Подписаться
Курс ЦБ на 03.03
74,57
89,56

Второе пришествие проката

есятки лет прокат был неотъемлемой частью быта советских людей. Государство, порицавшее все частное и превозносившее общественное, приучило народ жить в долг — или, так сказать, в прокат. Но перво

есятки лет прокат был неотъемлемой частью быта советских людей. Государство, порицавшее все частное и превозносившее общественное, приучило народ жить в долг — или, так сказать, в прокат. Но первое же рыночное дуновение разнесло в щепки некогда крепкое здание бытового обслуживания. Тогда казалось — анахроничный прокат не подлежит восстановлению. Между тем, вопреки прогнозам скептиков, он не просто не умер, а даже дал свежие побеги в виде проката автомобилей и одежды.

До и после реформ

ООО «Екатеринбургпрокатразнобыт» — наследник всех пунктов проката в городе, работавших в «дорыночные» времена. Традиционно прокатом занимались предприятия бытового обслуживания — или, как их было принято тогда называть, дома быта. «В Союзе, — вспоминает директор »Екатеринбургпрокатразнобыта Лазарь Манн, — прокат развивался за счет того, что источником для пополнения прокатного фонда предприятия были кредиты государства, за которые оно рассчитывалось небольшими процентами. Прокату благоприятствовал и острейший дефицит товаров«.

Во владениях »Екатеринбургпрокатразнобыта« веет временами черно-белых КВНов и отечественных холодильников с характерным скрежетом. На выбор предлагается порядка 30 наименований товаров — не менее 4 тысяч телевизоров, почти 2 тысячи холодильников, 1,5 тыс. пар коньков, 700 швейных машин, 20 инвалидных колясок и пр. Сроки эксплуатации казенного баяна или, к примеру, швейной машинки исчисляются часами, сутками и месяцами — по желанию клиента: чем больше срок договора, тем дешевле обходится посетителю единица прокатного времени.

До приватизации у »Екатеринбургпрокатразнобыта« было 63 прокатных пункта, теперь их 14. Говоря о причинах этого, прокатчики не сдерживают эмоций: »Перестройка не принесла нам хорошего. Если бы не комитет по управлению городским имуществом, то никакого проката давно бы уже не было (на сегодня «Екатеринбургпрокатразнобыт» в собственности муниципалитета — авт.). Комитет не отдал нас на растерзание приватизаторам...«.

Однако защитившие подопечных от хищного капитализма городские власти оказались не в состоянии оградить прокатчиков от несознательности вороватой клиентуры. Таких любителей »прокатиться« бесплатно в прошлом году было 80%. Из тех, кому предъявили судебные иски, 70% не заплатили материальный ущерб и не вернули украденного.

Часто разбирательства оканчиваются тем, что судебный пристав или приемщица не находят по месту прописки либо самого нерадивого клиента, либо его ценного имущества, способного возместить убытки. Среди таких нанимателей нередко оказываются жители бывших союзных республик, безработные и малоимущие.

К слову, в СССР прокат был видом помощи малообеспеченным слоям населения и потеря имущества заранее предусматривалась. Сегодня такую роскошь не может позволить себе ни одно предприятие. »Я должен быть уверен, что государство меня поддержит с взысканием утерянного товара с клиентов, — говорит Лазарь Манн. — Если не будет сомнений в том, что мне вернут все 100 новых импортных телевизоров, отданных в прокат, я приложу все усилия, чтобы найти кредит для их приобретения«.

Между тем в прокатном резерве »Екатеринбургпрокатразнобыта« по-прежнему один советский ширпотреб, и сроки годности телевизоров »Рекорд« (прокатный лимит — 10 лет) или холодильников »Бирюса« (9 лет) определяются Министерством бытового обслуживания. При этом некоторые из них служат два срока, и работают, по выражению г-на Манна, как звери.

