Подписаться
Курс ЦБ на 23.10
77,08
91,35

«Вы или бренд, или выбываете из гонки». Как заработать на самопиаре — рецепт Ксении Собчак

Ксения Собчак
Ксения Собчак. Иллюстрация: Личный архив в сети Instagram

«Пока я не думаю, что шутки про лошадь имеют ко мне какое-то отношение, они меня не касаются. А как только решаю: блин, я правда похожа на лошадь — в этот момент происходит проблема».

Ксения Собчак в представлении не нуждается: в стране у нее высокая узнаваемость, ранее, согласно опросу Левада-центра, 4% респондентов включили ее в первую десятку людей, которых можно причислить к нынешней российской элите. Г-жа Собчак известна как телеведущая, общественный деятель, кандидат в президенты РФ на выборах 2018 г., а ныне продвигает свой канал на YouTube и метит в топ-блогеры. Ксения не боится делать резкие заявления, в этот раз она рассказала о том, как стать брендом и зарабатывать за счет этого.

Ксения Собчак, телеведущая, общественный деятель, кандидат в президенты РФ-2018:

— Наверняка многим знакомо ощущение, когда вы начинаете вести свой блог, пишете что-то интересное, а у вас четыре читателя. Или когда вы действительно хорошо и честно делаете свою работу, но вам не предлагают повышение, и вы занимаетесь одним и тем же много лет. Так вот это напрямую связано с тем, какой вы бренд. Мы живем в XXI веке, это, прежде всего, экономика внимания, которая основана на якорях внимания — брендах. Они не обязательно сразу должны быть глобальными: вы не можете проснуться завтра и стать Филиппом Киркоровым — во лбу страза, яркий костюм и звонок от Баскова на телефоне. Нет, так не произойдет. 

Но, постепенно выстраивая свой образ для своего начальника, подчиненных или коллег, вы будете формировать в людях ощущение: Иван Иваныч Пупкин является вот таким человеком. Тем, кто никогда не опаздывает на работу, например. Все будут знать, что вы приходите в офис за 10 минут до начала рабочего дня. Вам кажется, это мелочь, но это производит колоссальное впечатление. Намного большее, чем если вы сделаете в пять раз больше работы — вот этого люди не заметят. Из того, как вы выглядите, говорите, какие привычки вводите в свой ежедневный график, окружающие складывают о вас впечатление. И когда-то позовут именно вас — чтобы предложить повышение, дать ответственную работу и то, о чем вы не могли мечтать.   

4 причины, зачем нужен бренд 

Прежде всего, бренд — это возможность за одну и ту же работу получать добавленную стоимость. Мы продаем свои услуги дороже. Нужно просто уметь продавать себя или то, что ты делаешь. Представьте, сколько бы вы хотели получать, а теперь прибавьте к этой сумме еще столько же. Просто назовите эту цифру, и вы начнете ее получать. Как только вы повышаете свою цену, люди начинают по-другому на вас смотреть и иначе относиться к вашим услугам.   

Есть очень крутой менеджерский кейс, который наглядно это иллюстрирует — он связан с полуостровом Сардиния. Когда он был куплен в 1960-х годах группой инвесторов, то был ориентирован на средний класс, заполонен недорогими отелями и местами отдыха, и бизнес там шел не очень. Тогда инвесторы обратились к консультантам из McKinsey&Company с вопросом, что делать — как начать зарабатывать. Специалисты провели серьезный анализ и выдали по итогу огромную папку с отчетами и рекомендациями. И один листочек — с краткими выводами. Там было написано одно: просто поднимите цены в пять раз. Сделайте это место очень фешенебельным курортом: постройте три крутых отеля, закройте дешевые и посмотрите, что будет. Сейчас Сардиния — одно из самых дорогих мест отдыха в мире.

Помните: если вас не заметят, вам не станут платить больше за одну и ту же работу — как бы хорошо вы ее ни делали. Вы или бренд, или выбываете из этой гонки.  

