Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

В стране орлов не щелкай клювом

Золотые статиры со временем трансформировались в купюры, но суть осталась той же. Впрочем, россиянам последних лет прекрасно известно, что купюра купюре тоже рознь, и если раньше кандидаты расплачи

Предвыборная кампания всегда была приличной кормушкой для пишущей братии. В свою очередь она (братия), оставаясь всегда независимо-продажно-аполитичной (вторая древнейшая как-никак), никогда не гнушалась покормиться у кандидатской стойки. Кандидаты же никогда не скупились на купюры для тех, кто споет им самую сладкую песню. Корни этой овеянной дыханием времен традиции вероятно следует искать задолго до нашей эры, когда за качественное восхваление своей персоны власть имущие отваливали увесистый гонорар и даже существовали твердые расценки. Изменилось с того времени совсем мало — разве что, как можно было убедиться на последних выборах, платят теперь не за качество, а за количество.

Золотые статиры со временем трансформировались в купюры, но суть осталась той же. Впрочем, россиянам последних лет прекрасно известно, что купюра купюре тоже рознь, и если раньше кандидаты расплачивались «деревянными», то теперь — исключительно конвертируемой валютой. А что же журналисты? Работа есть работа, не хуже любой другой. Ни в одном законе о печати нет статьи о том, что профессиональные журналисты не должны участвовать в предвыборной агитации. Посему особо резвые умудряются работать на двух, трех и более кандидатов. Самое смешное заключается в том, что все проводимые ими кампании, конкурирующие между собой, похожи друг на друга как родные сестры. А при правильном ведении дел никто никогда не узнает, что один и тот же журналист, работая на Пупкина, пишет дифирамбы Кузькину, проводит исследование Мулькину и снимает рекламу для Федькина. Существует такая удобная вещь, как псевдонимы, благо закон использование оных не запрещает.

Стоит ли говорить о правдивости этих материалов, не знаю... Судите сами: в марте-апреле город был буквально оккупирован спецвыпусками газет всех мастей, кричащими: «Голосуйте за «Преображенцев»!», «Только коммунисты могут навести порядок!», «Спасем заводы!». Лично я принципиально не доставал из ящика ни одной агитационной листовки или газеты, некоторые в них рыбу заворачивали, некоторые разгадывали в них кроссворд, но, что самое удивительное, — находились ведь и те, кто их читал! Подобное открытие особенно ужасает журналиста, успокаивающего свою совесть доводом «все равно ведь никто на эту чушь не взглянет, а я на пивко заработаю».

Тем более что литературного шедевра от журналиста никто и не требует. Любой агиттекст должен быть построен на пяти простых принципах.

1.Вызвать симпатию избирателей. Тут уместна фотография одного, внешне самого привлекательного кандидата.

2. Вызвать у них доверие. Надавить на больное, открыть глаза, а уже открытые раскрыть еще больше, вплоть до вылезания на лоб, упоминая о творящихся в стране безобразиях.

3. Пробудить надежду. Желательно в оригинальной форме изложить программу своего кандидата.

4. Пообещать что-нибудь хорошее. Минимум обещаний — всеобщее счастье и благоденствие не позднее трех недель после избрания. Особо напористые публиковали в своих газетах даже почтовые карточки, которые избирателям оставалось лишь вырезать из газеты, описав на этих клочках бумаги свои несчастья — дескать, присылайте, поможем.

5. Свести на нет старания своих конкурентов, поубедительнее обвиняя их во всех смертных грехах. Благо подробный список смертных грехов опубликован в начале прошлого тысячелетия, остается только по пунктам приписать их сопернику.

При этом всем, включая многих адресатов, заранее известно, что все обещания останутся только на бумаге, а из достоверной информации в этом «издании» содержится только фамилия кандидата. Зато имя на слуху, так что польза очевидна. Главное, были бы деньги...

Деньги, кстати сказать, немалые. На всю кампанию (она начинается по меньшей мере за три месяца до выборов) тратятся сотни тысяч долларов. Валюта уходит в карманы имиджмейкеров, пишущих и снимающих журналистов, полиграфистов, рекламистов, социологов. В отдельном ряду — «особо полезные люди», способные в нужный момент найти или изобрести на конкурента компромат, оперативно разместить агитацию в нужном месте и нужное время и т.д. Где берутся такие драгоценные «кадры»? Все там же. Возможно, сотрудник вашей газеты или телеканала, неизвестно куда и насколько «отлучающийся по делам» в течение последнего месяца-двух, уже выпустил пару-тройку листовок или газет для того или иного избирательного блока.

Технология формирования журналистской бригады каждого кандидата/партии проста: за считанные минуты (ну, хорошо, часы) клич «можно нарубить капусты» разносится по журналистским рядам, и вот здесь-то начинается дележка территории. Народная мудрость «не щелкай клювом» подходит сюда идеально. Забавно, что поначалу каждый тщательно скрывает свое временное место работы: «А ты на кого?», в ответ — прищуренные глаза и покачивание головой. Примерно через месяц, когда в разведчиков играть надоедает, начинается обмен информацией и опровержение/распускание слухов.

Есть журналисты, не пропускающие ни одной предвыборной кампании, она стала уже их второй профессией, а их гонорары растут в соответствии с совершенствованием технологий «раскручивания». Кстати, о гонорарах. Минимальная ставка каждого отдельно взятого «наемника» колеблется в размерах $1тыс. Верхняя граница — зашкаливает. Причем, оговаривается, что в случае победы кандидата сумма удваивается, поэтому, что бы ни говорили о недобросовестности проводимой агитации, стимул хорошо поработать у журналистов существует.

Впрочем, надо отдавать себе отчет, что предвыборные журналисты делятся на наемных и купленных, что далеко не одно и то же. Купленный подкармливается круглогодично, но по пониженной ставке, и даже во время предвыборной кампании его гонорары поменьше. Наемный во время выборов заколачивает побольше, но в период от выборов до выборов «кукует» на одной зарплате по основному месту работы. Зато сохраняет чувство собственного достоинства — в конце концов ремесло есть ремесло, сапожник ведь тоже шьет ботинки тому, кто за них платит.

Из чьих карманов эти деньги — понятно: из карманов избирателей. Но если вдуматься, разве эти журналисты, социологи, рекламисты — не избиратели? И если выборы — единственный шанс пожить на деньги тех, кто все остальное время живет на деньги избирателей, то почему этот шанс не использовать? В общем, в другой раз не надо «щелкать клювом». А пока очередные выборы прошли, деньги истрачены, всем спасибо, все свободны.

С образчиками предвыборной прессы можно познакомиться на следующей странице.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.