Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Весь мир у ваших ног

Официоз В начале декабря вступил в силу главный закон турбизнеса — Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В документе расписаны правила реализации фирмами туристског

Туристический сектор рынка услуг сегодня один из самых насыщенных, но он по-прежнему обладает великой притягательной силой для свободных капиталов. В Свердловской области насчитывается более 500 субъектов предпринимательской деятельности, в чьих уставах числится оказание туруслуг, около 300 фирм непосредственно заняты в этом бизнесе. В одном Екатеринбурге на каждые 5 тыс. жителей (включая глубоких старцев и грудных младенцев) приходится по туристическому агентству. Итак, сегодня наш «тур-экспресс» отправится к основным вехам и событиям года минувшего. Чем он был примечателен для тех, кого влечет ветер странствий, и для самих «продавцов воздуха» и впечатлений?

Официоз

В начале декабря вступил в силу главный закон турбизнеса — Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В документе расписаны правила реализации фирмами туристского продукта, в т.ч. необходимость заключения договора с туристом по определенной форме. Есть и реверанс в сторону турфирм: теперь определен «потолок» возмещения ущерба клиенту — «запрашиваемая» сумма компенсации не может превышать двукратную стоимость турпродукта.

Заняться законотворчеством в туристской сфере решили и на Урале. Сейчас разрабатывается областная программа «Развитие туризма в Свердловской области». Особый акцент сделан на обеспечение условий для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, планируется определить объекты местной инфраструктуры (гостиницы, рестораны, вокзалы, транспорт, дорожное хозяйство), в строительство или реконструкцию которых требуются инвестиции. Все расчеты поручено провести Российской академии международного туризма. Первое чтение программы в облДуме будет в феврале, а в марте будущего года ее разработчики надеются получить местный «туристский кодекс» в готовом виде.

Департамент международных и внешнеэкономических связей правительства области запросил в Госкомитете РФ по физкультуре и туризму полный перечень городских и областных турфирм, имеющих лицензию. До сих пор такого реестра на нашей территории не было. Как сообщили корреспонденту «ДК» в Департаменте, «черные» и «белые» списки турфирм ожидаются в январе.

За порядком на местной туристической ниве присматривает, в частности, областное антимонопольное управление. В 1996 году отдел управления по защите прав потребителей проверил 17 турфирм Екатеринбурга и 3 их филиала в области. Выявлено 34 нарушения. Два дела были переданы в суд. В судебном иске фигурирует, например, новоуральский филиал екатеринбургской турфирмы «Россиянка».

Специалисты антимонопольного управления отмечают также всплеск народного негодования по поводу работы «таймшерных» фирм. Ленинским районным судом возбуждено дело против одной из таких фирм — «Парадайз-компани». Однако след «Парадайза» утерян, похоже, что ответчик решил уйти от ответа. В ходе проверки выявлены нарушения Закона «О защите прав потребителя» фирмой «Касл Вью Маркетинг ЛТД» (ул. Декабристов, 20), предлагающей отдых по системе «тайм-шер» в Таиланде, на Канарах, Франции и Испании.

С будущего года контролирующие структуры будут приостанавливать деятельность турфирм, не прошедших процедуру обязательной сертификации (формально туруслуги подлежат сертификации с 1 января 1995 г.). Право проводить такую сертификацию имеет Уральский центр стандартизации и метрологии. На сегодня сертификаты соответствия по показателю «безопасность услуг» имеют 19 турфирм: «Евразия», «Обучение за рубежом», «Континент-интур», «Эгида-тур», «Русская изба», «Виста», «Арас-тур», «Панда», «Форсаж плюс», «Интер-арт», два «Круиза» (екатеринбургский и к-уральский), «Интурист-Екатеринбург», «Спутник», «Визит-плюс», «Транзит-тур», «Сервис-тур», «Тайстра-Л» и «Калипсо-тур».

В этом году отчетливо обозначилась идея объединения турфирм по профессиональному признаку. В итоге образовались аж две туристские ассоциации: большая и малая. Уральская Ассоциация Туризма (УАТ) объединяет под своей крышей уже 21 фирму (известные на нашем рынке «Спутник», «Мир», «Евразия», «Виста», «Ява-тур», «Гринэкс» и др.). Среди целей объявлены: координация деятельности турорганизаций, защита профинтересов, вытеснение с рынка нелицензированных фирм, совместная борьба за качество туробслуживания. О существовании Ассоциации свободных туристических агентств (АСТА), зарегистрированной в мае как общественная организация, мало кто догадывается: свою деятельность она никак не афиширует. Количество членов этого добровольного союза сократилось с изначальных 6 до ...3, сейчас это фирмы «Арас-тур», «Тайстра-Л» и «Капелла». В планах мини-ассоциации — организация совместных чартеров, упорядочение обслуживания туристов, «ломка монстров на ценах», поддержание фиксированных цен на свои путевки. Как сообщил директор АСТА Валерий Бержановский, в числе успешных совместных проектов 1996 года — еженедельный чартер в Польшу.

