Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Стальная птица несчастья

Самолет Ил-76 с бортовым номером 76790 (на снимке), стоящий на приколе в «Кольцово» уже более двух лет, был выпущен еще в декабре 1989 г. по заказу Министерства обороны специально для нужд ФГУП ГРЦ

Несколько лет не могут поделить самолет Ил-76 ФГУП «Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева» и «Международное агентство путешествий АТК». Лайнер изначально создавался для нужд ракетчиков, но в дальнейшем был продан ими и осел на балансе туристической компании. Судебный спор оборонщиков и коммерсантов вышел за пределы России и стал достоянием общественности. Сейчас дело рассматривается в Европейском суде в Страсбурге.

Самолет Ил-76 с бортовым номером 76790 (на снимке), стоящий на приколе в «Кольцово» уже более двух лет, был выпущен еще в декабре 1989 г. по заказу Министерства обороны специально для нужд ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» (Миасс, Челябинская область). Лайнер предполагалось использовать для испытаний разрабатываемых ракетных комплексов.

Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева – одно из знаменитых оборонных предприятий нашей страны. Оно основано в 1947 г. Специалистами ГРЦ создано три поколения ракетных комплексов, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил России. КБ принимает участие в программах Российского авиационно-космического агентства, в пусках зарубежных исследовательских аппаратов.

Сегодня ракетный центр занимается созданием баллистических ракет для подводных лодок, коммерческих ракетоносителей, позволяющих запускать космические аппараты на околоземные орбиты с подводных лодок и с наземного стартового комплекса («Штиль», «Штиль-2»). Помимо этого идет разработка коммерческих ракетно-космических комплексов с использованием новейших типов двигателей.

Через шесть лет, в 1995 г., самолет стал ракетчикам не нужен. Лайнер, которому уже требовался капитальный ремонт, удалось сбыть. Федеральное унитарное предприятие продало самолет екатеринбургской Авиатранспортной корпорации СПАЭР. Как заявляют в челябинской областной прокуратуре, сделано это было с нарушением – без разрешения Госкомимущества. Сумма сделки оценивалась в $1,270 млн. Причем новый владелец должен был выплатить ее в течение полутора лет. Однако, как утверждают в ГРЦ, центр получил за все время только четвертую часть – $300 тыс.

В августе 1999 г. Ил-76 у корпорации выкупило ООО «Международное агентство путешествий АТК». На момент сделки он находился на авиаремонтном заводе в разукомплектованном состоянии – без двух двигателей. Уже третий по счету хозяин воздушного судна – Международное агентство путешествий АТК, что называется, реанимировало его, потратив на реконструкцию порядка $1 млн. По словам директора агентства путешествий Леонида Чернышова, было заменено более 85% оборудования (в том числе четыре авиационных двигателя). Международное агентство путешествий стало использовать отремонтированное воздушное судно «Русь» для международных турперевозок.

В это время первый собственник самолета Ил-76 – ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» – обратился в челябинскую прокуратуру с заявлением о признании договора между последними собственниками самолета недействительным. Правоохранительные органы, в свою очередь, обратились в арбитражный суд Свердловской области с ходатайством о наложении ареста на самолет.

Свердловский арбитражный суд в удовлетворении этого ходатайства отказал. Однако дело на этом не закончилось. История противостояния оборонного предприятия и коммерческой фирмы превратилась в настоящие судебные хроники, которые длятся до сих пор.

Получив в Свердловском арбитраже отказ, 11 апреля 2001 г. челябинская прокуратура возбудила уголовное дело по факту продажи самолета корпорацией СПАЭР Международному агентству путешествий АТК. Однако судебная коллегия по уголовным делам челябинского областного суда отменила постановление и направила дело на новое рассмотрение. Тогда правоохранительные органы зашли с другой стороны. Прокуратура самостоятельно вынесла постановление «О наложении ареста на воздушное судно Ил-76 и запрета на его эксплуатацию», нарушив тем самым право собственника – ООО «Международное агентство путешествий АТК» – распоряжаться собственным имуществом. Правда, городской суд Миасса отменил этот арест. Однако прокуратура была настойчива и добилась того, чтобы самолет был арестован, но уже через свердловский облсуд.

