Подписаться
Курс ЦБ на 15.08
73,21
86,40

Стратегия без опасности

Говорите, вас подслушивают Промышленный шпионаж суще-ствовал всегда, по крайней мере со времен Прометея, который осуществил несанкционированную другими богами передачу людям секретной технологии по

Похоже, деловые круги наконец заметили появление в стране серьезного экономического шпионажа, аппаратуру для борьбы с которым уже давно здесь продают. Просто теперь стало куда больше резона ее покупать, так как информация начала стоить действительно больших денег. Технические консультанты фирм-поставщиков спецтехники и охранных предприятий, как “отче наш”, твердят своим клиентам: открыл дело — заведи грамотную службу безопасности. Такая забота — не просто дань будущим прибылям самих торговцев техникой, но и честное предостережение от реально существующей угрозы бизнесу. “Практикум безопасности” на страницах “Делового квартала” — это компетентные мнения о всех аспектах ведения безопасного бизнеса в рыночных условиях — порой приближенных к боевым...

Говорите, вас подслушивают

Промышленный шпионаж суще-ствовал всегда, по крайней мере со времен Прометея, который осуществил несанкционированную другими богами передачу людям секретной технологии получения огня... Очень преуспели в этом многие государи и частные лица. Прекрасно поставленная служба разведки помогала купцам Венеции и банкирскому дому Фуггеров, фирме Крупна и дому Ротшильдов. Методы практически не менялись столетиями: подкупали, шантажировали, посылали послов-шпионов, перехватывали письма, читали пергаменты. Что касается анализа полученной информации, то просто под рукой надо было иметь человека или группу людей, умеющих думать. Разумеется, их работу сегодня облегчает компьютер. Развитие техники вплоть до начала этого века не влияло на средства несанкционированного съема информации: сверлили дырки в стенах и потолках, использовали потайные ходы и полупрозрачные зеркала, устраивались у замочных скважин и под окнами. По большому счету, в тактике ведения разведки и контрразведки серьезных изменений не было лет этак 100.

Методы же съема информации обновляются стремительно. Еще в 30-е годы появились диктофоны, миниатюрные фотоаппараты и разномастные радиомикрофоны. В России всегда рынок услуг по получению сведений о конкурентах был весьма развит, благо отставных “профи” из эффективно работающей охранки в смутные времена было достаточно. Пришествие рынка, развалившего систему жесткого контроля за производством специальной техники, ее ввоза в страну по официальным и неофициальным каналам, а также уход из силовых ведомств (бывшего КГБ, ГРУ и МВД) квалифицированных знающих специалистов послужило толчком к возрождению российского промышленного шпионажа буквально за 2-3 года. К многочисленным “профи”, действующим осторожно и эффективно, прибавились шпионы-любители, начитавшиеся детективов. Сотрудникам фирмы “Гротек” приходилось видеть в этом амплуа и бывших инженеров-химиков, и музыкантов, и студентов, возомнивших себя джеймсами бондами. Мафиозные группировки также все больше внимания уделяют получению информации по техническим каналам, создают организации из доверенных людей, на обучение и экипировку которых не скупятся. Их интересуют рынки сбыта, поставщики, данные о партиях грузов и, конечно, финансовое состояние фирмы — все это дает возможность понять, сколько они могут взять с той или иной “конторы”.

Службы безопасности солидных коммерческих структур и корпораций проводят операции по внедрению людей и техники к конкурентам, имеют в своих структурах разведподразделения — это не цитата из бестселлера-боевика, а рыночная реальность. Они же вынуждены жестко контролировать своих сотрудников, чтобы избежать утечки информации о собственных секретах. Патенты, технологические секреты, коммерческие тайны, биржевые спекуляции, банковские операции — все “идет в ход”. И в этой рыночной войне все позволено, нельзя только проигрывать...

Итак, допустим, Вы обзавелись доходным дельцем, как подобает позаботились о “крыше”, поставили у входа нехилых парней и, пожалуй, на том успокоились. Опыт показывает, что коммерсанты “среднего звена” да и крупные фирмы тоже до сих пор не очень-то серьезно воспринимают возможность прямой угрозы своему бизнесу. Получается, что деньги порой легче заработать, чем потратить — пусть даже на то, чтобы впоследствии не потерять все.

Многие руководители предприятий считают, что любую сложную проблему, в т. ч. и проблему безопасности предприятия, можно решить быстро, одним решительным штурмом. Но аврал, обычно уже после факта вторжения чужаков на Вашу территорию, вряд ли кардинально поправит дело. Нормальная работа организации безопасности требует участия всех работников фирмы, делегирования ответственности и полномочий, готовности взять на себя инициативу.

