Подписаться
Курс ЦБ на 23.04
93,25
99,36

Управленческие парадоксы:“Полет дельтаплана”

Продолжение. Начало в № 47 (1998 г.), №№ 1, 5, 11, 15, 17, 23 (1999 г.) Сделать аппарат тяжелее воздуха, чтобы подняться на нём в небо, — что может быть абсурднее этой идеи? Наверняка так думали вс

Продолжение. Начало в № 47 (1998 г.), №№ 1, 5, 11, 15, 17, 23 (1999 г.)

Сделать аппарат тяжелее воздуха, чтобы подняться на нём в небо, — что может быть абсурднее этой идеи? Наверняка так думали всего каких-то сто лет назад. Видимо, неудачная попытка Икара уподобиться птице крепко засела в умах обывателей. Между тем, Дедал, отец Икара, на самодельных крыльях достиг материка и при этом остался жив-здоров. Подобно Дедалу, в 1903 году братья Райт совершили первый полёт на самолёте, доказав всему миру, что идея подняться в небо на аппарате тяжелее воздуха не лишена смысла. Цель достигнута, и на сегодняшний день, перефразируя известную поговорку, можно констатировать: дельтаплан в небе всё же лучше, чем синица в руках.

История вообще переполнена по-
добного рода парадоксами и да-
леко не мифическими. Чтобы враги не отравили короля смертоносным ядом, наследнику престола добавляли в пищу яд в небольших дозах, добиваясь толерантности — способности организма переносить этот яд. Не правда ли странно — травить, чтобы не отравили? Этим принципом с успехом пользуется и современная медицина. Прививка — ничто иное, как намеренное заражение человека с целью выработать иммунитет. Но профилактические прививки спасли жизнь миллиардам жителей нашей планеты...

Обобщив всё вышесказанное, можно легко вывести определение сегодняшнего парадокса. «Полёт дельтаплана» — это когда средства, способы или пути достижения определённого результата на первый взгляд не соответствуют, а иногда даже противоречат ему.

Чтобы как можно дальше закинуть мяч, нужно сначала как следует размахнуться, то есть мяч нужно занести назад, прежде чем бросить его вперёд. Размах, в данном случае, выступает как противоположное действие, и на первый взгляд, не соответствует результату. То же самое и в бизнесе. Чтобы повысить прибыль, необходимо сделать некоторые вложения (хотя бы в рекламу). Соответственно, чтобы увеличить прибыль, необходимо её уменьшить. Или другой пример: чтобы кусты и деревья были густыми и красивыми, их нужно периодически подрезать. Другими словами, повысить прибыль можно и иным, не менее парадоксальным способом — за счёт увеличения скорости оборота… Каждый «садовод» об этом знает, и в то же время, парадоксальность таких мероприятий вполне очевидна.

Но, увы, парадокс «Полёт дельтаплана» не всегда так обязателен и полезен как во всех предыдущих примерах. Чаще всего совсем наоборот. Особенно, если странным образом получаемый результат носит явно выраженный отрицательный характер.

Птенец, пытаясь расширить своё жизненное пространство, вываливается из удобного гнёздышка и погибает, становясь лёгкой добычей хищников. Подобно птенцу, «вывалилась» из своей привычной деятельности одна «научно-производственная» фирма. Как и большинство предприятий подобного рода, она занималась торговлей и поставляла в магазины города товары народного потребления, причём, по очень узкому номенклатурному списку. Примерно год назад руководство фирмы решило укрепить позиции предприятия, открыв производственный участок.

Выгоды очевидны! Собственное производство снизит зависимость от поставщиков и усилит контроль над потоком товарно-материальных ценностей, а расширение номенклатуры увеличит охват рынка и, как следствие, объём реализации. Кроме того, слово «производственная» в названии фирмы, не будет выглядеть странно.

