Подписаться
Курс ЦБ на 25.11
75,81
89,89

Управленческие парадоксы: “Бумажные стёкла”.

Представьте себе такую ситуа-  цию: человек входит в слегка  затемнённое помещение, замечает лежащий на полу кусок верёвки, шарахается от него и с криками: “Змея! Змея!” пулей вылетает из ко

Продолжение. Начало в № 47(191) от 17.12.98 г. Сегодня мы, как и было заявлено в предыдущей статье нашей серии, познакомим вас с парадоксом “Бумажных стёкол”. На первый взгляд может показаться, что парадокс с таким названием далёк от реальности вообще и от бизнеса в частности. “Стёкла – они всегда стеклянные!” — скажет любой здравомыслящий человек и будет совершенно прав! И тем не менее такое странное название наиболее точно передаёт смысл, сущность и проблематику тех явлений, которые мы объединили в этот парадокс. Итак…...

Представьте себе такую ситуа-
 цию: человек входит в слегка
 затемнённое помещение, замечает лежащий на полу кусок верёвки, шарахается от него и с криками: “Змея! Змея!” пулей вылетает из комнаты.
Почему? Ведь это не змея, а верёвка! Казалось бы, это очевидно. Но не всё так просто, как кажется! И у змеи и у верёвки полно общих признаков, а полумрак комнаты легко скроет немногочисленные отличия. Тем не менее верёвка — это реальность, а змея — это всего лишь модель реальности, существующая только в голове человека в условиях недостатка информации.
Вам скорее всего знакома ситуация, когда, выглянув из окна, вы обнаруживаете прекрасное, тёплое, солнечное летнее утро, а выйдя на улицу в одной белой рубашке, понимаете, что одеты явно не по погоде. Такие обидные промахи, к сожалению, иногда случаются. Реальная температура уличного воздуха не всегда зависит от яркости солнечных лучей и уж совсем не зависит от температуры в прогретой утренним солнцем комнате. Людям иногда свойственно выдавать желаемое за действительное. Сознание мгновенно строит модель погоды на улице, основываясь лишь на чистоте и безоблачности небосвода и парниковом эффекте в хорошо изолированном от холодного воздуха помещении. Не удивительно, что эта модель иногда расходится с действительностью!
Выдавать желаемое за действительное свойственно не только людям. Не зря в природе существует такое явление, как мимикрия. Многие живые существа, притворяясь ветками и листочками, спасаются от хищников. А хищники, меняя цвета, легко настигают обманутую таким способом добычу. И те и другие используют то, что модель проще реальности и, следовательно, не всегда ей соответствует.
Конечно, вообще без моделей не обойтись. Окружающий мир настолько сложен и многообразен, что воспринимать его непосредственно, без упрощения до уровня модели порой практически невозможно. Достаточно затратно, наверное, каждый раз подниматься на высоту птичьего полёта, чтобы одним взглядом охватить весь Екатеринбург. Куда проще и дешевле приобрести карту города и при необходимости заглядывать в неё. Более того, ни воздушный шар, ни даже вертолёт не помогут узнать, где находится незнакомая улица и как лучше туда доехать! С помощью обычной карты города это можно сделать не сходя с места.
Но не стоит забывать, что карта — это не территория, а всего лишь модель территории. Глобус — это не земной шар, и если вы случайно их перепутали, вы в полной мере ощутите на себе действие парадокса “Бумажные стёкла”!
Другими словами, парадокс “Бумажные стёкла” — это подмена реальности собственной моделью. Такая подмена возникает в результате недостатка информации. Например, когда мы игнорируем признаки, по которым можно отличить змею от верёвки. Если заклеить окно, выходящее на кирпичную стену или свалку мусора бумагой с нарисованным на ней великолепным пейзажем, то у нас получатся настоящие бумажные стёкла!
В жизни парадокс “Бумажные стёкла” встречается на каждом шагу. В быту, и особенно в бизнесе, проявления этого парадокса могут привести к непоправимым последствиям, вплоть до распада семьи или организации. Чрезвычайно важно вовремя отследить его и предотвратить последствия.
Очень ярко парадокс “Бумажные стёкла” проявляется в современной отечественной рекламе. Каждому из нас периодически приходится морщиться от её неуместности, непривлекательности и т. д. А ведь это огромные деньги наших производителей, потраченные впустую!
В начале прошлого года одно местное предприятие выпустило на наши экраны серию подобных рекламных видеороликов. У нас состоялась встреча с Александром Георгиевичем — директором службы маркетинга этого предприятия.
— А мы новую рекламную кампанию по телевидению запустили, — похвастался в ходе разговора А. Г., — моя работа! И идея и режиссура! Целевая аудитория в восторге!
— Ну и как, — поинтересовались мы, — количество продаж увеличилось?
— Пока нет, но скоро, я думаю, увеличится….
Реальность оказалась куда мрачнее, чем представлял её себе Александр Георгиевич. Количество продаж после выхода рекламы резко снизилось, а грянувший впоследствии кризис усугубил положение. Теперь организация Александра Георгиевича с трудом сводит концы с концами.
