Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Выбери меня, птица счастья завтрашнего дня!

«Деньги дадут сборы» Небезопасные азартные игры сначала с государством, потом с фондами, банками и финансовыми пирамидами хотя и научили наших сограждан некоторой осторожности, но желания н

Личный список Остапа Бендера, включавший, как известно, 400 сравнительно честных способов отъема денежных знаков, стал ценнейшим наследием для «комбинаторов» современных. И вполне вероятно, идея организации денежных лотерей, неразрывно связанная с образом блюдечка с голубой каемочкой, была извлечена именно оттуда...

«Деньги дадут сборы»

Небезопасные азартные игры сначала с государством, потом с фондами, банками и финансовыми пирамидами хотя и научили наших сограждан некоторой осторожности, но желания народных масс снова и снова испытывать судьбу так и не искоренили. В этом смысле организаторам лотерей, шоу с розыгрышами призов, и прочим воротилам игорного бизнеса велосипеда изобретать не требуется: в основе дела лежит старая детская притча о Золушке, в единочасье и без трудов праведных сказочно разбогатевшей. И сколько бы золоченых карет не превращалось в тыкву, в желающих оплатить очередной визит «волшебной феи» недостатка не бывает. Кстати, лотерейный бизнес процветает не только в странах, где население бедствует. По некоторым оценкам, мировой «лотерейный» оборот составляет около $95 млрд. Один штат Техас в год продает миллиард лотерейных билетов, и эта цифра в 2,5 раза превышает объемы продаж по всей России.

Со времен монополии «Спортлото» российский лотерейный рынок претерпел изменения. Вышедшие на него фирмы и организации, первоначально освоив столичные «площадки», двинули свою продукцию вглубь страны (в Екатеринбурге сейчас реализуется более 40 видов всероссийских и местных лотерей). Среди первопроходцев были всевозможные фонды (Детский, фонд содействия милиции и др.), большинство коммерческих лотерей «раскручивались» тоже под флагами благотворительности. Многие и теперь практикуют проведение денежных лотерей в качестве «первой ступеньки» для открытия собственного бизнеса (привлекает возможность без крупных заемных средств сколотить начальный капитал). Хотя справедливости ради надо заметить: не все здесь так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно, если играть по всем правилам.

Игры в бирюльки

— с разрешения старших

В конце 1994 г. организация и проведение лотерей, как и другой сколько-нибудь прибыльный бизнес, оказались в поле зрения госчиновников и вошли в перечень лицензируемых видов деятельности. (Постановление правительства РФ №1418 от 24.12.94 г.) С тех пор страсть управленцев к регулированию и контролю лотерейного бизнеса на разных уровнях властной вертикали породила рекордное число документов. В том числе правительственное Постановление N330 «Об упорядочении проведения лотерей на территории РФ» (от 15.04.95 г.), Указ президента и «временное положение о лотереях в РФ» (от 19.09.95 г.). Регионы откликнулись собственными сочинениями «на заданную тему». 16 июня прошлого года из недр областной администрации вышло Постановление тогдашнего главы администрации Свердловской области А. Страхова №309 и Положение «О порядке лицензирования и проведения местных лотерей на территории Свердловской области». Финансово-бюджетное управление екатеринбургской горадминистрации подготовило недавно проект постановления мэра Екатеринбурга, также касающееся нюансов лотерейных «раскладов», но уже в своей «вотчине»

По идее, любая фирма, собирающаяся «запустить» свою лотерею, должна обзавестись лицензией (срок действия до 3 лет). Для ее получения лицензиат «местного масштаба» должен подать заявку в территориальное финуправление, собрать увесистый пакет документов (копии учредительных документов и свидетельств о регистрации предприятия, гарантийные письма на изготовление лотерейных билетов и их реализацию, смету распределения доходов, справку из налоговой инспекции и проч.) и при положительном решении своего вопроса уплатить регистрационный (10 минимальных окладов) и лицензионный (до 10% от суммы реализации лотерейных билетов) сборы в бюджет территории, на которой распространяется тираж. К слову, муниципалитеты некоторых американских штатов могут себе позволить не повышать местные налоги за счет дохода от лотерей. На какие цели расходуются лицензионные сборы в наших муниципалитетах, в большинстве случаев остается загадкой.

Единственная легальная областная лотерея, получившая лицензию в облфинуправлении, — ювелирная «Драгоценности Урала» (организатор — АОЗТ «Уральская Золото-Платиновая компания»). Статус остальных -разговор особый. Например, небезызвестной «Царской охоте» финуправление неоднократно отказывало в регистрации и лицензировании. Как пояснила начальник отдела ценных бумаг управления Галина Захарова, организатором лотереи (по Положению) может быть юридическое лицо, зарегистрированное на территории области с балансом без убытков не менее одного года. Фирма «Спарк-XXI» этим условиям на момент подачи заявки не отвечала. Любопытно, что при этом лотерея продается на каждом углу и активно рекламируется по TV. Как оказалось — с благословения... главы администрации области, выдавшего в июле распоряжение о ее проведении. Причем подписавший распоряжение и.о. главы администрации В. Задорожный возложил контроль за его исполнением... на облфинуправление. Ситуация, мягко говоря, странная.

