Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Второе рождение самиздата

О современных компьютерных технологиях в издательском деле и печати слышали почти все. Однако из технических статей, рассчитанных прежде всего на профессионалов этого дела, в большинстве сл

Занятное словцо "самиздат" родилось в конце шестидесятых и обозначало оно размножение запрещенных литературных и иных текстов в кустарных условиях. Времена с тех пор решительно изменились, и прежняя надобность печатать под копирку ночами по десять экземпляров Солженицына или Ерофеева отпала (пока, во всяком случае). Но развитие технологий, и в первую очередь компьютерных, сделало возможным второе рождение "самиздата".

О современных компьютерных технологиях в издательском деле и печати слышали почти все. Однако из технических статей, рассчитанных прежде всего на профессионалов этого дела, в большинстве случаев выпадает очень важный элемент: их простота и мобильность. То, что раньше было возможно сделать только большим коллективом профи, теперь может делать в одиночку почти любой, освоивший компьютер и не лишенный творческой жилки, причем очень быстро.

Кому это может понадобиться? Да практически в любой коммерческой фирме или организации существует довольно большой поток материалов, размножаемых в большом количестве экземпляров — прайс-листов, проспектов, каталогов. Средства массовой информации и издательства, а также западные корпорации навязывают довольно высокую планку художественного оформления подобных документов — плохо оформленную бумагу сегодня просто не будут читать. Отказаться же от подобных вещей просто нельзя — сегодня тот, кто молчит — не существует.

Другая ситуация — оформление информации (важного коммерческого предложения, отчета и пр.), выпускаемой пусть в единичных экземплярах, но весьма ответственно. Если "наклевывается" контракт на десятки тысяч долларов, любая мелочь важна, а уж оформление документов — прежде всего.

По идее, выполнение таких работ следует поручать сторонним дизайн-бюро, рекламным агентствам и другим предприятиям, "съевшим собаку" на таких вещах, особенно когда речь идет о рекламном объявлении или буклете на одну страничку. Но в случаях, когда текстовая составляющая документа превалирует и эта информация быстро меняется, или документ нужно сделать в течение двух-трех дней — построить взаимодействие со сторонней фирмой, сотрудники которой не очень хорошо ориентируются в вашей предметной области, почти невозможно. Срок изготовления неминуемо затянется, а в готовом документе будут изобиловать неточности.

Немаловажная деталь — разработка даже относительно простых документов и изданий в соответствующих фирмах весьма дорого стоит.

Другими словами, проще, быстрее, дешевле и лучше делать это самим. Даже в небольшой фирме присутствие рабочего места верстки и дизайна оправданно. А владение некоторыми начальными навыками в этом деле доступно секретарю, бизнесмену... любому сотруднику — непосредственному автору документа. Это дает максимальную скорость изготовления, внесения правки и цельность исполнения. Дополнительный плюс — самостоятельные экзерсисы в область книжного дизайна весьма приятны и открывают новые стороны вашего таланта.

По следам Ивана Федорова

Дешево это потому, что современная издательская система базируется на обычном персональном компьютере. То есть не требуется, купив издательскую систему, заботиться о ее загрузке на полное время — в паузах на ней можно выполнять другую компьютерную работу. Для функций корпоративной верстки не требуется компьютер существенно более мощный, чем сейчас используется для офисных приложений — процессора 486DX2-66 с оперативной памятью в 8-12 МБ будет вполне достаточно. Речь в данном случае идет о подготовке черно-белых документов; о "цветных делах" мы поговорим ниже.

Разумеется, необходимо и периферийное оборудование: сканер (фактическим стандартом у нас являются сканеры серии HP ScanJet модификации "p", $600-700) для ввода черно-белых фотографий и графики. Это устройство может успешно применяться и в делопроизводстве для ускоренного ввода в компьютер текстов с типографских или машинописных копий. (Как писал автор этих строк в 1991 году, "машинистка хороша один раз". То есть достаточно постучать по клавишам один раз, а набивать текст с уже кем-то отпечатанной копии — малопродуктивно). Другое необходимое устройство — принтер с повышенным качеством печати (лазерный — от $800 до 1500).

Центральный элемент программного обеспечения — пакет верстки. В качестве него может служить мощный текстовой редактор типа Microsoft Word или Lotus Ami Pro. Эти программы обеспечивают довольно изощренную работу с текстом, в том числе формульный набор, размещение табличных данных и иллюстраций. Наиболее зримый недостаток — они рассматривают любой документ в метафоре текста, то есть одномерной структуры данных, последовательности символов, и даже сложные объекты вроде фотографий рассматриваются как нечто вроде букв. Чтобы добиться оригинального размещения элементов на ДВУХМЕРНОМ листе бумаги, требуются сложные операции или чудеса выдумки. Правда, фирмы-изготовители настаивают на том, что их пакеты ничем не хуже средств профессиональной верстки; Lotus в свое время в доказательство этого даже демонстративно верстала документацию Ami Pro на самом Ami Pro. Существенный плюс подобных пакетов для человека экономного — они входят в состав любого набора офисной работы — Microsoft Office или Lotus Troyka, и стоят довольно дешево.