Кроме того, нужно понимать, что в течение ближайших десяти лет 90% белых воротничков или останутся без работы, или будут под угрозой увольнения. Поэтому уже сейчас всем нужно очень хорошо подумать, что сделать, чтобы не оказаться в такой ситуации. Мир меняется, и мы обязаны меняться вместе с ним. Нужно становиться топ-оф-майнд — первым, что приходит в голову. Например, если я говорю «русская актриса», на ум сразу приходит Чулпан Хаматова или Рената Литвинова. Не потому, что они лучше остальных, просто это топ-оф-майнд. Или когда я скажу «адвокат», вам в голову тоже придут определенные фамилии. Так вот стремитесь к тому, чтобы ваша работа была неразрывно связана с вашей фамилией. Пусть все знают, что вы лучший стоматолог в этом городе, лучший устроитель мероприятий, лучший юрист. Тогда в случае необходимости люди пойдут именно к вам. Условно говоря, вы должны стать шампунем от перхоти номер один — вы ведь сразу понимаете, о каком идет речь? Вот так же должны понимать и про вас.   

Бренд также дает больший кредит доверия. Мы можем иногда говорить не то, не попадать в ноты, но бренду всегда будет прощаться многое. Если человек идет в известную компанию и доверяет этому имени, он будет готов простить больше, чем фирме-ноунейм, которую он не знает. Потому что рассчитывает там на меньшую цену, думает, что в компании без раскрученного имени работают хуже, и всегда будет придираться к качеству ее услуг.

А еще бренд в России — это инструмент защиты. Если вы умеете быть публичным, то проблем в нашей стране у вас может быть гораздо меньше. С вами никто не захочет ссориться. 

Как стать брендом. С чего начать 

Прежде чем начать быть брендом, надо ответить самому себе на главные вопросы. Первый: «Куда я живу?». Мы всегда смеемся, когда ребенок говорит, что хочет стать пожарным или космонавтом, но он в этот момент прав — он говорит о том, кем хочет стать прямо сейчас, он живет в моменте времени. Не думает: «Мне надо стать топ-менеджером госкорпорации, потому что там я смогу воровать огромные деньги». Или: «Мне надо стать риелтором, потому что у меня есть знакомый в компании, которая продает недвижимость, и он меня туда устроит». Дети думают о том, чего хотят действительно здесь и сейчас. Станьте детьми в этом смысле! Потому что вы никогда не добьетесь успеха в том, что вам неинтересно.  

Вспомните, что вы любите в жизни больше всего — вам нужно работать именно в этой сфере. Если вам нравится готовить, можете сделать блог о кухне, писать кулинарные книги, работать в ресторане и расти в эту сторону. И может быть, через какое-то время вы откроете собственное заведение или станете самым крутым шеф-поваром страны.

Если вы любите ходить по магазинам, это не значит, что вы приспособлены только для того, чтобы тратить деньги. Сделайте это своей профессией: станьте крутым стилистом, занимайтесь продажами в бутиках, идите в этот фэшн-бизнес и развивайтесь там.

Если же вы будете заниматься неинтересной вам работой, то не сможете заставить себя делать рутинные вещи, которые есть в любой профессии. Так что задавайте себе вопрос «куда я живу» каждый день и контролируйте свой трекинг. Как только вы поймете, что вы не просто просыпаетесь утром, скроллите ленту и засыпаете вечером, а куда-то живете, то совершенно осознанно пойдете к этой цели.

Второй важный вопрос: «Знаю ли я свой двигатель?». То, что меня по-настоящему вставляет, что приносит мне кайф. Подумайте, что вы любите в жизни больше всего, и стройте свой бизнес вокруг этого. И третье: «Делаю ли я каждый день что-то, что приближает меня к цели?». Если вы знаете, куда вы живете, от чего получаете удовольствие и что вы сделали сегодня, чтобы достичь желаемого, если синхронизируете эти три вектора, то станете еще ближе к тому, чтобы стать брендом. 

Что конкретно делать: 7 шагов   

Торговая марка может вам достаться — купил и все. Бренд никому не дается от рождения, какая бы фамилия у вас ни была. Мы все получаем изначально только имя и фамилию — это торговая марка. Если делать свою работу хорошо, в лучшем случае можно стать lovemark — вам будут симпатизировать. А вот чтобы стать брендом, нужно что-то еще.  