В режиме двоевластия и споров о том, «кто главнее», область или город, курируются и екатеринбургские лотерейные проекты. По закону о местном самоуправлении, низшая ступень исполнительной власти (гор- и райадминистрации) вроде бы вправе самостоятельно устанавливать размеры лицензионных сборов и льготы по их уплате. Организаторы городских лотерей «отовариваются» своеобразным аналогом официальной лицензии — постановлением главы администрации, утвержденным решением местной Думы. В категории льготников — фирмы-организаторы лотерей, часть доходов от которых идет на благотворительные цели и проведение «социально-значимых мероприятий». Ныне действующие лотереи городского «масштаба» облагаются, к примеру, всего 1-1,5 процентным сбором (от суммы выручки за реализацию).

Стрельба по тарелочкам.

С голубой каемочкой

Пока властная верхушка разыгрывает между собой «билет» на право и условия контроля уральского лотерейного пространства, оно меняется на глазах. В 1993 году местная казна вообще не получала дохода от проведения лотерей: их в городе попросту не было. (Тогда даже вышло постановление об отмене лицензионного сбора за право организации аукционов и лотерей по причине «отсутствия налогооблагаемой базы»). Сейчас наряду с московскими в Екатеринбурге ходят по рукам и свои, доморощенные билеты.

Широкомасштабную охоту в уральской прерии развернуло ООО «Спарк-XXI», автор мгновенной лотереи «Царская охота». В кабинете директора фирмы Елены Лежниной во всю стену карта «военных действий», где флажками отмечены городские пункты реализации билетов. В одном Екатеринбурге 300 «флажков» (магазины, киоски, лотки реализаторов). Лотереи распространяется также в Первоуральске, Артемовском, В.Пышме, Асбесте, Березовском...

Для созданной «с нуля» фирмы, работающей, по утверждению г-жи Лежниной, без финансовой помощи извне, только на кредитных средствах, размах поистине царский. Билеты выпущены тиражом 2,5 млн штук на общую сумму 5 млрд руб. (тираж отпечатан в Англии). Был заключен дорогостоящий контракт с телекомпанией «4 канал» на еженедельную трансляцию телешоу с розыгрышами призов и крупных денежных выигрышей. При везении охотник может «подстрелить» кабанчика — максимальный выигрыш в 250 млн руб. (один уже нашел своего счастливчика, но уверяют, что это не последний).

Первоначальный расчет на рекламное время трех местных телеканалов не оправдался: СГТРК, имеющая самую широкую зрительскую аудиторию, в том числе в области, категорически отказалась заключить договор с фирмой, не имеющей лицензии. По этой же причине у «Царской охоты» возникли трения с администрациями Ленинского и Октябрьского районов Екатеринбурга, на территории которых распространяются лотерейные билеты.

Тем не менее, основная раскрутка идет через ТВ: люди воочию видят своих знакомых, участвующих в передаче и выигрывающих, на следующий день сами покупают билеты, «вербуют» других своих знакомых и т.д. (классическая схема геометрической прогрессии). Само весьма примитивное телешоу «Царская охота» снискало дурную славу. Похоже, единственной целью, которую поставили перед собой его создатели (самостоятельная продюсерская группа «Царская охота» при Свердловской киностудии) было показать, на что готовы пойти наши с вами земляки ради денег и престижных призов. Но устроители считают, что скандал — это популярность, а народная молва («Ты видел, там за 6 миллионов наголо бреют и предлагают пальцы отрубить?») — своеобразная реклама.

Сейчас, после выхода 13 передач, съемки шоу приостановлены: руководство лотереи все же решило изменить его сценарий...

Организаторы лотереи учитывают выстрелы по крупным мишеням: на сегодня оплачено 12 выигрышей по 10 млн руб., 17 — по 1 миллиону. «Когда к нам приехала бабушка из глухой деревни, которая поверить не могла, что выиграла 10 миллионов, мы почувствовали себя чуть ли не богами» — рассказывали в фирме. Видимо, это приятное чувство: по крайней мере, «Спакр XXI» не планирует ограничиваться своим первым тиражом.

Золотой запас

карман не тянет

В минувшем декабре на лотерейный рынок вышла Уральская золото-платиновая компания с партией билетов ювелирной лотереи. Целью ее проведения было объявлено привлечение дополнительных средств для развития социальной инфраструктуры предприятий золотодобычи в Свердловской области. В частности, Воронцовского золотого месторождения под Краснотурьинском и месторождения изумрудов «Свердловское» в Асбестовском районе.

