В ПОИСКАХ УТЕРЯННОЙ ПОЛОВИНЫ. К вопросу о контроле эффективности рекламы
Знать бы, чего я хочу Анализ эффективности рекламы сводится к решению нескольких задач: а) определение вклада рекламы в сбыт предприятия и вообще ее необходимости; б) оценка целесообразности сох
Знать бы, чего я хочу...
Анализ эффективности рекламы сводится к решению нескольких задач:
а) определение вклада рекламы в сбыт предприятия и вообще ее необходимости;
б) оценка целесообразности сохранения (увеличения, уменьшения) рекламного бюджета;
в) контроль эффективности отдельных рекламных мероприятий;
г) оценка приемлемости различных рекламоносителей.
Каждая из задач предполагает разные подходы и, что более важно, совершенно разные действия после того, как будут получены результаты.
Прежде всего следует отказаться от распространенного заблуждения: «на эффективность рекламы влияет множество факторов». Ни уровень инфляции, ни сезон, ни погода, ни танки на Красной площади на рекламу не влияют. ВСЕ ЭТИ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА СПРОС, а реклама — лишь один из этих факторов.
Во-вторых, реклама может прекрасно справляться с поставленными задачами — посетители «валом валят», телефон не замолкает... а результат разочаровывает — сотня новых покупателей купила столько же товара, сколько пятеро старых, проверенных партнеров. Такая ситуация не характерна для розничной торговли, зато вполне реальна для поставщиков сырья и продукции производственно-технического назначения, финансовых учреждений. В этом случае возникают сомнения в целесообразности рекламной деятельности вообще, или, по крайней мере, требуется ее серьезное реформирование. Опыт показывает, что два предприятия могут торговать одним и тем же товаром в приблизительно равных объемах в одном регионе, но у одного без рекламы на второй день сбыт падает, а другое прекрасно без нее обходится. И это нормально. Реклама — один из инструментов маркетинга, очень эффективный, но далеко не обязательный.
Вопрос о том, как скажется на спросе изменение объемов рекламы, интересует, как правило, небольшие предприятия, не имеющие солидного опыта в рекламе. Типичная ситуация: уговорило рекламное агентство провести рекламную кампанию, поработали пару месяцев при минимальном рекламном бюджете, получили неплохой результат. Агентство предлагает бюджет удвоить. А надо ли? Сразу удваивать страшновато, лучше постепенно. А «постепенно» — значит надо контролировать, причем «не на пальцах», а надо бы в цифрах.
Наверное, самый удобный случай для анализа экономики рекламы — разовые мероприятия. Едва ли не лучший способ убедиться в возможностях рекламы (и тех, кто ее делает) — это недельная распродажа: если в первый же день в магазине полно покупателей, можно предположить, что они не сами догадались об этой распродаже. Можно и по головам посчитать. Но если распродажа не удалась, чтобы во всеуслышание назвать виноватого (плохая реклама, отсутствие спроса, ошибка в ценах), надо оценить соблюдение нескольких условий, что называется, «локализовать переменные». В каждом случае они индивидуальны. Если говорить о розничной торговле, можно выделить следующие:
а) сезон (обогреватели в июльскую жару не идут даже при очень приличной рекламной поддержке);
б) погода;
в) цена (в рекламных объявлениях о распродаже говорить о снижении цен неминуемо придется — на то она и распродажа, а вот называть цены в нашем «контрольном» случае лучше не надо).
Плюс к этому общие правила организации распродаж: выбор товара, уровень известности торговых точек и прочее. Возни много, зато можно определить, что ограничивает сбыт — плохая реклама, цены, ассортимент.
Следующая задача — оценка приемлемости различных средств рекламы. Если предприятие дает одно-два газетных объявления в неделю, проблем с оценкой не возникает. Девочка на телефоне терроризирует покупателей вопросом «А откуда Вы знаете наш телефон?». Покупатели пугаются, но потом признаются: в такой-то газете читал, извините пожалуйста, больше не буду. Хуже с радио и особенно с телевидением. Ваши потенциальные клиенты с пультами дистанционного управления в руках просто не в состоянии сказать, где они видели рекламный ролик. Однажды, для эксперимента, в рекламной заставке по одному из телеканалов вместо телефона «кого положено» я дал свой, нигде больше не фигурировавший. Результат был поразительный: звонившие мне люди видели рекламу с этим телефоном по... всем существующим телеканалам, а двое услышали его по радио... Кроме того, на крупном предприятии с многочисленным отделом сбыта, филиалами и с большими объемами рекламы организовать «счет по головам» практически невозможно. Попытки обычно приводят только к субъективным оценкам, иногда несколько странноватым: «оптовики читают только «Быстрый курьер», «видеотехнику хорошо рекламировать в «Известиях», «кроме «Санта-Барбары», народ ничего не смотрит» и т.п. Конечно, есть более объективные методы и опять-таки из области стимулирования сбыта: публиковать в газетах скидочные купоны с малозаметной меткой (индивидуальной для каждой газеты), на каждом радио давать объявления с различными телефонами отдела сбыта (хорошо если их несколько). Появляется возможность сравнения рекламоносителей между собой, но избежать путаницы все равно очень сложно.