Первое: хороший продукт. Если делать свою работу некачественно, вас быстро раскусят. Поэтому нужно усердно пахать, нарабатывать репутацию каждый день.

Второе: создавайте ценности — что-то полезное для других людей. Когда вы устраиваетесь на работу, не думайте о том, почему она нужна вам. Это самая большая ошибка на собеседованиях. Работодателю все равно, почему вы хотите к нему в фирму, его не волнует, что у вас есть высшее образование, где вы работали раньше и какая вы прекрасная. Вам нужно объяснить, почему вы нужны этой компании, почему будете незаменимы в офисе. Если вы знаете, как увеличить продажи, как решить те или иные проблемы, перечисляете несколько деталей, которые успели заметить, и предлагаете варианты, как изменить их к лучшему, — вы увидите, как поменяется к вам отношение. В вас увидят ценность и наймут. А бренды без ценности — это пустышки и однодневки, они не живут долго.

Так что сделайте таблицу «Особенности работы со мной: преимущества и выгоды, которые получит клиент». Впишите себя в формулу ценности: я плюс глагол действия плюс целевая аудитория плюс что вы решаете.    

Далее: правильное продвижение себя, чтобы стать заметным. Многие говорят, это сложно сделать без денег. Но это все чушь! Расскажите это Биллу Гейтсу или Стиву Джобсу — про то, как нет денег. Или хозяину Starbucks, который 96 раз получал от банка отказ в кредите на свой проект и все равно продолжал в него верить. Сейчас этот человек миллиардер, у него кофейни по всему миру. А вы готовы 96 раз услышать «нет»? Выдержит ваше эго эти отказы? Или на четвертой неудаче вы развернетесь и пойдете работать в нудный офис, просто чтобы зарабатывать на жизнь?

Я убеждена: сегодня можно продвигать себя любым способом, оставаясь специалистом и зарабатывая деньги там, где вы работаете здесь и сейчас. Блог, авторская колонка, Facebook, Instagram, какие-то тусовки — все, что угодно, чтобы продвигать себя и свои идеи! Мы живем в век соцсетей, и очень важно, как выглядит ваша страничка там — даже если вам кажется, что ее видят только ваши родственники и друзья. Аккаунт формирует мнение о вас, гораздо более развернутое чем то, что складывается после собеседования. Представьте, что на вашу страничку может случайно попасть человек, у которого вы бы хотели работать больше всего на свете. Что он о ней скажет? Понравятся ли ему ваши котики и тарелки с едой? Что он увидит такого, что выделяет вас из тысяч других аккаунтов? И сделайте соцсети одним из методов своего продвижения. 

При этом не бойтесь следить за теми, кто уже добился успеха, не бойтесь им завидовать. Это тоже в какой-то степени двигатель прогресса. Пусть они станут для вас примерами того, как нужно выстраивать свой бренд и бизнес. Учитесь, черпайте вдохновение в этих людях и в их примерах успеха. Выберите себе ту область, где хотите быть лучшим, и следуйте за теми людьми и идеями, что уже есть. И делайте лучше.

Кроме того — внимание упаковке: очень важно, как вы выглядите. Меня потрясло одно исследование: мужчин и женщин клали в аппарат МРТ, который считывает импульсы мозга. Подключали электроды к разным мозговым долям и сравнивали, как человек себя чувствует, если лежит в обычной спортивной одежде, и когда одет красиво и дорого. Оказалось, центры, отвечающие за уверенность в себе, ведут себя по-разному: хорошо выглядящий человек чувствует себя намного увереннее. Пользуйтесь этим! Одно дело, когда вы приходите в кроссовках и трениках, и совсем другое — когда вы отглаженный, чистый и красивый. Необязательно носить супердорогие вещи, но вы должно выглядеть стильно.

