Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Владимир Сорокин: “Хотите выжить — снижайте цены”

— Владимир Яковлевич, Ваше предприятие совсем молодое, можно ли сегодня что-либо итожить в его деятельности? — Компания была создана год назад, в апреле 1997 г. Расчет деньгами составлял тогда 5-

Одна из основных проблем нашей экономики — нерыночная система ценообразования и расчетов между предприятиями. Производители назначают обоснованные, на первый взгляд, цены на свои товары — и легко соглашаются снизить их раза в полтора, когда речь идет о расчетах деньгами, а не по взаимозачету. Если деньги — кровь экономического организма, то бартерные операции — это пробки в кровеносных сосудах, которые чреваты их закупоркой. Больше всего страдают те, кто стоит в начале технологических цепочек — энергетики и газовики. Именно с ними предприятия рассчитываются по максимально завышенным ценам и большей частью по бартеру, что в перспективе ведет к удорожанию и энергоносителей. Год назад в попытках разорвать замкнутый круг РАО “Газпром” выделило из своей структуры новое подразделение — “Межрегионгаз” с филиалами во всех крупных областных центрах. Его задача — упорядочить сбор средств с потребителей за поставки газа, перевести расчет на живые деньги. Наше интервью с Владимиром Сорокиным, директором Свердловского филиала компании “Межрегионгаз”:

— Владимир Яковлевич, Ваше предприятие совсем молодое, можно ли сегодня что-либо итожить в его деятельности?
— Компания была создана год назад, в апреле 1997 г. Расчет деньгами составлял тогда 5-8%, сегодня мы его увеличили до 10-15%, что составляет около 15 млн руб/мес. новыми. По трубным заводам перешли с полного взаимозачета на двадцатипроцентный расчет деньгами. По некоторым предприятиям, например КУМЗ (алюминиевый прокат), — на 50%. Денежные расчеты со Свердловэнерго составляют 10%, задача — выйти на уровень 20%. Стопроцентных расчетов живыми деньгами нам и не требуется. Если вывести денежные расчеты на уровень 50-60%, то мы сможем вовремя рассчитаться с налогами и платить зарплату.
Но до сих пор общий долг потребителей газа Свердловской области перед РАО “Газпром” составляет около 3 млрд руб. новыми и почти не уменьшается. Многие директора говорят: с Газпромом рассчитаться — не проблема. Загоняют цену под потолок — и рассчитываются по бартеру. Сегодня за деньги предприятие продает продукцию за 100 руб., по взаимозачету — по 150 руб., а по взаимозачету за газ — по 200 руб. Все это ведет к дисбалансу, Газпром тяжелеет, становится большим складским хозяйством. Реализация труб, цемента и других материалов по дорогим ценам неизбежно ведет к удорожанию газа. В этом году перед Межрегионгазом поставлена задача собрать с предприятий 35% живыми деньгами. Реально, я думаю, выйдем на уровень 20%.
С взаимозачетами можно бороться по-разному. В апреле прошлого года, например, перед нами была поставлена задача — принимать к оплате только живые деньги. Кое-какие результаты такая политика дала — некоторым злостным неплательщикам пришлось раскошелиться, хотя перед этим в качестве оплаты они упорно предлагали свой неликвидный товар. Мы не пропускали взаимозачеты до июля. Потом поступила команда — провести в виде исключения один, другой... И все вернулось на круги своя.
— Другими словами, Вы убедились, что запретительными, директивными мерами ничего не добьешься.
— Да, они малоэффективны. Надо смотреть в корень, анализировать причины, которые мешают потребителям газа расплачиваться вовремя. Чтобы предприятие стало платежеспособным — оно должно выпускать конкурентоспособную, что называется - ликвидную продукцию. Формирование договорной базы (“Межрегионгаз” заключил около 20 тыс. прямых договоров на поставку газа по всей России) позволило наладить сбор информации об экономическом положении потребителей. Поскольку Газпром кредитует эти предприятия своим товаром, то имеет право знать, каков удельный вес газа и электроэнергии в себестоимости, каковы объемы производства, экспорта, импорта. Такую информацию мы попросили предоставить 323 предприятия Свердловской области — и нам никто не отказал.
В начале 1997 г. Уралтрансгаз имел 70 договоров на поставку газа, на начало с.г. — 323. Теперь мы знаем, какая доля из потребляемого газа идет на технологические нужды, а какая — на соцкультбыт, каким образом тратится газ — и можем строить политику возврата платежей за него. Например, 60% газа, который получает завод РТИ, используется для передачи его субабонентам, в числе которых Свердловский шинный завод и Чкаловский район.

