Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
61,95
68,68
Деловой квартал / Новости / ёCommerce, или Как я покупал пиво в Internet

ёCommerce, или Как я покупал пиво в Internet

06:00   17.08.2000

Обнаружив на сайте ссылку «ресурсы интернет», я обра-  тился к очередной странице, где я нашел ссылку на ката-  лог УралWeb. Вероятно, мой путь не был самым оптимальным для меня, так как я плачу

Каждому из нас иногда бывает лень. Вот и мне как-то в один прохладный летний вечер захотелось полениться, а, конкретнее, выпить светлого с пышной шапкой белоснежной пены пивка. И, несмотря на то, что магазин находится совсем рядом, мне пришла в голову мысль попробовать купить пиво в Internet. Недолго думая, я посетил сайт опытного и уважаемого провайдера в Екатеринбурге – компании Уралрелком (www.ur.ru). Эта компания позиционирует себя как «наилучший веб-хостинг на Урале». Не буду с этим спорить.

Обнаружив на сайте ссылку «ресурсы интернет», я обра-
 тился к очередной странице, где я нашел ссылку на ката-
 лог УралWeb. Вероятно, мой путь не был самым оптимальным для меня, так как я плачу своему провайдеру за время соединения, но в итоге этих манипуляций я обнаружил список из тридцати (на 03.08.00) ссылок на сайты интернет-магазинов. Меня поразило, что в нем присутствуют ссылки на магазины из других городов и даже областей. Особенно, наверное, должна была порадовать круглосуточная доставка CD-ROM в Ижевске. Понимаю, что ссылок пока немного, но когда магазинов будет не 30, а 300, то не обнаруженная мной возможность фильтрации по городам и предмету заказа станет не просто крайне полезной, а определяющей для возможности вообще что-либо найти.
Тем временем я обнаружил в списке несколько ссылок на магазины г. Екатеринбурга, чем был несказанно обрадован, поскольку я все еще хотел пива. Некоторые ссылки были помечены пиктограммами звездочек, они, наверное, особо заслуженные, как пожилые «Икарусы» на улицах родного города. Средняя посещаемость этих ссылок указана где-то в районе 20-50 посещений в день, что уже очень неплохо. Блуждая по «звездным» и «простым» узлам Web, обилие графики на которых заставляло иногда браузер «думать» в течение нескольких минут, я узнал кучу информации о фирмах, содержащих эти сайты, но пива-то я так и не купил!
Лень быстро прошла. Зато остались впечатления. На вполне качественно оформленном и хорошо работающем сайте торгового дома «Для своих» я быстро нашел необходимый раздел «пищевые и сельскохозяйственные продукты», но он, к сожалению, не отличается реальным наполнением. Там были представлены пищевые добавки с непонятными мне аббревиатурами, а пива не было…
Сайт «Пирамида», разработанный как контент для eCommerce, озадачил меня своим неоднозначным дизайном, да и пива там не было…
Торговый ряд «Виртуальный Екатеринбург» тоже меня не порадовал пивком, так как там я обнаружил надпись, поясняющую, что сайт в разработке. Что касается проекта «Фортуна Онлайн», то с ним мне вообще не удалось познакомиться, так как оба моих браузера (MSIE 4.1 и 5.0) сообщили, что у меня нет прав доступа к этому ресурсу. Подключение к Internet посредством другого провайдера не помогло.
Жаль, но пива – нет, да и не в нем, собственно, дело. Я не смог также получить информацию о требуемом мне глушителе для «четверки», средстве для мытья посуды и так далее. Это при том, что я «коннектился» около двух часов кряду. О чем это говорит? О том, что есть неудовлетворенный спрос, – а это вещь, о которой буржуи уже и мечтать забыли.
Итак, полученные мной впечатления заставили меня взяться за перо.