Слухи о всеобщем обмене загранпаспортов оказались преувеличенными. Переоформление паспортов старого образца на новые (с российской символикой и лучшей степенью защиты) ведется лишь некоторыми ОВИРами Москвы и С-Петербурга. До Урала новшество доберется, судя по всему, нескоро (причина — нехватка бланков). Сейчас ОВИР г. Екатеринбурга выдает загранпаспорта, действительные до 2001 года, скорость оформления документов — 1 мес., стоимость — 154 тыс. руб. В 1996 г. было оформлено 40 тыс. загранпаспортов.

В ноябре генеральное консульство США в Екатеринбурге отметило свою первую годовщину визового обслуживания на Урале. За время работы консульского отдела въездные визы в США получили 5 тыс. уральцев. К 31 декабря число счастливчиков дорастет до 5,5 тыс. Еще 450 жителей Урала посетили Соединенные Штаты по образовательным программам.

Оказывается, сопровождающий тургруппы — не агент КГБ, как считалось еще недавно. Это вполне официальная специальность, которой учат в течение года. В багаже знаний этого специалиста должны быть такие дисциплины, как иностранный язык, финансовая отчетность, работа с направляющей и принимающей турфирмой, таможенные правила, психология общения, страноведение, речевой и деловой этикет и пр. Эту квалификацию и др. специальности можно получить в Уральском учебно-научном центре Российского института туризма. В 1996 г. Центр впервые за свою самостоятельную шестилетнюю историю начал обучать специальности «организация туристской деятельности» (1,5 мес. за 1,5 млн руб.). Преподаватели центра читают такие курсы, как основы валютного, таможенного и визового дела, формирование туров, классификация отелей, ценообразование в туризме, маркетинг, организация рекламы, деловой этикет, правила ведения переговоров... С 1997 года Центр планирует давать высшее образование по специальности «менеджмент туризма» и введет заочную форму обучения.

 

Они готовы

послать нас..

куда подальше

В географическом контексте, разумеется. Ассортиментное «меню» уральских турфирм включает в себя широкий выбор — от курорта Усть-Качка до Ямайки и Гонолулу, от ностальгических походов выходного дня до кенийского сафари и подводной охоты у коралловых рифов Австралии. По свидетельству многих турфирм, групповой туризм, столь развитый в докапиталистические времена наших вылазок в мир, теперь плавно перетекает в индивидуальный. И тот, кто платит, заказывает, как правило, особую «музыку»: эксклюзивный маршрут, специальную программу развлечений, марку автомобиля, который будет ждать у парадного подъезда отеля... Дело за немногим — заполучить такого клиента.

В уходящем году «человекообороты» большинства екатеринбургских турфирм остались на уровне 1995 г., рынок стабилизировался. Даже традиционный hidh saeson обошелся в этом году без покупательского ажиотажа. Отчасти здесь была «виновата»... политика. Спрогнозированный аналитиками небывалый выездной бум накануне президентских выборов обернулся как раз обратной ситуацией. Опасаясь перемены политических ветров, люди отказывались от дальних поездок, сдавали путевки. Работникам туристского «цеха» пришлось также побороться за деньги клиента с другими секторами потребительского рынка (ведь человек волен вместо тура на Сейшелы купить, к примеру, хорошую аппаратуру или мебель).

Но так или иначе, сезон-96 оказался для уральского турпространства полезным. На отдельных странах и направлениях выявились «лидеры», конкуренция сводилась к борьбе за качество туров и уровень сервиса. Что, согласитесь, выгодно покупающему большинству...

Подводя некоторые итоги года, мы решили вывести рейтинг турфирм города, не претендующий, впрочем, на категоричность и всеохватность. В него попали, на наш взгляд, самые любопытные начинания.

Итак, самой презентационной фирмой года стал «Спутник». В октябре в Екатеринбурге был открыт первый в России «Люфтганза-Сити-центр», это совместный проект «Спутника» и международной корпорации Lufthanza. Сити-центр предоставляет клиентам весь комплекс услуг: от покупки авиабилета до аренды автомобилей в любой стране мира. БМТ «Спутник» получил право продажи продуктов (пассажирские, грузо- и почтовые авиаперевозки) от имени своего партнера, возможность обучения своих специалистов в Германии и др. Путь к такому крупному бизнес-проекту «Спутник» начал еще в 1995 г., когда первым и единственным на Урале в качестве аккредитованного агента вошел в Международную Ассоциацию авиаперевозчиков IATA и стал владельцем терминала международной компьютерной системы бронирования авиабилетов и мест в отелях Start Amadeus.

