Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Хочешь быть богатым — будь им! Женское предпринимательство на Урале

Как сообщила Валентина Самсонова, его исполнительный ди- ректор, Фонд проводит консультации, как правильно построить бизнес, провести начальный маркетинг рынка, подобрать кадры, помогает

Исторически сложилось так, что женщинам бывает труднее входить в бизнес, руководящих навыков больше у мужчин. Нередко женщина с высшим образованием, потеряв работу, становится секретарем-делопроизводителем, хотя потенциал ее значительно глубже. Развитие женского предпринимательства очень важно с социальной точки зрения, хотя бы потому, что безработица в Свердловской области на 80% — женская. Женщины сами могут создавать фирмы, обеспечивая работой себя и других. Особенно, если им в этом хоть немного помогут. Именно этим занимается Уральский региональный фонд поддержки женского предпринимательства.

Как сообщила Валентина Самсонова, его исполнительный ди-
ректор, Фонд проводит консультации, как правильно построить бизнес, провести начальный маркетинг рынка, подобрать кадры, помогает грамотно составить бизнес-план, бюджет, обрести необходимые менеджерские навыки, выстроить систему отношений с органами власти. Бывает, в фонд приходит женщина, которая умеет шить или вязать, имеет даже определенный круг постоянных клиентов и намерена на этой базе создать собственную фирму. Такому человеку объясняют, что соседи по подъезду — это еще не рынок. Для него требуется какая-то своя изюминка и бизнес-план, рассчитанный на перспективу.

Классический пример здесь — история двух женщин-сотрудниц Ботанического сада. Они обратились в фонд от безысходности — уровень зарплаты, 200 тыс. руб., да еще с задержками, их совершенно перестал устраивать. Казалось бы, далеко не рыночная специальность — оформление цветочных композиций. Однако после консультации в Фонде женщины приняли решение об организации фирмы “ДекорантКласс”, сфера деятельности — фитодизайн и обучение ему. Сегодня оформление офисов и квартир — очень перспективное и быстро развивающееся направление. Регистрация фирмы стоит 2 млн руб., минимальный стартовый капитал — 5 млн руб. Таких денег у женщин не было. При помощи Фонда они смогли организовать платные курсы по фитодизайну, уже через несколько месяцев удалось накопить стартовый капитал, а взнос за регистрацию при содействии Фонда был уменьшен до 500 тыс. руб. Сейчас “ДекорантКласс” — вполне процветающая фирма.

Число фирм, созданных женщинами, постоянно увеличивается, и как правило, это устойчивые фирмы, крепко стоящие на ногах. В октябре-ноябре 1997 г. Фонд провел первую региональную выставку-ярмарку “Женское предпринимательство на Большом Урале”, в которой приняло участие 75 фирм.

...Существует два взгляда на предпринимательство среди женщин. Первый: чтобы женщины могли заниматься бизнесом — необходимо создать для них условия. Второй — что азами бизнеса одинаково трудно овладевать всем новичкам, независимо от пола. А что думают по этому поводу сами предпринимательницы? Для ответа на этот вопрос я встретился с несколькими бизнес-леди, директорами вполне состоявшихся ныне фирм.

Фирма “Талисман”

зарождалась на гребне кооперативного движения. Елена Овчинникова, ее директор, в то время работала юрисконсультом в одном из ВУЗов, и за консультациями будущие кооператоры нередко приходили именно к ней.

— В конце концов и я решила попробовать свои силы во внегосударственной сфере, пока без отрыва от основной работы. Взяла отпуск и в качестве представителя частной турфирмы поехала на ярмарку турпутевок для заключения договоров о приеме туристов. С перерывом в две-три недели я побывала на пяти ярмарках, посетила места, которые раньше только по телевизору видела. На этих ярмарках я увидела совсем других людей: уверенных в себе, раскованных, знающих, что им надо в жизни. Тогда окончательно созрело решение, что надо что-то менять в своей жизни и для начала организовать собственную фирму. Такой я решила сама себе сделать подарок ко Дню рождения.

В начале 1991 г. фирма “Талисман” была зарегистрирована. Начать решила с организации курсов английского языка — после общения с турорганизаторами я пришла к выводу о перспективности этого направления. Стартового капитала не было совсем. 400 рублей для регистрации фирмы наскребла с помощью мамы. Которая, кстати, называла мою инициативу авантюрой. Но для меня главное было — сняться с якоря, насколько долго я буду заниматься организацией курсов — я и понятия не имела. Но оказалось, что в обществе есть устойчивый интерес к языкам, и чем дальше, тем больше. Город все больше открывался внешнему миру, росло число контактов, СП, выездов за рубеж — на отдых и по делу.

