Подписаться
Курс ЦБ на 27.02
74,43
90,37

Там, в краю далеком

Выбирай, но проверяй В первую очередь, стоит сказать о том, с чем абоненты «Уралтел» сталкиваются напрямую, — о роуминге с Москвой. Когда вы включаете свой телефон в Москве, он обнаруживает обе се

Москва сегодня переполнена рекламой сотовых компаний. Отголоски этого бума доходят и до нас. Практически каждый день мы слышим о новых тарифах, новых принципах учета, супердешевом трафике. Всё более заметным становится противостояние двух операторов стандарта GSM – «Мобильных ТелеСистем» (изначально – GSM-900, сегодня – GSM-900 и GSM-1800) и «Би Лайн GSM» (изначально – GSM-1800, сегодня – GSM-900 и GSM-1800). Чем же вызвана эта ситуация и каким «боком» она может коснуться абонентов GSM в Екатеринбурге?

Выбирай, но проверяй
В первую очередь, стоит сказать о том, с чем абоненты «Уралтел» сталкиваются напрямую, — о роуминге с Москвой. Когда вы включаете свой телефон в Москве, он обнаруживает обе сети GSM и спрашивает, в какой из них зарегистрироваться. (Если установлен не ручной, а автоматический режим выбора, что не рекомендуется, телефон может один разговор вести в сети МТС, а другой — в сети «Би Лайн GSM»). В этой свободе выбора есть и безусловные плюсы — когда сеть одного оператора в каком-то месте города оказывается перегруженной, можно перерегистрироваться в сети другого и сделать звонок. Однако мы рекомендуем абонентам «Уралтел» регистрироваться в сети МТС — и это связано исключительно с такими объективными показателями, как качество покрытия, стоимость услуг и пр.
Прежде всего, между покрытием МТС и «Би Лайн GSM» в Москве и Московской области на сегодняшний день есть существенная разница. МТС имеет более обширную и качественную зону покрытия GSM-900 — и размещенные в местах максимальной загрузки сети базовые станции GSM-1800. То есть, сеть построена по классическим, принятым в Европе принципам — глобальная сеть GSM-900 и вкрапленные в нее микросоты GSM-1800. Сеть «Би Лайн GSM», напротив, изначально строилась как единая сеть GSM-1800 (это было связано с условиями лицензирования), и только затем поверх нее начали выстраиваться соты GSM-900. В результате сеть «Би Лайн GSM» имеет более сложную структуру и худшее покрытие в диапазоне GSM-900. Не говоря уж о том, что зона покрытия GSM-900 значительно меньше.
Что касается услуг, то если их набор у этих компаний примерно одинаков, в стоимости и механизмах расчетов есть существенные различия. Например, МТС учитывают только состоявшийся звонок — причем, если разговор продолжался менее пяти секунд, он не оплачивается (примерно как в «Уралтел»). «Би лайн GSM» сейчас активно рекламирует посекундный режим учета эфирного времени. Но при этом не очень афиширует, что этот посекундный учет начинается не с момента соединения с абонентом, а с момента занятия радиоканала. Соответственно, вы начинаете оплачивать разговор уже тогда, когда набираете первые цифры номера. И оплачиваете его, даже если вам не ответили. Или, наоборот, если вы по какой-то причине не взяли трубку, когда вам звонили — всё равно начисляется входящий вызов. В итоге при незначительной разнице в тарификации в одной и другой компании это может привести к серьезным различиям в конечных суммах. Есть различия и при оплате роумингового звонка — входящий звонок в МТС дешевле, поскольку, в отличие от «Би Лайн GSM», здесь не учитывается радиокомпонента.