Для начала хотелось бы определиться в терминах. Дело в том, что многие непрофессиональные пользователи, знающие, однако, что такое БРАУЗЕР, искренне считают, что eCommerce – это виртуальные магазины в Internet. Позволю себе с этим не согласиться. Мое личное определение: электронная коммерция – это совокупность экономических, социальных и физических процессов, непосредственно приводящих к появлению добавленной стоимости с помощью интерактивных технологий передачи информации. Особенно отмечу слово «интерактивных», так как я хотел бы провести четкое разграничение между eCommerce и рекламным бизнесом в средствах массовой информации.
Обычные media-средства дают потребителю свободу выбора каналов вещания, а также свободу выключить приемник, но не позволяют выбрать потребителю именно ту информацию, которая ему нужна. Замечу также, что не следует рассматривать опосредованную выгоду, которая может быть получена от простого информирования покупателей с помощью Web, как признак eCommerce.
Принято связывать электронную коммерцию напрямую с Internet, так как подавляющее большинство её феноменов связано именно с этой сетью, однако, возможно, в будущем появятся и иные всемирные интерактивные средства обмена информацией. Отмечу, что для пользования Internet уже сейчас вовсе не обязательно пользоваться настольным компьютером или «продвинутым» мобильным телефоном. В ближайшее время появятся голосовые браузеры, особо удобные, например, для получения информации из Internet при езде в автомобиле.
Что будет через десять лет, естественно, неизвестно, зато хорошо известно, что было в Internet десять лет назад. Было уже достаточно много людей, пользующихся UUCP для общения друг с другом с помощью e-mail, были телеконференции и серверы новостей, уже были обширные файловые архивы. Еще не было World Wide Web, но бум общения уже начинался. До России он докатился буквально через год – с появлением сети Релком.
Многие считают, что eCommerce появляется лишь с возникновением первых виртуальных магазинов где-то в 1994 г. Но все началось как минимум лет на десять раньше с появлением рекламной электронной рассылки и спама, то есть почтового мусора.
Вообще, почтовая рассылка есть пережиток американского маркетинга не менее, чем пятидесятилетней давности. Рассылка эта давала относительно хорошие результаты лишь до начала 80-х, а затем большинство потребителей стало бросать груды рекламной шелухи прямо в мусорную корзину не читая. Кому уж там из бродячих коммерсантов (я с огромным уважением отношусь к travelling sales person!) или талантливых молодых маркетологов пришло в голову воспользоваться рассылками по электронной почте, но этот человек блестяще реализовал вполне отработанную и привычную для американцев технологию заказов по почте и телефону – MoTo (mail order – telephone order), добавив к рекламному сообщению электронный бланк заказа.
Разумеется, социальный спектр пользователей Internet того времени был совершенно иным, чем в настоящий момент. Подавляющее большинство пользователей того времени были научными и технологическими работниками, программистами, издателями и так далее. «Тусовка» была намного интеллектуальнее, чем в настоящее время. Легко догадаться, какой товар был наиболее ходовым в Internet в то время. Что больше всего любят «высоколобые»? Разумеется, читать! До сих пор торговля книгами является одним из самых значительных и объемных секторов электронного рынка.
И все же, истинный рост этого рынка начался лишь с появлением Всемирной Сети и графических средств отображения гипертекста – браузеров. Графические возможности позволили гораздо легче привлекать внимание посетителя сайта, чем это было бы возможно в любом тексте, и это быстро поняли прежде всего рекламщики. Так и началась «раскрутка» самых популярных ресурсов Web. Фактически, сегодня стоимость коммерческого сайта напрямую зависит от его посещаемости. Именно поэтому так ценятся звучные доменные имена – их легко запомнить, а, следовательно, больше шансов, что посетитель заглянет сюда еще раз.
