Подписаться
Курс ЦБ на 06.03
74,42
88,93

Время — деньги. Перспективы контейнерных перевозок

Падение объемов перевозок по железной дороге, продолжавшееся последние десять лет, привело к тому, что мощность российских стальных магистралей использовалась на 50-70%. Несколько лет назад только

Падение объемов перевозок по железной дороге, продолжавшееся последние десять лет, привело к тому, что мощность российских стальных магистралей использовалась на 50-70%. Несколько лет назад только на направлении «Москва — Урал» железнодорожный транспорт потерял 80% ранее перевозимых грузов. Несмотря на то, что на пути повышения конкурентоспособности ж/д перевозок всегда существовали определенные препятствия (жесткое госрегулирование тарифов, неповоротливая система оформления грузов, необходимость выполнять платежи на разные счета в разные регионы, проблемы с доставкой грузов от ж/д станции до склада и проч.), угроза потери рынков вынудила железнодорожников бороться за каждую тонну груза. Главными «козырями» в этой партии стало внедрение на железнодорожном транспорте новых технологий перевозок, позволяющих сократить сроки доставки грузов, а также — повышение качества транспортного обслуживания.

Об этом, в частности, шел разговор на первом сетевом совещании по организации контейнерных перевозок, которое состоялось в середине июля в Екатеринбурге.

Сергей ШАВЗИС,

                                       зам. директора «Уральской транспортной компании», исполнительный директор
                                                                                                                                          ЗАО «Урал-Контейнер»

Организатором совещания выступил Центр фирменного транспортно-
го обслуживания МПС России (ЦФТО), в мероприятии приняли участие зам. генерального директора ЦФТО МПС В. Алькаев, представители дорожных центров ФТО всех семнадцати российских железных дорог, ведущих экспедиторских и страховых компаний. Главная тема обсуждения — развитие систем и технологий ускоренной доставки грузов — сегодня весьма актуальна для самих транспортников, для их клиентов (промышленных, торговых предприятий), всего хозяйственного комплекса региона. Забегая вперед, скажу: Свердловской железной дороге был присвоен максимальный рейтинг на сети МПС по уровню организации контейнерных перевозок.

Повышение интереса к контейнерным перевозкам со стороны грузоотправителей было отмечено в 1997 г., когда в МПС была разработана «Комплексная программа развития контейнерных перевозок на российских железных дорогах на 1998-2005 годы». Сегодня контейнерный «вариант» доставки грузов стал реальным инструментом для конкуренции с другими видами транспорта. По этой причине Свердловская железная дорога уделяет эффективности грузоперевозок в контейнерах особое внимание: на дороге действуют две специализированные фирмы ГУП «Желдорэкспедиция» и ЗАО «Урал-Контейнер», курсирует ускоренный контейнерный поезд, активно работают страховые компании, создаются условия для привлечения иностранных экспедиторов и перевозчиков, расширения географии международных контейнерных перевозок.

По информации г-на Алькаева, положение с привлечением грузопотоков на ж/д стабилизировалось: в первой половине 1999 г. впервые за последние несколько лет отмечен 6% рост перевозок по отношению к предыдущему году. Однако заметного увеличения объемов контейнерных перевозок при этом не произошло. Причиной тому — серьезная конкуренция со стороны автомобильного и водного транспорта. Кроме того, после распада Союза грузовладельцы не имели серьезного сервиса международных контейнерных перевозок, что также негативно отразилось на объемах. На процесс влияют также технические проблемы: согласно последним данным учета контейнерного парка МПС, более половины российских контейнеров находятся сейчас в незаконном использовании за границей, в республиках СНГ, северных районах, часть парка вообще «приспособлена» под гаражи и торговые павильоны... Изменить существующее положение может правильная организация учета и слежения за контейнерным парком. Для этого в недрах железнодорожного ведомства идет разработка нового программного обеспечения, реконструируются системы автоматизированного учета и управления контейнерными перевозками в масштабе СНГ (запуск новой системы должен состояться до конца текущего года). Новая система учета и управления парком позволит в любой момент получать полную информацию о каждом контейнере на территории стран СНГ, учитывать контейнерный парк за рубежом, оперативно управлять порожним подвижным составом. С целью получения достоверных данных при запуске этой системы в сентябре состоится всероссийская «перепись» контейнеров.