Проанализировав этот случай, мы пришли к выводу, что причиной неудачи послужил парадокс “Бумажные стёкла”, когда Александр Георгиевич попал в плен собственных стереотипов. Сами по себе стереотипы – явление обычное. Условно их можно разделить на индивидуальные и социальные. Проблема возникает тогда, когда специалист по маркетингу и рекламе начинает свои индивидуальные стереотипы выдавать за общепринятые. В этом случае личные комплексы, отраженные в сценарии видеороликов, интересны только автору, в данном случае Александру Георгиевичу. А его стереотипы черпались из разговоров с людьми и, как ни странно, из… книг по рекламе. Например, широко распространённое заблуждение, что потребитель, извините, — дурак, глубоко въелось в сознание Александра, что напрямую сказалось на рекламной кампании, проводимой его фирмой. К сожалению, пример с А. Г. не частный случай, а тенденция.
А вот еще пример из нашей практики. Генеральный директор крупной торговой фирмы обратился к нам с просьбой разобраться с проявлениями саботажа. По его словам, команда высших руководителей, кстати, давно работающих вместе и хорошо знающих друг друга, соглашаясь с решениями директора, не выполняла их.
— Ничего не понимаю! — возмущённо кипел Сергей Евгеньевич. — Предлагаю на совещании конкретные действия по выходу из кризиса и развитию предприятия, все со мной соглашаются, а воз и ныне там!
Оказалось, что всё совсем не так, как думал Сергей Евгеньевич. На самом деле вся команда высших руководителей была единодушно против действий, предлагаемых директором. В коллективе зрела иная концепция. Но на совещаниях, как обычно, стояла полная тишина, все с горечью и досадой смотрели на Сергея Евгеньевича, а глубокое уважение, которое сотрудники испытывали к своему директору, не позволяло им вставить слово против. В итоге после совещания заместители разбредались по своим кабинетам и продолжали гнуть свою линию, в надежде, что что-то изменится само собой, а Сергей Евгеньевич осознает ошибки.
Когда совещание с нашим присутствием закончилось и все разошлись, мы спросили у Сергея Евгеньевича, с чего он взял, что сотрудники с ним согласны. Он удивлённо посмотрел на нас и произнёс:
— Но они же молчали, а молчание — знак согласия.
Просто классика! “Бумажные стёкла” в чистом виде! Модель Сергея Евгеньевича, как оказалось, далека от реальности. Но он был так уверен в своей правоте, что нам потребовалось некоторое время и специальные средства, чтобы убедить его в обратном.
Зато когда нам это удалось, перед С. Е. открылись необыкновенные горизонты коллективного сотрудничества. Еженедельные совещания стали проходить в нормальном, конструктивном ключе. Сотрудники перестали бояться обидеть директора несогласием, а Сергей Евгеньевич получил возможность принимать управленческие решения на новом качественном уровне!
Жаль, но в большинстве случаев встреча с парадоксом “Бумажных стёкол” не имеет финала, называемого Happy Endом. И в жизни тому полно примеров.
Каждый из нас, наверное, сталкивался с ситуацией, когда изрядно выпивший накануне товарищ не желает просматривать вчерашнюю праздничную видеокассету. Ему не хочется вспоминать, что было вчера. И это понятно! У каждого своя модель мира, и собственного поведения в том числе. Очень часто эта модель расходится с тем, что мы видим на праздничной плёнке, то есть с реальностью. Само собой, жалко ломать устоявшуюся, привычную модель мира ради сомнительного “видеоудовольствия”.
А сколько в истории человечества монархов, верящих придворным льстецам? Или ворон, всю жизнь боящихся увешанного жестяными банками чучела? Сколько людей на вечерних улицах боятся собственной тени? Сколько начинающих (а иногда и продолжающих) предпринимателей выдают желаемое положение на рынке за действительное? Все они — заложники парадокса “Бумажных стёкол”!
Как же решить такую непростую задачу? Как не попасть в зависимость от себя самого? Как сделать так, чтобы модель реальности руководителя не ухудшила работу предприятия в целом? Может быть, решения не существует?
Решения, конечно же, есть! И решений множество!
Если вам по душе личностный рост, то можно пойти по пути самосовершенствования и поучаствовать в различных тренингах и ролевых играх, проводимых профессиональными психологами и консультантами по управлению и организационному развитию. Особенно хорошие результаты дают тренинги, в которых обеспечена обратная связь, например, посредством видео. У вас будет возможность взглянуть на себя или ситуацию со стороны — это позволит адекватно оценить реальность.
Есть другой вариант. Можно оставить свою персону в покое и заняться окружающим миром. Достаточно просто, например, с помощью посредника отделить модель от реальности. Многие, кстати, умудряются самостоятельно, легко и непринужденно провести эту границу и в дальнейшем адекватно реагировать на различные признаки объектов и явлений. Но лучше все-таки установить партнёрские отношения со специалистом.
Кстати, отличными инструментами объективизации моделей являются исследования. Если речь идёт о людях — поможет психодиагностика. Если необходимо принять сложное управленческое решение — воспользуйтесь, к примеру, методами анкетирования. Если же вас беспокоят переговоры, то вам подойдёт метод внешней фиксации.
Главное, включите свет в комнате, это позволит определить, змея или верёвка напугала вас. Важно вовремя и безошибочно выделить парадокс “Бумажных стёкол” из общей проблематики, подобрать подходящие средства для его разрешения и, разумеется, грамотно ими воспользоваться. С этой задачей, я думаю, вы теперь без труда справитесь.
А мы пока подготовим следующую статью нашей серии! Она будет посвящена парадоксу “Крабовых палочек”.

