Подписаться
Курс ЦБ на 04.07
70,49
79,22

Ход в сторону Тимана

Ничто не вечно Добыча бокситов на СУБРе убыточна. С каждой тонны бокситов СУБР теряет $ 23: себестоимость тонны бокситов — $ 55, заводы-потребители берут его только по $ 32. В 1997 г. СУБР добыл

Масштабные инвестиции в разработку месторождения бокситов в Республике Коми необходимы для обеспечения экономической безопасности алюминиевой промышленности Урала и всей России. Уральский регион — крупнейший в России производитель глинозема из собственных бокситов. В выплавке первичного алюминия его доля не более 7,5-9%, зато в производстве глинозема — 67%, а в добыче бокситов — более 83%. Все российские бокситы добываются на Североуральском бокситовом руднике.

Ничто не вечно...

Добыча бокситов на СУБРе убыточна. С каждой тонны бокситов СУБР теряет $ 23: себестоимость тонны бокситов — $ 55, заводы-потребители берут его только по $ 32. В 1997 г. СУБР добыл 3,1 млн т бокситов. Для производства глинозема на предприятиях Урала требуется не менее 3,9-4,0 млн т сырья субровского качества (предприятия алюминиевого комплекса Урала приспособлены только под состав боксита, добываемого в Североуральске). Таким образом, реально сложившийся дефицит бокситов на Урале уже составляет 0,5 млн т в год.

Резкое снижение добычи бокситов на СУБРе началось в 1991 г., когда количество добытого сырья снизилось с 4,3 млн т до 3,4 млн т (на 21%). В дальнейшем добыча продолжала сокращаться и упала до 2,7-2,8 млн т в год в 1994-1996 гг.

По оценке ОАО “СУБР”, при условии выделения руднику не менее $ 24-25 млн в год он может обеспечить в течение 10 лет годовую добычу на уровне 3,0-3,2 млн т. Если же СУБР не получит этих капитальных вложений, то, по оценке института Гипроникель, уровень добычи бокситов в 1998 г. составит не более 2,4 млн т, в 1999-2000 гг. — 1,8 млн т в год и далее упадет до 1,0 млн т. И, похоже, предприятие получит свои $ 25 млн.

Инвестируют его на паритетных началах компании “Трастконсалт Групп” и “Ренова”, таким образом выполняя инвестиционные обязательства, оговоренные трастовым договором с правительством области. Инвестиции позволяют лишь только как-то существовать, хотя бы не останавливаться, на все остальное денег просто нет. Долги СУБРа перед государством колоссальны — 300 млрд руб. “старыми”. К слову сказать, такова же сумма прибыли на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, куда напрямую поступает североуральский боксит. Казалось бы, надо обнулить долги и прибыли, но тогда государство точно уже не увидит налогов ни от одного из предприятий.

Дефицит боксита пока покрывается за счет доработки складских запасов и резервов. Добыча на Южно-Уральском руднике практически не меняет ситуации со снабжением на глиноземных заводах Урала, т. к. его запасы окажутся исчерпанными за 3-5 лет.

К 2009 г. наличные запасы боксита будут полностью исчерпаны. При этом расчетная себестоимость добычи бокситов на СУБРе возрастет к 2000 г. до $ 62 за тонну, а к 2008 г. — до $ 82. Это выше цены боксита, привезенного из-за границы. Привоз греческого боксита, например, обойдется Уральским алюминиевым предприятиям по $ 65 за тонну.

Анализ показывает, что изменение инвестиционной политики по отношению к руднику не повлечет за собой ни заметного наращивания добычи в течение ближайших 3-5 лет, ни снижения себестоимости добытого сырья. Сложные гидротехнические условия добычи (работы ведутся уже на глубине 800 м) и постоянный рост затрат делают невыгодным увеличение объемов добычи бокситов на ОАО “СУБР”. Как же сохранить и развить алюминиевый комплекс Урала, который дает пропитание десяткам тысяч семей и жизнь целым городам и поселкам?

Спасительная альтернатива

Наиболее эффективная отечественная сырьевая база для производства глинозема на Урале — близлежащие месторождения бокситов Среднего Тимана в Республике Коми, открытые в 1971-1973 гг. и детально разведанные в 1977-1989 гг.