«Спутник», пожалуй, — самая плодовитая фирма на проведение различных конкурсов с призами, выпуск рекламных роликов. БМТ выпустило первый в Екатеринбурге каталог-путеводитель на 1996 г. по предлагаемым маршрутам и отдельно — по Таиланду.

Самая уступчивая — фирма «Континент-Интур». Здесь, как и положено, уступают дорогу детям и старикам: фирма за счет собственных средств предоставляет скидки в размере $ 40-100 за тур для детей до 12 лет, пенсионеров и молодоженов. Социальная программа эффективно работает на трех чартерных маршрутах «Континента»: Италия, Египет, Болгария. В Болгарию, к примеру, летом дети летали бесплатно (плата — только за авиабилеты). Всего в «арсенале» фирмы — 36 собственных разработанных маршрутов, в 1996 г. продано более 5 тыс. туров.

Самая ученая — фирма «Обучение за рубежом». Она сотрудничает с 40 международными учебными центрами мира, обучает студентов в более чем 600 университетах. В 1996 году, по словам директора центра Ирины Кочергиной, популярностью пользовались американские и английские школы (к примеру, знаменитый лингвистический центр EF, имеющий 230 отделений по всему свету, где идет обучение аж 101 языку). Фирма посылала группы «за плодами учености» на Мальту, в Австрию, Испанию, Францию... Нередки индивидуальные заказы на длительную учебу — наши земляки желали изучать голландский, скандинавские языки, был, к примеру, эксклюзивный заказ подобрать для ребенка школу в Испании, но с преподаванием на английском языке. В январе фирма станет членом российской ассоциации межнациональных образовательных центров «Обучение за рубежом» (кстати, она будет единственной периферийной турфирмой, которая удостоилась такой чести). Членство в Ассоциации не только престижно, но и выгодно: например, все входящие в ее состав фирмы будут иметь право получать учебные визы в США без предварительного собеседования соискателей.

Программа на 1997 г. будет богата эксклюзивами. «Обучение за рубежом» предложит качественное образование в 15 странах мира (Мексика, Япония, Австралия, Канада, Франция и др.) по весьма низким ценам ($ 5- 5,5 тыс./год).

Самая торговая фирма года — «Русская изба». «Столбовой» маршрут — шопинг в Турцию два раза в неделю. Туристов из «Русской избы» встречает на той стороне турецкая фирма «Бумеранг», размещает в отеле, предлагает экскурсионную программу в Стамбуле,

в основном по оптовым магазинам и рынкам. Второй года «Русская изба» вывозит из Екатеринбурга по 6 тыс. человек. Что бы не говорили о недолговечности «торгового» туризма, еженедельно из столицы Урала в Стамбул вылетает 5 самолетов. На борту каждого из них — приблизительно $ 500 тыс., и на эту сумму челноки ввозят товар. Но руководство «Избы» считает нелишним подстраховаться от грядущего спада на шоп-направлении: в этом году фирма предлагала «покупать» Америку (отдых в Филадельфии, Нью-Йорке, Вашингтоне и даже Санта-Барбаре). Изюминкой сезона-97 станут клубные отели «Club Med» — это система отдыха нового типа, по принципу аll inclded (все включено). Туристу не придется заботиться о карманных деньгах — все расходы (аренда спортинвентаря, «ясли» для детей, питание и даже чаевые) уже заложены в стоимость поездки.

Самой экзотической и богатой на сюрпризы остается турфирма «Мир». В фирменной «авоське» более 50 собственных программных маршрутов, «Мир» открыл для уральцев экзотику Юго-Восточной Азии: Филиппины, Гонконг, Сингапур, о. Маврикий. Нынешнее католическое рождество «Мир» отметил в Амстердаме, Голландии, Бельгии, Германии, Лондоне и, конечно, в Париже. Этот маршрут традиционен, но благодаря весомым скидкам от постоянных зарубежных партнеров фирме удалось «вписаться» в прошлогодние цены, включив при этом расширенную экскурсионную программу. Например, в стоимости тура — посещение замка Св. Гертруды (это один из 10 замков королевы Нидерландов). Представляете картину: 180 наших земляков в средневековом форте, в окружении рыцарей с факелами и палашами, бурдюков с вином, бочек с пивом и обильных яств? Праздничный ужин в шикарном парижском ресторане (где «Мир» заказывает столики напрямую, без посредников) обойдется в $ 100. Если сравнить с ценой входного билета на «Бал Губернатора» в Екатеринбурге ($ 500), то выглядит заманчиво... Навогодний сюрприз — первый в истории уральского туризма чартер на Мальдивы (4-14 января). Организаторам тура удалось «поймать момент» построждественского падения цен на отели — поездка обойдется сравнительно недорого.

