Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Все ждут, что кончится самоизоляция и у бизнеса дела пойдут хорошо. Но будет еще хуже»

«Все ждут, что кончится самоизоляция и у бизнеса дела пойдут хорошо. Но будет еще хуже»
Иллюстрация: личный архив Андрея Калашникова

Режим самоизоляции заставил многих предпринимателей развивать онлайн-направления, потому что эксперты говорят, что офлайн умер. Но на самом деле все не так.

Андрей Калашников, основатель первой федеральной автобусной компании «Автобус 1», победитель национального этапа международного конкурса «Предприниматель года — EY 2019» в номинации «Бизнес онлайн»:

— Сейчас очень много говорят о том, что модель потребления населения в условиях самоизоляции меняется, люди все больше пользуются онлайн-сервисами, и некоторые считают, что в перспективе рынок офлайн-бизнеса не сможет восстановиться, потому что население привыкнет к онлайну. Я бы не стал давать такие категоричные прогнозы.

Люди все равно будут ходить в кафе, фитнес-центры, кино, ТРЦ, закатывать шумные вечеринки — в честь отмены самоизоляции. На мой взгляд, офлайн-бизнесу нужно бояться не онлайн, а двух других, гораздо более реальных, проблем.

Во-первых, нас ждет сильное падение покупательской способности, у людей не будет работы и не будет доходов, а те, кто сможет сохранить рабочие места, потеряют в зарплате. Компании будут корректировать бюджеты, увольнять людей пачками, так что у населения просто не будет возможности тратить деньги на товары и услуги в прежних объемах.

Второе — тот переход, который мы наблюдаем в области онлайн, та трансформация, которая началась на некоторых рынках, — все эти тренды будут ускоряться, но кардинального слома не произойдет.

Конечно, в один день не закроются кинотеатры и люди на 100% не перейдут на IVI или OKKO, но сервисы будут расти наверняка. Если сейчас доля онлайн-кинотеатров составляет единицы процентов, то такие периоды, как сейчас, увеличивают их рост. Постепенно прокатный бизнес наверняка будет проседать под натиском цифровой дистрибуции и стриминга.

То же самое касается других отраслей, которые сегодня стремительно меняются. Я не верю, что офлайн-бизнес исчезнет, но то, что ему придется играть в новой конъюнктуре, — это факт.

Причем я верю в онлайн, я технократ и мне очень нравятся разговоры о будущем, о мире, в котором интернет играет огромную роль, в котором не нужно ходить в магазины, а все услуги можно заказать онлайн. Но для меня это горизонт 5-10 лет, но никак не ближайшего будущего. В некоторых городах нашей страны до самой пандемии не было доставки из продуктовых магазинов.

Я давно бьюсь в реальном секторе экономики за оцифровку, занимаюсь автобусными перевозками, строю uber, и могу сказать, что мои мобильные приложения и сервисы уже несколько лет не могут занять место на рынке, так что я не верю, что COVID-19 загонит все в онлайн за пару месяцев.

Это связано с инертностью, особенно на том рынке, где я работаю. Все привыкли звонить по телефону, чтобы заказать автобус, и быстро модель поведения людей не изменить. Постепенно меняются технологии, интернет проникает в жизнь людей, доверие к мобильным приложениям растет и происходящие сегодня события подускорят все эти процессы.

Вспомните, покупали ли вы что-нибудь, начиная от контента и заканчивая одеждой, в интернете еще 5-7 лет назад? Даже сейчас многие не покупают подписку у тех или иных сервисов. Когда несколько лет назад я приезжал в США и показывал, что во ВКонтакте можно слушать музыку бесплатно или смотреть фильмы (пиратские), на меня там смотрели круглыми глазами.

В России в силу нескольких причин технологии не так сильно внедрены в жизнь населения. В том числе потому, что для американца заплатить 4 доллара за подписку — копейки, а для россиянина — нет.

Но, сравнивая наш рынок онлайн-технологий с американским, не стоит думать, что мы отстаем от него на 10 лет. У нас другие экономические условия, другая инфраструктура доставки контента, иная ментальная предрасположенность. В конце концов, часть американских копикатов, которые пытались запустить на российском рынке, просто не зашли, они не смогли прижиться в нашей стране.

У России в плане развития онлайна свой путь. Да, нашей стране не наверстать упущенное на тех рынках, которые в онлайне давно. Если в США электронная торговля началась в нулевые, а у нас — с десяток лет назад, то логично, что мы не догоним их в первую очередь по инфраструктуре (логистике, доставке). Зато мы как страна занимаем неплохие позиции в тех областях, которые только зарождаются: в области финтеха.

У нас отличные интернет-банки и финсервисы.Почему? Потому что эта отрасль во всем мире стартовала в одно время и развивалась с нуля.

Всем в онлайн?

В условия нерабочего режима и нарастающего кризиса мы увидели, что часть бизнеса решила пойти в онлайн: фитнес-тренеры начали в Instagram продавать программы тренировок, языковые школы завели ютуб-каналы и так далее.

Конечно, все это профанация. У таких «предпринимателей» ничего не получится. Они ничего не считают, запустили таргет и ждут лидов, поэтому сольют последние бюджеты и загонят себя в еще более плачевную ситуацию.

Торговля

Что касается торговли через интернет, то лично моя позиция: начинать e-commerce сейчас бесполезно, только если какой-то очень узкий сегмент. Так что тем, кто думает: всю жизнь был офлайн, а теперь легко стану онлайн — нет, переметнуться не получится.

Когда интернет только начал развиваться, бытовало мнение: в офлайн надо платить за аренду помещений, платить зарплату продавцам. А в интернете за два дня на виксе слабал сайт и уже продаешь.