Первые курсы были организованы весной 1991 г. Несколько месяцев на курсах преподавали по традиционным методикам, появились какие-то средства. Надо было чем-то выделиться на общем фоне, нашей изюминкой стало преподавание по методу Шехтера, который тогда в городе знали мало. Преподаватели, которые работали у нас по договору, для овладения методикой съездили за счет фирмы непосредственно к основоположнику. Приобрели лингафонную аппаратуру, к одной учебной группе прибавилось еще две, было время, когда наша единственная аудитория эксплуатировалась на всю катушку: по четыре трехчасовых цикла ежедневно. Едва оставалось время на уборку помещения. Очень трудно было подобрать персонал — с кем бы я ни вела переговоры, всех интересовал один вопрос: “Сколько я буду получать?”. Только один спросил, что нужно вложить в дело. Но это уже было потом, через полгода существования фирмы, этот человек стал моим компаньоном, а затем мужем.

Постепенно все наладилось. В настоящее время фирма расположена в центре города в гостинице “Исеть”. В штате двадцать постоянных сотрудников. Это преподаватели, для которых “Талисман” давно уже стал основным местом работы. Проблемы у людей самые разные. Кто-то ведет переписку с заграницей, кто-то выезжает или принимает гостей здесь, кому-то необходимо пройти собеседование в консульстве, кто-то рассчитывает получить престижную работу в инофирме, у кого-то проблемы с языками в школе или ВУЗе. Фирма постепенно стала центром, который способен выполнить любую заявку — от специального перевода в редкой области знаний до поиска специалистов в экзотическом языке. При фирме действует бюро переводов, собственная база: целая библиотека словарей, специальной литературы, аудио — и видеотека. Последние два года “Талисман“ представляет на Урале интересы двух британских издательств — “Heinemann” и “Longman”, а также немецкого “Langensheite”. Ведет преподавание по их методикам и распространяет учебную литературу в Екатеринбурге, а также Тюмени, Челябинске и Перми. Их преимущество в том, что учебники изданы носителями языка, на кассетах, например, записан живой разговорный язык.

Образование и торговля учебной литературой изначально не прибыльный бизнес. Состоятельных учебных заведений — единицы, слой изучающих языки достаточно узок, и мы его потребности выполняем. Успех нашей фирмы прямо зависит от состояния экономики и благополучия общества в целом. Тем не менее сегодня фирма стоит на своих ногах и дает работу 20 сотрудникам. Практически все преподаватели имеют международные сертификаты.

Наше последнее новшество — первый на Урале экзаменационный центр Trinity College London, который имеет право принимать экзамены ESOL по английскому языку и выдавать соответствующие сертификаты, которые котируются среди работодателей и при поступлении в учебные заведения в англоязычных странах. Есть и более дальние планы — но о них пока лучше не говорить.

Свой бизнес забирает практически все время — и на работе, и дома, и в выходные, и в праздники. В отпуске за семь лет я была один раз. Домик в Париже покупать не будем — это точно, все идет в дело. Но и дает свое дело немало. И прежде всего — уверенность в себе, независимость и ни с чем не сравнимое чувство самореализации. Идей много, не хватает времени для их воплощения. Такой расклад меня устраивает.

Швейно-производственная

фирма “Стиль”

Ирина Варганова, инженер по образованию, всегда увлекалась искусством кройки и шитья, обменивалась с подругами выкройками. А так как подруги были архитекторами по образованию, то и модели у них были оригинальными. Когда в середине 80-х вышел Закон о кооперации, Варганова с сотоварищи решила рискнуть.

— Организовали кооператив, арендовали помещение, купили вскладчину необходимое оборудование и ткани. Первая партия женских плащей, пошитая по собственным моделям, разошлась влет, за один раз окупив все расходы. Это было время общего дефицита, а рынок модной одежды так и вовсе был пуст. Бизнес начал разворачиваться, очень много было заказов, работали не разгибаясь. Сами разрабатывали модели, шили и продавали. Ткани вначале покупали в Салоне новобрачных — там был хоть какой-то выбор. Затем заключили договора на поставку тканей с текстильными предприятиями Москвы, Ленинграда, Кемерово. Специализировались на верхней одежде — мужские и женские пальто и куртки спортивного стиля.

Ассортимент постоянно расширяли, тем более что уже началась конкуренция с челночным турецким товаром. Фирме очень помогло сотрудничество с бельгийской фирмой Levingston. Работали по европейской схеме: фирма предоставляла лекала, комплекты, мы выполняли заказы. Но были не только исполнителями — бельгийцы покупали для себя некоторые наши модели. Это было признанием высокого уровня нашего дизайна. Сотрудничество с бельгийцами помогло нам освоить такой сложный ассортимент, как женские деловые костюмы, блузки, юбки.