— Нередко директора предприятий, особенно металлургических, сетуют на то, что снизить себестоимость продукции им не дают высокие цены на газ, другие энергоносители и железнодорожные тарифы. В прошлом году предпринимались попытки создания картеля с участием НТМК, Межрегионгаза, Свердловэнерго и железной дороги с целью снижения цен на энергоносители и тарифы, вывода комбината из кризиса. Однако в этом году это крупнейшее предприятие области все же практически легло на бок. Почему оказались неэффективными предложенные меры?
— Картельное соглашение по НТМК, предпринятое в прошлом году, реально не действовало да и не могло действовать. В него были заложены принципиально неправильные подходы. Металлурги говорили: вы нам снижаете цены на энергоносители, а мы, может быть, уменьшим цену на свою продукцию.
До последнего времени себестоимость и цену продукции на предприятиях определяли, как и при социализме, простым бухгалтерским методом: сложили затраты, умножили на норматив рентабельности — вот и цена. Для того чтобы применить аналитический метод и назначить конкурентоспособную рыночную цену, понадобилось, чтобы комбинат оказался на грани остановки, когда другого выхода не было.
Была разработана целая антикризисная программа областного правительства, реализация ее потребовала нестандартных подходов. Средняя цена металлопроката НТМК до последнего времени составляла 2,6 тыс. руб./т новыми. Анализ мирового рынка металлопроката показывает, что она должна быть на уровне 1,2-1,4 тыс. руб./т. Если НТМК хочет выжить и выпускать конкурентоспособную продукцию — то должен снизить цену на 1,2 тыс. руб./т. И это удалось — благодаря применению аналитического (а не бухгалтерского) метода расчета себестоимости. Более того — 70% этой величины было получено за счет правильного расчета внутренних трат НТМК. 30% составили скидки за газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы в рамках специально созданного картеля. Он объединил НТМК и его смежников — Качканарский и Высокогорский ГОКи, Гороблагодатское и Богословское рудоуправления — с одной стороны, и Газпром, Свердловэнерго и Свердловскую железную дорогу — с другой.
И все же создание картелей и пулов, подобных нижнетагильскому, — вынужденная, аварийная мера. Экономика должна быть сбалансированной. Предоставление каких-то поблажек и льгот ведет к перекосам в рамках общеэкономической системы Свердловской области. Если Газпром будет снижать цену на газ для одного предприятия на 5%, для другого — на 50%, они будут поставлены в неравные условия.

— Расскажите подробнее об аналитическом методе расчета себестоимости.
— В свое время при переходе к рыночной экономике был упущен важный механизм определения цен и затрат. Раньше распределением продукции занималось государство. Сегодня реализация — главная проблема, без нее — нет инвестиций, нет кредитов. РАО “Газпром” сегодня практически отдает газ в кредит, предприятия производят продукцию, продать не могут, за газ заплатить нечем. Для нас кредит становится невозвратным.
При аналитическом подходе бухгалтерский метод рассматривается лишь как первый этап. Второй — процесс группировки затрат на переменные и условно постоянные. До сих пор в российской экономике себестоимость считалась следующим образом: если проектная производительность предприятия составляет 100 т, а величина постоянных расходов — 100 руб., то себестоимость продукции — 1 руб. Если произведено 50 т, то себестоимость, соответственно — 2 руб.
Во всем мире принят другой подход, себестоимость рассчитывается по проектному объему производства. Если для производства 50 т затрачено 100 руб., то себестоимость все равно — 1 руб., а не два и не десять. Если предприятие было недозагружено, то это проблема предприятия, а не потребителя, он за неорганизованность и нерасторопность предприятия расплачиваться не должен. В нашей экономике (фонды недозагружены, заказы не найдены) предприятие никогда не станет банкротом — его доходы на постоянном уровне, поскольку все траты изначально заложены в себестоимость. Таким образом, эмиссией денежной массы, обесцениванием денег занимается каждое промпредприятие. Склады забиты нереализованным товаром, люди месяцами и годами не получают зарплату — и все в порядке, банкротов нет.