Мощная холдинговая компания, объединяющая 33 разнопрофильных предприятия в регионах России и открывшая уральское представительство на изумрудной бирже в Тель-Авиве, — УЗПК — и здесь решила играть по-крупному. Тираж лотереи — 4 млн билетов номинальной стоимостью 3 тыс. руб., призовой фонд (в виде ювелирных изделий) на сумму 6 млрд. руб. Организаторы не поскупились, около 2 млрд руб. затратив на изготовление билетов в США (каждый билет имеет 12 степеней защиты вместо допустимых шести). На 300 млн руб. «потянет» рекламная кампания, которая уже началась. Особое условие — владелец десяти безвыигрышных билетов принимает участие в еженедельном телевизионном розыгрыше ювелирных призов на «4 канале».

Преимущество организаторов лотереи — возмож ность реализации «продукции» через собственную торговую сеть: в Екатеринбурге определено 6 ювелирных магазинов, где можно купить билеты и, если повезет, не отходя от кассы обратить кусочек картона в драгоценность.

Однако золото и каменья легко не достаются. Большой «выброс» билетов, рассчитанный на быстрый оборот, стал для компании неким балластом в виде замороженных денежных средств. Пока в течение 4 месяцев длились согласования с городскими властями, лотерея не работала, к тому же слишком много «съели» накладные расходы. Организаторам пришлось повысить стоимость билетов (цена скакнула сразу с 1 до 3 тыс. руб.) и сократить размер призового фонда до минимально разрешенных 50 процентов от общей суммы реализации.

В номинации благотворительных — единственная екатеринбургская лотерея «Уктус» (АОЗТ «Уктус-камень»), стартующая в самое ближайшее время. Собственно программа «Уктус-камень» родилась 2 года назад, когда городской и областной спорткомитеты в содружестве с девятью частными предприятиями и фондами загорелись идеей благоустройства Уктусского лесопарка и строительства там детской горнолыжной школы (с эстакадами искусственных трасс, бассейнами, теннисными кортами, гостиничным комплексом и прочими прелестями спортивной жизни). Дальше наполеоновских планов, как водится, не пошло, потенциальные инвесторы не раскошелились даже на взносы в уставной фонд ими же созданной организации. Было решено пойти другим путем. Стоимость проекта в нынешних ценах по разным оценкам колеблется в широком диапазоне $7-50 млн. Но инициатор программы Михаил Суров уверен, что относиться к жизни нужно проще: достаточно запустить первую очередь строительства (рабочий архитектурный проект уже разрабатывается) и к вам потянутся инвесторы. Лотерея рассчитана на 3 года, планируется выпустить 9 тиражей.

Договор на распространение первого тиража (500 тыс. билетов по 5 тыс. руб.) заключен с екатеринбургским окружным универмагом.

Чей шар попадет в лузу?

Запустить лотерею — ума много не надо. Даже разместить заказ на изготовление билетов за рубежом — не проблема: владельцы печатных станков готовы ухватиться за любого клиента. Гораздо сложнее сделать лотерею, которая будет продаваться. Серьезными бизнес-прогнозами начинающие игорные дельцы, как правило, не увлекаются. В результате редкий пробный шар докатывается до цели. (Некая екатеринбургская фирма, продвигавшая очередную лотерею, разорилась на одних валютных кредитах, задолжав партнерам около 4 миллиардов).

В этой игре важно учесть все: от привлекательности дизайна билетов и доверия к имиджу продавца до сезонности и психологии покупательского спроса. «Узнаваемость» лотереи до сих пор играет свою роль. Объемы продаж Екатеринбургского зонального предприятия спортивных лотерей («Спортлото», «Спринт», «Спортпрогноз») стабильны — около 100 млн руб. в месяц. Сейчас, по словам зам. директора предприятия Лидии Засыпкиной, «Спортлото» (сугубо «торговая» организация, головное предприятие — федеральное АО «Российские лотереи») через сеть своих киосков в Екатеринбурге и области реализует 20 видов моментальных лотерей (типа «спринта») и столько же — «чужих» договорных на комиссионной основе. В прошлом году Указом президента была создана Ассоциация спортивных лотерей, объединившая 27 региональных предприятий — с целью (как сказано в Указе) «упорядочения участия государства в организации лотерей». Ассоциация завела собственную типографию для печати билетов мгновенных лотерей на импортном оборудовании. Выполняет и сторонние заказы. Организаторы коммерческих лотерей считают это новой попыткой монополизации расширяющегося лотерейного пространства.