В журнале, где я работала, я не разрешала девушкам-сотрудницам приходить на работу в кроссовках. Потому что знала: туфли на шпильках придают уверенность в себе, даже если ходить в них неудобно. Как только ты надеваешь шпильки, это обязывает тебя выглядеть красиво в целом. Так что даже если вы не выспались и вам неудобно, вы выглядите стильно и красиво. И это та упаковка, которую увидит большое число людей.

Также важно, как вы говорите, как формулируете мысли, разговариваете ли коротко или пространно. И какой у вас характер — комфортно ли с вами работать. Подумайте об этом.

Придумайте себе фразы-наброски, которые можно использовать в разных ситуациях, несколько удачных образов — разработайте бренд-бук своей личности. Я не шучу, это правда очень помогает.

Сфотографируйте себя в разной одежде, с разным видом, прическами и покажите фото своим друзьям и самым близким людям. Выясните, как вам лучше всего. Запишите несколько видео и посмотрите со стороны, в какой одежде, в каком цвете, с какой прической, с каким темпом речи вы смотритесь наиболее органично. Если ваш образ совпадает с одеждой, речью и тем, что вы продаете, вы попадаете в десятку.      

И самое главное — то, что всегда мешает — убейте свой страх. Это самая мощная эмоция, которая не дает нам развиваться. Особенно много страха в нашей стране, я это замечала много раз на себе лично. Люди мне часто говорят: «Как же ты не боишься, что у тебя не получится? Вдруг вам не удастся создать свой проект, выиграть выборы». И каждый раз я с удивлением отвечаю: «Это не так важно. Главное — что ты делаешь, что идешь».

Неважно, сколько раз ты упал, важно — сколько поднялся. И если у вас за спиной пять неудачных бизнесов, это не значит, что вы неудачник. Это значит, что вы пробовали и пока не нашли то, что вам нужно. А эта культура жизни без ошибок в нашей стране просто преступна.

Весь мир, все западное образование построено по принципу: ты должен пробовать новое, ошибаться, ведь у тебя никогда ничего не получится сразу. Но постепенно ты научишься и станешь лучшим в каком-то деле — там, где тебе будет по-настоящему интересно. Важно только то, что ты идешь к своей цели. А каждое из падений — это урок, гораздо более ценный, чем мгновенный успех и крах чуть после, когда вы и не поняли, почему все рухнуло. Поэтому если что-то не получается — это нормально. 

Как убрать страх? Еще большим страхом. Задайтесь вопросом: что я не получу, если не сделаю этого. Важна правильная работа с эмоциями. Так, ни одно событие не оказывает воздействие на человека, важна только его интерпретация. Я всегда об этом говорю: человека нельзя обидеть, он может только принять решение обидеться. Никакие слова не могут в вас попасть, и это уж я говорю на собственном опыте.

Пока я не думаю про себя, что шутки про лошадь имеют ко мне какое-то отношение, вот до этого момента они меня не касаются. А как только решаю: блин, я правда похожа на лошадь — в этот момент происходит проблема. Станьте сильными! Если кто-то вам сказал, что вы плохо выглядите или не подходите для этой работы — это не имеет к вам отношения! Самое важное — ваше внутренне ощущение.

Наплевать, какой у вас нос, рост, сколько вы весите и как живете. Пока вы не считаете, что это проблема, это проблемой не является. Негативные мысли должны быть под запретом, особенно негативные мысли о себе.  

Запомните это навсегда, и это точно избавит вас от страха. Если бы я зацикливалась на всем том негативе, который постоянно окружает меня, то, наверное, давно застрелилась бы. Думайте только о том, как сделать себя лучше, чем вы были вчера. И помните: если вы не сделаете чего-то в своей жизни: не добьетесь, не пойдете и не получите того, что, как вам кажется, принадлежит вам по праву — это станет главной ошибкой. Бойтесь, что у вас не получится именно это, а не того, что вам где-то в очередной раз скажут «нет». Идите к своей цели. 

Материал написан на основе выступления на бизнес-конференции АМОКОНФ-2019 в Екатеринбурге

>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий
Самое читаемое
  • Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?
  • Времени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзийВремени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзий
  • Юристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скороЮристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скоро
  • «Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос«Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.