— Насколько активно предприятия внедряют аналитический метод расчета себестоимости?
— Одним из первых еще в прошлом году этот метод применил Свердловский завод гипсовых изделий. После перерасчетов себестоимость по одним позициям была снижена на 38%, по другим — на 12%. Раз себестоимость продукции меньше, у предприятия появляется возможность играть ценой,  возрастает вероятность, что оно договорится с потребителем о сбыте своей продукции. В целом нельзя сказать, что директора идут на открытие своей бухгалтерии с большой охотой. Скорее, жизнь заставляет — и областное правительство подталкивает. Переход на аналитический метод позволяет снизить масштаб цен на продукцию, производимую в Свердловской области, сделать ее конкурентоспособной, продаваемой.
Только за счет этого предприятия смогут увеличить объемы производства, сдвинуться наконец с мертвой точки. Правительство не меньше “Газпрома” заинтересовано иметь на своей территории как можно больше платежеспособных производителей.

— Какие конкретные меры предпринимает областное правительство для внедрения нового метода расчета себестоимости. Или пока все на уровне пожеланий?
— 13 апреля с.г. подписан Указ губернатора Свердловской области № 152 “О мерах по снижению цен на продукцию, производимую на территории Свердловской области”. Директора примерно 50 промышленных предприятий поставили свои подписи под совместным заявлением о том, что на добровольной основе будут заниматься внедрением аналитического метода. Это крупнейшие ценообразующие предприятия области, такие как НТМК, трубные заводы, КУМЗ, БАЗ, УОМЗ, Пневмостроймашина, Свердловэнерго, цементные заводы. Поставлена задача: снизить цену на продукцию этих предприятий в среднем на 40-50%, что позволит поднять загрузку предпритятий в среднем по области с нынешних 63% до 85%. Таким образом, повышается конкурентоспособность продукции предприятий Свердловской области, она начнет “всасывать” денежную массу из других областей.
Сроки для внедрения аналитического метода — самые сжатые. С 1 июля с.г. новые цены должны начать действовать. Если снизят цены 50 основных предприятий — остальные просто вынуждены будут снижать вслед за ними, как за локомотивом. В мировой практике все промышленные предприятия делятся на две группы. Первая — производители ценообразующих товаров (металлы, стройматериалы, нефть, газ, электроэнергия, пшеница). Вторая группа — предприятия переработки. За единицу цены во всем мире принимается 1 т нефти (светлой дубайской). Это та печка, от которой можно плясать. Цены в области будут снижаться до определенных пропорций, которые существуют в мире. Цена газа составляет 0,8 от цены нефти, черных металлов — 2,5-3. Правительства западных стран не вмешиваются в дела каждого конкретного предприятия до тех пор, пока соблюдаются пропорции. Если нарушаются — включаются различные механизмы, антидемпинговые меры, налоговые льготы и т.д.

— Насколько сильно разбалансированы ценовые пропорции в Свердловской области?
— Первая ценовая пропорция (газ — металлопрокат) уже построена в НТМК. За единицу принимается цена кубометра газа — эта величина устанавливается на федеральном уровне и от областных властей не зависит. Цемент в области стоит 280 тыс. руб./т, а должен — 190-200 тыс. руб./т. Цена облицовочного кирпича составляет 780 руб./1000 шт., а должна — около 500-600. Электроэнергия стоит 220 руб./кВт•час, а должна, по нашим подсчетам, — 170-180. После проведения этой работы мы получаем себе в союзники предприятия второй группы (переработки). Здесь пропорции установить трудно. Но можно установить ставку накладных расходов, которая будет определять уровень затрат себестоимости. Это большая работа, но она выполнима. Все эти показатели мы утвердим в комитете по ценам и антимонопольном комитете на уровне Свердловской области, чтобы защитить новые цены предприятий от претензий со стороны налоговых органов.

...Уходят в пошлое силовые методы давления на смежников. Это может показаться парадоксальным, но крупнейший монополист — РАО “Газпром” — одним из первых пришел к пониманию, что своевременных расчетов трудно достичь перекрыванием задвижки. Производители продукции прежде всего должны быть платежеспособными и выпускать конкурентоспособную продукцию. А добиться этого можно только совместными усилиями.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.