс-конференции по итогам первого года работы терминала назывались цифры: через Start Amadeus было забронировано и продано 11500 авиабилетов на внутренние и международные рейсы различных авиакомпаний, оформлено более 350 медстраховок. Самыми популярными авиамаршрутами были ОАЭ, Болгария, Франция, Таиланд, Англия, США... Базой данных и возможностями системы охотно пользуются многие турфирмы.

Авиакомпания Lufthansa выбрала в спутники БМТ «Спутник» для осуществления очередного проекта — открытия так называемого Сити-центра (предположительно в июне). В части здания, где размещается БМТ, полным ходом идет евроремонт: здесь будут офисные помещения и агентство с подключением терминалов для бронирования прямых международных рейсов и продажи билетов.

Методы «вербовки» потенциальных клиентов «Спутник» оттачивает каждый год. Эта фирма, пожалуй, самая плодовитая на проведение различных конкурсов с призами, на выпуск рекламных роликов, буклетов, разъяснительной литературы. БМТ выпустило (первый в Екатеринбурге) каталог-путеводитель на 1996 г. с информацией о 18 странах, куда предлагает поездки (красочное иллюстрированное издание, тираж отпечатан за рубежом).

Сейчас, как сообщила зав. отделом информации фирмы Наталья Обожина, решено перейти от «лобовой массовой» рекламы, ориентированной на слушателя или зрителя вообще, к разработке информационных пакетов для каждого конкретного человека, пришедшего в «Спутник». Сейчас на большинство маршрутов, имеющихся в боевом арсенале, есть адресные письма, где весь тур расписан буквально по минутам, начиная с момента посадки в самолет. Болгарская программа (на которую «Спутник» сделал ставку в прошлом летнем сезоне и с успехом «откатал» еженедельные чартеры) имеет видеовариант. Снят профессиональный фильм о трех известных курортах: Святой Константин и Елена, Золотые пески, Албена (принимающая сторона — болгарский партнер «Спутника» — фирма «Адонис»). Просмотрев видеозапись, можно выбрать отель по своему вкусу: «Амбасадор», «Трапезица», «Шипка» и др. (всего 11), воочию лицезреть апартаменты, пляжи, оценить развлекательную программу. По прогнозам специалистов «Спутника», будущим летом Болгария будет «продаваться» не хуже, чем в прошлом. Весь сезон в стране будет находиться представитель «Спутника», вылеты из Екатеринбурга в Варну планируются еженедельные. И есть основания считать, что загрузка «бортов» будет 100-процентной, как и жарким летом 95-го. Ориентировочная стоимость двухнедельного тура — $770 для взрослых и $465 для детей, но возможно изменение авиатарифов.

Эксклюзивное блюдо для гурманов — поездка на летние Олимпийские игры в Атланту (США) с обширной экскурсионной программой ($3-5 тыс.). Для индивидуалов — экзотика Карибского бассейна, Малайзия, Сингапур. В последнее время отмечена новая волна спроса на Кубу.

«Мировые» запасы

клиентов растут

Турфирма «Мир» (специализация — международный туризм) вывезла в прошлом году за рубеж более 7 тысяч человек. Это вдвое больше, чем в предыдущем. Обороты фирмы возросли по сравнению с 1994 г. на 40%. Если все маршруты «Мира» обозначить на карте, получится довольно плотная «авоська», из которой не выпадет даже такая малость, как о. Маврикий. Кстати, сюда екатеринбургские туристы впервые попали именно благодаря «Миру».

Первооткрывательство — одна из «мировых» черт. Еще один принцип — работа только напрямую с иностранными партнерами. «Мир» не перекупает туры у московских посредников (у некоторых своих, уральских, того же «Спутника» или «ЕврАзии», купить разработанный маршрут можно — по словам директора «Мира» Сергея Бузько, качество их турпродукта не вызывает сомнений). Фирма сотрудничает с надежными туркомпаниями Австралии, Тайланда, Филиппин, Сингапура, ЮАР, Кении, Турции, Кипра и др. — более десяти постоянных контактных точек в 24 странах. Кстати, с бывшими русскими — нынешними главами зарубежных «фирмочек» — здесь дела не имеют: велика опасность нарваться на «прокол». А в нынешних условиях добрая репутация собственной фирмы становится капиталом. Которым стараются не рисковать.

Хотя запредельного уровня рентабельности в турбизнесе нет (за исключением, может быть, фирм, работающих с «неучтенкой», выезжающих на предложении дешевых путевок за счет плохого сервиса и т.д.). Подобные способы борьбы за денежные знаки у серьезных организаций не в чести: глупо ради сиюминутной прибыли ставить под угрозу все дело.

— Этот бизнес интересен, безусловно, перспективен, но успех в нем часто зависит от объективных трудностей, — считает Сергей Бузько. — Возьмите пресловутую «визовую поддержку». Московские турфирмы имеют аккредитацию при посольствах, для провинциальных, особенно мелких, «зеленый коридор» закрыт. Многие покупают визы у «жучков» втридорога. Агрессивная политика некоторых консульств к нашим туристам просто изумляет. Притчей во языцех стало посольство Великобритании, которое, страхуясь от нежелательной эмиграции, вызывает всех соискателей визы на собеседование в Москву. Человек тратит 2 млн руб. на дорогу, приезжает, а ему, невозмутимо глядя в глаза, выдают заранее приготовленное: «Вы не удовлетворяете английскую королеву своими въездными документами». Турфирмы стали заложниками авиакомпаний, хаотично повышающими цены. Авиаторы, «питаясь» от наших чартеров, не делают и шага навстречу. А при разумной чартерной политике, работая «в связке», можно было бы давно накрыть Екатеринбург «колпаком» прямых полетов во все европейские столицы.

Свою политику продаж фирма «Мир» основывает на простой истине — дай человеку то, чего он хочет, причем с гарантией «от и до». К инвестиции в отдых надо относиться уважительно. Познакомившись с «меню», можно обнаружить «слоеный пирог»: для индивидуалов свои маршруты, для деловых людей — бизнес-туры, многое есть для детей, студентов... «Средний карман» — емкое понятие. К примеру, в Анталии прошлым летов 80% отдыхающих были учителя, медработники, другие представители «безденежной» бюджетной сферы.

Слой VIP (very important person) в Екатеринбурге невелик, и на супердорогих маршрутах для очень состоятельных людей «погоду не сделаешь». Хотя экзотические — на десерт — уходят неплохо («Мир» тяготеет к продаже элитных впечатлений). Почему, если есть возможность, не половить тунца на Маврикии? Можно сплавиться на каноэ по индонезийским рекам, послушать поющие фонтаны в Сингапуре, выбрать прогулку на слонах в Джайпуре или поплавать с аквалангом у Большого Барьерного рифа в Австралии.

Останутся прошлогодние «обкатанные» Кипр и Анталия (в этих странах у «Мира» свои инструкторы, живущие там круглый год). То, что анталийские курорты стали вторыми Сочи (по уровню сервиса), — неправда, утверждает г-н Бузько. Турецкая Анталия — ниша, в которой еще много «белых пятен». Открытием могут стать экскурсии по древним античным городам Аспендос, Перге (в окрестностях Анталии). С шопами — уже знакомы.

В туристическом королевстве начинается higt season. Какие-то агентства и фирмы, сделав упор на четкую географическую специализацию, попытаются открыть (насколько это еще возможно) новые туристические «мекки». Флагманы, как выяснилось, пойдут старым фарватером, на котором им известны все подводные рифы и течения.

 

«Мир» 22-90-56

«ЕврАзия» 51-28-19

«Спутник» 51-74-69

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.