Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Судьба конфиската

Подробнее о деятельности ДГП “Ростэк-Урал”, головного предприятия в Уральском регионе, рассказывает его директор Александр Потапов: — Государственное строительно-эксплуатационное предприятие “

Одним из стабильных источников наполнения государственной казны остаются конфискаты, или, правильнее сказать, товары, обращенные в федеральную собственность. Не случайно плановый показатель по перечислению денежных средств от их реализации постоянно растет. Если в 1995 г. для Екатеринбургской таможни он устанавливался в 2 млрд руб., то в 1998 г. — уже в 10 млн новых руб. Соответственно, увеличивается и сумма перечислений: в 1995 г. было перечислено 1,7 млрд руб., в 1996 г. — 3,7 млрд руб., в 1997 г. — 6,3 млрд руб. Участники ВЭД могут “терять” товар или транспортные средства, перемещаемые через границу РФ, по нескольким причинам: контрабанда, недекларирование или недостоверное декларирование, нарушение таможенных правил, обеспечение уплаты штрафов и, наконец, добровольный отказ в пользу государства в случае отсутствия средств на уплату таможенных платежей (к слову сказать, список этот в последнее время существенно сократился: 11 марта с. г. Конституционный суд РФ признал не соответствующей Конституции ст. 266 Таможенного кодекса РФ, которая предусматривала конфискацию за нарушение режима таможенного склада и в случаях, когда сроки нахождения на подобных складах превышали установленные). До сих пор реализация конфискованных товаров производилась через комиссионеров, которых в целом по региону насчитывается более ста, что вызывало определенные трудности при их контроле. Приказом ГТК РФ № 18 функции по реализации конфискованных товаров передаются предприятиям системы “Ростэк”, которые начиная с 1 июля будут выступать в качестве основного комиссионера, определять покупателей и нести всю ответственность по перечислению средств.

Подробнее о деятельности ДГП “Ростэк-Урал”, головного предприятия в Уральском регионе, рассказывает его директор Александр Потапов:
— Государственное строительно-эксплуатационное предприятие “Ростэк” создано Таможенным комитетом в 1992 г., а через три года, в 1995, было зарегистрировано его структурное подразделение — “Ростэк-Урал”. Первоначально на предприятия системы “Ростэк” возлагались только строительные функции — создавать переходы на границах России. Постепенно нам были переданы функции заниматься деятельностью околотаможенной, т. е. коммерческой. Зачем упускать возможность зарабатывать деньги, которые уходят на сторону, и не предоставить эту возможность предприятию, которое входит в таможенный комитет? По закону 40% от прибыли у нас отчисляется на развитие таможенных структур.

— В федеральный бюджет?
— Распределение следующее: 30% — таможне или таможенному органу, в зоне деятельности которого совершается та или иная сделка, 10% — Государственному таможенному комитету. Региональные предприятия системы “Ростэк” расположены практически по той же схеме, что и региональные таможенные управления. В свою очередь, региональный “Ростэк”, в данном случае “Ростэк-Урал”, создает свои филиалы в зонах деятельности таможен Уральского региона. То есть у нас 15 таможен и практически столько же филиалов. Здесь только Екатеринбург немножко исключение: три таможни — Екатеринбургская, Кольцовская, Оперативная — и пока два “Ростэка”: один в форме филиала “Ростэк-Екатеринбург” и недавно созданное ЗАО “Ростэк-Урал-Авиа”, которое будет заниматься околотаможенной деятельностью в зоне Кольцовской таможни. Основной пакет, 80% акций, принадлежит “Ростэк-Урал”. По уставу, нормативным документам мы имеем право создавать такие АО.