В прошлом году из Ухты по зимнику на Уральский алюминиевый доставили первые 12 тыс. т тиманских бокситов. Промышленные испытания подтвердили техническую возможность использования этого сырья. Лицензия на освоение этих месторождений передана ОАО “Боксит Тимана”, 51% акций которого приобрела компания СУАЛ (в нее входят Уральский и Иркутский алюминиевые заводы).

Вопросы строительства бокситодобывающего предприятия на базе месторождений Коми, использования этого сырья на уральских алюминиевых заводах и строительства на их базе новых глиноземных мощностей неоднократно рассматривались в правительстве, которое исправно принимало положительные решения. Институты Гипроникель и ВАМИ выполнили технико-экономическое обоснование на строительство первой очереди бокситового рудника. После экспертизы и согласования оно было утверждено правительством Республики Коми и бывшим Госкомитетом РФ по металлургии.

Альтернативой Средне-Тиманским бокситам может быть только импортное сырье. В противном случае возможна остановка необеспеченных сырьем глиноземных мощностей на Урале и резкое (на 40%) увеличение импорта глинозема в Россию. Этот вариант развития ситуации “по течению” приведет к драматическим последствиям.

По инициативе ген. директора Богословского алюминиевого завода Анатолия Сысоева, экспертами проведен детальный долгосрочный прогноз всех последствий нарастания зависимости алюминиевых заводов не только Урала, но и всей России от импорта сырья. Вывод очевиден: это неминуемо приведет к росту цен на сырье на свободном рынке. Россия является крупнейшим мировым покупателем глинозема, поэтому разрушение хрупкого баланса спроса и предложения повлечет к ценовому диктату продавцов на рынке.

Да, импорт бокситов на уральские заводы не связан с решением крупных технических проблем, не требует дополнительных капиталовложений и практически может быть организован немедленно. Морской порт Санкт-Петербурга уже сегодня имеет возможность принять и обработать не менее 3,0 млн т бокситов в год. Это и есть “простое” решение сырьевой проблемы. А если на “рынке продавца” случится вполне предсказуемый взрывной рост цен? Ориентация на импорт и массированные поставки по толлингу допустимы лишь как временная мера для замены выбывающих мощностей на СУБРе на период строительства Средне-Тиманского рудника.

Правительства приходят и уходят,

а проекты остаются

К счастью, всю сложность ситуации, в которой может оказаться алюминиевая промышленность в начале следующего века, понимают и губернатор области Э.Россель, и глава Республики Коми Ю.Спиридонов. В сентябре 1997 г. они подписали соглашение о совместном развитии сырьевой базы черной и цветной металлургии. По поручению В.Черномырдина был подготовлен проект постановления правительства РФ “Об освоении Средне-Тиманского месторождения бокситов в республике Коми и развитии алюминиевого комплекса Урала”.

Того правительства уже не стало, но вряд ли новое позволит себе что-то кардинально изменить в этом направлении. Уж слишком велики масштабы проекта: 280 млн т бокситов лежат на поверхности и доступны для разработки открытым способом; себестоимость тонны бокситов после создания инфраструктуры не будет превышать $ 3-5. Мировая цена, напомним, — $ 60-65.

Сбор средств на Тиманский проект начался. ОАО “Боксит Тимана” вложило инвестиции в обустройство зимника, железной дороги, чтобы уже в текущем году доставить на Урал 150 тыс. т сырья. Ввод только первой очереди рудника выведет на 3 млн т годовой добычи. Этого хватит для выработки 1,2 млн т глинозема — половины того, что производит сегодня вся Россия, на долю которой приходится 15% мировой выплавки алюминия. А весь Тиманский проект оценивается в $ 570 млн. Инвестиций такого масштаба в России, пожалуй, не предпринималось с 1990 года.