После нескольких попыток сравнить между собой эффективность рекламы в различных СМИ неминуемо придется согласиться с общепринятым подходом: сравнивать не на стадии проведения рекламной кампании, а на стадии ее подготовки, используя справочную информацию об их аудитории.
Рекламный метр
Говорят, что в англоязычных странах метрическая система внедряется давно и насильственно, но почти безрезультатно. Тамошние аборигены не хотят признавать метр и упорно пользуются дюймами с футами. С рекламой то же самое: и ее объемы, и результаты норовят мерить самой устойчивой денежной единицей в мире — рублем. Это хорошо. Но не вполне отражает реальное состояние вещей. При всем многообразии математических методов, призванных отслеживать связь «затраты на рекламу — товарооборот» (обычно регрессионные модели), все они далеки от совершенства и не нашли широкого распространения даже «у них». На нашем рынке, как рекламном, так и товарном, их применение практически невозможно. Во-первых, структура рекламного бюджета у большинства предприятий очень сильно меняется по месяцам: как можно сравнивать эффективность рекламы двух месяцев, когда в первом половина всех рекламных затрат ушла на изготовление нового буклета, а во втором их треть «сожрал» готовящийся видеоролик? Во-вторых, трудно отследить, как сказываются изменения в используемых рекламных материалах, как качественные, так и количественные: одна публикация 1/4 формата А2 и три публикации 1/16 того же формата могут стоить приблизительно одинаково, и будет ли одинаковым результат? В-третьих, рекламный рынок динамично развивается, постоянно появляются новые возможности, и всякий здравомыслящий рекламист стремится их использовать. Тогда, при одинаковых затратах, в разные месяцы могут отрабатываться совершенно разные медиа-планы и, соответственно, меняться рекламная эффективность. Но самое главное, в нынешних экономических условиях просто невозможно учесть влияния на сбыт многочисленных факторов, не имеющих никакого отношения к рекламе.
В чем же тогда измерять объемы рекламы? В принципе, существует набор общепринятых показателей медиа-планирования, которые с той или иной степенью приближения позволяют характеризовать рекламную кампанию в целом. Большинство из них являются структурными характеристиками медиа-плана и нужны для сравнения между собой различных его вариантов. Среди них наиболее приемлем для оценки объема рекламы G.R.P. (Gross rаting Points) — суммарный рейтинг. Посчитать его просто, для этого потребуются только справочные издания по аудитории СМИ, которые сейчас в Екатеринбурге продаются почти на каждом шагу. Опубликованный в них рейтинг одного повтора (публикации) по каждому рекламоносителю умножается на число повторов (публикаций), полученные значения суммируются. Как бы не изменялись цены на рекламное время и площади, как бы не менялся план рекламной кампании от месяца к месяцу, G.R.P. отражает одно и то же — объем рекламы. Если в анализируемый отрезок времени рекламные материалы не менялись и исключено влияние рекламы других направлений деятельности предприятия, ее объемы можно сопоставлять.
Теперь вопрос в том, как измерять эффективность рекламы. В этом единообразия добиться трудно. Все зависит от профиля деятельности фирмы. Наиболее приемлемым представляется число телефонных звонков (для розничной торговли — еще и число посетителей). Действительно, задача рекламы — чтобы покупатель пришел (позвонил, прислал факс, послал гонца). На этом ее роль заканчивается. В отпугивании покупателей низким качеством товара, хамством продавцов, непомерно высокими ценами отдел рекламы или рекламное агентство виноваты меньше всего.
Если контроль проводится в один и тот же сезон и страна в это время не переживает очередную смену государственного строя, этот показатель вполне отражает результаты рекламной деятельности. В итоге можно получить график «объемы рекламы — реакция на рекламу», позволяющий сделать какие-то выводы о целесообразности внесения корректив в рекламный бюджет. Для большинства предприятий розничной торговли учет числа звонков и посетителей не составляет проблемы.
