Подписаться
Курс ЦБ на 06.06
68,63
77,96

«Порой важно сделать карьерную паузу для самооценки. Время от времени придется обнуляться»

12 041
«Порой важно сделать карьерную паузу для самооценки. Время от времени придется обнуляться»
Иллюстрация: Предоставлено группой «Райффайзен»

«Если ты слишком долго чем-то занимаешься, спроси себя: будет ли это востребовано через 2-3 года? Если нет, нужно решаться на перемены. И в мои 45 это сделать проще, чем в 55» — Виталий Милованов.

Виталий Милованов приехал в Екатеринбург из Москвы в 2005 году, чтобы открыть и возглавить филиал Райффайзенбанка — первого офиса иностранного банка в городе. Спустя 15 лет он покинул свой пост и после карьерной паузы в 2,5 месяца переехал обратно в Москву, где возглавил дочку «Райффа» — «Райффайзен-Лизинг». 

Как признавался г-н Милованов, на Урале ориентированным на карьеру топ-менеджерам стало тесновато. Он подробно рассказал DK.RU, почему руководителю важно не засидеться на своем месте, как понять, когда точно нужны перемены, и как на них решиться, когда в твой жизни сейчас все хорошо. Но после паузы, переоценки, путешествия в Антарктиду начинаешь смотреть на жизнь на-другому.

— Я думал, что возвращение в Москву будет труднее. За 15 лет на Урале ты уже создал себе круг близких друзей, без которых не мыслишь выходные, комфортную экосистему с чередованием городской и загородной жизни, лучшие школы и секции для детей, а также офис в шаговой доступности. И по сути из Екатеринбурга я приехал в уже в новый для себя город, потому что все это время был там нечастыми наездами. 

Но по выходным я в основном приезжаю сюда, в Екатеринбург, иногда работаю здесь дистанционно один день в неделю (разговор состоялся до эпидемии коронавируса в России — прим.ред.). И это очень важный для меня день. Когда ты сидишь на одном месте — если не в рутине, то в атмосфере многозадачности, расставляя приоритеты — иногда не хватает времени посмотреть на все это сверху. 

А у любого менеджера должно оставаться  время на то чтобы подумать, структурировать и разложить по полочкам, в мыслях и на бумаге то, что накопилось за неделю. Сейчас, когда мы все учимся и во многом научились работать удаленно, мое местоположение не играет никакой роли. И по окончании этой ситуации, вероятно, мы все согласимся с тем, что работать часть времени вне офиса — это не просто быть в тренде, но и способ реально повысить свою отдачу на разных уровнях, в том числе на уровне руководителя. 

Что стало причиной моего ухода с поста директора Райффайзенбанка на Урале? В структуре управления банка были созданы новые макрорегиональные центры: Сибирь-Урал, Запад, Центр-Юг... Банк пошел по пути укрупнения управляющих единиц, и это закономерный шаг на фоне оптимизации розничной сети и дальнейшего перехода в цифровые каналы. 

Фактически в региональных филиалах банков, как и во многих других сервисных компаний, остались только две функции — продажи и клиентский сервис. Этим занимается 90% персонала. Либо в корпоративном сегменте, либо в розничном. И филиалы далеко не основные каналы продаж и сервиса, они все более вытесняются удаленными и цифровыми каналами.

В текущей оргструктуре роль директора становится менее заметной. Грубо говоря, за тебя многое сделано: головной офис поставил тебе планы, дал инструменты — пожалуйста, работай. Заниматься только этим, с одной стороны, комфортно, но ты развиваешься все меньше и меньше. И в карьере получается тупиковая ветвь. Все нравится, знание региона позволяет комфортно делать бизнес, но ты не развиваешься ни карьерно, ни технически в плане прокачки навыков.

Перемены — это всегда тяжело. Когда я приехал на Урал, тоже было непросто: незнакомый город, семья и друзья в Москве, поддержки нет, все не такое, как там. Иногда должно пройти время, полгода, год или даже больше, и ты скажешь: «О, я так правильно сделал, что переехал!». Важно понимать это сразу и не бояться перемен. 

В Райффайзенбанке тоже есть такие перемещения людей: один коллега уехал в Москву, другой — в Санкт-Петербург, на интересные позиции. Но первые недели, даже полгода у них мысли: «Я хочу вернуться на Урал». Через год это проходит: «Да, я правильно сделал, что уехал, здесь у меня уже другой уровень, ставлю перед собой новые горизонты». Первое время надо пережить: все новое — это достаточно тяжело. 

Иногда некоторые люди, может, даже сознательно загоняют себя в стресс, видят несколько перспектив, но выжидают паузу, расширяют свой кругозор, а потом уже принимают решение. Если ты не работаешь, у тебя нет дохода, любое движение будет шагом вперед — принимать решение проще. 

И потом, когда ты берешь карьерную паузу, о тебе узнают все. В обычном случае ты видишь только одно предложение и уже принимаешь его или нет, а при паузе узнают, что ты открыт, и порой поступают совершенно неожиданные варианты. До этого люди, может, даже стеснялись: у тебя же все хорошо, ты вряд ли захочешь переехать, перейти в другую сферу. А когда ты свободен, это самое подходящее время по крайней мере попробовать тебя позвать. 

Порой люди, чтобы сделать карьеру, работают в режиме многозадачности и не выключаются ни ночью, ни на выходных. Моя практика, а сейчас и научные исследования, показывают, что это как раз путь в обратную сторону — никакую карьеру ты не сделаешь, а наоборот, очень быстро перегоришь.

Продвинутые организации стараются создавать комфортные условия для работы:  гибкие часы, возможность работать дистанционно, свободный дресс-код. Когда у тебя в офисе есть спортзал или место, где ты можешь спокойно посидеть-подумать, это делает атмосферу более домашней и в то же время продуктивной. 