Между тем линия невидимого фронта может проходить где-то рядом. Возьмем, к примеру, так называемую “недобросовестную конкуренцию”: ее методы стары как мир — промышленный шпионаж, коррупция, подкуп, фальсификация продукции конкурентов, манипулирование с деловой отчетностью, прямой обман потребителей. Без экономического шпионажа современный деловой мир, базирующийся на конкуренции и коммерческой тайне, просто немыслим. Очевидно, что все виды оружия (в т. ч. и самые современные оптические и электронные системы) тайного получения информации используются в зависимости от конкретных обстоятельств.

“Вооружиться” экономическим шпионам сегодня не просто, а очень просто — отечественный (в т. ч. и периферийный) рынок спецтехники изобилует как простыми, так и самыми совершенными приборами, устройствами и системами — от портативных радиозакладок, видеокамер, мини-магнитофонов, карманных телевизоров до сложных разведывательных систем космического базирования, ориентированных на промышленную разведку ЦРУ.

Средствам нападения противостоит контршпионаж, включающий в себя и комплексную систему безопасности информации, защиту материальных и финансовых ресурсов от их несанкционированного получения. Результаты научных исследований, образцы продукции, содержание патентов, формулы, технологии, структура капитала, планы и инвестиции, геологические карты с запасами полезных ископаемых всегда были объектами интереса промышленных разведок. Сегодня к этому перечню директор уважающей себя фирмы непременно добавит пару-тройку индивидуальных секретов, которые не помешало бы оберегать от посторонних глаз и ушей.

Так или иначе, для успешного ведения дел нужна постоянно действующая система, охватывающая все многообразие форм и методов обеспечения безопасности коммерческой деятельности.

“Отдел маркетинга — резиденту.

Операция прошла успешно”

Сбор сведений о фирмах и частных лицах ведется самыми различными способами, причем большинство из них отнюдь не секретны. Это относится, в первую очередь, к открытым источникам информации (газеты, книги, научные и технические издания, официальные отчеты, рекламные материалы). Подобным образом работает большинство разведок мира. Такая деятельность ведется широко и основательно, при этом нужно не упустить ничего, что доступно и что могло бы оказаться полезным. Понятно, что для анализа требуется группа аналитиков, способных выловить из моря документов ту самую “золотую рыбку”. Другими, не менее важными направлениями получения открытого доступа к конфиденциальной информации являются:

• доклады на конференциях, симпозиумах и т.п.;

• вопросы, осторожно задаваемые специалистами конкурента на этих мероприятиях;

• попытки пригласить на работу специалистов и заполнение ими с этой целью специальных вопросников;

• беседы со служащими конкурирующих фирм (без нарушения закона);

• наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

• изучение выставочных образцов;

• лже-переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии или для совместной деятельности.

По мере становления служб безопасности с серьезными аналитическими отделами, при условии привлечения специалистов из разведки и контрразведки с последующей их адаптацией к российским порядкам, легальные источники информации займут подобающее им место в системе сбора данных. ВПК России, например, обнародовал информацию о ежегодном приобретении госкомитетом по науке и технике более полутора миллионов западных научно-технических журналов. Все эти издания изучались с величайшим вниманием. Например, особо ценный для наших американский еженедельник “Aviation week and space technology” оперативно доставлялся в страну самолетами “Аэрофлота”, прямо на борту его переводили на русский язык. Добывание информации из открытых источников очень похоже на маркетинговую деятельность, причем так повелось, что спецслужбы всех стран и промышленные коммерческие шпионы используют маркетинговые службы как официальное прикрытие своей деятельности. Россия и тут не стала исключением.

Все эти методы используются и в коммерческих целях. Среди частных фирм Германии выделялся серьезным подходом к делу добывания информации отдел экономической информации в концерне Флика. Им всеми правдами и неправдами собирались и анализировались отчеты конкурентов. Все полученные данные систематизировались. Кроме того, собирались сведения о всех важнейших менеджерах и акционерах. Такая кропотливая работа обычно вознаграждалась сторицей. Известно, что однажды, например, служащий компании “Крайслер” случайно узнал, что лучший фотограф “Форда” находится в Париже. На первый взгляд, в этом нет ничего необычного. Однако соответствующие службы связались с представительством “Крайслера” во Франции и установили, что “Форд” собирается сфотографировать свою новую модель автомобиля на фоне Эйфелевой башни. Выяснилось также, что после съемок фотограф отправляется в Гонконг. Получив необходимую информацию, эксперты сделали вывод, что “Форд” в ближайшие годы планирует выпуск компактного, недорогого, высокостандартизированного, пригодного для всех районов мира автомобиля. Соответственно, свою стратегию стал строить и “Крайслер”.

В нашей практике был весьма банальный случай, когда водитель грузового транспорта “подопечной” фирмы, проинструктированный директором и достаточно бдительный к проявлениям интереса к своей фирме, не сознавая важность и ценность выдаваемой информации, поделился за “рюмкой

чая” с посторонним человеком тем, что “после трехмесячной задержки нам все же выдали зарплату и даже индексировали...” Вывод, которого и ожидали конкуренты: фирма получила давно ожидаемый и достаточно солидный кредит.