Сегодня “Стиль” шьет верхнюю одежду и деловые костюмы по собственным моделям. Цены на наши изделия постоянно снижаются. Женский деловой костюм Pret-a-porte нашей оригинальной разработки из хорошей немецкой или итальянской ткани стоит около 550-650 руб. Качество и уровень дизайна — на порядок выше турецкого ширпотреба. Еще одно большое направление — форменная одежда: для персонала ресторанов, гостиниц, авиакомпаний, медицинских учреждений, магазинов. Такой заказ может быть комплексным, например, шторы, скатерти и униформа персонала гостиницы выдерживаются в едином стиле. Характерная особенность фирмы — творческий подход к выполнению заказов и дизайну. Я постоянно езжу на выставки, как по стране, так и за ее пределами. Недавно, например, вернулась из Дюссельдорфа, привезла с собой много каталогов и другой специальной литературы. Фирма “Стиль” — региональный представитель Ассоциации российских домов мод (Москва). Ассоциация регулярно проводит Недели российской моды, благодаря которым модельеры и швейники могут заявить о себе, показать свои направляющие коллекции.

В штате фирмы 40 человек, в основном, швеи. С модельерами мы сотрудничаем на договорной основе. Они приносят свои свежие разработки, наш экспериментальный цех воплощает их в готовые изделия. Если изделие хорошо продается, то запускаем его в серию. Я бывала в Европе и Америке, знакомилась с постановкой дела там. Как правило, швейные фабрики небольшие. Их главное преимущество — оперативность и скорость выполнения заказа. Это очень важно, поскольку мода переменчива, и если выполнение заказа затягивается, то он может оказаться никому не нужен. Не люблю брать кредиты, но для модернизации производства приходится. Пять лет назад мы выиграли конкурс, который проводил Центр содействия предпринимательству. На льготных условиях получили кредит, купили новое оборудование. Сейчас для этих же целей взяли кредит в Уралпромстройбанке.

Сегодня свою продукцию фирма отдает на реализацию в крупные магазины Екатеринбурга, а также магазины Нижнего Тагила, Новоуральска и Тюмени. В мае в Екатеринбурге, на Гагарина, 37, откроется наш фирменный магазинчик “Партизан”, который будет торговать одеждой для подростков и молодежи. Это направление весьма перспективно, рынок практически пуст, джинсовая униформа многим уже надоедает, все больший спрос вызывает оригинальная нестандартная одежда. Сферу сбыта такой одежды мы будем расширять и со временем выйдем на европейский рынок.

ЧП “Маден”

Татьяна Винокурова после окончания Лесотехнического института распределилась в один из проектных институтов, оттуда ушла в декретный отпуск. Когда пришла пора выходить на работу — оказалось, что выходить-то и некуда: институт Татьяну сократил.

— Судиться я с ними не стала, нашла занятие поинтереснее, поступила на курсы брокеров. Это было начало 90-х, самый расцвет бирж. Работа на Свердловской товарной бирже мне нравилась, я научилась заключать сделки, постепенно обросла связями. В какой-то момент мне надоело работать на дядю и я организовала собственную торгово-посредническую фирму. Первый мой салон красоты был создан, можно сказать, по воле случая. Моя знакомая-косметолог потеряла работу — я помогла ей арендовать помещение, приобрести необходимое оборудование — и салон начал работать уже как частное предприятие. Правда, через месяц выяснилось, что работать на развитие фирмы моя знакомая не способна, и мне пришлось взять дело в свои руки. Косметических салонов тогда в городе было немного, это дело мне показалось перспективным, а при правильном подходе и выгодным. Парикмахеров для своего салона я подбирала по конкурсу. А чтобы разговаривать с ними на равных, я овладела необходимыми навыками, кончила специальные курсы — для творческого человека это совсем не сложно.

В 1992 году парикмахерские и другие предприятия службы быта влачили жалкое существование. Многие из тех фирм, которые были организованы на месте старых парикмахерских, до сих пор еле дышат. Потому что их руководители топчутся на месте, проедают все заработанное. Понять их можно, люди всю жизнь получали гроши, а теперь хоть какие-то деньги. Но конкурентоспособную фирму таким образом не создашь.

В моих салонах принципиально другой подход, клиенту создается максимально комфортная атмосфера, предлагается комплекс услуг, исходя из его же интересов. Часто к нам приходят девушки и говорят: “Сделайте мне прическу — я иду на собеседование в престижную фирму”. Но ведь это лишь полдела. Наши психологи помогут человеку снять внутренние зажимы, изменить манеру и стиль общения, визажисты и стилисты — подобрать цветовую гамму одежды и даже оправу для очков с помощью компьютера. У нас можно взять напрокат вечерние туалеты или сшить костюм — в составе фирмы действует свой швейный цех.