По словам директора предприятия, холодильник может окупиться в прокате за 8 лет, а телевизор — за 9: »Если стоимость проката холодильника будет равняться половине его цены, то никто его брать не будет. Наша услуга по всем параметрам носит социальный характер. Ею пользуются прежде всего малообеспеченные слои населения, ин валиды, студенты (один из пунктов проката расположен в Педагогическом институте — авт.). По итогам работы прошлого года у нас одни убытки. Мы стараемся их покрыть за счет внутренних источников. Но в этом году мы надеемся сработать в ноль«

Среди местных прокатчиков бытовой техники »Екатеринбургпрокатразнобыт« не имеет конкурентов, однако его безраздельное властвование — результат не рыночной борьбы, а, скорее, снисхождения властей к одному из »завоеваний социализма«.

Материя проката

Прокат одежды появился после 17 августа. »До кризиса мы удачно торговали изделиями инофирм и даже не успевали с поставками одежды, — говорит директор ООО «Особый случай» Роза Жаминова. И вдруг наступило затишье. На примерках женщины сетовали: куда потом деть нарядное дорогое платье? Это привело нас к мысли сдавать одежду в прокат«.

Сегодня прокатом одежды в городе занимаются 4 компании, три из которых сдают в прокат только свадебные наряды. »Особый случай« расширил »прокатный« ассортимент и предложил в прокат деловую и праздничную одежду. По мнению прокатчиков, этот бизнес тесно переплетается с женской психологией: дама старается не появляться в одной и той же одежде, тем более в особых случаях — на важных деловых приемах, торжествах, вечеринках. Кроме того, есть и более рациональное объяснение. Одним представительницам слабого пола одежда »на выход« требуется чаще, другим — реже. Для первых важно появиться на приеме в »не засвеченном« платье — каждый раз приобретать новую вещь становится невыгодно и по средствам, и по времени. Вторым — неэкономно покупать наряд лишь на свой юбилей. Как правило, доходы этой и другой категорий клиентов сильно различаются, однако в обоих случаях прокат становится оптимальным решением »праздничной« проблемы.

До маркетинга компания пока не доросла — большинство решений принимается интуитивно, исходя из клиентских пожеланий. При этом в каталоге постоянных клиентов — около 100 человек, львиную долю из которых составляют деловые женщины, а также жены деловых мужчин.

Стоимость проката вечернего платья — 10% от его цены (платья от итальянского, французского или канадского производства оцениваются в сумму от 4 до 7 тыс. руб.), срок пользования — сутки. Число посетителей зависит от рекламы и сезона. Так, в июне — в пору выпускных вечеров, на одно из платьев бывает до десятка претенденток.

Совет да прокат

В салоне свадебной одежды »Гименей« утверждают, что прокат свадебной одежды не пользуется у них популярностью. Объяснение тому своеобразное — суеверные невесты полагают, что если свадебное платье — напрокат, то и замужество будет коротким. Однако есть и другая, менее абстрактная причина — прокатный тариф »Гименея« — 50%.

В »Салоне для новобрачных«, который расположен напротив »Гименея« и издавна известен всем жителям города, прокат идет хорошо. Прокат свадебных платьев составляет здесь 30% от цены нарядов, а прибыль от них — до 20%. Свадебный наряд для невесты сдается в прокат не более 4 раз: гипюр и другие нежные ткани не выдерживают больше химчистки (вечерние наряды в этом смысле более практичны).

Кстати сказать, на Западе выпускают специальную одежду для проката, сшитую из очень прочных и качественных материалов, которая 40 раз выдерживает химчистку. Прокат одежды, существующий там с начала века, оснащен сегодня и специальными моющими средствами. Подобные чудеса уже появились в Москве.

Надо заметить, что платья для проката поступают в екатеринбургские фирмы не только из-за границы. Их везут к нам из Краснодара (»Белый лебедь«), из Ростова-на Дону (»Триумф« и »Торжество«), с Украины (в одной из деревушек там изготавливают платья »heavy made«, то есть вручную) и от местных производителей. Цена платьев — от 500 руб. до
2, 5 тыс. Кроме того, в прокат сдают фраки и смокинги стоимостью от 1300 до 1900 руб. Большой популярностью пользуются наряды для детей и невест в положении.

