Время подводить итоги. Заметки экономиста
Всякому делу время. Сейчас время ито- гов, годичных общих акционерных со- браний, время напряженной работы аналитиков — экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов. Цель одна — определи
Всякому делу время. Сейчас время ито-
гов,
годичных общих акционерных со-
браний, время напряженной работы
аналитиков — экономистов, финансистов, бухгалтеров, аудиторов. Цель
одна — определить общую эффективность деятельности АО в истекшем году, тенденции
развития, степень устойчивости и финансового благополучия фирмы. Объективные
ответы именно на эти вопросы станут прежде всего предметом обсуждения годичных
собраний, на их основе будут приниматься решения о составе совета директоров на
очередной срок, о выплате дивидендов, дальнейшей программе
деятельности.
Учитывая важность этой работы, многие консалтинговые и
аналитические фирмы, официальные структуры издают обстоятельные рекомендации по
оценке итогов финансовой, коммерческой и производственной деятельности
акционерных обществ. В большинстве случаев это весьма добротные рекомендации,
отвечающие конкретным целям анализа годовых итогов АО. Вместе с тем нельзя не
обратить внимания, что подчас рекомендуются и применяются чрезвычайно
усложненные методики, с расчетом нескольких десятков, а то и сотен показателей.
Спору нет, такие методики нужны. Они дают возможность узнать “все и вся”,
просветить аналитическим рентгеном все стороны коммерческо-производственной
деятельности, выдать комплексный анализ. Если же ставится задача выявления
резервов и возможностей в определенной сфере деятельности или группе процессов
(например, качество продукции, сбыт, производительность труда, оборачиваемость
ресурсов, издержки производства и т.д.), применяются частные методики анализа
этих показателей. Однако по всем названным и неназванным направлениям
одновременно анализ никогда не ведется, выбираются наиболее значимые для данного
момента точки. Что касается предстоящих акционерных собраний, то требования к
системе показателей, принимаемых за основу анализа, определяются конкретными
целями этих собраний.
Во-первых, система показателей должна быть максимально
компактной, по принципу “необходимого и достаточного”.
Во-вторых, все
показатели должны быть достаточно просты и понятны не только профессионалам из
налоговых и банковских структур, финансистам кредиторов или потенциальных
инвесторов (они могут провести анализ самостоятельно вне зависимости от собрания
акционеров), а в первую очередь участникам собрания — акционерам и работникам
фирмы.
В-третьих, система показателей должна непротиворечиво оценивать итоги
года и состояние предприятия на день проведения собрания. Поэтому желательно не
ограничиваться данными на конец отчетного года, но и дополнить их динамикой за
3-5-6 месяцев текущего года, предшествующих собранию.
Показательной с этих
позиций представляется “система критериев Петра Семененко”, генерального
директора Кировского завода (С-Петербург), по которой акционеры оценивают итоги
работы и состояние этого крупнейшего предприятия. Акционерам представляются (в
динамике за три года — отчетный и два предшествующих, что позволяет оценить
устойчивость и тенденцию развития):
1. средняя заработная плата рабочих и
служащих, руб. в месяц (за январь каждого года и месяц, предшествующий годичному
собранию);
2. своевременность выплаты заработной платы: выплачено в процентах
к начисленной с начала года, на начало месяца проведения собрания;
3.
задолженность по долгосрочным кредитам на начало года, млн руб.;
4. текущая
кредиторская задолженность на начало года (на начало месяца проведения
собрания), млн руб., в т.ч. 4.1. — просроченная;
5. занятость рабочих: число
часов работы в процентах к фонду рабочего времени, за год, за период с начала
года до месяца проведения собрания.
Система абсолютно прозрачна и ясна. К
слову, на Кировском заводе показатель 2 всегда в пределах 92-94%, показатель 4.1
равен 0, показатель 5 — 90-95%.
Конечно, приведенную систему следует
дополнить, также в динамике, данными об объеме (массе) прибыли, объеме
реализации и коэффициенте использования производственных мощностей по основным
видам продукции, а также об использовании чистой прибыли по направлениям,
размере и использовании амортизационного фонда. Большинство методик делают
акцент на показателе рентабельности, да еще в разных вариантах исчисления. Это
“коварный” показатель, он часто определяется не всегда обоснованной ценовой
политикой. Объем (масса) прибыли — более “честный” показатель, он может
возрастать и при снижении рентабельности или меняться не пропорционально ее
изменению. К примеру, на Екатеринбургском комбикормовом заводе рентабельность
производства в 1995 г. возросла по сравнению с 1993 г. в 2,7 раза, в то время
как масса прибыли за счет роста выпуска продукции увеличилась в 42,9 раза, а на
Лайском комбикормовом рентабельность за тот же период снизилась в 4,8 раза, а
масса прибыли — лишь в 1,6 раза.
В ОАО “Уралмаш” уровень рентабельности к
реализации продукции в 1998 г. составил лишь 51% к уровню 1991 г., в то время
как объем реализации вырос на 1,4%. Однако это нельзя рассматривать как
результат плохой работы, скорее — совершенно правильной ценовой политики.
Снижение цен до разумного предела позволяет Уралмашу удерживать конкурентные
позиции на рынке и получать весьма значительную прибыль, за 1998 г. — 81451 тыс.
руб. Чистая прибыль составляет 37-40% этой суммы, из нее формируются фонды
потребления и осуществляются, вместе с амортизационным фондом, серьезные
мероприятия по техническому перевооружению.
Особо следует сказать об
амортизационном фонде. Известно, что амортизация хотя и относится к затратам,
реально никуда не выплачивается, остается на счете АО, представляет собой
капитальную стоимость, часть уставного капитала АО. Акционеры вправе знать и
оценивать эффективность использования амортизационного фонда, наряду с прибылью,
как источника финансирования воспроизводства, не только простого (ремонт), но и
расширенного (капитальные вложения).
Вот, пожалуй, и все “необходимое и достаточное” для оценки и принятия решений годичным общим собранием акционеров.