Сейчас в штате фирмы около 30 человек, примерно половина — парикмахеры. У нас применяются новейшие средства и технологии. По соглашению с московской корпорацией “Низар” мы реализуем гелексы и кремы с липосомами для лица на основе эмульсии “голубой крови”, другие новинки московского института красоты В работе мы пользуемся профессиональными красками и другими косметическими средствами, наша фирма — торговый представитель компании L’Oreal Kuafur. В некоторых парикмахерских клиент может прийти со своей, например, краской для волос. Я считаю такой подход непрофессиональным, потому что за качество этих средств поручиться нельзя. В то время как мои салоны качество гарантируют.

И в начале, и сейчас главная проблема — найти не просто специалиста, а творческую личность, художника своего дела. На парикмахеров, например, учат в ПТУ после восьмого класса, и там их только портят. Еще не сформировавшаяся личность приобретает не столько профессиональные навыки, сколько набор стереотипов и снобизм, которые мешают творческому росту. Развитие чувства вкуса, гармонии — такой

задачи ПТУ перед собой не ставит. В Европе это дело поставлено совсем иначе. Ученик парикмахера несколько лет выполняет элементарные операции, например мытье головы, и учится на примере мастера. Только потом ему доверяют прически. Я считаю, хорошему парикмахеру необходимо высшее образование. Вместе с г-ном Романцевым, ректором профессионально-педагогического университета (бывший СИПИ), мы разрабатываем концепцию специального курса “Организатор-менеджер парикмахерского дела”, где будут преподаваться маркетинг, методология управления и другие дисциплины.

Мое последнее детище — Союз парикмахеров. До последнего времени им просто негде было общаться, и многие перспективные мастера варились в собственном соку. Парикмахеры идут к нам — здесь они получают бесплатные консультации, участвуют в различных семинарах, могут купить различную косметическую продукцию, инструменты и оборудование на выгодных условиях с отсрочкой платежа. Я организовала этот клуб не из благотворительных побуждений — благодаря ему я могу подбирать для себя перспективные кадры, “с живинкой в деле”. Затем эти люди получают возможность повышения квалификации здесь, с некоторыми из них я заключаю контракт и отправляю на стажировку во Францию. То есть я вкладываю в людей деньги — и эти вложения вполне окупаются. Иначе нельзя — повысив квалификацию, парикмахеры нередко начинают искать местечко потеплее, не понимая, что энергию и труд надо вкладывать не в эту суету, а в свой профессиональный рост. Только таким образом можно обрасти постоянной клиентурой. Для организации своего дела недостаточно быть классным специалистом, надо еще иметь организаторские способности, а это совсем другой склад ума.

Раньше, организуя новое подразделение фирмы, я все делала сама, сейчас прежде всего подбираю человека для реализации направления. Такая организация дела позволяет развивать фирму стратегически. В прошлом году начала действовать служба гувернеров-репетиторов. В последнее время состоятельные семьи все чаще предпочитают заплатить домработнице, которая могла бы взять на себя не только уборку помещений, но и присмотр за детьми, ведение домашнего хозяйства. Лучше всего для этих целей подходят женщины с педагогическим образованием, после 40 лет. Но подобрать такого человека достаточно сложно. Даже такую простую работу, как мытье окон, можно сделать тщательно и аккуратно или небрежно.

В апреле-мае откроется наш третий салон в составе бизнес-центра на Московской горке. Он будет полностью укомплектован людьми, прошедшими стажировку во Франции, сертифицированными фирмой L’Oreal Kuafur. Возможно, откроем магазин по продаже профессиональных товаров для парикмахеров. В перспективе хочу создать оздоровительный комплекс со специально подобранными тренажерами.

 

...Всем трем бизнес-леди был задан вопрос относительно тяжкой женской доли в развитии бизнеса. Все три отвечали в том духе, что да, конечно, трудно, но успешно развивается бизнес не там, где его возглавляет обязательно мужчина или непременно женщина. А там, где плодотворная идея, грамотный бизнес-план совпадают с решимостью их реализовать. Расхожее мнение о том, что бизнесмен затевает дело для того, чтобы хапнуть побольше денег, — в принципе неверно. Конечно, таких “бизнесменов” хватает, но дело их обычно не получает развития. Ненормированный труд, нередко без отпусков и выходных, не кажется чрезмерным, если речь идет о самореализации, если труд этот совпадает с призванием.

 

ЧП “Маден” 74-46-56

Фирма “Стиль”: 58-08-79.

Фирма “Талисман”: 55-01-09,

E-mail: talisman@tehnec.ru.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.