Работники салонов одежды верят, что у проката свадебных платьев большое будущее — тем более, если эта услуга будет вкупе с другими. В компаниях поговаривают о »свадьбах под ключ« — комплексном предложении для новобрачных: от машины и платья напрокат до консультаций сексопатологов и юристов. Правда, с тем, чтобы все это оплатить, молодым, очевидно, потребуется существенно расширить статью расходов в своем новоиспеченном семейном бюджете.

Бензин ваш — идеи наши

Сегодня на ниве автопроката в Екатеринбурге трудится не более десятка фирм и индивидуальных предпринимателей. Причем, если аренда автомобилей с водителем возникала на заре перестройки, то прокату транспортных средств без экипажа еще не исполнилось и двух лет. Между тем автомобильный обещает быть не только самым выгодным из прокатов, но и вообще весьма перспективным бизнесом.

Первые попытки его развития на Урале были предприняты в конце восьмидесятых. Тогда по улицам Свердловска, Кургана и еще нескольких городов бегали »Жигули«, на которых большими буквами было выведено: »Прокат«. Сдавались они исключительно предприятиям, на большой срок, с правом последующего выкупа. Поскольку качество обслуживания оставляло желать лучшего, особой популярностью эта услуга не пользовалась, поэтому просуществовала она недолго.

Свое второе рождение прокат автомобилей пережил в начале девяностых, с появлением первых предпринимателей. В то время был организован кооператив, бравший автомобили с водителем в аренду и обслуживающий государственные предприятия. Причем, нередко сами государственные организации сдавали в аренду казенные машины. Сейчас этот кооператив стал одной из крупнейших транспортных фирм в Екатеринбурге.

Экипаж прилагается

Резкий взлет спроса на автомобили в Екатеринбурге и по всей стране был вызван рождением нового класса — кооператоров. В те времена автомобиль считался скорее роскошью, чем средством передвижения.

— Мы изначально ориентировались на корпоративного клиента, на предприятия, — говорит старший менеджер фирмы »Профиль« Андрей Моисеенко. Первое время арендовали машины »с улицы«, у частников, искали через знакомых. Настоящий автомобильный бум, сопровождавший перестройку, позволил фирме создать собственный автомобильный парк. Несмотря на то, что у нас есть свой транспорт: микроавтобусы и »Волги«, мы не собираемся отказываться от аренды машин у водителей-частников. Постепенно приходишь к тому, что собственный автопарк позволяет исключить арендную плату, что существенно снижает себестоимость услуги.

Сейчас в распоряжении компании около 30 автомобилей: от »пятерок« до представительских »Мерседесов«. В среднем одна машина окупается за полгода. Но нужно учесть, что в негодность она приходит значительно быстрее, чем неарендуемые собратья.

Персонал »Профиля« состоит из восьми человек (менеджеров, водителей, механика и юриста). По словам Андрея Моисеенко, фирма принимает на работу водителем только профессионалов, имеющих непрерывный водительский стаж. Во время набора на каждую вакансию может претендовать до 40 человек.

— Принципиально не берем таксистов из-за их жадности, — добавил он. Мы не рвачи, пришли на рынок не на один день, поэтому дорожим своей репутацией.

Рынок прокатных услуг для физических лиц взяла на себя другая известная фирма. Каждый сезон она проводит массированную рекламную кампанию в городских СМИ. Вам наверняка знаком слоган: »Домой — на «Автопилоте». Хорошую рекламу сделал фирме серебристый «Линкольн» 86 года, который она арендовала у Союза ветеранов Афганистана. «Автопилот» в основном берет в аренду автомобили у частников. Специализируясь на обслуживании всевозможных торжеств, он также располагает моделями разного класса: от простых «рабочих лошадок» до престижных иномарок. В офисе фирмы обычно находится диспетчер, который связывается с водителями по рации. Основной заказчик «Автопилота» — горожанин с доходом от трех тысяч в месяц. Вместе с тем среди клиентов компании встречались иностранцы — к примеру, граждане США, Великобритании и Северной Кореи.