Другим, не менее важным моментом становится эффек-
тивное использование контейнеров. Сейчас часть парка простаивает на станциях из-за нехватки платформ, полувагонов для их перевозки, не всегда оперативно выполняется регулировка порожняка. Наиболее эффективным способом ускорения оборота контейнера является организация ускоренных поездов. Себестоимость перевозки контейнера в ускоренном поезде в три раза ниже, чем в обычном. Таким образом, возникают условия и для реальной конкуренции с «автомобилистами» (скорость доставки грузов до сих пор была главным козырем автоперевозчиков). Расхожее выражение «время — деньги» для транспортного рынка обретает в такой связи особый смысл. Организационный процесс развития ускоренных контейнерных перевозок, по замыслу МПС, должна замкнуть на себя специализированная грузовая контейнерная компания в составе Министерства. Задачами нового подразделения будут управление контейнерным парком, организация ремонта, развитие сети контейнерных терминалов, взаимодействие с экспедиторами и грузовладельцами и проч. Предприятие планируется создать по типу холдинга, состоящего из региональных грузовых компаний, ремонтных депо и автотранспортных предприятий.

Одним из сдерживающих обстоятельств для эффективной работы дорог с ускоренными контейнерными поездами было отсутствие на станциях нормальной терминальной базы для переработки крупнотоннажных контейнеров. На нашей дороге в этом смысле дела обстоят не так плохо: на ст. Свердловск-Товарный действует современный терминал по приему и отправке 40-футовых контейнеров. За 2,5 года госпредприятию «Желдорэкспедиция» удалось наладить устойчивый сервис по обслуживанию экспортеров. Более 150 контейнеров в месяц уходят с грузом в Америку, постоянно расширяются связи с перевозчиками. Сейчас ведутся работы по расширению терминала, будет введен участок по обработке изотермических контейнеров.

На совещании было отмечено, что лидерами в организации перевозок грузов в ускоренных поездах в направлении Урала стали операторы ускоренного поезда № 1266 ЗАО «Урал-Контейнер» и ЗАО «СТИМ». В августе прошлого года эти компании, к примеру, выиграли у автоперевозчиков тендер на перевозки грузов фирмы «P&G» —для того, чтобы назначить конкурентную стоимость перевозки пришлось добиться снижения расценок автопредприятий, перевозящих контейнеры в Москве и Екатеринбурге на 30%. В результате, на железнодорожный транспорт привлечены дополнительные объемы (400 контейнеров в месяц). Доход сети от этих перевозок составляет порядка 1,3 млн руб./мес. Сейчас «Урал-Контейнер» участвует в разработке технологии обмена групп в составе поезда 1266 по ст. Пермь-Сорт. Ускоренная доставка контейнеров на направлении Москва — Пермь — Березники позволит привлечь с автотранспорта дополнительно около 300 контейнеров в месяц (опытный «прогон» поезда состоится уже в августе). На Свердловской ж/д также разрабатывается технология стыковки поездов своего формирования с ускоренным поездом 1266 по станциям Свердловск-Сорт. и Войновка. Это позволит конкурировать в скорости с автотранспортом при перевозках из Москвы в Тюмень, сократить время доставки грузов в Сургут минимум на 2-е суток, создать систему внутридорожных ускоренных перевозок. Еще один перспективный путь — запуск ускоренного контейнерного поезда по маршрут у Санкт-Петербург — Екатеринбург. Предполагаемое время в пути — 3 суток, планируемое время доставки контейнера «от двери до двери» — 5 суток.

Доставка внешнеэкономических грузов из Европы на Урал упростится и станет более эффективной в случае организации стыковок существующих европейских поездов «Восточный ветер» (Берлин — Москва) и «Чардаш» (Будапешт — Москва) с ускоренным поездом № 1266. При этом срок доставки контейнера из Германии или Венгрии до Урала составит не более 10 суток. На эту тему уже велись переговоры с оператором поезда «Восточный Ветер» — компанией «Трансфрахт». «Судьбоносными» для железнодорожного транспорта могут стать начавшиеся работы по переориентации экспортных перевозок на контейнеры. Одна из задач здесь — обеспечение экспортеров иностранными порожними контейнерами. «Урал-Контейнер» уже опробовал технологию досылки контейнеров из морпортов к местам погрузки с попутным грузом, что позволяет снизить транспортные издержки по досылке контейнеров к экспортерам. Кроме того, планируется создать контейнерные депо на «входах» дороги: ст. Блочная и Войновка. Основными функциями депо будут прием контейнера на хранение, осмотр, ремонт, освидетельствование в морском регистре, выполнение досылочных и возвратных мероприятий, выдача гарантий сохранности контейнера владельцу.

Самое читаемое
  • «Альянс врачей» признали иноагентом, ПМЭФ проведут вопреки коронавирусу. Главное 3 марта«Альянс врачей» признали иноагентом, ПМЭФ проведут вопреки коронавирусу. Главное 3 марта
  • Тюменцам притормозили девелоперский проект в ЕкатеринбургеТюменцам притормозили девелоперский проект в Екатеринбурге
  • Все ближе к космосу. Ракета Илона Маска снова взорвалась, но миллиардер радВсе ближе к космосу. Ракета Илона Маска снова взорвалась, но миллиардер рад
  • Уральский миллиардер покупает крупный металлургический завод в Челябинской областиУральский миллиардер покупает крупный металлургический завод в Челябинской области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.