При том, что собирать открытую информацию легко, надо помнить, что не так уж трудно “подложить” в нее и дезинформацию...

Болтун — находка для шпиона

В ряду источников конфиденциальной информации, равно как и главным каналом ее утечки, становятся люди — их небрежность при обращении со сведениями, составляющими коммерческую тайну предприятия, злой умысел или алчность. Помимо доступа к сведениям, сотрудники фирмы способны анализировать, обобщать данные, делать выводы, зарабатывать, продавая и перепродавая информацию. Вообще, крайне редко специалист по промышленному шпионажу будет взламывать замки и под покровом ночи проникать в фирму, чтобы начинить ее подслушивающими устройствами. Так работают только спецслужбы, имеющие легальное прикрытие, или начитавшиеся книжек новички. Как правило, искомое можно взять проще и дешевле. Опытный человек, понимая, чем рискует, старается либо легально проникнуть в интересующее его помещение (устроившись на работу, придя с деловым визитом, работая с бригадой ремонтников и т.д.), либо — завербовать агента из числа служащих и обслуживающего персонала.

Что происходит после принятия решения об использовании человека в качестве агента — мы хорошо знаем из детективной литературы: вербовка на почве подкупа, идейных соображений, личного неприятия к руководству компании и т.д. Очень часто агенту не известно, на кого он работает, либо ему дается неверная информация. Позднее, когда приобретут силу финансовые и другие средства контроля, завербованному могут раскрыть имя хозяина. Но по такой длительной временной схеме в наших коммерческих фирмах не работают. В основном в ход идет прямой подкуп или шантаж. Из конкретного опыта работы фирмы “Гротек” следует, что фирмы-конкуренты проводят, как правило, разовые вербовочные операции и до дальнейшей судьбы агентов никому нет дела. Хотя бывают и исключения из правил — когда идет речь о систематическом контроле за деятельностью фирмы, нападающая сторона может “приставить” к вам и постоянно работающего шпиона.

Большинство агентов (особенно обслуживающий персонал) не обладают всей полнотой информации. В этом случае их используют для легального проникновения в помещение, установки подслушивающих устройств, рытья в мусорных корзинах и прочей “грязной работы”. Расценки на подобного рода услуги персонала “среднего звена” в нашем городе колеблются в пределах 3-4 зарплат нанимаемых сотрудников. Специалист в интересующей Вас области стоит много дороже и пользуется большим спросом. Для сравнения — в Москве, где “рынок вербовки” куда более развит, цены на агентов выше в несколько раз выше.

Красивые женщины в руках экономических шпионов — непреходящая ценность. Те, кого нельзя споить, подкупить или припугнуть, выбалтывают секреты своим очаровательным партнершам. Как бы ни был банален трюк с “подставной” женщиной, при определенной подготовке он всегда срабатывает безотказно. Этим “оружием”, похоже, будут пользоваться еще очень долго. А если и это не помогает, то остается одно — приобретать технические средства разведки.

Добро пожаловать,

или Посторонним вход запрещен

Фактически любое проявление человеческой деятельности, связанное с изготовлением, хранением и передачей информации, представляющей интерес для конкурентов, имеет и свое отображение либо в технических устройствах, либо в радио и проводных каналах и всевозможных излучениях. Необходимо отметить, что на рынке специальной техники Екатеринбурга, позволяющей несанкционированно получать доступ к коммерческой информации, существует ряд достаточно крупных фирм, поставляющих не только “дилетантскую”, но и профессиональную технику для съема и, наоборот, защиты информации. При этом видно, что фирмы эти функционируют на протяжении последних 5-6 лет и неплохо себя чувствуют.

Следовательно, спрос на подобные устройства и технику устойчив, несмотря на то, что в 1996 г. вышел Указ Президента “О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации”, и в отдельных случаях поставки такой техники могут вестись только в интересах государственных спецслужб. Рынок специальных технических средств (СТС) существует (в т. ч. в Екатеринбурге) в черных и белых тонах, что, впрочем, не мешает любому заинтересованному в секретной технике найти способ ее купить. “ДК” в № 4 уже публиковал екатеринбургские расценки на аппаратуру съема и контроля информации, а также стоимость средств защиты информации. Сегодня мы попытаемся обобщить методы получения информации о различных сторонах коммерческой деятельности с помощью технических средств разведки. Думаю, этот небольшой “ликбез” будет полезен руководителям, беспечно относящимся к вопросам безопасности фирмы, и послужит поводом к адекватным ответным действиям. (Данные приводятся в таблице).

В следующих номерах журнала мы коснемся проблем “сохранности” интеллектуальной собственности и вопросов, связанных с моделью службы безопасности на предприятии.

 

Самое читаемое
  • Власти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах городаВласти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах города
    35 372
  • Стихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протестаСтихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протеста
    26 060
  • Альфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готовоАльфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готово
    32 430
  • «3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»«3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»
    30 267
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.