Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Связисты смешают услуги в коктейль

эксперты Михаил Крымский первый заместитель генерального директора «Уралсвязьинформ» Константин Новоселов коммерческий директор компании «МОТИВ» Артем Черанев генеральный директор компании «ИНСИС»

Майкл Делл, глава американской компьютерной корпорации DELL, во время своего последнего визита в Россию демонстрировал прототип нового ноутбука, оснащенного всеми возможными видами связи: на борту есть модули Ethernet, GSM, Wi-Fi, WiMAX, 3G и т. д. Этот ноутбук — воплощение конвергенции услуг связи в единое целое, и уральские операторы уже готовы работать так, чтобы возможности подобных устройств не пропадали.

эксперты
Михаил Крымский
первый заместитель генерального директора «Уралсвязьинформ»
Константин Новоселов
коммерческий директор компании «МОТИВ»
Артем Черанев
генеральный директор компании «ИНСИС»
Сергей Чистяков
генеральный директор компании «Сеть цифровых каналов»
Александр Чуб
глава представительства компании 3Com в России и СНГ
Владимир Шилин
коммерческий директор «Билайн Бизнес» в Уральском регионе

Зачем операторы развивают конвергентные услуги?
Будет ли польза от конвергенции интернет-провайдерам?
Как объединение услуг повлияет на развитие рынка в будущем?

Одна из первых пресс-конференций в 2004 г., где руководители «Уралсвязьинформа» (УСИ) пытались объяснить представителям СМИ, как именно они видят будущее конвергентных сетей и услуг, которые можно будет продвигать на их базе, практически потерпела фиаско. Журналисты выпустили по несколько небольших заметок, но суть предложения не уловили и революционные устремления местного оператора не оценили — просто не хватило знаний и понимания ситуации. Только сейчас стало ясно, насколько далеко вперед удалось заглянуть представителям УСИ и каких трудов им стоило развернуть оператора телефонной связи на работу в русле мировых тенденций. Отчасти благодаря им все сталкиваются с конвергенцией в области связи, зачастую даже не задумываясь о том, как можно без нее обойтись.

Конвергенция начинается с мобильности

Традиционная модель создания, продвижения и продажи телекоммуникационных услуг постепенно уходит в прошлое. Раньше считалось, что специализация игроков на определенном типе связи — однозначно благо, поскольку каждый делает лучшую в своем классе услугу и за счет этого выигрывает конкурентную гонку. Такая философия развития была хороша, пока число различных телекоммуникационных сервисов, с которыми сталкивается среднестатистический потребитель, не стало быстро расти. Сейчас легко можно быть абонентом пяти-шести операторов (домашний и офисный телефон, кабельное телевидение, Интернет дома и в офисе, пара сотовых телефонов). И это не предел. Есть ведь публичные Wi-Fi-сети, хостинг-провайдеры — люди привыкли автоматически ими пользоваться. Только это заставляет озаботиться тем, как реорганизовать связь, чтобы получать максимальное число услуг через одни руки.

Операторы тенденцию уловили уже давно. «Уралсвязьинформ» последовательно двигался в направлении конвергенции услуг с 2004 г. Тогда начал инвестировать прежде всего в создание опытных, а затем уже и коммерческих сетей NGN (Next Generation Network). Первая стоявшая перед разработчиками цель — развить сеть до такого уровня, чтобы по одному проводу доставлять клиенту максимальный перечень услуг: Интернет, телефон, телевидение и т. д. Недавно УСИ с помощью специалистов компании «Петер-Сервис» запустил программу объединения биллинга (система учета и тарификации услуг) сотовых и стационарных абонентов. «Внедрение единого биллингового решения делает конвергенцию услуг для абонентов реальной», — объяснил Михаил Крымский, первый заместитель генерального директора «Урал­связьинформ». У компании множество абонентов, пользующихся несколькими услугами, например: домашним и сотовым телефоном, Интернетом. Теперь им можно будет делать различные тарифные предложения (допустим, установить опцию, позволяющую удешевить минуту разговора в зависимости от объема скачанного интернет-трафика).