Каким бы лицом ни был заказчик — юридическим или физическим, можно выделить несколько общих мотивов аренды автомобиля с водителем. Во-первых, это оптимальный выход в случае ремонта собственного транспорта. Во-вторых, престижный или вместительный автомобиль арендуется для больших мероприятий или для обслуживания высоких гостей (к примеру, летом, в выборную страду, наблюдался ажиотажный спрос на машины класса «люкс» и микроавтобусы). И, наконец, на арендованных авто заказчики ездят отдыхать.

Себестоимость услуги включает в себя налоги, заработную плату персонала, затраты на техническое обслуживание транспорта и его страховку. Кроме того, величина тарифа зависит от класса автомобиля. «Девятка» стоит в среднем 110-130 руб. в час, «Тойота» — 200-250 руб., «Мерседес 600» дороже отечественных «Жигулей» почти в четыре раза. С увеличением срока аренды почти все прокатчики снижают стоимость одного прокатного часа. Согласно прайсу «Профиля», при увеличении срока заказа на 6 часов, каждый час дешевеет в среднем на 20%. Иногда используются дополнительные коэффициенты — например, в случае аренды в ночное время, при пробеге свыше 100 км, при загородных поездках. Учет времени водитель обязан вести по путевому листу стандартного образца. Из-за его неудобства иногда прокатчики пользуются дополнительной формой.

Прокатчики считают, что их бизнесу всерьез угрожает участившиеся случаи уклонения от оплаты. Этим летом произошел неприятный инцидент. В одну из фирм обратился человек, который представился сотрудником Серовского трубного завода. Он предъявил все необходимые документы и заказал шестисотый «Мерседес» на несколько часов. Рассчитаться обещал по бартеру. Через несколько дней выяснилось, что документы были фальшивыми. Пришлось разыскивать пассажира с милицией. Сегодня предоплата — обязательное условие аренды. Проблемы другого рода могут возникнуть у прокатчиков с контролирующими органами. Нормативы, которые используются в сфере проката автомобилей, рассчитаны на большие автотранспортные предприятия. Поэтому инспектору не составит особого труда найти в маленькой фирме множество несоответствий.

Немалую угрозу для прокатчиков представляют многочисленные частные извозчики, чья деятельность никем не контролируется. Неравные условия позволяют частникам демпинговать. Особенно преуспели в этом фирмы, принимающие заказы по диспетчерскому телефону, размещенному в газетах. Конкурентным преимуществом в подобных условиях может быть лишь качество услуг. А именно, гарантия исправности транспорта, соблюдение сроков заказа, возможность выбора машины, водителя и формы оплаты, гибкая система цен. Как показывает практика, заказчик готов за это платить.

Сам себе рулевой

Если на рынке проката автомобилей с водителем в Екатеринбурге уже возникла конкуренция, то прокатом автомобилей без экипажа всерьез занимаются только четыре организации. На весь город приходится всего 30-35 автомобилей, занятых в этой сфере. В основном это «Жигули», 1997-1998 года выпуска. Практически весь транспорт в собственности арендодателей. Историей создания автопроката на базе фирмы «Авто Лада» поделился ее директор Андрей Уфимцев:

— Используя кредитую схему, до кризиса мы имели возможность взять автомобиль за полцены. Он окупал себя в течение года. После финансового обвала это стало гораздо сложнее. Кредитные ресурсы значительно подорожали. Поэтому сейчас мы пополняем автомобильный парк за счет комиссионных автомобилей. Приводим их в порядок в собственном автосервисе и готовим к работе. Кстати, идеальный возраст автомобиля для использования его в прокате — 2-3 года — если в километрах, то с пробегом 10-50 тысяч. За это время все заводские дефекты уже бывают устранены, автомобиль приобретает рабочую форму. Мы даже специально разыскиваем автомобили с соответствующим сроком эксплуатации.