Летом 2001 г. челябинская прокуратура обратилась в челябинский арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным договора купли-продажи самолета между СПАЭР и ГРЦ в 1995 г. и о возврате судна ФГУП ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева». Представители Челябинской прокуратуры фальсифицировали факт отсутствия разрешения Госкомимущества на продажу самолета, – утверждает исполнительный директор ОАО «Авиатранспортная корпорация СПАЭР» Валерий Спурнов. – Якобы государственное предприятие «Ракетный центр» не получало разрешение Госкомимущества на продажу самолета. Данный факт был подтвержден письмом Ракетного центра от 1995 г. На основании этой фальшивки сделка была признана незаконной. «Верните самолет – вам вернут деньги», – сказали нам. Самолет у нас забрали, а деньги не вернули.

Однако, чтобы окончательно вернуть самолет ГРЦ, челябинской прокуратуре предстояло доказать, что договор между СПАЭР и ООО «Международное агентство АТК» также недействительный. Тогда прокуратура повторно обратилась в арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением все к тем же ответчикам, но несколько изменив формулировку: о признании договора между корпорацией СПАЭР и ООО «Международное агентство путешествий АТК» недействительным.

Говоря юридическим языком, сделка между ОАО «Авиатранспортная корпорация СПАЭР» и ООО «Международное агентство путешествий АТК» была признана прокуратурой Челябинской области ничтожной на основании отсутствия права собственности на воздушное судно у ОАО «АТК СПАЭР».

АТК СПАЭР в судебном заседании заявила о фальсификации договора, представленного прокуратурой Челябинской области, и ходатайствовала о проведении его экспертизы. Но арбитражный суд это ходатайство не удовлетворил и, по словам г-на Спурнова, экспертиза проведена не была.

Арбитражный суд Челябинской области по иску прокуратуры в свою очередь вынес решение, которым признал недействительным договор купли-продажи самолета Ил-76 ТД «Русь» от 15.03.1995 г., а также договор от 04.08.1999 г., и обязал ООО «Международное агентство АТК» и ОАО «АТК СПАЭР» передать самолет собственнику — ФГУП «ГРЦ им. акад. В.П. Макеева». А постановлением от 28.02.2002 г. было также запрещено менять комплектацию самолета.

Прежде чем купить 4 августа 1999 г. самолет у ОАО «АТК СПАЭР», – сообщил Леонид Чернышов, – мы, разумеется, удостоверились в том, что ОАО «АТК СПАЭР» обладает правами собственника на это воздушное судно и может распоряжаться им по своему усмотрению. Воздушное судно в период заключения договора было свободно от прав третьих лиц, не находилось в залоге и на него не был наложен арест. В противном случае наше агентство просто не смогло бы его приобрести. Поэтому ходатайство прокуратуры Челябинской области в Государственную службу Гражданской авиации о наложении ограничений на эксплуатацию приобретенного нами на законных основаниях самолета Ил-76 представляется мне неправомочным. Так же как и ее обращение в арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании договора отступного от 04.08.1999 г., на основании которого нами было приобретено это воздушное судно, ничтожным.

ФГУП «Ракетный центр» от любых комментариев отказалось, указав на тот факт, что собственность государственного предприятия, даже если она кем-то оспорена, не должна быть предметом обсуждения в прессе.

ООО «Международное агентство АТК» с начала судебной тяжбы направило в адрес заместителя генпрокурора России в Уральском федеральном округе в общей сложности 19 жалоб на незаконные действия органов следствия и прокуратуры Челябинской области. Нарушений в действиях следственных органов обнаружено не было.

Дело дошло до последней инстанции – арбитражного суда Уральского федерального округа, который оставил решение арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2002 г. в силе. Решение имело статус окончательного и обжалованию не подлежало.

Исчерпав внутренние средства правовой защиты, ООО «Международное агентство АТК» подало жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. 2 апреля 2003 г. из Страсбурга г-ну Чернышову пришел ответ: Ваша жалоба будет рассмотрена судом на основании предоставленных вами информации и документов, как только это будет возможно. Как говорят юристы, в Страсбурге дела рассматриваются в течение одного года – очень большая очередь. Пока что дело «повисло в воздухе».

Объект спора – самолет – до сих пор находится в аэропорту «Кольцово», в одном из самых дальних ангаров, и никем не используется, ожидая своего законного владельца.

Обратная связь: dk@apress.ru

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.