Уже через месяц после запуска производственного участка стало ясно, что контроль над предприятием в целом полностью утерян, что затраты на производство оказались слишком значительными, что из-за вымывания оборотного капитала прибыли от торговли снизились, и так далее. Парадокс «Полёт дельтаплана» сделал своё дело. Оказалось, что птенец, к великому удивлению, ещё не умеет летать, а хищный кризис семнадцатого августа уже затаился и ждёт свою добычу…

Кстати, бездумное расширение номенклатуры всегда чревато непредсказуемыми последствиями. В контексте «Полёта дельтаплана» этот тезис наиболее чётко отслеживается на промышленных предприятиях. Наши старые знакомые — производители обрезной доски выпускали два вида товара — доску обрезную и доску необрезную. Директор этого предприятия, Геннадий Иванович, поделился однажды с нами своей мечтой:

— Хочу, — говорит, — на рынок потребительских товаров выйти. Надоело это однообразие и скука. Потребительский-то рынок куда динамичнее…

Воплощение своей мечты, вопреки предостережениям, Геннадий Иванович начал с плинтуса, затем запустил производство «вагонки», оконных рам, дверей и закончил инновации срубами для бань и садовых домиков. Конечно, Геннадий Иванович рассчитывал на необыкновенное оживление на предприятии, но результаты «выхода на потребительский рынок» его ожиданий не оправдали. Напротив, в погоне за номенклатурным ростом Геннадий Иванович совершенно запустил своё основное производство. Техническое обслуживание пилорам кануло в лету, некогда острые инструменты безнадёжно затупились, а подшипники начали ржаветь. Качество доски упало настолько, что большинство постоянных оптовых покупателей были вынуждены искать новых поставщиков, а потребительский рынок так и не откликнулся на многочисленные призывы Геннадия Ивановича, так как потребителей его продукции в близлежащих районах просто не оказалось. За два года после переориентации предприятием Геннадия Ивановича было продано, например, всего три сруба, и те — по бартеру. И ещё два года потребовалось, чтобы восстановить прежний уровень сбыта основной продукции. Огромные средства, пущенные на развитие предприятия, чуть не привели его к банкротству.

Вот уж действительно, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь, но возможен и обратный вариант появления на свет парадокса «Полёт дельтаплана». В случае с Геннадием Ивановичем расширение диапазона выпускаемых товаров, помимо прямых затрат, привело ещё и к потере конкурентного преимущества — высокого качества продукции, в случае же с Антоном Николаевичем — всё наоборот.

Антон Николаевич — тоже производитель, но не товаров, а услуг. Кроме того, Антон Николаевич выбрал другую стратегию рыночного развития. Он максимально сократил число оказываемых услуг — до единицы, и монополизировал один очень узкий сегмент рынка, остававшийся до него практически свободным. Нельзя отрицать, что для того времени это был весьма продвинутый ход, и Антону Николаевичу удалось в кратчайшие сроки прилично раскрутить фирму, увеличив территориальный охват в несколько раз. Но время беспощадно, и источник сверхприбыли, казавшийся вечным, иссяк. Бурное развитие бизнеса в России привело к тому, что услуга Антона Николаевича морально устарела и была заменена другой, более соответствующей требованиям времени. Что делать? По идее, надо быстро перестроиться, но как? У Антона Николаевича все сотрудники — специалисты в одной области, да ещё и очень узкого профиля. Неужели увольнять всех до единого и набирать новых? Проблема!

Но если мы попробуем разобраться, почему Антон Николаевич попал в столь затруднительную ситуацию, то обнаружим, что во всём виноват парадокс «Полёт дельтаплана». Чтобы добиться максимальной специализации Антону Николаевичу пришлось отказаться от гибкости многопрофильного предприятия, обрекая свою фирму на провал в случае смены рыночной ситуации, что, собственно, и произошло. Просто он забыл, что желание сохранить чистоту «царской крови», в конечном итоге, приводит к вырождению. Стоит ли копировать судьбу египетских фараонов?

Очень часто парадокс «Полёт дельтаплана» можно обнаружить в области межгрупповых и межличностных отношений, как в бизнесе, на предприятиях, так и в нашей общественной жизни. Чего только стоят невероятно массовые народные гуляния на многочисленных городских праздниках. Попытка хоть как-то развеселить народ приводит к очередному всплеску негодования бастующих бюджетников. И их можно понять, но объяснить им, почему деньги потрачены на праздник, а не на зарплату — нельзя. Скорее всего, эти праздники слишком напоминают работникам бюджетных организаций пир во время чумы.