Всероссийская лотерея «Шанс» (учредитель — предприятие Свердловского областного правления российского общества инвалидов) — организация с именем. Первый тираж был проведен почти 5 лет назад. Сейчас предприятие входит в Европейскую ассоциацию лотерей (членство в которой стоит 4000 швейцарских франков в год) и включено в европейский банк данных известных лотерейных организаций. За это время эмблема «Шанса» стала своеобразной торговой маркой, под которой выпущены различные виды лотерей. В «архиве» сохранились образцы последних тиражных лотерей, которые окончательно сдали свои позиции с приходом более удобных моментальных. В том числе уникальный билет «Демидовской лотереи», который был признан лучшим из всех, что печатались на московской фабрике Гознака: безукоризненное художественное оформление, бумага с водяными знаками — жаль, что не деньги. С самого начала было решено сделать ставку на розыгрыши самых привлекательных призов — квартир в разных городах страны, автомобилей, крупных денежных сумм (до 200 млн руб.). Для этих целей предприятие заключило договоры с АЗЛК, российскими строительными фирмами. В 1993-94 годах управлением лотерей «Шанс» (судя по публикуемым отчетам) было выдано вещевых и денежных выигрышей на сумму 17,6 млрд руб.

Основная часть дохода от лотерей, говорит директор отдела маркетинга управления Вадим Шатов, направляется на издание всероссийского журнала для инвалидов «Голос», который выпускается в Екатеринбурге, и финансирование других социальных программ. В прошлом году, например, при участии администрации города, выделившей беспроцентную ссуду, распространялся целевой благотворительный тираж лотереи «Джокер». На вырученные 596 млн руб. были куплены облигации на строительство в Екатеринбурге квартир для женщин-инвалидов войны.

Есть шанс, что шанс есть?

И все же птица удачи — существо своенравное. Предпочитает быть журавлем в небе, а не синицей в руках. Как признались организаторы екатеринбургских лотерей, сами они больше 50 тысяч не выигрывали, проиграв при этом гораздо большие суммы. Народ на улице тоже осторожничает, считая, что все крупные выигрыши уже давно достались «кому надо». Конечно же, устроители массовых лотерейных «игрищ» эту возможность хором отрицают.

Билеты моментальных лотерей, в последнее время наводнившие город, в большинстве своем иностранный продукт. Технология его производства одинакова: все данные о выигрышах заносятся в память компьютера, который по принципу рулетки выбрасывает их на билетные бланки. Затем на игровое поле наносится защитный слой (цифры под ним, по крайней мере, на свет не просматриваются — проверено). Другое дело — работники фабрики могут знать, в какой коробке находятся солидные выигрыши. Но, как утверждают опытные люди, иностранные типографии вряд ли станут торговать подобной информацией — своя репутация дороже.

Рассказывают, что на киевской фабрике, печатающей билеты лотерей серии «Спринт», уже лет 25 бумажки с крупными выигрышами упаковывают... вручную. Процедура не для слабонервных: на глазах комиссии из 10-15 человек бумажные листочки, сулящие целое состояние, заворачиваются в обложки, заклепываются и отправляются в общую корзину, где смешиваются со своими безвыигрышными «двойниками». Говорят, клепки на «ручных» билетах и тех, что сходят с автоматизированной линии, почти неуловимо, но отличаются. Правда, эти дебри не для рядового покупателя.

Самому пытаться перехитрить судьбу тоже не стоит. Все, даже мастерски приписанные и подклеенные нули, без труда распознает на билетах экспертная комиссия лотереи, имеющая таблицы компьютерных кодов всех выигрышей. Кодировки есть и у киоскеров-реализаторов. По ним определяются такие тонкости, как точное расположение цифры на игровом табло, особенности шрифта и т.п. Кстати, в Екатеринбурге частенько предъявляют к оплате поддельные билеты. В основном по мелочи, но в «Спортлото» помнят и лже-выигрыши на 5 миллионов.

На «кухню», где готовится призовой фонд лотереи, вход посторонним воспрещен. Процентное соотношение крупных, средних и мелких выигрышей оргкомитетом каждой лотереи закладывается в готовое блюдо по собственному вкусу. Покупателю же предлагается лишь очень приблизительное «меню».

Хотя определены (по крайней мере, номинально) всевозможные контрольные органы, должные надзирать за соблюдением условий лотереи и распределением дохода, вся материальная и финансовая ответственность (заметьте) лежит на ее устроителе. Поэтому, зарывая свои кровные «золотые» на этом поле чудес, все же поинтересуйтесь, кто сулит вам на нем волшебные всходы.

 

Екатеринбургское зональное предприятие

спортивных лотерей 42-06-07

Лотерея «Уктус» 55-16-77

Управление лотерей «Шанс» 51-82-32

«Царская охота» 55-69-78

Ювелирная лотерея 58-07-93

Комитет по экономике

администрации Екатеринбурга 51-65-31

Финансовое управление администрации области,

отдел ценных бумаг 51-35-66

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.