— С участниками ВЭД вы работаете на альтернативной основе?
— Конечно. Здесь никакой монополии нет. Единственная область, где мы будем монополистами, и то очень абстрактно, —  это приказ № 18 от 15.01.98 г. “О реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, а также переданных в качестве залога”. Он говорит о том, что все товары, обращенные в федеральную собственность, а также переданные в качестве залога, с 1 июня 1998 г. реализуются через систему “Ростэк”. И я считаю, что мы к этому готовы. Если в 1996 г. через систему “Ростэк” в зоне деятельности Уральского таможенного управления было реализовано порядка 8% товаров, обращенных в федеральную собственность, то в 1997 г. — 33%. Нарастание идет и постепенно будет доведено до 100%.
Приказ № 18 позволяет увести таможенные органы от несвойственных им функций. Раньше чем занимались руководители и начальники отделов конфискатов? Искали комиссионеров, а это практически коммерческая деятельность, запрещенная по закону. В данном случае несвойственная функция отделяется и передается “Ростэку”. Мы будем искать, кому продать, в т. ч. на основе аукционов, однако отношений с комиссионерами рвать не собираемся, приказ в этом смысле жестко не ограничивает.
Бывают ситуации, когда предприятию данный товар нужен, но денег у него нет. Тогда и появляются субкомиссионеры, которые могут этот товар купить. А дальше они включают зачетные схемы, товарообменные отношения, погашение долгов — это уже их вопросы. Наша задача — перечислить государству деньги, в которые оценен товар. То есть таможня как правоохранительный орган обращает в федеральную собственность, “Ростэк” как орган наделенный полномочиями по реализации товаров — продает.

— А если товар неликвидный?
— Значит, есть несколько вариантов: или он подлежит уничтожению, или будем благотворительностью заниматься. Безвозмездно передаются в социальные учреждения лекарства, детские товары. Церковная утварь, обращенная в федеральную собственность, тоже не продается, а передается церкви. Уничтожаются товары, запрещенные к использованию на территории РФ, а также мелкие партии товаров, если стоимость проведения их сертификации превышает цену реализации. Часть товаров, например некачественное спиртное, подлежит химической переработке.
Тенденция конфискованных товаров четко просматривается по регионам: на границе с Казахстаном это может быть машина помидор, машина капусты. Именно скоропортящиеся продовольственные товары с неправильно оформленными документы. На северных таможнях — трубы, двигатели, узкоспециализированное оборудование для нефтегазового или нефтеперерабатывающего комплекса. Ну и конечно, чаще всего конфисковывается автотранспорт.
К слову сказать, примерно через полгода мы планируем открыть в Екатеринбурге региональный центр оформления, реализации и ремонта автомобилей, где будет продаваться транспорт, обращенный в федеральную собственность. Пока у нас есть склад на Завокзальной, 3-а, принадлежащий Уральскому таможенному управлению, который мы получили в безвозмездное пользование. Собственно говоря, там вся деятельность по хранению и сосредоточена.
— Какой процент рынка вы контролируете по услугам, которые не являются монопольными? Преимущества сотрудничества?
— По декларированию, например, совершенно небольшой процент. Порядка 3-4%. При этом специалисты, работающие в “Ростэк-Урал”,—  лучшие специалисты, а расценки на оформление деклараций — средние по городу. Мы ведем себя корректно, никого не вытесняем, не ведем агрессивную политику, хотя такие возможности есть.

— Но ведь именно вам передали функции по реализации конфискатов?
— Это логично. Мы дочернее предприятие таможенного комитета.

— Строительством больше совсем не занимаетесь?
— В связи с трудностями в финансировании строительство временно прекращено. В то же время мы сегодня готовы эксплуатировать и содержать таможенные переходы за счет собственных средств. Полностью или частично — это уже другой вопрос. В первую очередь это касается Петуховского (зона деятельности Курганской таможни) и Троицкого переходов (зона деятельности Челябинской таможни). Государство на этом сэкономит достаточно приличные суммы.

— ГТК как-то ограничивает вас в сферах деятельности?
— Нет, мы можем заниматься всем, не запрещенным Законом. Курганский филиал, например, занимается разведением рыб, коллеги из Уфы — разведением пчел и реализацией меда. Ну а “Ростэк-Урал” планирует арендовать землю под горнолыжный спорт. Мы созданы для того, чтобы зарабатывать деньги для развития таможенной системы, а пути могут быть разными.

— Вас не смущает, что о предприятии “Ростэк” как таможенном брокере знают далеко не все участники ВЭД?
— Это вопрос времени. Как говорят американские бизнесмены, хорошему товару реклама не нужна. “Ростэк-Урал”: 61-42-19,
“Ростэк-Екатеринбург”: 75-78-81,
Екатеринбургская таможня, отдел
по работе с конфискатами: 46-67-31.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.