Подписаться
Деловой квартал / Новости / У вас в бизнесе все в порядке? Проверьте отчетность своего топа! — Ирина Екимов...
У вас в бизнесе все в порядке? Проверьте отчетность своего топа! — Ирина Екимовских
Источник: личный архив Ирины Екимовских

У вас в бизнесе все в порядке? Проверьте отчетность своего топа! — Ирина Екимовских

Самое читаемое
  • «Звучит смешно, но это — ужас»: модель Лиза Тебенева — о работе за границей «Звучит смешно, но это — ужас»: модель Лиза Тебенева — о работе за границей
  • «Прокачивать мозг нужно и можно. Память и мышление в 70 лет словно в 30 — в наших руках» «Прокачивать мозг нужно и можно. Память и мышление в 70 лет словно в 30 — в наших руках»
  • Плюс 500 тысяч рублей за год. Евгений Куйвашев отчитался о доходах Плюс 500 тысяч рублей за год. Евгений Куйвашев отчитался о доходах
  • «Как только ни изощряются, чтоб указ выполнить». Данные Росстата разошлись с реальностью  «Как только ни изощряются, чтоб указ выполнить». Данные Росстата разошлись с реальностью
  • «Каждый день в России закрывается 35 ИП. Из-за смерти владельца» «Каждый день в России закрывается 35 ИП. Из-за смерти владельца»
16:32   13.03.2017

Если премия сотрудников зависит от роста прибыли, топ-менеджеры могут проводить махинации с этим показателем. DK.RU публикует подборку приемов, о которых нужно знать владельцам бизнеса.

 
Прибыль предприятия — величина эфемерная, и с помощью несложных приемов на бумаге ее можно увеличить или уменьшить. Генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал» Ирина Екимовских рассказывает, какие приемы могут использовать нечистые на руку топ-менеджеры, чтобы представить собственнику бизнесу результаты своей работы в самом радужном свете и скрыть насущные проблемы. 
 
 — Показатель успешности бизнеса для многих — это прибыль, которую формирует бизнес. Но величина прибыли — это не пачка денег у вас в кармане, и даже не сумма, которую вы можете безболезненно забрать из бизнеса и положить в карман. Величина прибыли, на самом деле, просто цифра, которую менеджмент «рисует в отчетности». Цифра, которая показывает разницу между доходами и расходами за отчетный период. 
 
Например, вы товар отгрузили, а денег не получили. Прибыль по отчетности есть, но лежит она в дебиторской задолженности, и воспользоваться ею вы не можете. Возникает распространенная ситуация: прибыль есть, а денег нет. Где «хранится» прибыль может показать только управленческий баланс, составленный по данным управленческого учета.
 
И все-таки, прибыль — важный показатель эффективности бизнеса, на ее увеличении завязаны премии большинства топ-менеджеров. Поэтому нередко топ-менеджмент «выслуживается» перед собственниками, искусственно увеличивая финансовый результат периода. Рассмотрим самые распространенные уловки руководителей, которые приводят к раздуванию «бумажной прибыли». При этом реальная эффективность деятельности может даже снижаться. 

Текущие расходы относят в состав капитальных вложений

Если на предприятии параллельно с текущей деятельностью ведется инвестиционный проект (запускается новое производство, вводится в эксплуатацию новое оборудование и т.д.), то руководитель может начать искусственно выделять какую-то часть текущих расходов, которые, по его мнению, имеют отношение к капитальным вложениям. Это может быть часть заработной платы конструкторов, производственников или юристов или какие-то коммунальные расходы. Тем самым он искусственно занижает текущие расходы и, следовательно, увеличивает «бумажную» прибыль 
 
Решение: тщательно анализировать состав капитальных расходов.

Не отражается часть расходов текущего периода

При составлении отчета о доходах и расходах у финансово грамотных компаний доходы и расходы считаются по методу «начисления», то есть по факту подписания документов. Но здесь возможны манипуляции: например, менеджмент может часть расходов отражать первыми числами января, объясняя операции несвоевременным получением документов. На практике встречались даже такие случаи, когда менеджмент договаривался с поставщиком, чтобы тот отгрузку товаров (услуг) показал на несколько месяцев позднее, и происходило это с одной целью — перенести затраты на другие отчетные периоды.
 
Решение: проводить аудит расчетов с поставщиками, все задолженности должны быть подтверждены актами сверок, тщательно анализировать расчеты по авансам выданным (тот случай, когда деньги оплачены, а документов нет).

Уменьшается размер амортизации

Если при расчете управленческой прибыли вы учитываете амортизацию, внимательно отслеживайте ее влияние на финансовый результат.  Амортизация — это условный расход отчетного периода. Когда-то вы потратили часть прибыли на приобретение основного средства, и сейчас амортизационные отчисления формируют более полную себестоимость вашей продукции. Может так случиться, что срок амортизации истек, соответственно расходы уменьшились. Но это не значит, что менеджмент стал работать более эффективно. 
 
Решение: анализировать показатель прибыли до начисления амортизации.

Ведется игра на курсовых разницах

Колебания валютных курсов за последнее время поражают воображение. Если у вас есть активы или обязательства, выраженные в валюте, то финансисты регулярно переоценивают эти значения. Например, у вас есть задолженность перед поставщиком, выраженная в валюте. С укреплением, курса рубля, задолженность в денежном рублевом эквиваленте уменьшается, соответственно увеличиваться ваша «бумажная» прибыль. Но вы как должны были оплатить $10 тыс., так и будете их оплачивать, и неизвестно еще какой курс будет на дату оплаты.
 
Решение: выделять результаты переоценки отдельно.

Формируются расходы будущих периодов

Это совершенно «эфимерная» группа расходов, про которую даже аудиторы не могут однозначно сказать,  как ее использовать. Но, тем не менее, некоторые «грамотные» руководители используют ее и распределяют расходы по времени, занижая расходы текущего периода.
 
Решение: не использовать такую группу расходов в отчетности.
 
Также для искусственного увеличения финансового результата менеджмент может отказываться  от проведения  каких-то жизненно важных для бизнеса мероприятий — ремонт дорогостоящего оборудования, проведения исследований, обучения персонала и т.д. Но это тот случай когда, краткосрочная прибыль сегодня, может привести к значительным  потерям в будущем.
 
Управлять можно только тем, что измеримо. Но если вы хотите управлять качественно, то решения надо принимать на основании качественной информации — полной, достоверной, понятной. Не пытайтесь проглотить приятную пилюлю «иллюзии благополучия», которую менеджмент любит подсовывать владельцам бизнеса, а те с удовольствием ее глотают — потому что приятно.
 
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.