Подписаться
Курс ЦБ на 29.03
92,26
99,70

Хроники российской рекламы

Я — провинциальный российский рекламист. Увы — я не получил зарубежного рекламного образования, не проходил стажировки в BBDO или Young & Rubicam Рекламе я учусь «не отходя от станка»: на своих

Сергей Дураченко, специалист по маркетинговым коммуникациям РА Propaganda, рекомендует книгу Филиппа Александрова Хроники российской рекламы

Я — провинциальный российский рекламист. Увы — я не получил зарубежного рекламного образования, не проходил стажировки в BBDO или Young & Rubicam... Рекламе я учусь «не отходя от станка»: на своих и чужих шишках да по книгам зарубежных «гуру». Спросите меня: «чего тебе не хватает больше всего?» — и я отвечу: «общения с себе подобными». Поэтому «Хроники российской рекламы» я купил сразу же.

 

Автор книги — как написано в аннотации — «один из самых зорких и компетентных российских рекламных критиков». И это правда. Помимо своей основной работы по созданию рекламы, Филипп Александров (копирайтер, маркетинг-директор «одного из крупных московских РА») немало сделал и для продвижения рекламной грамоты в аудитории, живущей «за пределами Садового кольца». Кому-то его имя знакомо по публикациям в российских журналах о рекламе; и уж точно — его знает каждый, кто посещает сайт (а по сути, профессиональный он-лайновый клуб) Сreatiff.ru. Филипп Александров — редактор этого уважаемого интернет-проекта, создание и организация работы которого, пожалуй, уже тянет на «дело всей жизни».

«Хроники российской рекламы» — труд, на мой взгляд, эпохальный. Автор поборол первоначальный соблазн написать что-то вроде учебника по креативу — смог осознать, что «подобный учебник не станет самой актуальной книгой по причине младенческого уровня развития нашей рекламы». Вместо этого Филипп Александров  сделал (сделал первым, сделал вовремя и сделал правильно!) два «простых» дела: во-первых, проанализировал и обобщил уже более чем 10-летнюю историю отечественной рекламы; во-вторых, собрал богатую коллекцию «продуктов рекламного творчества», в основном видеороликов, и разобрал их по косточкам — на предмет успехов и промахов. Но на этом достоинства книги только начинаются...

Надо ли говорить, что, будучи не только писателем, но и маркетологом, Филипп Александров позаботился о своем потребителе — читателе. Написанные доступным и остроумным языком «Хроники» адресованы не столько рекламным волкам (их не так много в стране), сколько «простым провинциальным и/или начинающим российским рекламистам» (коих десятки тысяч), а также всем «сочувствующим», для кого реклама уже не раздражитель, а некий феномен массовой культуры. Поэтому в первой части книги автор технично «вводит читателя в предмет»: снабжает понятийным аппаратом (профессиональным жаргоном), знакомит с мировым рекламным опытом, рассказывает о ключевых фигурах в истории рекламы (те самые «гуру»!), о методологических подходах, технологиях рекламного творчества и т. д.

Автор «прочищает мозги»: старается разогнать окружающий рекламную кухню «туманный ореол», сделать ясной суть рекламного процесса и смысл коммуникаций с потребителем.

Но и это, позволю предположить, было для автора не самым главным. Всю книгу можно рассматривать как попытку ответа на мучительный для каждого, кто потребляет, делает и, допускаю, заказывает «рекламную музыку», вопрос: почему у нас все «не как у людей»? Почему на российском рынке так много рекламы, вызывающей отторжение, смех сквозь слезы, жалость, разочарование, и так мало качественной рекламы?

Александров правомерно рассматривает рекламный продукт как «заслуженный результат» процесса взаимоотношений «рекламодатель — рекламист» на существующем рынке. Картина получается правдоподобной. Российский рынок товаров и услуг еще не достиг западных показателей, потребитель полудевственнен, дремучему рекламодателю-производителю на него начхать так же, как и на невнятные предложения рекламистов. Последние же, как правило, «кустари-самоделкины». В итоге мы имеем диктат рекламодателя в процессе производства своей кровной рекламы и, как следствие, паноптикум «рекламных реликтов».

В книге можно увидеть достаточно много (и весьма корректно) выполненных «наездов» — как на эгоцентричных и не обремененных «маркетинговым мышлением» рекламодателей, так и на не сверкающих профессионализмом коллег по цеху. Но читается и другое: наезды эти «выстраданы», за ними — знакомая каждому «миссионеру профессии» (а именно такова позиция автора книги) усталость, которая все же не ослабляет готовности и дальше отстаивать «честь и достоинство» слабо защищенной в нашей «нерекламной стране» Рекламы!

«Хроники» — это приятная и умная, насыщенная бесценными деталями и объемными сравнениями книга, которую можно — и нужно! — использовать как учебное пособие. Книга, провоцирующая на «мысли»; к тому же, повторюсь, своевременная. Для всех тех, кто не хочет «отстать от поезда». Ибо, как замечено, рынок российской рекламы меняется на глазах — параллельно с изменениями на российских рыночных просторах вообще. Уходит в прошлое «рынок продавца», все ближе «праздник» на улице потребителя, уже сейчас придирчиво осматривающего полки супермаркетов. Все большее количество производителей и продавцов начинают обращаться в «маркетинговую веру»: принимают мысль, что успех на рынке зависит не столько от уникальных качеств или цены товара, сколько от качества рекламы, от умения правильно выстроить разговор с потребителем.

Все это дает нам, рекламистам, надежду на светлое завтра. Что означает, конечно, одно: работы прибавится — и конкуренция в нашей среде усилится!

Так что я снова отправляюсь в «книжный» — за очередной «своевременной» книгой.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.