Но если творческая фантазия ведет вас все дальше и вам действительно требуется изощренная верстка — то без специализированного пакета электронной верстки не обойтись. Наиболее распространенный из них — PageMaker, достаточно простой, дешевый, а главное, русифицированная версия его выходит сразу вслед за выходом оригинальной англоязычной. В своей работе он предлагает вам метафору монтажного стола. Фрагменты текста, всякие линеечки-кружочки-рамочки, фотографии "набрасываются" на лист бумаги, а потом устанавливаются как надо. Естественно, возможности пакета достаточно широки — на нем легко делаются великолепные документы, газеты и печатная реклама. Стоит ли писать в PageMaker служебные записки и другие "официальные" бумаги? Как показывает опыт, неожиданный отход от официозного стиля в оформлении чаще всего производит благоприятное впечатление на адресата. Такой документ легче читать, и он привлекает внимание, а потом надолго запоминается.

Если вы привыкли к PageMaker, то вернуться обратно к текстовому редактору очень тяжело. Многие профессиональные рекламщики, например, Михаил Тайц из рекламного агентства "ИгРек", даже простые письма пишут в PageMaker.

Если вы дошли до производства объявлений и рекламы, то трудно будет обойтись без другого пакета — CorelDRAW! Он содержит в себе буквально все, что может пожелать душа художника. Пожалуй, самая его нестандартная возможность — перевод шрифтовых элементов в векторно-графическую форму, после чего с ними можно делать что угодно — приделывать буквам хвостики, наклонять текст под любым углом и пр. Если вас интересует, каких вершин можно добиться в CorelDRAW!, попросите в любой фирме, торгующей программными продуктами, показать альбомы из серии Corel Art — ежегодные коллекции работ дизайнеров, удостоенных специальных призов фирмы Corel.

Конечно, возможности этого пакета могут показаться вам избыточными, а цена высокой. Его имеет смысл приобретать, когда ваше карманное издательство прошло определенный путь и вы решили взять на себя производство достаточно сложных графических работ.

Необходимая составляющая этого набора — графический редактор, позволяющий как самостоятельное рисование, так и (чаще именно эта функция по-настоящему важна) адаптацию и ретушь сканированных материалов. Даже сложные работы, такие, как фотомонтаж, здесь делаются довольно легко. Также можно: превращать кошек в собак, "одевать" или "раздевать" женщин (конечно, и мужчин тоже) на фото. Графический редактор поставляется в комплекте со сканером.

В результате работы такой системы вы имеете т.н. оригинал-макет, отпечатанный на принтере. Принтер может делать сам небольшие тиражи, имея скорость печати 8-12 стр./мин. Себестоимость копии в таком случае несколько выше. Стандартный же путь — размножить необходимое количество копий на копире или ризографе. Кстати, многие ризографы имеют прямой ввод с компьютера, но качество печати у них несколько хуже, чем у лазерного принтера.

Отпечатав же оригинал-макет на специальной пленке, можно идти в типографию. К слову, качество печати лазерного принтера таково, что не любая из местных типографий "держит" подобное. Правда, насыщенность черного цвета при печати на пленку несколько хуже, чем на бумаге. Но в большинстве случаев к этому можно отнестись как к незначительной тонкости...

Раскрасим мир своими цветами

Ну а что же цвет? Любому понятно, что использование его в любом документе многократно усиливает художественное воздействие документа. В некоторых случаях без него обходиться просто уже неприлично, в других случаях его использование производит взрывной эффект: представьте себе ощущения человека, который за день прочитывает множество обычных "серых" бумаг, когда к нему попадает письмо с КРАСНЫМ ЗАГОЛОВКОМ?

Но, рассматривая возможность работы с цветом, следует учесть, что придется столкнуться с необходимостью приобретения дополнительного и иногда весьма дорогостоящего оборудования, а также встретиться с множеством технологических сложностей.

Прежде всего, нужен гораздо более мощный компьютер — с процессором 486DX4-100, а лучше Pentium. Самый же критичный параметр — объем оперативной памяти. Цветные изображения весьма велики по своему объему (страница стандартного формата в цвете с приемлемым качеством занимает в компьютере до 25 МБ), и во время работы компьютер сохраняет само изображение, версию его до последнего изменения (для возможности возврата к ней) и множество других вспомогательных данных. Если все это не умещается в оперативной памяти, компьютер размещает излишки на жестком диске и начинаются непрерывные обращения к нему, сильно замедляющие работу. Поэтому самый минимум ОЗУ — 16 МБ. Лучше 32. 64 — не помешают.

Другая подсистема компьютера, которой придется заняться всерьез — графический адаптер и монитор. Видеоподсистема должна обеспечивать предельно высокое число строк на экране при большом (до 16 миллионов) числе отображаемых цветов и при этом быстрое изменение изображения на экране, иначе пользователь будет постоянно сидеть на "перерисовках". Необходим 32- или даже 64-разрядный видеоадаптер с большим объемом специальной видеопамяти (1 или даже 2 МБ).

