Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Владимир Гусев: “Мы будем стремиться удержать первенство”

Гусев Владимир Владимирович, родился в 1956 г. в пос. Первомайском Тамбовской обл. В 1973 г. закончил среднюю школу, работал токарем на Первомайском заводе химического машиностроения. В 1979

На фоне удручающей ситуации в экономике “по всем фронтам”, общего спада производства и ухода денег из реального сектора, предприятия перерабатывающей и, в частности, пищевой промышленности демонстрируют порой завидную плавучесть. Хотя не все так просто. Если, к примеру, во времена планового социализма у мясокомбинатов не было проблем с реализацией продукции, т. к. она распределялась по талонам и разнарядкам, теперь им приходится бороться за место под солнцем с многочисленными российскими и иностранными конкурентами, умело лавировать среди налоговых рифов и законодательных течений. Успех определяют верно выбранные стратегия и методы этой борьбы: от снижения себестоимости продукции, перевооружения производств до развития собственных торговых сетей. Примером успешно выбранной тактики поведения на рынке, принесшей конкретные позитивные результаты, стала деятельность Екатеринбургского мясокомбината: в прошлом году это предприятие было признано одним из лучших в России. На вопросы корреспондента “ДК” ответил генеральный директор ОАО “Комбинат мясной ”Екатеринбургский” Владимир ГУСЕВ.

Гусев Владимир Владимирович, родился в 1956 г. в пос. Первомайском Тамбовской обл. В 1973 г. закончил среднюю школу, работал токарем на Первомайском заводе химического машиностроения.
В 1979 г. закончил Московский технологический институт мясной и молочной промышленности, специальность — инженер-механик. С 1979 г. работает на Свердловском мясокомбинате — сменный мастер. После армии вернулся на Свердловский мясокомбинат — работал старшим мастером, начальником компрессорного цеха, гл. механиком, гл. инженером, заместителем генерального директора. В 1995 г. г-н Гусев был избран генеральным директором ОАО “Комбинат мясной “Екатеринбургский”. Увлечения — футбол, шахматы. Женат, сын Владимир — студент УрГЭУ.
(По данным справочника
“Кто есть кто на Среднем Урале”)

— Владимир Владимирович, в 1998 году мясокомбинат рассчитывает удержать лидерство, есть к этому предпосылки?
— Если ничего не помешает, то по итогам этого года, я думаю, комбинат вновь будет назван лучшим российским предприятием. Мы шли к этому направленно, и движение было поступательным. В рейтинге промышленных предприятий, публикуемом в журнале “Эксперт”, в 1996 г. мы продвинулись по сравнению с предыдущим годом сразу на 50 позиций, в 1997 г. — еще примерно на 25 мест вверх. Если смотреть по объемам производства, то в городе мы занимаем второе место после Уралмаша. В области комбинат держит 13 место среди всех промышленных предприятий. По объемам прибыли в Екатеринбурге мы лидируем, а по области занимаем шестое место среди всех промышленных предприятий.
В прошлом году мясокомбинат, действительно, вышел на неплохие показатели: произведено 29,3 тыс. т мяса (106% — к уровню 1996 г.), 26,22 тыс. т колбас (112,9%), 14,5 тыс. т полуфабрикатов (110,9%), 2652 т мясных консервов (92,6%). Таким образом, по сравнению с 1994 г. объемы выросли на 30%, а с 1990 г. — на 15%. По отношению к прошлому году общие экономические показатели, натуральные объемы производства возросли в среднем на 15%.

— Генеральным директором Вы были избраны в период падения объемов производства на комбинате?
— Да, положение было сложным. Уже в 1994 г. по сравнению с дореформенным периодом объемы упали аж на 80%. Однако главное — мы сумели с самого начала сохранить оборотные средства, не “проели” их в 1992 г. За три последних года численность работающих у нас увеличилась на 1400 человек, а это во времена сегодняшних повальных сокращений на производствах — уже неплохо.
ЕМК по российским меркам имеет сегодня весьма широкий ассортимент выпускаемой продукции: ежедневно мы производим от 70 до 100 наименований (одних консервов — более 45 видов), а в течение года — более 500. Из них — большое количество изделий по собственной рецептуре. Например, колбаса “Юбилейная” имеет самые высокие продажи из вареных колбас, среди наших разработок также колбаса “Летняя” с паприкой. В прошлом году разработана и утверждена документация на 61 вид новой продукции, в том числе сырокопченые колбасы “Рождественская”, “Владимирская”, варено-копченые “Посольская”, “Дворянская”, колбасные изделия “Шейка пикантная”, “Балык с тмином” и другое. Также мы работаем по охлажденным полуфабрикатам, срок реализации которых от 2 часов до 2-х суток, по замороженной продукции (срок — до 30 суток). Увеличение сроков реализации позволит более стабильно работать торговой сети.