Вперед, к GSM!
Миграция абонентов прочих стандартов сотовой связи в сторону GSM, наблюдаемая сегодня в Москве, — вообще очень любопытный момент. Это интересно в первую очередь как тенденция, которая, без сомнения, рано или поздно проявится и в других регионах страны, включая Екатеринбург. В этом смысле поведение компании «Вымпелком» (владельца торговой марки «Би Лайн»), его переориентация на стандарт GSM, очевидная по рекламной политике, достаточно симптоматичны. По-видимому, «Вымпелком» в Москве увидел бесперспективность вложений в развитие стандарта AMPS/D-AMPS, оператором которого он первоначально был. Сеть стандарта AMPS/D-AMPS в Москве продолжает работать — но в рекламе компания сделала ставку на GSM. Можно сделать вывод, что AMPS/D-AMPS себя в Москве исчерпал. И это не случайно — ведь стандарты третьего поколения в первую очередь основаны на «цифре» и ориентированы на расширение информационных сервисов. Кроме того, возможно, «Вымпелком» почувствовал необходимость включиться в европейскую систему (GSM, в отличие от AMPS/D-AMPS, стандарт в первую очередь европейский), расширить зону роуминга. В итоге в Москве возникла ситуация, характерная для некоторых европейских стран, но не характерная для России — когда в одном стандарте работает более одного оператора.

Что такое «плохо»
Так что же происходит с рынком сотовой связи в Москве и почему реклама московских сотовых компаний столь агрессивна? Ответ прост — в Москве сложилась ситуация, когда слой обеспеченных абонентов оказался исчерпан. Все они уже охвачены сотовой
связью — сегодня в Москве около 300 тысяч абонентов GSM у МТС и около 60 тысяч — у «Би Лайн GSM». Остались только так называемые «плохие» абоненты — готовые тратить на связь небольшие суммы и, соответственно, малоинтересные сотовым компаниям. «Плохие» абоненты более осторожно относятся к своим расходам, им нужны особые принципы расчетов с компанией, может быть, особые цены. Отсюда и необходимость постоянных нововведений.
Число абонентов GSM стараниями обеих компаний продолжает увеличиваться — не в последнюю очередь за счет массированной рекламы. При этом любопытно посмотреть, как строится рекламная политика компаний, что они рекламируют. Оказывается, что «Би Лайн GSM» продвигает прежде всего дешевый контракт — телефон за $ 49. А МТС –дорогие модели телефонов типа Motorola v3688, Ericsson T28. Телефоны GSM на данный момент смело можно разделить на три группы. Первая — недорогие модели бытового уровня, телефон для всех и для каждого, стоимостью от 3,5 до 6 тыс. руб. Вторая — телефоны бизнес-класса с широким набором дополнительных функций, стоимостью от 8 до 13 ты. руб. И, наконец, третья группа — телефоны престижного класса стоимостью от 15 до 25 тыс. руб. Это самые свежие модели — Nokia 8810, Motorola v3688, Ericsson T28 — телефоны эксклюзивные, миниатюрные, с массой дополнительных функций, с совершенным дизайном, ультрамодные. Владение ими, кроме чисто деловых функций, позволяет продемонстрировать свое благосостояние, свой вкус, принадлежность к высшему свету и пр. И рекламная политика МТС сосредоточена сегодня как раз на этих телефонах. Объясняется это тем, что МТС пытаются привлечь к себе оставшихся «хороших» абонентов, тогда как «Би Лайн GSM», ощущая себя отстающими, сделали ставку на «плохих».