А политика? Скоро выборы губернатора, и некоторые недобросовестные кандидаты на этот высокий пост всячески пытаются унизить своих конкурентов в глазах электората. Для этой цели они публикуют различные, часто сфабрикованные, компроматы на своих предвыборных коллег, но это обычно не приносит пользы, а только вред один. Народ, узнав чьих это рук дело, проникается симпатией к пострадавшему и лютой ненавистью к PR-хулигану. Опять «Полёт дельтаплана»! Тоже самое относится и к обычной бытовой рекламе. Попытки рекламодателей приукрасить свой товар, гиперболизировать его позитивные качества и тем самым повысить эффективность рекламного воздействия, вполне понятны. Но если потребитель узнает, что его обманули, он никогда больше не купит товар этой марки, и возможно, даже другие товары этого производителя. Кроме того, он расскажет об обмане соседу, всем своим близко живущим родственникам, друзьям и сослуживцам, и некорректная реклама произведёт просто «взрывной» эффект!

Благими намереньями вымощена дорога в ад, в то же время, всем известны парадоксальные случаи процветания через террор. То есть, в отношении бизнеса — через массовые увольнения или через жёсткую вертикаль и авторитарный стиль управления. Можно, например, повысить управляемость фирмы, уволив совершенно гениального заместителя и приняв на его место человека необременённого интеллектом, но очень исполнительного. Ну чем не польза от «Полёта дельтаплана»? Кто не рискует, тот не пьёт шампанского, главное, не переборщить, ведь всё хорошо в меру. Вот Андрей Андреевич переборщил. У него, Андрея Андреевича, была на его взгляд только одна проблема — отношения в его коллективе были слишком напряженные, слишком формальные какие-то. Взялся Андрей Андреевич за дело с размахом, забил свой кабинет до предела книгами по менеджменту и психологии, и в течение месяца почти не вылезал из него. После окончания штурма знаний Андрей Андреевич резко изменил стиль управления на самый дружелюбный, стал здороваться с подчинёнными за руку и болтать в курилке о победах наших футболистов. Кроме того, Андрей Андреевич сменил деловой костюм на более демократичный и соизволил, наравне со всеми присутствовать на всех коллективных торжествах.

Результаты этих действий не замедлили сказаться. Отношения в коллективе заметно потеплели, сотрудники стали обращаться друг к другу на «ты» и встречать «шефа» приветливой улыбкой. Но! Через некоторое время на предприятии Андрея Андреевича общий уровень трудовой дисциплины упал настолько, что предприятие оказалось полностью парализовано, участились прогулы и опоздания, а подчинённые перестали реагировать на замечания директора. Таким образом, желание улучшить отношения привело к анархии.

Руслан — тоже жертва парадокса «Полёт дельтаплана». С одной стороны, он — профессионал своего дела. Создав своё предприятие с нуля, он в течение года увеличил штат фирмы с двух до одиннадцати человек, а затем, и удвоил эту цифру. С другой стороны, с людьми ему как-то не везло. Наймёт Руслан специалиста, а тот поработает немного да исчезнет, а дело стоит. И так постоянно. С этой проблемой Руслан и обратился к нам.

Посетив фирму Руслана, мы обнаружили, что его сотрудники вынуждены работать в грязных, душных помещениях с прокопченными потолками и засаленными дверными ручками. В этих, с позволения сказать, кабинетах не было ни одного целого стула и ни одной неосыпавшейся стены, а телефонные аппараты, сплошь обмотанные липкой изоляционной лентой, напоминали ловушки для мух.

— Почему бы тебе ни сделать ремонт? — поинтересовались мы у Руслана, — фирма у тебя богатая, а люди работают в ужасных условиях.

— А зачем этот антураж? — ответил он, — главное, что люди работают, а фирма процветает. К чему нам лишние затраты.

Не понимал тогда ещё Руслан, что его забота о предприятии и привела к потере лучших специалистов, способных оправдать своей работой все возможные затраты на любой ремонт! Пожалуй, действия Руслана напоминают ревностную заботу о здоровье путём употребления наркотиков.

И всё же, парадокс «Полёт дельтаплана» имеет множество положительных сторон. К тому же, средства не соответствуют результату только на первый взгляд. Например, в обучении. Чтобы научиться хорошо водить автомобиль, необходимо сначала предельно медленно отработать технику вождения, то есть для ускорения действия нужно его замедлить! Парадоксально, но логично!

 

Самое читаемое
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?«Ведомости» сообщили об отставке трех губернаторов в ближайший месяц. Кто под ударом?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.