— Выпуск новой продукции требует внедрения современных технологий, переоборудования производства...
— На нашем мясокомбинате разработана целая программа внедрения прогрессивных технологий в производство. Во-первых, это касается вакуумных упаковок. В колбасном цехе в 1997 г. установлена и освоена вакуумная упаковочная линия “Мультивак” (Австрия), позволяющая упаковывать до 5 т в смену нарезных и штучных колбасных изделий, есть аналогичная линия для упаковки сосисок и автомат-отделитель сосисок “Таунсенд” (Голландия) производительностью до 7,5 т в смену. Если сегодня на Западе идут по пути добавления консервантов для увеличения срока реализации, то мы стараемся достичь этого за счет термической обработки. При стерилизации продукта без консервантов можно увеличить срок хранения до 30 суток, это в три раза больше, чем при обычной обработке. На комбинате идет реконструкция термического отделения — здесь недавно установлены и пущены в эксплуатацию 6 термоагрегатов и 2 установки интенсивного охлаждения фирмы “Маурер”.
Большая работа проведена по запуску современной технологии производства ветчины и свинокопченостей. Закуплена испанская линия фирмы “Металкимия” (производственная мощность — 20 т в смену, сумма контракта — $ 5 млн), ЕМК брал с этой целью кредит на 5 лет под гарантии правительства области. Главная особенность продукции, выходящей с этой линии, — невысокая себестоимость и длительные (до 6 мес.) сроки реализации за счет двойного вакуумирования продукта. Для упаковки мясных полуфабрикатов мы установили в цехе линии “Криовак” (5 т/смену) и “Дарфреш” (4,5 т/смену), реконструирована линия по производству пельменей на стальной ленте, что позволило увеличить их выработку на 12-15 т... — перечислять можно много.
Помимо прочего, комбинат занимается и чисто строительной реконструкцией предприятия. За 60 лет истории комбината многие здания и сооружения пришли в состояние практически 100%-го износа. Сегодня у нас уже есть некоторые отделения, цеха, которые не стыдно показать иностранцам. В пределах 60-70% всей получаемой прибыли комбинат расходует на развитие производства, порядка $ 10 млн ежегодно тратится на реконструкцию, совершенствование, технологию.

— Как строится ваша политика закупок сырья и формирования закупочных цен?
— Для того чтобы качественно работать, надо иметь мясо собственного забоя. Следовательно, мы должны покупать скот. На сегодня мы получаем скот со всего Уральского региона: 40% — Свердловская область, 40% — Курганская, 12% — Челябинская, 7% — Башкирия и около 1% — Пермская и Тюменская области. По уровню нынешние закупочные цены на 15-30% выше мировых. Т.е. по этим ценам нам выгоднее закупать мясо за пределами России. С другой стороны, если мы не будем закупать скот в хозяйствах нашего региона, то Челябинск, например, просто “умрет” — фермеры вырежут весь скот. А когда у российского производителя не останется отечественного сырья, экспортеры моментально “вздуют” цены. Ведь на Западе и сейчас цены на мясо реально выше тех, по которым они торгуют с Россией, просто их правительства путем дотаций поддерживают своих производителей, что позволяет перекупщикам демпинговать. Плюс ко всему НАТО время от времени выбрасывает на рынок свои армейские запасы, в этом году хотят обновить порядка
500 тыс. т. Все это дестабилизирует наш рынок.
Поэтому делаем ставки на своих сдатчиков сырья. У сырьевого отдела мясокомбината 16 зоотехников только по Свердловской области, которые координируют все вопросы по закупкам, поставкам скота и т. п. Это, кстати, очень тонкое дело. Скажем, нельзя поставить на комбинат 1000 голов крупного рогатого скота, если реально в день мы можем забивать 700... Часть скота мы вывозим своим автотранспортом.

— То есть комбинат не закупает мяса за рубежом?
— Закупает, но только 15-20% общих объемов. В основном это Китай. Там сырье наиболее дешевое по сравнению с европейским, это позволяет немного снизить себестоимость продукции. Мы просчитывали, получается где-то в пределах 3 руб. на 1 кг. Если бы мы не закупали сырье в Китае, то цена на готовую продукцию подскочила бы процентов на 15. И это сразу сказалось бы на объемах реализации.