Как уже упоминалось выше, на крупных предприятиях отследить реакцию рынка по числу звонков и посетителей практически невозможно. Кроме того, этот показатель не вполне приемлем для поставщиков сырья и продукции производственно-технического назначения. Зато в их распоряжении есть, как правило, данные внутреннего учета, позволяющие анализировать структуру продаж в разрезе различных категорий покупателей. В первую очередь интерес представляют доля новых покупателей (клиентов) в их общем
числе; доля товарооборота, приходящаяся на новых покупателей (клиентов) и, соответственно, изменения этих показателей во времени. Они более, чем «реакция рынка», подвержены влиянию других факторов, не имеющих отношения к рекламе. С другой стороны, на них меньше отражаются сезонные колебания — величины-то относительные.
Возможна третья ситуация, когда в силу специфики товара повторные покупки достаточно редки и в то же время число телефонных звонков (посетителей) отследить невозможно. В этом случае неминуемо придется в качестве критерия эффективности рекламы использовать долю товарооборота, приходящуюся на покупателей, обратившихся в фирму под ее воздействием. Единственный метод определения — анкетирование покупателей, хотя бы выборочное.
К нам едет ревизор
Еще один вопрос контроля эффективности рекламы — кто должен этим заниматься? Говорят, что «у них» схема очень простая: всю работу делает рекламное агентство, а рекламное подразделение фирмы-заказчика ставит задачи, контролирует результаты. «У нас» агентствам не доверяют, и если рекламный бюджет перевалил за 5 миллионов, то для рекламы полагается специальный менеджер. На маленьком предприятии это почти всегда племянница заместителя главного бухгалтера. Хорошая девушка. К счастью, ничего ей анализировать не надо, когда рекламный бюджет невелик. Хуже, когда на рекламу тратятся десятки, а то и сотни миллионов рублей, а работников рекламного отдела чуть-чуть меньше, чем их обязанностей.
Так кто же должен этим заниматься? Руководителю предприятия, как правило, некогда, причем чем больше предприятие, тем больше и некогда. Да и вряд ли будет большой начальник читать отчет про какой-то G.R.P.
Можно пойти по традиционному пути: если проблема вызывает головную боль, ее решением следует занять главного бухгалтера — у него всегда голова болит, хуже не будет. Беда в другом: обычно главному бухгалтеру не удается найти общего языка с рекламным менеджером. В результате, к проблеме контроля эффективности рекламы прибавляется еще и проблема ее оплаты.
Вероятно, оценивать эффективность рекламы должны сами рекламисты. Причем по специальным методикам, не унифицированным под совместное использование с завхозом. Отчитываться каждый должен сам и перед собственным начальством, а вот разработку методик лучше поручить специалистам.
(Продолжение в ближайших номерах «ДК»).
Медиа™:
динамика аудиторий СМИ
с апреля по сентябрь
Предлагаем Вашему вниманию ряд выводов мониторинга аудиторий СМИ, который проводит Центр “ExMedia” в рамках программы медиа-исследований "МедиаTM". Представленные графики отражают динамику аудиторий СМИ Екатеринбурга с апреля по сентябрь 1996 г.
Показатель, по которому приведена динамика, отражает аудиторию, накопленную тем или иным СМИ за неделю. Этот показатель означает долю от населения города, обращающуюся к данному средству хотя бы раз за неделю (например, хотя бы раз в течение недели слушавшая конкретную радиостанцию). Аудитория — все население Екатеринбурга старше 12 лет. Данные приведены по наиболее популярным СМИ — телевизионным каналам и отдельно — по новостным телепрограммам, волновым радиостанциям и программам радиосети, еженедельным и ежедневным газетам (ежедневными считаются газеты, выходящие чаще чем раз в неделю). Отсутствие данных о программе новостей “9 1/2” за сентябрь объясняется тем, что программа, по причине отпуска Иннокентия В. Шеремета, некоторое время не выходила.
Программа медиа-исследований "Медиа" реализуется Центром “ExMedia” с 1994 года. С марта 1996 г. запущена в эксплуатацию технология MEDIA-96, цель которой — обеспечение рекламодателя информацией об аудиториях СМИ. Сбор информации ведется путем постоянного мониторингового поквартирного опроса жителей Екатеринбурга по репрезентативной общегородской выборке. Методика анализа, расчетов и представления данных — оригинальная разработка Центра “ExMedia”, основанная на принятых в западных странах методиках медиа-планирования, адаптированных к местной рекламной практике.
Центр “ExMedia”
Информационно-
исследовательская служба
Тел. 55-06-58, 55-06-74