Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

«Супермаркет, зная ваши ДНК и диету, предложит подходящие продукты и скорректирует цены»

«Супермаркет, зная ваши ДНК и диету, предложит подходящие продукты и скорректирует цены»
Иллюстрация: Личный архив

«Покупатели опасаются, что алгоритм, управляющий ценниками, будет выжимать максимум из их кошелька. Но внедрение современных технологий порождает и этические вопросы, решать которые гораздо сложнее».

Время экспериментов с технологичными фишками и хайпа инноваций в ритейле прошло. Торговые сети переходят к рабочим решениям, ориентированным на конкретные бизнес-показатели. В России крупные ритейлеры только начинают внедрять новые технологии, аккуратно согласовывая все инновации с государством. Сооснователь российской компания Eywa Kitchen Рубен Бабаев описал для DK.RU, как может измениться розничная торговля уже в скором будущем.

 

Электронные ценники и персонализация 

Преобразования в торговых сетях происходит на наших глазах. «Ашан» планировал установить 50 тысяч электронных ценников в магазине в ТЦ «Авиапарк» в марте 2019 г., а «Перекресток» — 56 тысяч. Электронные ценники — давно известная технология, позволяющая динамически изменять цены на товары в магазине в зависимости от скидок, наличия на складе, погоды, праздников и других факторов. Это позволяет компаниям экономить огромное количество часов работы персонала. Только сейчас эта технология преодолевает административные и технологические барьеры и массово внедряется в ритейле. 

Правда, остались еще и психологические препятствия. Покупатели опасаются, что алгоритм, управляющий ценниками, будет выжимать максимум из их кошелька: пошел дождь — взлетели цены на зонтики, в супермаркет зашло больше родителей с детьми — цены на киндер-сюрпризы аккуратно подросли.

Персонализация затронет не только цены, но и предложение товаров и услуг. Если раньше все ограничивались мобильными приложениями и анализом прошлых покупок, то сейчас идет тренд на использования ДНК клиента для более точных предложений. Например, компания Spotify научилась подбирать музыкальные плейлисты: по данным ДНК-теста (полученным от партнеров) система сможет определять национальность клиента и рекомендовать ему музыку на основе этих данных или же сопоставлять вкусы с похожими людьми и делать соответствующие предположения.

Компания GenoPalate собирает ДНК-тесты и сразу же делает индивидуальные рекомендации по питанию, какие продукты стоит купить, какие витамины и питательные вещества лучше всего усваиваются тем или иным клиентом.

Будущее выглядит так: при входе в ближайший супермаркет система идентифицирует вас по мобильному приложению или через камеру, и, зная ваш ДНК, текущую диету и предпочтения, сможет сразу предложить продукты, которые больше всего подходят именно вам. Заодно скорректировав цены — персонально для вас.

 

Магазины без продавцов и роботы-консультанты

«Умные» тележки и информационные стойки — обычная практика торговых сетей в Китае и Финляндии. Продавцов-консультантов уже заменяют роботы. Американская Lowe’s, продающая товары для дома, разработала собственного робота LoweBoot.

Пермский «Промобот», человекоподобный робот, разъезжает по торговому залу или на улице перед ним: завлекает посетителей, информирует их об актуальных акциях, отвечает на вопросы, сопровождает посетителей до конкретного магазина в ТЦ или полки в супермаркете. Как отмечают внедрившие технологию компании (например, ТРК «Колизей»), количество вовлечений клиентов и осведомленность об акциях увеличилась, а руководству удалось сэкономить сразу на двух категориях наемных сотрудников — промоутерах и администраторах.

К тому же к роботу относятся намного лояльнее, чем к промоутерам, раздающим листовки: люди сами подходят, интересуются и задают вопросы. Похоже, что роботы скоро полностью вытеснят обслуживающий персонал из ритейла. 

Волнение вокруг Amazon Go, первого в мире магазина без продавцов, очередей и кассовых аппаратов, никак не утихнет. В так называемом магазине будущего Amazon показал рабочую концепцию, когда человеку нужно всего лишь зайти, выбрать нужные товары и выйти из магазина. С помощью умных датчиков магазин понимает, какие продукты вы взяли с собой, а камеры с ИИ определяют покупателя по его лицу и списывают необходимую сумму с вашей карты. Пока каждому покупателю требуется установить специальное приложение, но в будущем можно будет обойтись и без него.

Добавим сюда автоматизированные амазоновские склады, где роботы могут принимать товар и развозить его по полкам. 

В России X5 Retail Group и Университет «Иннополис» начали совместную работу по созданию подобного магазина будущего — без людей, с полностью автоматизированными и роботизированными процессами.

Роботизированные магазины вот-вот появятся, но их уже вытесняет другая тенденция — будущее без магазинов. 

 

Онлайн-супермаркеты и мобильные приложения

В США входит в привычку заказ товаров через онлайн-приложение: клиент по пути с работы просто заезжает в пункт выдачи заказов супермаркета за пакетом со своими покупками или заказывает доставку на дом. В онлайн уходят и бутики. Например, американский производитель ковбойской обуви Tecovas полностью свернул свою торговую офлайн-сеть и теперь продает handmade-обувь только через онлайн-магазин. В России такая практика тоже есть: в Москве и Московской области не первый год работает онлайн-супермаркет «Утконос», через который можно заказать курьерскую доставку продуктов. 