— Если еще лет пять назад ваше предприятие ориентировалось на реализацию своей продукции через магазины Екатеринбурга, то теперь явственно прослеживается курс на создание и расширение собственной независимой розничной сети которая успешно конкурирует с другими торговыми объединениями. Это тоже один из элементов рыночной стратегии?
— За время рыночных отношений мы поняли одну простую истину: существование производства пищевых продуктов напрямую зависит от успешной реализации. Раньше что происходило? Чтобы увеличить объем реализации, производитель шел на снижение цены. А в
1993-94 гг. вы помните, какая была инфляция. Скажем, мы снижаем цены на 10% и смотрим, как реагирует торговля. Из 10 проверенных нами магазинов цены снизились пропорционально нашим только в одном магазине, в остальных остались на прежнем уровне, т. е. торговая наценка в этих девяти магазинах автоматически возросла на 10%. Короче говоря, все “сливки” от снижения цен получала торговля, так работать было неэффективно. Поэтому мы решили, что не будем делиться прибылью с торговыми фирмами, которые хотят получать “легкие” деньги, — и начали формирование собственной фирменной розничной сети. Сейчас мясокомбинат имеет более 30 магазинов, собственных и арендованных. Из них 21 — стационарных в Екатеринбурге, 10 автомагазинов на базе грузовиков “Мерседес” и “Ивеко”, есть точки в Новоберезовском, Первоуральске, Полевском, Ревде, Н.Салде. В августе открываем магазин в Н.Тагиле. Есть предложения по Шадринску, Кургану, Тюмени и Челябинску. То есть в ближайшем будущем фирменные магазины ЕМК появятся и в других областях Урала. Через собственную сеть комбинат уже сегодня реализует более 60% выпускаемой продукции.
ОАО “Комбинат мясной “Екатеринбургский” образован в 1939 г., приватизирован в 1994 г. по второму варианту льгот. Уставный фонд — 60 млн руб. Номинал акции — 1000 руб., доли государства нет, 57% акций принадлежит трудовому коллективу, 12% (мелкими пакетами) — сельским хозяйствам-смежникам, 7% — у бывших работников предприятия, остальные — в собственности юридических лиц (пакеты от 5% до 15%). Чистые активы ОАО увеличились за минувший год на 16% и составили 388 млрд неденоминированных руб.
По итогам 1997 г. наблюдался прирост объемов по всем видам производимой продукции (в прошлом году было реализовано товаров на 735 млрд неденоминированных руб.), среднемесячная рентабельность — около 18%, прибыль — на уровне 9-10%, 14 млрд руб. было уплачено в виде налога на прибыль. Мясокомбинат производит более 500 наименований продукции, 110 из них — собственной разработки. Комбинат ежегодно вкладывает около 80 млрд руб. собственных средств в реконструкцию производства, в частности — в современную упаковку продукции.
ОАО “Комбинат мясной “Екатеринбургский” контролирует 70% рынка города, 18% его продукции реализуется в Свердловской области, около 10 % — в соседних областях.
Железный принцип нашей фирменной торговли — минимальные торговые наценки: в пределах 5-7%. Это позволило увеличить объем продаж, и с другой стороны — побудить торговлю, не относящуюся к нашему комбинату, ориентироваться на эти цены. Ведь разница в 10-15%, особенно для людей малоимущих, очень ощутима.
С другой стороны, очевидны и другие преимущества. Во-первых, наша продукция на 80-85% делается из мяса собственного забоя, и любая хозяйка отличит ее по качеству. Во-вторых, ассортимент. Мы строго спрашиваем с руководителей торговых подразделений, чтобы ассортимент мясных продуктов в любом из наших фирменных магазинов составлял как минимум 100 позиций. В-третьих, “сторонние” магазины, как правило, перестраховываются на случай недостаточного покупательского спроса и, опасаясь просрочить сроки реализации, заказывают 50% мясной продукции от возможного. Можно зайти в некоторые магазины ближе к закрытию и обнаружить полупустые прилавки. У нас такое невозможно, т. к. строго рассчитан баланс спроса и предложения и продается продукция, в том числе с длительными сроками хранения. Проблему очередей и быстроты обслуживания решаем увеличением рабочих мест в магазинах, в идеале к одному продавцу должно выстраиваться не более 3-4 человек.

— Кто является самым крупным оптовым покупателем Екатеринбургского мясокомбината?
— Супермаркет “Кировский” и его филиалы. По итогам работы за июнь супермаркет взял 250 т нашей продукции.

— Игорь Ковпак и его торговая сеть одновременно являются и вашими конкурентами.
— Это так. “Кировский” реализует, положим, эти 250 т в месяц наших мясопродуктов, имея сеть из 15 магазинов. Это же количество продает один наш магазин № 10 на Селькоровской, располагая только 300 кв. м торговой площади.

