Подписаться
Курс ЦБ на 13.04
93,44
99,72

ВШЭ: бизнес-модель «Аэрофлота» неэффективна и ведет к сильнейшему конфликту

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) подготовили доклад о российском рынке авиаперевозок. Специалисты раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота» и предположили, что она приведет к конфликту интересов.

Эксперты Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ (Высшая школа экономики) подготовили доклад о ситуации на рынке авиаперевозок для вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщает РБК.

В докладе говорится, что после ухода «Трансаэро» на рынке появилась явная тенденция к монополизации. В частности, группа  «Аэрофлот» в первом квартале этого года увеличила долю перевозок до 55% (в январе—марте 2014 года было 40%), группа S7 укрепила позиции на 3 п.п. до 15%, «Уральские авиалинии» — до 6%.

В итоге группа «Аэрофлот», констатируют эксперты, получила «рыночное доминирование с опережением ближайшего конкурента в четыре раза и почти полную монополию на дальнемагистральных перевозках с российской стороны». Авторы доклада говорят о том, что сохранение конкурентной среды в авиаотрасли будет «результатом доброй воли «Аэрофлота».

Аналитики при этом раскритиковали бизнес-модель «Аэрофлота», которая, считают они, будет приводить к систематическому конфликту интересов внутри группы. Сейчас «Аэрофлот» - мультибрендовая структура, которая объединяет сегменты премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»).

В докладе сообщается, что сейчас в мировой авиаотрасли замечена тенденция на сближение моделей бизнеса классических перевозчиков и лоукостеров и смещение премиальных компаний в экономсегмент. Премиальные компании снижают качественный уровень предложения, а лоукостеры расширяют список услуг в борьбе за более прибыльных клиентов.

В скором времени пассажиры могут начать уходить от «Аэрофлота» к «России», что в итоге приведет к ограничению развития экономсегмента — для удержания высокомаржинального клиента в «Аэрофлоте».

При этом разделение бизнесов «Аэрофлота» ситуацию не улучшит, потому что «Россия» «не сможет продолжить существование без серьезной господдержки». В то же время формирование отдельной стратегии для этой компании ухудшит позицию «Аэрофлота» и дополнительно усилит конфликт интересов в группе.

Авторы доклада констатируют, что сохранение существующей модели развития рынка несет риски для отрасли и потребителей, при этом любая новая стратегия также связана с «серьезными трудностями». Например, выравнивание условий, в том числе перераспределение royalty на транссибирских маршрутах, которые сейчас «Аэрофлот» получает от иностранных перевозчиков, и допуск других компаний к международным направлениям, не приведут к образованию конкуренции: это «не переломит запас рыночной силы группы «Аэрофлот». Эксперты говорят, что из-за рыночных обстоятельств и регуляторных решений сейчас выбор развития отрасли связан с различными «плохими» вариантами».

Доклад уже прокомментировали в другой российской авиакомпании – S7. Там согласились, что по ряду международных маршрутов «Аэрофлот» - монополист. Дело в том, что после ухода «Трансаэро» группа «Аэрофлот» получила 100% самых востребованных маршрутов из Москвы, которыми интересовались и другие игроки.

В самом же «Аэрофлоте» заявили, что представители группы обменялись мнениями с главой Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным, но комментировать доклад отказались. Источник в группе рассказал журналистам, что с учетом иностранных перевозчиков доля «Аэрофлота» на рынке с начала года составляет всего 39,6%, тогда как в 2015 году это было 46%.

Исследование разослали Минтрансу, Минэкономики, ФАС, министру по «Открытому правительству» Михаилу Абызову и участникам отрасли. Такое поручение дал Аркадий Дворкович. В ФАС уже пообещали изучить и учесть доклад в работе. Также сообщается, что на встрече экспертов с топ-менеджментом «Аэрофлота» был достигнут консенсус, компромиссную позицию обнародуют в ближайшее время.

Самое читаемое
  • Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2Молодцы, черти! «Автомобилист» сыграет за выход в финал Кубка Гагарина в седьмом матче 1/2
  • Совладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имуществаСовладелец «Свердловского инструментального завода» обвинил партнеров в выводе имущества
  • «Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России«Уральский марс» вошел в ТОП-10 «инопланетных» локаций России
  • Производство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФПроизводство электроники под угрозой остановки. Китайские банки блокируют платежи из РФ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.