Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Таможня. Автомобили...

Экономическая ситуация: ползучий диктат Государственный таможенный комитет (ГТК) предложил правительству и Минфину проект снижения акцизов еще в январе прошлого года, более того, российские фи

Государственное слово в России — неисчерпаемый источник для легкого юмора с тяжелыми последствиями. Пример — постановление правительства РФ от 13.10.95 (№1006) «Об изменении ставок акцизов по отдельным видам товаров...», которое почти полностью посвящено автомобилям.

Экономическая ситуация:

ползучий диктат

Государственный таможенный комитет (ГТК) предложил правительству и Минфину проект снижения акцизов еще в январе прошлого года, более того, российские финансовые боги одобрили его уже в том же месяце. Кто же так долго тянул с долгожданным послаблением в режиме ввоза иномарок? Скорее всего, отечественное автопромышленное лобби: именно летом на АвтоВАЗе сложилась критическая ситуация, связанная с падением цен на вазовскую продукцию и катастрофическим затовариванием складов. Раздумывали долго, ибо положение складывалось сложное: повышать акцизы уже некуда, а снизить означало нанести удар под ложечку российским автопромышленникам.

В октябре 1995 вазовская «четверка» стоила около $7,6 тыс., неумирающая «пятерка» — $6,5 тыс., ощутимо теряющая былую славу ВАЗ-2106 — $6,92 тыс., а «девятка» с престижной «21099» — соответственно 9,2 и 10,6 тыс. Мастодонт средней группы большого класса — 21029-я достигла ценовой отметки в 9,6 тыс. А затем... Цены либо повысились, либо замерзли где-то на прежнем уровне, хотя по всем канонам самое время им было падать вниз: открывшаяся лазейка в виде возможности уплаты гораздо более низкого «совокупного таможенного платежа» опять открывала шлюзы для иномарок. К ноябрю почти не упали цены на ВАЗ-21043, 083 и «шестерку» — перепад цен составил всего $100-200. Не удалось вытащить «семерку» (снижение цен на $500), и на почти прежнем уровне осталась «Волга».

Итак, в сентябре надо было что-то делать. Тогда, наверное, после долгих прикидок решили, наконец, снизить акцизы. Впрочем, по этому поводу впору сказать пословицей: «мягко стелет, да жестко спать».

Двуличное постановление

Во-первых, нынешнее послабление ничего не решает: задержка с его вводом привела к тому, что 85% всех ввезенных авто уже растаможены по прежним ставкам и цена их не упадет. Этого «запаса» на авторынках России и, в частности, в Екатеринбурге хватит на три-четыре месяца, а там, глядишь, и что-нибудь новое произойдет... Кроме того, значительная часть (до 60% машин) ввезена в Россию организациями, имеющими таможенные льготы. А эти организации, вернее, их представители, вряд ли будут делиться кровным рублем и постараются продать авто немногим дешевле сложившейся конъюнктуры, которая составляет на наиболее популярные джипы (внедорожники) в среднем $45-55 тыс., а на иномарки среднего класса — $35-40.

Во-вторых, можно сравнить новое постановление с ситуацией в 1994 г. «Льготников» и тогда было много, но в категорию «лиц, характер труда которых предусматривает периодическое исполнение своих обязанностей за пределами России», попадали, по правилам ГТК, лишь... моряки и рыбаки. Сейчас — как гласит документ, этими льготами могут пользоваться сотрудники «дипломатических, торговых и межправительственных..., а также международных миссий» и т.д.Учитывая численный состав российской бюрократии, чиновников разнообразных Домов Дружбы и культурных миссий, можно представить, что одним росчерком пера количество льготников увеличено в три-пять раз.

Теперь — сама ставка. Если в 1994 г. для того, чтобы избежать уплаты таможенных платежей (по данным агентства «КоммерсантЪ»), необходимо было ввозить подержанный автомобиль и — с двигателем объемом менее 1800 куб. см, то по новым правилам, ограничения предусматривают цифру в... 1000 куб. см. А машины с двигателем объемом менее 1 л сейчас практически либо не существуют (даже крохотный «Гольф» или «Опель-Астра» начинают отсчет гаммы двигателей с 1,1 л), либо вы сможете в лучшем случае ввезти индийский «Марути» с двигателем 665 куб. см. И получается, что за любой «автомобиль с поршневым двигателем внутреннего сгорания... с искровым зажиганием» и так далее вам придется заплатить (если рабочий объем двигателя превышает 1000 куб. см) 10% от стоимости, но не менее 0,375 ЭКЮ (курс ЭКЮ приблизительно равен $1,35) от рабочего объема. Прикидываем: за самый скромный трехдверный «Фиат Уно» с двигателем 1,1 придется отдать только пошлины около 3 млн руб.!

Критерий «новый автомобиль» тоже подвергся некоторым изменениям в новом издании акцизов: если по меркам 1994 г. новым считался автомобиль, выпущенный не более 1 года назад и с пробегом не более 20 тыс. км, то по новым правилам, новым считается авто, с момента выпуска которого прошло до 3 лет, а пробег уже вообще не принимается в расчет. Не скроем, это значительно увеличивает долю подержанных машин в импорте, но зато ограничивает число действительно «новых» авто, увеличивая тем самым количество старых, неэкономичных и с большими объемами двигателей.

Прогноз: все относительно...

Аналитики рынка разделились во мнениях: кое-кто считает это (наконец-то!) отходом от болезненного патронажа со стороны правительства (патронажа умирающих автогигантов), кое-кто не более, чем предвыборной игрой, хотя вообще-то не было еще на телеэкране политиков, ставящих себе в заслугу именно это постановление ГТК.

Некоторые считают, что «послабление» — не более чем формальная унификация акцизов с партнерами по таможенному союзу, в состав которого входят Белоруссия и Казахстан — давние кладовые дешевых иномарок. Но что интересно: акцизными платежами ведает в ГТК одно отделение, а пошлинами другое — таможенно-тарифное, которое может издавать постановления, судя по всему, самостоятельно. Это-то и пугает: а ну как акцизы понизили, а пошлины введут такие, что российский авточелнок попросту заплачет? Тем более, что выход у ГТК есть: так изменить ставку единого таможенного платежа, который сейчас является ощутимой лазейкой, чтобы он был немногим дешевле обычного таможенного тарифа. Таким образом, знаменитый разрыв в 3,6 ЭКЮ за куб. см. рабочего объема очень просто ликвидировать одной бюрократической закорючкой.

И последнее: дело в том, что на носу вступление России в ГАТТ — Европейский Таможенный Союз, отделение Всемирного Таможенного Союза. Как показывает практика, государства, лелеющие мысль о вступлении в ГАТТ, иногда за год до этого планомерно повышают свои таможенные ставки, чтобы перед вступлением в Союз эффектно сбросить их и показать свою «добрую волю».

Такова ситуация с давно ожидаемым «послаблением». И хотя, повторимся, в постановлении об изменении ставок акций прослеживаются явные следы нехорошей двуличности, против него уже грудью встали автозаводы. Как сообщает издание «Клаксон», на «АвтоВАЗе» постановление было воспринято «резко отрицательно». Еще бы, новые правила создали опасный прецедент: едва ли не в первый раз правительство не встало на защиту интересов (по крайней мере, прямо) ущербных российских гигантов типа «АвтоВАЗа», задолжавшего казне 684 млрд руб., и АЗЛК, общая сумма долгов которого близка к 3 трлн руб. Мол, выплывайте, ребята, как хотите.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.