— А как обстоят дела с продажами в регионе, на российском рынке? Ведь здесь вступают в борьбу и другие “народные кормильцы” — московские, иностранные производители.
— У меня есть официальные данные исследования специалистов экономического университета, которое показало: доля продукции ЕМК на местном рынке — 74%, Москва и Ленинград “берут” 5-7%, импорт составляет 5%, остальное производят другие местные производители. Мы не ставим перед собой задачи вытеснения кого-то с рынка, это нереально, т. к. места пока хватает всем. Наша политика, наоборот, — уйти в другие регионы, не снижая объемов по городу и области. В первую очередь это будет Тюменская область, потому что средняя зарплата там в несколько раз выше, чем у нас. Будет Челябинская, Курганская области, где мясопереработка практически “зачахла”, предприятия работают на 5-10% производственной мощности. Получается, что на Урале таких больших комбинатов, как наш, нет. Да и в целом по России серьезных соперников — на пересчет.
Сегодня мы уступаем только Черкизовскому мясокомбинату, ленинградскому “Самсону” и Царицынскому мясоперерабатывающему комбинату. Микояновский — бывший флагман союзной мясной промышленности — мы обошли. Основные конкуренты работают, преимущественно, на замороженном и завозном сырье, а это уже минус. С использованием мощностей у нас также лучше. Тот же “Самсон” работает на 70% к уровню 1990 г., ЕМК — на 125-130%. Черкизовский “монстр” снизил объемы к прошлому году на четверть, мы сработали плюсом на 25%.
Нужно делать ставку на более тесное сотрудничество с сельхозпроизводителями. Второе направление — это поиск сырьевых и сбытовых рынков. Естественно, — развитие своей торговли, но это промежуточный вариант: когда положение стабилизируется, не обязательно будет иметь магазины. Еще многое будет зависеть от того, в чьи руки попадут акции комбината. Что такое развалить предприятие? На неделю-две изъять оборотные средства, а там делайте, ребята, что хотите. Как это было на нижнетагильском, каменск-уральском мясокомбинатах...

— Немаловажное значение имеет и кадровая политика предприятия. Какими критериями Вы руководствуетесь при подборе персонала?
— Сегодня предприятия в основном страдают из-за нехватки оборотных средств и нехватки специалистов, которые могут работать в рыночных условиях. Если оборотные средства можно изыскать, заработать, то нехватку нужных специалистов трудно устранить. Мы сейчас принимаем преимущественно молодых специалистов с высшим образованием — технологов, врачей, экономистов, бухгалтеров, специалистов по реализации продукции... Начиная с 1996 г. начали активно сотрудничать с Воронежским технологическим институтом, СИНХом, УГТУ-УПИ. Я думаю, ежегодно не менее 10 молодых специалистов будем принимать и выбирать лучших из них. 50% молодых специалистов, которые будут оставаться ежегодно, будет достаточно, чтобы года через 3-4 у нас вообще не было проблем с кадрами.

— А как Вы оцениваете мировой опыт аналогичных мясоперерабатывающих производств? Есть у нас с ними что-то общее?
— Тот ассортимент продукции, который мы выпускаем на нашем предприятии, и в том объеме за границей не выпускает, пожалуй, никто. Там предприятия узкоспециализированные. Если делают вареную колбасу, значит — только вареную. Да там и спрос “сдвинут” несколько в другую сторону. Если у нас в первую очередь популярностью пользуются колбасные изделия, а полуфабрикаты идут хуже, то там наоборот. За рубежом, когда мясные полуфабрикаты в определенные сроки не реализуются, перерабатываются на колбасу. И народ привыкает к тому, что колбаса, так сказать, продукт “второй свежести”.
За границей сосиски содержат минимум 30% добавок, а максимум — 90%. У нас самый большой процент добавок — до 30%. А высшие сорта колбас, сосисок выпускаются из чистого мяса. Иностранцы вынуждены заменять мясо, потому что оно в Европе дорогое. А в связи с последними скандалами вокруг коровьего бешенства в цене еще подскочило. Надо сказать, такие громкие скандалы имеют, как правило, политическую окраску. Скажем, увеличился в Европе объем продаж рыбы, а мяса — снизился. Я вот был в Германии и наслушался разговоров о каком-то неведомом и страшном рыбьем заболевании. А, возможно, все гораздо проще — подобные вещи становятся следствием заказов определенных предприятий ученым: мясо “облили грязью”, рыба стала продаваться, рыбу опорочили — молоко будут покупать и т. д. Сегодня мировой бизнес зависит от того, кто вперед протолкнул свой товар — безразлично, какими методами.

— Напоследок, если позволите, нелицеприятный вопрос. Как вы отреагировали на недавно распространенную информацию налоговой полиции о возбуждении против ОАО “Комбинат мясной “Екатеринбургский” дела о сокрытии налогов в сумме, по-моему, 30 млн руб. новыми?
— Я не хотел бы комментировать до тех пор, пока не будет рассмотрен судом наш встречный иск к УФСНП о признании недействительными предписаний налоговой полиции.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.