Подписаться
Курс ЦБ на 21.01
61,46
68,20
Деловой квартал / Новости / “Удачливый фотограф должен быть экономистом”

“Удачливый фотограф должен быть экономистом”

06:00   31.08.2000

— Что представляет из себя местный рынок рекламного фото? — 5 лет назад всю рекламу в Екатеринбурге делали на совковом уровне. Рынок рекламного фото не существовал, его создали два человека — Лоша

— Что представляет из себя местный рынок рекламного фото?
— 5 лет назад всю рекламу в Екатеринбурге делали на совковом уровне. Рынок рекламного фото не существовал, его создали два человека — Лошагин и Кунилов. Кстати, для развития этого рынка много сделало издательство “Абак-пресс”, требовавшее от фотографов мастерства. Сегодня профессиональных студий, реально работающих на рекламном рынке, в городе две: моя и Fame Studio. Есть фотографы, располагающие хорошим оборудованием, но ничего не смыслящие в рекламе. Они бьют себя в грудь, говоря: “Мы можем все”, однако мало кто умеет снимать слайды европейского уровня. Причем, если на Западе существует узкая специализация: один всю жизнь фотографирует мебель, другой — ювелирные изделия, третий делает имиджевые фото политиков, – то в России нам приходится быть универсальными.

— Судя по всему, у отечественного рекламодателя тоже есть свои особенности.
— Если на Западе у кого-то рушится бизнес, все деньги кидаются на рекламу, и это дает возможность выжить. У нас же в основной массе реклама начинается от излишеств. Если бизнес идет хорошо, и никакие дыры затыкать не надо, компания начинает заниматься рекламой. Отсутствие специалистов в рекламных отделах побуждает хозяина вмешиваться в каждый процесс. И пока он не скажет: “о,кей”, менеджер по рекламе ничего сделать не может. Он просто собирает информацию и доводит ее до сведения босса, а тот говорит: “ЭТО мы сделаем, а ЭТО делать не будем”. Просто так профессионалы ниоткуда не берутся, для этого должны сложиться объективные предпосылки. И сколько бы ни открывалось новых журналов и рекламных агентств, людей, которые в состоянии что-то сделать, можно пересчитать по пальцам.

— В отличие от Москвы, у фотографа, снимающего рекламу в провинции, возможности заработка ограничены.
— Если в Москве гонорар фотографа за рекламные заказы начинается от $ 1000, то у нас — от $ 100. Там издается много журналов, которые расходятся по всей стране, рекламный рынок сформировался, и люди уже не спрашивают, почему они должны столько платить. Их интересует результат. У нас же попадаются заказчики, которые говорят: “Расскажите, из чего складывается цена”. Но по уровню мастерства наших фотографов с московскими сравнивать нельзя: там и здесь есть хорошие и плохие. Playboy приглашал меня в Москву, говоря: у нас есть 3-4 хороших фотографа. Но быть пятым мне не хочется: в Екатеринбурге я занимаю одну из высших позиций. Кроме того, я не люблю Москву — сам город и отношения между людьми.

— В среде профессиональных фотографов часто говорят о демпинге.
— Лошагин и Кунилов вне конкуренции. Фотографов в городе много, но все они работают в других ценовых нишах. Мы с ними не спорим: они лучше знают свои возможности. Когда мне звонят и говорят: наш бюджет предусматривает оплату $ 5 за слайд, я отвечаю: “Мои шнурки для ботинок стоят
$ 5. Вы хотите, чтобы я работал за шнурки?”. Демпингующие роют себе могилу: выигрывая сегодня, завтра они не будут иметь ничего. Это однодневки. А мы четко формируем цены. Те, кто пытается работать по таким же ценам, не выдерживают конкуренции, потому что результат должен быть соответствующим. А если ты снимаешь “Зенитом” и просишь $ 100, это бред. Заказчик видит результат, и ему все становится ясно. Время от времени фотографам, которые не имеют студий и ходят по городу с сумками, удается сорвать большие деньги. Но только один раз: потом с ними уже никто не работает, потому что качество неадекватно гонорару. Чтобы стать успешным фотографом, нужно быть не только художником, но еще и экономистом. Многие талантливые люди, у которых нет коммерческой жилки, ничего не могут добиться в этой жизни. А я вложил в фотобизнес очень большие деньги и знаю, что получу отдачу.

— По отзывам рекламистов, заказчик не всегда представляет, чего ему хочется.
— Клиенту нужно получить фотографии как можно дешевле, фотографу — взять как можно дороже. С другой стороны, есть заказчики, которые понимают: если они не будут платить те деньги, которые нужно платить, рынок рекламной фотографии начнет деградировать, поскольку может существовать только в определенном количестве денежной массы. Когда денег достаточно, фотографы начинают вкладывать их в еще более хорошее оборудование и, соответственно, получать еще более хороший результат. Сейчас заказчики делятся на тех, которые уже начинают понимать, чего они хотят, и тех, кто делает вид, что не понимает. Если клиент действительно не понимает, ты советуешь ему купить пленку за 50 руб., сфотографировать “мыльницей” и посмотреть, что из этого получится. Потом над ним смеется весь Екатеринбург. Скупой платит дважды: сначала за плохой результат, потом — за хороший. Ни один профессиональный фотограф меньше, чем за $ 100, даже с кресла не встанет.

— Насколько успешно высокооплачиваемые фотографы работали во время кризиса?
— До августа 1998 г. наблюдался большой подъем. Фотографы чувствовали себя хорошо, набрали кредитов, накупили аппаратуры, и тут случился кризис. Мы сидели в суперсовременных студиях и думали, что делать дальше. Рекламный рынок просто упал и отжался. Позакрывались хорошие журналы, резко сократилось количество модельных съемок: wow! — кривая поползла вниз. Чтобы погасить кредиты, часть оборудования пришлось продать. Такая ситуация наблюдалась примерно шесть месяцев. Не знаю, как выживали другие, но я тут же переключился на изготовление частных портретов, поскольку оставалось большое количество людей, на которых кризис не повлиял: в то время они нормально себя чувствовали и продолжали заказывать фотографам съемки. Просто для себя.

— С некоторых пор Вы занимаетесь съемкой политической рекламы. Чем раскрутка кандидата в депутаты отличается от продвижения на рынок стирального порошка?
— Ничем. Все как обычно, только рекламируется не продукт, а человек. В каждом штабе есть люди, которые работали со мной раньше и знают: именно здесь они получат тот результат, который им нужен. Многие депутаты появляются у меня в салоне благодаря чьей-то рекомендации. С помощью фотографии ему формируют имидж, причем все начинается с поиска одежды: стилист ездит с депутатом по магазинам и подбирает ему гардероб. У фотографии очень много изобразительных средств: поза, взгляд, мимика, руки, падение света, ракурс и так далее. Все, что необходимо, описывается в техническом задании. Проговариваются слоганы и соответствующий им визуальный ряд: на одном снимке кандидата нужно запечатлеть с телефонной трубкой — задумчивого, слушающего наказы потенциального избирателя, на другом он должен динамично двигаться, на третьем — выглядеть добрым. Это всегда визуализация какой-то идеи. Человек — это материал, из которого лепится образ.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.