Из-за истощения федеральной казны рассчитывать на крупные вложения из госбюджета не приходится. Минфин дает понять, что не только на госбюджет, но и на полагающиеся в любом рыночном хозяйстве льготы для инвесторов пионерных проектов, подобных Тиманскому, особенно рассчитывать не стоит. Эта сдержанность понятна, (кто не знает о состоянии казны), но совместима ли она с заявленной целью? Тиманский проект по сумме выгод для федеральных интересов превосходит в перспективе отраслевые, о которых пекутся алюминщики. В ходе претворения проекта возникает совершенно новая конфигурация производительных сил на северо-востоке.

Дело в том, что Тиманский проект включает построение железной и автомобильной дорог протяженностью 160 км, которые свяжут в единый коммуникационный узел сразу три разобщенных, но развитых промышленных региона — Коми, Урал, архангельское Поморье и север Пермской области. Здесь, на Тимане, завязывается новая федеральная территория развития, которая вовлекает в оборот лежащие без дела огромные сырьевые ресурсы.

Два участника проекта — АО “СУАЛ” (Сибирско-Уральская алюминиевая компания) и АО “Трастконсалт Групп”, в связке с Богословским алюминиевым (БАЗ), способны инвестировать часть проекта. Пока акции ОАО “Бокситы Тимана” в руках акционеров и СУАЛа. В этом году компания намерена освоить 30 млрд руб. Под поступление бокситов с Тимана СУАЛ ведет реконструкцию на Уральском алюминиевом заводе. Богословский алюминиевый тоже готовится к переработке тиманских бокситов, достраивая второй глиноземный цех (БАЗ-2), потому что между СУАЛом и АО “Трастконсалт Групп” достигнуто соглашение о разделении контрольного пакета акций пополам. Это произойдет в ходе последующей эмиссии акций, и деньги будут направлены АО “Трастконсалт Групп” на освоение Тимана.

Правительства Республики Коми и Свердловской области, сознавая значение Тиманского проекта для оздоровления экономики регионов-соседей, тоже найдут форму участия в финансовом русле инвесторов. Точнее, ее придется найти в любом случае, поскольку 70% в стоимости проекта занимает строительство железной дороги. А это всегда во все времена брало на себя государство. Но вот поступит ли оно так же и на этот раз, никому неизвестно.

Остается еще один путь привлечения инвестиций — заграница. Она пока не бьет тревогу по поводу решения россиянами проблемы самообеспеченности глиноземом, но специалисты финансовых институтов Америки уже приезжали. Переговоры замерли на стадии ожидания завершения нового банковского технико-экономического обоснования в соответствии со всеми международными нормами. Именно от него будет зависеть, насколько иностранцы готовы участвовать в инвестировании проекта.

Последние новости

18 марта участники разработки месторождения встречались с тогда еще вице-премьером Борисом Немцовым. Акционеры предлагали установить 70-процентную льготу на тарифы по перевозке грузов, в том числе и бокситов, железнодорожным транспортом. Немцов отказал, сославшись на строгость антимонопольного законодательства, но предложил компромисс — создать совместное предприятие (железная дорога и “Бокситы Тимана”). В этом случае возможно снижение тарифов до 50%. Как говорится, процесс пошел.

После 2000 года вся экономическая география северо-востока Европейской части может решительно измениться к выгоде всех участников проекта. Появится новая возможность для организации товарных потоков на всем пространстве между Кольским полуостровом и глубинными нефтегазовыми регионами Западной Сибири. А Горнозаводской округ Урала получит второе рождение. Здесь, на Тимане, — счастливый перекресток федеральных и региональных интересов, на поприще которого и Москве, и регионам, и предпринимателям надо внести свою лепту.

Самое читаемое
  • «Никакого запроса на перемены у нас нет, и нас всё в целом устраивает», — Евгений Енин«Никакого запроса на перемены у нас нет, и нас всё в целом устраивает», — Евгений Енин
    15 816
  • «Мы получили гораздо более худшую Конституцию и существенное нарушение социального мира»«Мы получили гораздо более худшую Конституцию и существенное нарушение социального мира»
    19 980
  • Предприниматель из Екатеринбурга запустил лоукостер для малого бизнесаПредприниматель из Екатеринбурга запустил лоукостер для малого бизнеса
    21 817
  • Адвокат Ефремова заявил, что актер не признает своей вины в ДТПАдвокат Ефремова заявил, что актер не признает своей вины в ДТП
    39 917
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.