От качества монитора зависит точность отображения на нем оттенков — иначе вы будете видеть совсем не то, что имеете на самом деле. Помимо качественной трубки он должен иметь возможность тонкой калибровки, раздельные входы для каналов красного, зеленого и синего. Естественно, рекомендуется иметь экран большого размера — 17 или 21 дюйм.

Некоторые изменения должно претерпеть и программное обеспечение. В принципе, все перечисленные выше пакеты имеют хорошие возможности работы с цветными документами и изображениями. Но если вы стремитесь работать с полутоновыми цветными иллюстрациями и при этом достигать высокого качества, лучше всего дополнить систему более мощным графическим редактором — например, Adobe Photoshop 3.0, который имеет наиболее тонкие инструменты работы с цветной графикой и качественно выполняет все необходимые операции.

И совершенно необходимая теперь вещь — цветной сканер. Он стоит примерно вдвое выше одноцвет

ного сканера (то же семейство устройств, но модификации "с" или "сх"). Данные устройства обеспечивают сканирование с бумажных оригиналов или фотографий с качеством, пригодным для использования в полиграфии. Узкое место — сканирование слайдов и других прозрачных носителей. В принципе это возможно, особенно если установить специальное приспособление типа transparency adapter, но с необходимым разрешением сосканировать его не удастся (изображение с 35-мм слайда удастся при верстке растянуть только втрое) Для таких задач нужны уже профессиональные сканеры, которые стоят в несколько раз больше.

Но самые большие трудности начинаются, когда дело доходит до принтера. Сегодня наиболее распространены цветные струйные принтеры, которые обеспечивают приемлемое качество "картинки", особенно если не требуется печатать полутоновые изображения. Минус — они весьма медлительны и, несмотря на все заверения отцов-производителей, нормально печатают только на специальной бумаге. Цена — около тысячи-двух долларов. Такое же качество, но на любой бумаге и с более высокой скоростью печати дают цветные лазерные принтеры; правда, и стоят они существенно дороже — до десяти тысяч долларов.

Если же решено отправиться в погоню за фотографическим качеством единичных оттисков, то вас ждут большие траты. В настоящее время имеются устройства, позволяющие печатать цветные изображения практически с фотографическим качеством. Многие, видимо, видели рекламный ролик одного из турагентств, где девушка находит у своего жениха фотографию, где он среди восточных пагод в обнимку с местной красавицей. "Злополучное" фото было сделано монтажом на компьютере и распечатано на т. н. сублимационном принтере. Однако работают такие принтеры очень медленно и еще дороже стоят — двадцать-тридцать тысяч долларов.

Наиболее обычный путь использования результатов цветной верстки — типографская печать. Правда, таким образом имеет смысл печатать только довольно большие тиражи — не менее 500-1000 экземпляров. Обеспечение приемлемого качества печатных работ в наших условиях — довольно сложная организационная задача. Не менее сложная техническая работа — подготовка к печати цветных публикаций. Для цветной типографской печати используется специальная четырехцветная технология, когда любой цвет представляется наложением на опорный белый цвет бумаги комбинации из четырех цветов.

Перевод в соответствующее представление изображения — сложная и изобилующая тонкостями операция. Другая "засада" — печать на фотонаборном аппарате. Ведь пленки для цветной печати невозможно напечатать на лазерном принтере — полученные четыре пленки будут не совпадать из-за неравномерной термоусадки, вдобавок, фотонаборы печатают с более высоким разрешением, нежели принтеры.

Так вот, печать на фотонабор производится через специальный язык PostScript, работа с которым имеет также массу тонкостей и сложностей. Тут вновь встает вопрос: не лучше ли поручать соответствующие заказы сторонним специализированным фирмам, имеющим необходимую технику и владеющим соответствующими технологиями? Конечно, большинству фирм и организаций приходится так делать. Но если есть возможность выбирать, ответ будет не столь однозначен. Ведь на другой чаше весов — трудности взаимодействия со сторонней структурой, а также то, что ваш заказ окажется для нее одним из многих. А это как раз тот случай, когда старание едва ли не важнее, чем знание.

Подведем некоторые итоги. Сегодня любая организация или фирма может без лишних затрат иметь собственное мини-издательство. Это позволяет ускорить производство различных документов, листовок, раздаточных и рассылочных материалов, избегать неточностей в них, держать процесс под контролем и экономить существенные суммы. Качественные же документы, в свою очередь, — это лицо фирмы, эффективная реклама, приносящая прибыль и престиж, эстетика и культура собственной работы. Использование несложных цветных элементов также доступно и способно многократно усилить привлекательность и доходчивость ваших изданий. Однако для того, чтобы задействовать "цветные" возможности в полную силу, нужна сложная и дорогостоящая техника и весьма квалифицированный персонал. Это под силу только структурам, жизненно заинтересованным в производстве большого количества цветной печатной продукции (например, фирмам, торгующим потребительскими товарами) или большим, мощным структурам.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.