В номинациях «самый дорогой тур-96» и «самый эксклюзивный маршрут» трудно отдать пальму первенства какой-то одной фирме. Каждая старается угодить своим клиентам «по полной программе».

В фирме «Обучение за рубежом» самый дорогой заказ сделал президент одного из екатеринбургских банков, отправив свою дочь учиться в Швейцарию за 250 миллионов рублей в год.

Постоянный клиент фирмы «Мир» поехал с сыном в верховья Амазонки, в дичь и глушь — ловить пираний. Фирма даже «организовала» им индейскую пирогу, дабы вписаться в местный колорит. В рамках сингапурского чартера того же «Мира» группа из Екатеринбурга летала на северо-восточное побережье Австралии на сафари в национальном парке. Там добрая половина из 18 человек... сиганула в пропасть на резиновом жгуте, в том числе и работник турфирмы. Комментарии участников «полета» сошлись в одном — такой кайф (кстати, удовольствие стоит $ 100) надо ловить только после доброй порции русской водки.

В фирме «Ветта» долго не могли понять, что можно делать 2 месяца в Египте за $ 18 тыс. Именно такой тур заказали четыре туриста, выбрав 5*** отель «Хилтон» в Хургаде. Оказалось, эти екатеринбуржцы — фанаты подводного плавания.

Вояж по Европе (Германия — Австрия — Греция) стоимостью $ 20 тыс. на трех человек был заказан в фирме «Пилигрим-тур». Там же разрабатывался индивидуальный маршрут по Франции с переездами в Монако и Монте-Карло (был составлен почасовой график поездки). Путешественник пожелал жить только в апартаментах «люкс», перемещаться внутри стран на машине, скоростном поезде и даже вертолете.

 

О странностях

любви

к русскому туристу

Наверняка, каждая турфирма, «оперирующая» тысячными потоками туристов, не раз сталкивалась при оформлении виз с (как бы помягче?) своеобразным отношением к вояжерам из России в посольствах разных стран. Причуды эти объясняются в основном отсевом потенциальных нежелательных эмигрантов и заботой о нравственном климате в своих странах.

Общеизвестно, например, что английское посольство приглашает соискателя визы на личное собеседование в Москву. Что и делает в большинстве случаев, если турист молод, холост и в смысле брачных уз перспективен. Русским красоткам от 17 до 35 лет и мечтать о Туманном Альбионе нечего: под предлогом (как-то: «Вы не устраиваете английскую королеву своими въездными документами») в визе Вам будет отказано.

Финны и прочие скандинавы тщательно изучат Вашу фотографию на «личном» деле. И если на ней им померещится «лицо кавказской национальности», пусть даже с русской фамилией, шансы на турпоездку стремительно приблизятся к нулю.

Идей "фикс" предостаточно: ими славятся консульство Германии, Японии, США. Французы настороженно относятся к туристам с еврейскими фамилиями и явно русскими — тоже.

Нашим турфирмам давно понятно, что греческое консульство «борется» с одинокими русскими дамами в возрасте до 30 лет. Вообще-то «русо туристо — облико морале», но только не в Греции, считают здесь. И запрашивают с наших землячек: копию свидетельства о браке, копию трудовой книжки или хотя бы студенческий билет. А совсем недавно греки пошли в наступление и на мужскую половину туристской братии.

К тому же, греческое и итальянское посольства любят... побастовать. Эту напасть российские турфирмы предусмотреть и тем более обойти не могут: сие обстоятельство отнесено к ситуации «форс-мажор» (неодолимая сила). Ладно еще, что у итальянцев в консульстве нет знаменитой ежедневной фиесты, иначе не избежать бы турагентствам новых многомиллионных убытков...

В туристском королевстве начинается новый сезон. И пусть на ваших кораблях развеваются розовые паруса мечты, и сказка странствий, как в детстве, влечет Вас из серых будней в круговерть романтических приключений и удивительных открытий. Ведь окончательное решение о «покорении мира» зависит не только от суммы на банковском счете. От вашего желания что-то изменить в собственной жизни... Начнем прямо сейчас?

Антимонопольное управление: 42-05-75

Консульство США: 56-47-60

Городской ОВИР: 58-82-59

УрЦСМ: 55-73-45

Обучение за рубежом: 22-81-00

Континент-Интур: 56-41-41

Пилигрим-тур: 55-55-16

Русская изба: 55-21-45

Спутник: 51-37-43

Ветта: 51-93-66

Мир: 22-83-87

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.