Нас возвышающий обман?
Безусловно, широкая реклама якобы замечательных московских тарифов создает давление на провинциальный рынок, и в частности на рынок Екатеринбурга. Начинают раздаваться вопросы, почему у нас учет ведется по 30 секунд, а тарифы не 20 и 15 центов за минуту, как в Москве?
Но если разобраться, всё оказывается не так просто. Действительно, в некоторых тарифных планах московских компаний минута стоит 15-20 центов. Но и у компании «Уралтел» есть тарифные планы с минутой от 20 центов. И каждый абонент в любой момент может подключиться по такому плану. Этот план называется «Команда 20» — он имеет ежемесячную абонентскую плату $ 100, 500 бесплатных минут и предполагает подключение не менее 20 телефонов. Но и московские планы с минутой в 20 центов подразумевают абонентскую плату в $ 400. То есть, мало поговорить и мало потратить по такому плану невозможно в принципе — а разве не это привлекает в тарифных планах с якобы дешевой минутой?
Другой момент — принципиальная разница между Москвой и Екатеринбургом по общему количеству абонентов. Стоимость развития и совершенствования сети в абсолютных цифрах достаточно велика. Но для компании, имеющей сотни тысяч абонентов, на каждого абонента падает значительно меньше постоянных затрат. В компании «Уралтел» на данный момент чуть более 5 тысяч абонентов. Это, безусловно, хороший показатель — цифра
удвоилась с весны, и есть надежда, что эти темпы
сохранятся. Но рост числа абонентов предполагает быстрое развитие сети, улучшение качества связи, совершенствование набора услуг. Кроме того, городские и междугородные сети не только не ведут посекундного учета разговоров, они не ведут даже 30- секундного учета — только поминутный. И очень часто получается так, что сотовый оператор платит городским и междугородным сетям за своего абонента, пользующегося их услугами, больше, чем получает с него. Всё это требует значительных вложений. Поэтому настоящая посекундная тарификация пока не по карману нашему рынку. А в варианте «Би Лайн GSM» она, к сожалению, выливается для абонентов не в экономию, а в дополнительные расходы.
По стоимости телефонных аппаратов существенной разницы между Москвой и Екатеринбургом нет. Что касается телефонов «Би Лайн GSM» по $ 49, то, продавая аппараты по такой цене, компания фактически субсидирует своих новых абонентов — эта цифра ниже себестоимости. «Би Лайн GSM» при этом рассчитывает на то, что долг со временем погасится разговорами. Но у многих специалистов целесообразность этой акции вызывает большие сомнения. Если же супердешевый телефон решит приобрести житель Екатеринбурга — с тем, чтобы подключить его дома — его ждет разочарование. Это как раз тот случай, когда телефон изначально настроен на работу только в «родной» сети.

Со своей колокольни
Жители Екатеринбурга и Свердловской области на примере Москвы могут уже сегодня оценить, что спустя некоторое время будет твориться у нас. А «Уралтел», наблюдая за процессами, происходящими с GSM в Москве, совершенствует свои тарифы и услуги. В частности, сейчас активно обсуждается ситуация с тарификацией услуги переадресации. Этот вопрос исследуется — в том числе и с привлечением опыта московских операторов.
Кроме того, для Екатеринбурга московская реклама может быть актуальной и напрямую — например, реклама современных моделей телефонов. Так, продвижение МТС модели Motorola v3688 вписывается в рамки рекламной акции «Уралтел», связанной с розыгрышем этого телефона престижного класса среди вновь подключающихся абонентов, который проводится раз в две недели в передаче «Утренний экспресс». 11 ноября уже определился первый победитель — и на это может рассчитывать каждый из новых абонентов компании.
Ещё один момент — на основании московского опыта специалисты «Уралтел» анализируют предпочтения абонентов в отношении ценовых групп аппаратов. Кто ориентируется на дорогие телефоны элитного класса, кто — на недорогие модели-бестселлеры, например, такие как Siemens C10 стоимостью 3700 руб. В результате, сегодня компания предлагает широкий спектр телефонов всех трех ценовых групп.
Всё это позволяет «Уралтел» смело смотреть вперед. Сегодня не вызывает сомнений, что динамика процессов развития сотовой связи в России вполне соответствует динамике этих процессов в Европе. И европейский опыт развития GSM вполне может быть перенесен на российский рынок — в том числе и на рынок Екатеринбурга. Поэтому, естественно, будущее за GSM — и развитие этого стандарта в Москве подтверждает его потенциал и его возможности.

Самое читаемое
  • Мы умираем, и это нормально. Как относиться спокойно к уходу близких и личной кончинеМы умираем, и это нормально. Как относиться спокойно к уходу близких и личной кончине
  • Чем объяснить, что вы умнее всех вокруг? Внешние признаки высокого интеллектаЧем объяснить, что вы умнее всех вокруг? Внешние признаки высокого интеллекта
  • «Помогла вакцина». Екатеринбуржцы ринулись в торговые центры«Помогла вакцина». Екатеринбуржцы ринулись в торговые центры
  • Оценили в $657 млн. Уральский ИТ-гигант вошел в топ самых дорогих компаний РунетаОценили в $657 млн. Уральский ИТ-гигант вошел в топ самых дорогих компаний Рунета
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.