Конкуренты УСИ по сотовой связи широко продвигать конвергентные услуги начали несколько позже. Это объясняется уникальным положением компании, которая могла предоставить полный перечень таких услуг. Ситуация изменилась, когда у «Уралсвязьинформа» появились конкуренты с аналогичными возможностями. После слияния «Голден Телекома» и «ВымпелКома» на местный рынок пришел оператор, который по многим позициям сопоставим или превосходит (в частности, по дальней связи) потенциал УСИ. С этого года «Билайн Бизнес», подразделение «ВымпелКома», ориентированное на корпоративных клиентов, начинает активно продвигать услугу FMC (Fixed Mobile Convergence — объединение сотовой и традиционной телефонии). Для абонента это означает, что мобильный телефон можно полностью встроить в офисную сеть, присвоить ему внутренний номер и т. д. Владимир Шилин, коммерческий директор «Билайн Бизнес»: «Помимо короткого набора эта услуга позволяет удешевить стоимость разговоров в рамках корпоративной сети и получить ряд других преимуществ». Г-н Шилин не скрывает, что короткую нумерацию, часть преимуществ FMC, можно создать с помощью настроек современной АТС, но полный спектр удобств достижим, только когда вся связь идет через единый центр.

Оператор рассчитывает, что востребованность FMC среди крупного и среднего бизнеса будет довольно высокой, так как ярче всего ее преимущества видны именно для тех предприятий, которые уже унифицировали свою внутреннюю телекоммуникационную инфраструктуру. Но из элементов FMC извлечь выгоду способен и малый бизнес. Например, в «Билайне» готовы объединять в группу офисные и мобильные телефоны одной компании и тарифицировать звонки внутри нее по льготным ценам, важно лишь то, чтобы обе услуги были от «Билайн Бизнес».

Кроме всего прочего, распространение FMC дает возможность «Билайн Бизнес» развивать кросс-продажи. После объединения в наследство от «Голден Телекома» компания получила большое число корпоративных клиентов, FMC позволяет продать им еще и корпоративную сотовую связь.

В «Билайне» прогнозируют, что услуга FMC не долго будет уникальным преимуществом компании. Внедрение этого сервиса — процесс не легкий и не быстрый, но рано или поздно все операторы связи так или иначе будут в него втянуты.

Константин Новоселов, коммерческий директор компании «МОТИВ», оптимизма коллег не разделяет: «Конвергенция мобильной и фиксированной связи — достаточно сложная услуга с точки зрения административного регулирования. Главная прелесть для абонента — в уникальной стоимости, но государство определило цены на пропуск трафика, поэтому сильно стоимость изменить не удастся. Остаются внутренние расчеты. Рынок заставит двигаться операторов в этом направлении, но должны измениться и цены на оборудование, и позиция регулирующих органов». Пока «МОТИВ» запускать FMC не собирается, но готов предлагать корпоративным клиентам комплексные услуги — фиксированную телефонию, передачу данных, сотовую связь. «На Западе эти услуги только-только получают широкое развитие, мы традиционно отстаем на три года. Так что пока остается ждать», — резюмирует г-н Новоселов. Эксперты отмечают, что у FMC есть шанс повторить судьбу развития Wi-Fi, перспективы которого переоценили в момент его появления. В создании ажиотажа отчасти виноваты производители оборудования, которые таким образом пытаются стимулировать спрос. Однако практически ни у кого не вызывает сомнений, что рано или позд­но наличие FMC будет гигиенической нормой для оператора связи, желающего иметь заметную долю на рынке.

Конвергенция ради наполнения сетей

По факту конвергенцией различных услуг связи занимаются как сотовые операторы, так и интернет-провайдеры. Компания «Сеть цифровых каналов» готовится анонсировать предложение «Единый номер», позволяющее собрать в одной точке звонки из разных сетей — сотовых и стационарных — и переадресовать их, допустим, на интернет-аккаунт. «Мы переходим к новой философии развития связи, — поясняет Сергей Чистяков, генеральный директор компании. — Мы интегрируем всех участников процесса передачи звонка. Это стало возможным вместе с широким развитием Интернета — именно он выступает общим пространством для объединения. Раньше мы об этом рассуждали, а с этого года пошел реальный рост — начала активно развиваться SIP-телефония, call-центр, услуги единого номера». Кроме «Сети цифровых каналов», аналогичные сервисы в этом году стал предлагать «Уралсвязьинформ».