Институт прагматических
коммуникаций: 52-77-62.
Уральский Институт Гештальт-технологий
в феврале 1999 г. проводит
тематические семинары

 “Роль, которую я выбираю”
(выявление своей роли в групповом взаимодействии, возможности полученной роли в группе, анализ используемых средств для получения других ролей).
“Узор своего “я”
(целостный подход в работе с телом, чувствами, умом; тело, чувство, ум как части моего “я” и их взаимосвязь; интеграция частей собственного “я”)
“Мы  выбираем...  нас  выбирают”
(отношения между мужчиной и женщиной)
Семинары проводят профессиональные психологи, специалисты в области организационной психологии, сертифицированные гештальт-консультанты (сертификат МИГИП, г.Москва)
На Ваши вопросы ответят по телефону:
518-217.

Самое читаемое
  • «Ценник улетит в стратосферу». Почему о дешевых квартирах можно забыть?«Ценник улетит в стратосферу». Почему о дешевых квартирах можно забыть?
  • «Юань станет резервной валютой быстрее, чем все считают». Зачем вкладываться в Китай«Юань станет резервной валютой быстрее, чем все считают». Зачем вкладываться в Китай
  • В Свердловской области изъято 5 тыс. л антисептика, из-за которого погибли люди в ЯкутииВ Свердловской области изъято 5 тыс. л антисептика, из-за которого погибли люди в Якутии
  • «У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд«У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».