Быстрый износ прокатываемого транспорта — настоящая головная боль для его владельцев. Когда за руль каждый день садится новый человек, автомобиль изнашивается примерно в пять раз быстрее, чем обычно. Кроме того, по словам технического директора одного из прокатов Григория Пухтинского, есть клиенты, которые, взяв машину в прокат, стараются выжать из него все, что можно:

— Конечно, существуют правила аренды автомобилей и условия договора, оформляется акт приемки-передачи транспортного средства, но это не всегда спасает от вандализма. Денежный залог также проблему не решает. Поэтому мы от него и отказались. Значительные потери фирма несет не столько из-за ремонта автомобиля, сколько из-за его простаивания.

Условия аренды во всех фирмах примерно одинаковы. Автомобили предоставляются только гражданам,
достигшим 21-23 лет. Желающий воспользоваться услугами проката обязан иметь при себе паспорт с местной пропиской и водительские права. Кроме того, большинство автопрокатов требуют наличия водительского стажа не менее двух лет. Суточный тариф в разных фирмах колеблется от 300 руб. (за «пятерку») до 530-650 (за «девятку»). Автомобиль с магнитолой обойдется клиенту примерно на 30 руб. дороже. Минимальный срок аренды — от 3-х до 12 часов в зависимости от компании. Но обычно заказчики берут машину на сутки-двое. Чаще всего услугами проката пользуются предприниматели, которые развозят товар по городам области. Нередко арендуют транспорт, пока своя машина находится в ремонте. Теоретически, требование иметь местную прописку отсекает значительное число приезжих клиентов.

Прокатчики автомобилей без водителя работают в условиях жесточайшего риска. Список вероятных потерь начинается с прожженного сигаретой сиденья и кончается угоном. Ответственность заказчика за повреждение автомобиля предусмотрена договором. Если при возврате машины обнаружены дефекты, не отмеченные в акте приема-передачи, арендатор обязан возместить сумму ущерба. Эта сумма может вычитаться из залогового взноса. В том случае, когда заказчик отказывается платить вообще или не согласен с суммой, спор решается в судебном порядке. Тем временем машина простаивает, а прокатчик терпит убытки. Почти все компании требуют от клиентов предварительно застраховать автомобиль и гражданскую ответственность (страховой взнос составляет примерно 20 руб. в сутки). Обычно его выплачивают на месте, в офисе прокатчика. Но на этом проблемы не заканчиваются. Далеко не все страховые компании готовы пойти навстречу фирмам по прокату: это очень рискованные клиенты, даже с учетом того, что их страхуют по повышенному тарифу. При этом разбираться с заказчиками при каких-либо происшествиях все равно приходится владельцу автомобиля.

Екатеринбургские прокатчики пострадали от угона транспорта — что заставило их теснее контактировать со службами безопасности.

— О фактах угона мы намерены сообщать остальным компаниям, — говорит Андрей Уфимцев. — Кроме того, мы обращаемся за информацией в УВД и ГИБДД области. Ксерокопия первой страницы паспорта заказчика поступает в милицию с запросом о том, проживает ли этот человек в области, не терял ли он паспорт. Поэтому людям, у которых не все в порядке с документами, я не советовал бы обращаться в прокат.

Если машина не возвращается в срок, на вторые-третьи сутки в ГИБДД поступает сообщение об угоне.

Но все эти меры малоэффективны, если у фирмы нет надежной, проверенной клиентской базы. Для постоянных заказчиков многие из них предусматривают существенные скидки (до 15%), бронирование машины, снижение ограничений по пробегу. Почти во всех компаниях существует гласный или негласный face control. Как нам сообщили в одной из фирм, по его итогам приходится отклонять до 80% заказов.