Большинство первых Web принадлежали государственным и общественным организациям (.edu и .gov). Однако сегодня таких ресурсов гораздо меньше, чем коммерческих (.com). Здесь снова возникает терминологическая путаница, так как обладание коммерческим сайтом вовсе еще не означает, что фирма занимается электронным бизнесом. Сайт коммерческой организации принято именовать коммерческим, но он может быть просто визитной карточкой с некоторой информацией о фирме, может представлять продукцию фирмы, и так далее. Но, до тех пор, пока не будет существовать возможность заключить коммерческую сделку посредством этого сайта, он остается вне eCommerce.
Ниже приведен список известных мне сегментов рынка электронной коммерции, разделивший его по принципу дифференциации товаров и услуг.
Поставка услуг по доступу к Internet.
Поставка аппаратных и программных средств.
Реклама, электронная рассылка и т.п.
Финансовые и страховые услуги.
Биржи и аукционы.
Электронные магазины.
Оптовая торговля и доставка товаров заказчикам.
Биржи поставщиков сырья и продукции.
Туристические услуги.
Заказ и бронирование билетов.
Заказ различных услуг.
Юридические, консультационные и иные услуги.
Торговля недвижимостью.
Продажа патентов и интеллектуальной собственности.
Издательская деятельность.
Коммерческие системы массовой информации.
Дистанционное обучение.
Продажа медицинских услуг.
Справочные службы.
Честно говоря, мне уже надоело продолжать этот список, да и есть мнение, что он превысит по длине всю остальную часть статьи, если вовремя не остановиться. Можно смело утверждать, что в Internet продается сейчас практически все, что есть в легальной (и нелегальной тоже) торговле – от кефира до изумрудов.
Я намеренно не стал подразделять eCommerce-рынок на три базовых части, включающих сектор продажи товаров и услуг конечным потребителям (Business to person), межкорпоративный сектор (Business to business –  B2B) и сектор производства средств производства для eCommerce, так как многие сегменты рынка из приведенных в списке выше могут быть представлены в любой из базовых частей рынка eCommerce.
До недавнего времени производители программных и аппаратных средств для рынка электронных коммуникаций использовали каналы продвижения товаров на традиционных рынках, однако сейчас ведущие поставщики организовали настолько развитые схемы обслуживания клиентов в сети Internet, что клиент может не только на своем терминале оформить заказ на ПО или аппаратуру в нужной ему конфигурации, но и даже проследить в режиме реального времени обработку заказа и доставку требуемого товара.
Достаточно близок по своим характеристикам к этому сектору рынка бурно растущий и крайне многообещающий сектор B2B. Ожидается, что оборот этого сектора рынка в ближайшем будущем составит не менее 70% оборота всего рынка eCommerce.
Сектор конечного потребления развивается пока не столь бурно, что связано с более высокими накладными расходами в сфере розничной торговли (что касается Internet-шоппинга). Похоже, что этот рынок будет наиболее подвержен структурным изменениям, так как на нем происходит смещение акцентов на сферу финансовых услуг по сравнению с розничной доставкой. Тем не менее игроки рынка, позиционирующие себя именно на доставке, и не думают сдаваться, тем более что в абсолютном выражении рынок растет. Особенно большие надежды в этом плане связывают с появлением новых средств подключения к Internet, в частности с помощью мобильных устройств, поддерживающих протокол WAP.
Реклама являет собой отдельный и очень большой сектор рынка. По сути, рекламные услуги связывают электронный бизнес с другими рынками, ведь в Internet рекламируют все что угодно! Следует отметить, что, по оценке агентства Jupiter Communications Inc. (Франция), мировой рынок on-line рекламы составил $ 4,3 млрд, из которых на Россию пришлось максимум 2 млн. К 2005 г. прогнозируют, что мировой рынок on-line рекламы достигнет $ 28 млрд. Я не стану приводить здесь более детальную классификацию рынка, так как намерен посвятить отдельную статью теме маркетинга в eCommerce.