Но уже давно финансовые затраты на крупные интернет-магазины стали соразмерны офлайн-магазинам. Более того, если сетки ритейла было зависимы от вполне понятных линейных продавцов, то для работы интернет-магазина нужно было нанимать программистов, маркетологов, проджект-менеджеров, продактов — а это позиции, которые гораздо сложнее закрыть, этим ребятам надо больше платить.

Многие федеральные e-commerce убыточны, потому что огромные деньги требуются для поддержания инфраструктуры, большие ресурсы инвестируются в ИТ-блок, клиент захватывается в минус. Эти ребята давно встроены в вертикаль e-commerce, тягаться с ними сложно, практически невозможно.

Думать, что зайти в онлайн легко, непрофессионально. В интернете куча игроков, которые вливают огромные деньги в разработку и инфраструктуру.

Услуги

С услугами шансов больше, там сложнее формализация процесса, и так исторически сложилось, что услуги пошли в интернет позднее, так что все образовательные, клининг или фитнес-платформы были созданы не 15 лет назад, как e-commerce, а около пяти лет назад.

Конечно, в таких отраслях, как доставка, клининг, спорт, медицина, сидит куча накачанных деньгами игроков, которые борются друг с другом за клиента. Но в услугах еще есть некоторые незанятые ниши, например, похоронные услуги, автобусы, последняя миля. И вот в свободных нишах есть шанс заработать.

А если я выпущу из фитнес-клуба тренеров и скажу им проводить занятия онлайн, то они смогут заработать 5-10% от той выручки, которая была в период работы офлайн. Если хотите другой результат, то придется много времени и средств вложить в развитие. 

На онлайн-рынке нужны громаднейшие компетенции и финансовые ресурсы, чтобы обогнать девочку с красивой попой из инстаграм, которая уже заработала на онлайн-фитнесе свой первый миллион без вложений.

Рестораны

С ресторанами интересная ситуация. Те, кто никогда доставкой не занимался, им нет смысла и начинать, потому что организовывать свою доставку — это дорого. Можно примкнуть к Деливери Клаб или Яндекс.Еда, но это тоже не стратегический путь.

Дело в том, что агрегаторы забирают клиентский рынок, они отбирают у ресторанов аудиторию и расшаривают ее на все рестораны. Ресторану в принципе невыгодно отдаваться маркет-плейсу, потому что он отдает 100% своей аудитории, но не факт, что получит взамен что-то стоящее.

Кроме того, интересно, как видят свое будущее гиганты доставки. У них есть база аудитории, и они видят топ-блюд, которые заказывают люди. Следующим их шагом будет организация темных кухонь и самостоятельное приготовление самых популярных блюд типа пиццы Маргариты или роллов Филадельфия.

То есть, если Деливери видит, что в Москве заказывают 1 млн штук пицц Маргарита, то он задумается: «А что, если я сам буду лепить пиццу и забирать не 30%, а 70% маржи, платить только за фуд кост?».

Я думаю, что у казуальной еды и кафе с пиццей и бургерами шансов на выживание все меньше и меньше, на рынке останутся только рестораны авторской кухни, с особой атмосферой.

Что делать?

В связи со сложившейся ситуацией часть представителей малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей задумались, в какие бизнесы уйти, чтобы заработать. Но такой подход в корне неверный.

Если так мыслить, получается, что всем владельцам фитнес-клубов, туристических агентств, салонов красоты, частных детских садов или мне с автобусным бизнесом нужно уходить в другие направления. Но кто нас ждет в других отраслях? Там предприниматели, которые 10-15 лет выстраивали бизнес, так что думать, что в текущих экономических условиях ты перейдешь в другое направление, где есть деньги, и начнешь зарабатывать — глупо.

В капиталозависимые бизнесы можно вкладываться, но в текущей конъюнктуре сложно сказать, какие отрасли останутся таковыми.

Когда все только началось, я придерживался стратегии «анабиоз» — как мог, сократил расходы, перевел часть во флекс, чтобы как-то сохранить бизнес, но все равно выручка упала в разы. Существенно помогать предпринимателям никто не будет, тем бизнесам, которые выживут после пандемии, еще и придется самим спасать экономику. 

Так что я для себя решил, что моя оптимальная стратегия — это переждать шторм и на отскакивающем рынке, ослабленном рынке агрессивно захватывать существенную долю. Для этого лишь нужен партнер с такими же целями и наличием финансовых средств.

Что делать другим? Сложно сказать, каждый рынок требует индивидуальных решений. Можно сказать, чего делать не надо.

Я общаюсь со многими инвестиционными фондами и точно могу сказать, что все инвестиции на сегодня заморожены, никто не понимает, какие отрасли и бизнесы будут расти. Все сосредоточены на своих портфелях, проектах: девелопят молодцов, убивают зомби-проекты. Так что я не стал бы делать поспешных шагов и вкладываться в какие-то инновационные и любые другие бизнесы.

Нужно стараться сохранить то, что построили. Думаю, что года через два малый и средний бизнес, который переживет шторм, сможет вернуться на показатели января 2020 г.

Сейчас бизнес очень ждет, когда кончится самоизоляция, у некоторых есть ощущение, что осталось подождать еще чуть-чуть, и деньги вновь польются. Но ничего не закончится. Когда самоизоляция завершится, начнутся новые экономические реалии.

Если хочется сохранить бизнес, нужно просчитывать варианты работы в таком будущем, искать пути спасения и шевелить лапками. В любом случае после пандемии некоторые конкуренты сойдут с дистанции, а сотрудники будут работать с большим желанием — это для позитивного финала. У всех есть шанс не остаться на борту истории.

>>> Читайте также на DK.RU: «Этот кризис хорош тем, что может выбить страну из колеи, в которую она скатилась»

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.