«Я не верю в широкое развитие конвергенции сотовой и стационарной связи, — заявляет Артем Черанев, генеральный директор компании «ИНСИС». — Но в области традиционной телефонии и Интернета конвергенция для нас не просто вопрос ближайшего будущего, а реальность, без которой мы уже не можем обойтись». Г-н Черанев поясняет, что в первую очередь внедрение NGN и конвергенция нужны самому оператору. Это помогает экономить на издержках и делать собственную сеть связи более масштабируемой и гибкой. Раньше организации, которые пытались заявить о себе в области доступа в Интернет и в телефонии, вынуждены были отдельно поддерживать телефонную сеть и отдельно IP-сеть под передачу данных. Сейчас все сервисы переходят на IP-платформу, а клиент получает все услуги «из одного провода». «Все услуги» в масштабах местных операторов — это в основном Интернет и стационарная телефония для корпоративного сегмента. Для сравнения: в Москве по «одному проводу» продают существенно больше услуг (телевидение, игры и т. д.). К этому стремятся и на Урале. Но IP-телевидение так и не стало массовой услугой, хотя операторы продолжают эксперименты. Частный клиент предпочитает получать домашний телефон, Интернет и телевизионный сигнал от разных компаний. Причина как в инерции потребительского поведения, так и в неспособности многих игроков на рынке предоставить весь этот перечень предложений. А значит, весь класс таких компаний воспринимается как поставщик одной услуги — доступа в Интернет.

Однако удобство единого счета оценил корпоративный сегмент. Многие организации, не дожидаясь реакции операторов связи, внедряют конвергентные сети в корпоративных масштабах. По мнению Александра Чуба, главы представительства компании 3Com в России и СНГ, уже в ближайшее время конвергенция в корпоративной среде будет развиваться взрывным образом. И сегодня немало примеров ее использования, но бум еще впереди. Компании начинают понимать, что отдельно содержать телефонную инфраструктуру и сеть под передачу данных дорого. Кроме того, передавать голос, видеовызовы по корпоративным сетям между филиалами выгоднее и надежнее. Стимулировать этот процесс будет и необходимость сокращения издержек — в первую очередь в территориально распределенных компаниях, для которых конвергенция телефонии и IP-технологий даст наи­больший эффект.

Операторы подключат все, вплоть до холодильника

Конвергенция мобильной и стационарной связи произойдет в сфере передачи не только голоса, но и данных. Все идет к тому, что число подключенных к Интернету устройств будет превышать количество абонентов. А это требует развития беспроводных каналов передачи данных. «Билайн Бизнес» уже сейчас предлагает своим клиентам строительство корпоративных сетей связи с использованием VPN (виртуальные частные сети — организация корпоративной сети с помощью шифрования), в том числе и на базе мобильных каналов связи. Г-н Шилин: «Планируем активно развиваться в области дополнительных мобильных сервисов, в том числе и в передаче данных. Рассчитываем до конца года запустить сеть 3G — это позволит снять вопросы, связанные с ограничением скорости в стандарте GSM». Параллельно «Билайн Бизнес» будет развивать Wi-Fi для подключения корпоративных и частных пользователей.

Интерес к Wi-Fi проявляют и другие операторы. В частности, несколько зон доступа по городу предоставил «МОТИВ». Константин Новоселов: «Мы рассматриваем технологию Wi-Fi для массового рынка, для создания зон доступа в Интернет в торговых залах и кафетериях, клубных домах, обеспечения Интернетом пользователей в жилых домах. В Москве точки доступа Wi-Fi стоят прямо на светофорах — возможно, и мы к тому же придем». Заинтересованность оператора в этой нишевой технологии понятна. Запускать многочисленные сервисы, необходимые мобильным пользователям, на базе GSM будет все сложнее и сложнее. Между тем потребность абонентов в высоких скоростях растет. По подсчетам экспертов, число смартфонов и коммуникаторов в России в 2007 г. увеличилось на 117% (до 2,67 млн шт.), что составляет 8,6% от всего объема рынка сотовых терминалов (данные MForum Analytics). Пользователи становятся все более требовательными к качеству передачи данных. Поэтому «МОТИВ» рассматривает не только Wi-Fi, но и технологию сотовой связи следующего поколения — LTE, которая позволит повысить скорость передачи данных в десять раз по сравнению с 3G (до нескольких десятков Мб/с без выделения новых частот). В том же направлении движется «Скайлинк-Екатеринбург», который позиционирует свою сеть как конвергентный продукт для передачи голоса и данных.

Конвергенция в области связи — это не просто модный термин для продажи услуг и увеличения выручки с клиента. С развитием технологий объединение становится насущной потребностью, и от того, насколько успешно операторам удастся проявить себя в этой сфере, будут зависеть перспективы их роста.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.