Сегодня в столичной части Рунета можно купить в режиме on-line уже практически все, что приходит в голову и имеет смысл покупать без предварительного рассмотрения (думаю, джинсы всеже стоит сперва примерить, а на колбаску для уверенности в ее свежести – взглянуть). Вы можете заказать театральный билет, забронировать железнодорожный (теоретически), купить полюбившийся CD или продукты к столу и так далее. Если не хотите покупать, то можете создать виртуальный офис – и торгуйте себе на здоровье. А что у нас – в провинции? Пока что то, что я не без иронии назвал ёCommerce.
Кстати, провинциал вы или нет – это вопрос исключительно вашего личного мнения, однако, несмотря на вполне качественное оформление и стабильную работу ведущих и наиболее удачных Web-организаций города Екатеринбурга, подавляющая часть сайтов производит удручающее впечатление. А ведь публикуя ваш сайт, вы фактически демонстрируете МИРУ имидж вашей фирмы! Я здесь намеренно обхожу вниманием личные страницы, так как считаю, что они не имеют отношения к серьезному бизнесу. Что же касается коммерческих Web, а тем более тех, кто пытается заниматься eCommerce, то сайт должен быть безупречен с точки зрения его работоспособности и отсутствия ошибок в коде. Более того, как и любая программа, ваш сайт должен быть хорошо спроектирован как с точки зрения программного кода, так и оформления.
Узлы Web, при обращении к которым вы видите сообщения типа «Нет доступа» или «Сайт под разработкой», приятных чувств у вас не вызывают. Вряд ли вы обратитесь снова на этот сайт, а ведь вы – потенциальный покупатель! Публиковать такие сайты – это все равно, что разместить в центре города рекламный штендер со свисающими недоклеенными кусками пленки и надписью: «телефон (3432) 00-00-00 – звоните чаще».
Беда в том, что коммерческие сайты исходно не могут быть такими, как надо, птому что либо их разработчики, либо заказчики, либо и те и другие не понимают значения слова «менеджмент». Достаточно часто разработка Web осуществляется без какой-либо системной основы. Заказчик, осознав потребность «что-нибудь поместить в Internet», выбирает в лучшем случае какую-либо команду разработчиков, а в худшем – «бродячего» умельца. Главным критерием выбора при этом является, разумеется, дешевизна разработки.
Далее заключается устный договор без конкретизации сути и предмета разработки, в котором оговаривается сумма и сроки. А потом все развивается по единому сценарию: некоторое время подрядчик разрабатывает внешний вид страницы и кодирует ее, не появляясь при этом перед заказчиком, который в это время нервничает и подумывает, не позвать ли другого разработчика. Затем, опоздав на день, или неделю, или месяц, является разработчик и демонстрирует заказчику то, что тому и в голову не приходило заказать! И начинается череда переделок и нервотрепки для обеих сторон. В результате публикуется сделанный на 70% сайт с безумным содержимым, разработчик получает не более 50% от обещанного вознаграждения, и обе стороны расходятся, не всегда тихо ненавидя друг друга. Вот это я и называю ёCommerce, хотя этот феномен характерен, разумеется, для любых бизнес-процессов, не подверженных регулярному менеджменту. Думаю, что это поправимо.
Наличие неудовлетворенности потребителя – один из сигналов о насущной необходимости проведения реинжиниринга бизнеса. И не надо думать, что раньше «застолбившая» хорошее доменное имя фирма получит значительные конкурентные преимущества на рынке eCommerce. Нет! Это преимущество будет у тех, кто обладает Web-узлом с безупречным и логичным дизайном, с четко налаженной логистикой, контролем качества и тесной связью с клиентами.
Важна заинтересованность участников рынка электронной коммерции в максимальном удовлетворении клиента. Только тогда, когда вы будете прежде думать об интересах клиента, а не о своих, именно тогда вы обеспечите себе уверенность в будущем. Управление даже небольшой компанией, занимающейся eCommerce, не должно быть менее качественно, чем управление атомной электростанцией. Только в этом случае вы добьетесь действительно долговременных успехов и лидерства на своем рынке.

 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.