Мобильные приложения — уже обычная практика, но мы стоим на пороге новой эпохи в ритейле: чтобы что-то купить, человеку уже не надо ни читать, ни ходить. Достаточно просто уметь говорить. 

 

Голосовые ассистенты и домашние магазины 

Голосовые ассистенты стали настоящим прорывом в прошлом году. К началу 2019 г. в каждом третьем домовладении в США использовалась «умная» голосовая колонка — Amazon Echo или Google Home (в России лидирует Яндекс.Станция с Алисой). Покупки с помощью голосового интерфейса относят к новому направлению голосовому каналу продаж.

Согласно исследованию Capgemini, 35% владельцев голосовых колонок совершали через них покупки — в основном это заказ еды (34%) и такси (31%). Компания OC&C Strategy Consultants делает еще более смелые заявления, согласно их исследованию голосовые покупки в США достигнут рынка в $40 млн к 2020 году.

Магазины и кафе быстрого питания добавляют этот интерфейс в свои точки продаж. Например, McDonald's и Burger King, использующие терминалы для заказа еды в России, вместо найма новых продавцов добавляют к терминалам голосовой ввод, чтобы можно было подойти и просто сказать «два бигмака и картошку».

Постепенно киоски для заказа еды и продуктов переносятся все ближе к покупателям. Например, Eywa Kitchen устанавливает подобные терминалы прямо в домашнюю кухню, что позволяет заказывать продукты и еду домой, используя голосового ассистента.

 

Беспилотники и роботы-магазины

Сегодня в ритейле покупки доставляют курьеры, но скоро их заменят беспилотные автомобили — «Яндекс» близок к этому решению. А Ford и Renault уже вовсю тестируют беспилотную доставку еды и продуктов. 

Дальше всех экспериментаторов зашел Renault с их детищем EZ-Pro. По сути, это автоматизированная торговая точка на колесах. EZ-Pro может остановиться в любом нужном месте, открыть дверцы и превратиться в стационарную торговую точку, продающую, например, мороженое. Закончив торговлю, Renault EZ-Pro может отправиться обратно на склад за подзарядкой и новой порцией продуктов.

Хотя беспилотные автомобили пока не получили повсеместного распространения, это вопрос ближайшего будущего: ограничения тут скорее в работе регуляторов, нежели в технических проблемах. 

 

Защита прав потребителей и распределенный реестр

Слово «блокчейн» уже всем набило оскомину, но, как конкретно использовать эту технологию в жизни людей, понимают единицы. Одно из применений, которое уже внедряется в России, — это маркировка продуктов с занесением информации в блокчейн (распределенный реестр). В первую очередь, это нужно для борьбы с контрафактом: производитель еще на этапе выпуска продукции маркирует товар специальным кодом и заносит его в ИТ-систему, товар проходит все стадии, транспортировку, полку в магазине и попадает домой к покупателю. Последний с помощью своего смартфона может сканировать код и удостовериться, что товар оригинальный.

За счет того, что реестр распределенный, а не централизованный, никто не может удалить или изменить данные, которые внес в систему производитель товара — они находятся одновременно у огромного количества клиентов (узлов) и синхронизируются между собой.

Блокчейн-защита исключит выпуск подделки: злоумышленник не может внести в общий блокчейн код товара, который он не производит, а просто копировать старые коды или размещать один и тот же не имеет смысла, так как однажды уже проданный товар помечается в распределенном реестре как проданный прямо на кассе в супермаркете.

Использование блокчейн-технологий при маркировке товаров — хороший пример инновационного решения наболевших в ритейле проблем. Однако внедрение современных технологий порождает и новые сложности. 

Остро стоит вопрос защиты прав потребителей. Например, с внедрением электронных ценников актуальность обретает вопрос, что делать, если клиент взял товар с полки, но пока дошел до кассы, товар уже успел подорожать? Или, с распространением курьерской доставки, как решить проблему получения некачественного товара, особенно если качество продукта пострадало в пути? Симметрична проблема защиты ритейлеров от недобросовестных покупателей.

В связи с использованием беспилотников для доставки товаров возникуают вопросы безопасности движения и обслуживания. 

И если правовая практика болезненно, но нарабатывается, систематизируется и постепенно закрепляется законодательно, вопросы морального и этического плана решать гораздо сложнее.

Анализ профилей в социальных сетях и ДНК-тесты для персонализации торгового предложения стоит на острой грани вторжения в личное пространство каждого и обостряет вопрос защиты права на неприкосновенность и тайну частной жизни. 

Вопрос не только в том, захотят ли клиенты делиться своим ДНК с ритейлом? Пока что это звучит фантастически и непонятно, как к этому будут относиться наши регуляторы, но сами ДНК-тесты и методы анализа становятся все доступнее. Поэтому скоро обществу придется решать еще и этические вопросы, связанные с нашими дезоксирибонуклеиновыми кислотами. Например, является ли ДНК гражданина его собственностью или же это общественное достояние?

Будущее наступает самыми быстрыми шагами, опережая смелые ожидания фантастов. Apple внедряет FaceID и ApplePay, с помощью которых, совсем скоро можно будет расплачиваться просто улыбнувшись на кассе.

Google и «Яндекс», компании, лучше всего понимающие запросы человека, непрерывно улучшают своих голосовых ассистентов, делая из них настоящих помощников, а Tesla и Toyota пробивают административные барьеры в беспилотной доставке.

Похоже, мир будущего появляется чуть быстрее наших ожиданий и остается надеяться на то, что технологическая сингулярность не свалится к нам на голову так же быстро.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.