По словам руководителей компаний, рынок этих услуг сегодня находится в зачаточном состоянии. Чтобы развивать бизнес, необходимо, в первую очередь, увеличить число обычных автомобилей — тех же «Жигулей». На втором этапе в автопарке должен появиться специализированный транспорт: микроавтобусы, грузопассажирские модели, джипы и даже вездеходы (к примеру, ехать на охоту с чужим водителем согласен не каждый клиент). Высший пилотаж в прокатном деле — это наличие в собственном автопарке моделей представительского класса. Но пока об этом даже говорить рано. Кроме того, одних автомобилей недостаточно. Нужен как минимум собственный автосервис. Поэтому наиболее органично прокат впишется в структуру автомобильной фирмы — как одно из перспективных направлений ее деятельности. Так, в «Авто Ладе» прокатом занимается всего два человека: менеджер и механик. Остальные функции — техническое, юридическое, бухгалтерское обслуживание — выполняют сотрудники головной компании. Фирма «Империя авто» намерена расширяться за счет создания пунктов проката в городах области, возможно, предоставляя услуги «техпомощи».

Пополнить автопарк прокатчики смогут лишь за счет доступных кредитов и использования лизинговых схем. Ими уже предпринимались попытки обратиться к западным компаниям за финансовой поддержкой. Однако, в ответ от европейского транснационального концерна HERTZ поступило лишь предложение использовать его имя. Однако, в ситуации, когда свободных машин в фирмах практически нет, использовать для привлечения клиентов известную марку бессмысленно. n

Иностранный прокат

Чтобы арендовать машину за рубежом, нужно иметь водительское удостоверение международного образца и определенную сумму денег. Кроме этого, в различных странах может иметь значение ваш возраст. В среднем, по Европе, водитель должен быть не моложе 22 лет, во Франции некоторые фирмы дают попользоваться машиной только двадцатипятилетним. На юге Европы достаточно быть совершеннолетним по-европейски, то есть достигнуть 21 года. Водительский стаж должен быть не менее одного года, но это опять же актуально для Восточной Европы. Для более строгих Западных стран — нужен опыт вождения не меньше двух лет.

Стоимость аренды зависит от многих факторов и может сильно варьироваться. В большинстве фирм пробег арендуемой машины не ограничен. Но у некоторых фирм есть определенный лимит. Стоимость аренды в таких случаях обычно прямо пропорциональна лимиту ежедневного пробега, который может составлять и 100 км в день, и 300 — все зависит от хозяина. Причем, каждый лишний километр оплачивается дополнительно. Правда, стоимость при ограничении пробега несколько ниже.

Цены разнятся в зависимости от места, фирмы, условий аренды, марки автомобиля. В Швеции, например, средних размеров седан от международной сети, если брать его на короткий период времени, обойдется около $ 110 в сутки. Малолитражный автомобиль в национальной прокатной сети Happy Rental или мелком местном агентстве, в зависимости от пробега, обойдется в
$ 40-50, а некоторые совсем маленькие машинки — даже меньше $ 30 в сутки. В Германии аренда автомобиля через Luftgansa при покупке авиабилета стоит от $ 25 в сутки. (Правда, это только в том случае, когда машина берется на месяц и больше.) Так надолго она не нужна? В крупных компаниях (Eurocar или Autohansa) дают аппарат класса Opel Corsa на выходные примерно за $ 60. В туристических районах Греции прокат машин широко практикуется, но не совсем дешево. Со страховкой и неограниченным пробегом цены составляют от $ 35 до $ 80.

Есть разные способы сэкономить на прокате, например, в некоторых фирмах женщинам при аренде дают скидку до 30%. Единственное условие: арендовать машину нужно в будни.

Или еще один вариант — если машина нужна на целый месяц, для экономии иногда ее лучше взять напрокат на 20 дней, потому что на следующие десять ее вам предоставят бесплатно.

 

Самое читаемое
  • В Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньшеВ Свердловской области — 22 миллиардера. Годом ранее их было меньше
  • Екатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млнЕкатеринбургский девелопер для реализации своего проекта вложит в дороги Перми ₽200 млн
  • Екатеринбург снова не дождется Владимира ПутинаЕкатеринбург снова не дождется Владимира Путина
  • Как начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. ИнструкцияКак начинающему предпринимателю найти идею для бизнеса. Инструкция
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.