Сейчас в тренде модель Agile-организаций, там нет такой жесткой иерархии руководителя и подчиненного. Все делают свое дело, подчиненный по сути сам выбирает, как часто он будет общаться с руководителем. А руководители выполняют в том числе функции коучей, интеграторов бизнесов, а не директивно ставят задачи и вызывают отчитываться. Все сотрудники находятся на нормальной ступени самосознания, чтобы понять, имея планы и KPI, что надо делать, чтобы достичь показателей. Отсутствие жесткой иерархии способствует тому, что энергия тратится непосредственно на работу, а не на то, чтобы думать, почему руководитель на меня косо посмотрел. «Работай головой, а не 8 часов» — вот лозунг таких организаций (в том числе нашей). И не так важно, где и когда ты работаешь. У многих, кстати (в том числе и у меня), лучшие мысли и решения приходят глубокой ночью или под утро.

Почему иногда важно сделать карьерную паузу? В моем случае она была очень важна для самооценки. Для того чтобы выйти за пределы банка, почувствовать себя свободным и независимым, в другой роли, посмотреть, что вообще происходит в мире. 

Простой переход с одной работы на другую был бы не так интересен — я бы ничего не увидел, не узнал, не ощутил себя в этой ситуации, когда после 26 лет непрерывной работы (со второго курса Финансовой Академии) уходишь из крупной корпорации. Не буду скрывать, получал и рассматривал разные предложения из разных сфер. И время, когда ты, казалось бы, можешь отдохнуть, было очень разнообразным и напряженным: я пообщался с огромным количеством людей и здесь, и в Москве, и в Европе. Представил себя в разных ролях, и у меня были интересные предложения — причем в совершенно разных сферах, не только банках: и в девелопменте, и в образовании. Но «Райффайзен-Лизинг»  был наиболее знакомым и понятным. Я знаю, как работает банк, знаю людей и они знают меня, мои слабые и сильные стороны — в этом одно из моих конкурентных преимуществ. 

В банке мне очень импонировала философия комфортного предпринимательства. Это когда организация движима в повседневном бизнесе не руководителем, а осознанным взаимодействием саморегулируемых юнитов, отвечающих за продажи, продукты, внутренний сервис. У продавцов свои планы по доходам и рентабельности, у сервисных подразделений — свои цели по оказанию качественных услуг, за которые платит бизнес (и точно знает, сколько платит). Бизнес-юниты конкурируют за ресурсы: чем рентабельнее их бизнес, тем больше ресурсов они получают. У сервисников — конкуренция за качество: если сервисом бизнес не доволен, его могут и на аутсорс отдать. И бизнес, и сервисные KPI оцифрованы в четкой и понятной системе метрик. Эта модель работает в атмосфере принятых всеми ценностей, которые являются не красивыми словами, а скорее ограничителями, переступать за которые не может ни рядовой сотрудник, ни член правления.

Именно эту культуру я внедряю в «Райффайзен-Лизинге», и это одна важнейших ролей первого лица. На фоне других классических менеджерских функций (бюджетов, продаж, управления персоналом, PR) я выделю еще одну очень важную — цифровизация компании. Это касается и процессов, и продаж. Давайте разберем это на примере розничного лизинга. 

«Порой важно сделать карьерную паузу для самооценки. Время от времени придется обнуляться» 1

Предположим, компания хочет купить в лизинг автомобиль для директора. (Почему в лизинг, а «не на свои» или не в кредит — тут может быть несколько причин, от скидок, которые может предложить лизинговая компания, и налоговых льгот, до нежелания увеличивать кредитную нагрузку). Сравнив ценовые предложения в сетевом маркетплейсе, предположим, клиент выбирает нас. Не столько из-за цены (хотя этот параметр очень важен), сколько, скажем, из-за надежности, технологичности, скорости. Клиент заполняет короткую анкету, и через 5 минут же получает онлайн готовое предложение и договор на подпись.

Что произошло за эти 5 минут? Очень многое: робот подкачал по ИНН данные из публичных ресурсов, провел анализ по скоринг модели, проверку по системам безопасности и комплаенс, получил данные из бюро кредитных историй, одобрил заявку и прислал документацию для подписания электронной подписью. Осталось только подписать и выбрать вариант отгрузки автомобиля. Все.

Люди в этом процессе практически не нужны, за исключением цифровых маркетологов и разработчиков, работающих, например, на удаленке. А правильно выстроенный бизнес может масштабироваться по экспоненте.

Корпоративный бизнес сделать полностью цифровым сложно: в части выявления потребности, продажи и принятия решения человек все-таки нужен. Плюс все еще существует бюрократия в госорганах, требующих документы «с печатью». И полная диджитализация здесь произойдет нескоро. Но никто не мешает делать ее по шагам. Например, можно просто отсортировывать клиентов с хорошим рейтингом и делать им автоматическое предложение. Можно всех перевести на электронный документооборот, тогда и сотрудников в офисе потребуется значительно меньше. И никакие карантины работе не помеха.

Лизинговая компания Райффайзенбанка по объему бизнеса похожа на уральский региональный центр банка. Но масштаб задач, которые я сам и мои коллеги ставят передо мной, очень сильно отличается.

Большой брат в виде Москвы тебе не поможет, здесь Москва — это ты сам.

Акционеры ставят глобальные цели прибыли, и ты сам определяешь, как будешь двигаться к ее достижению в ближайшие несколько лет. Работая по классическому шаблону, просто усилив отдел продаж или увеличив штат сотрудников, этих целей не достичь. Чтобы увеличивать долю рынка и количество клиентов, нужны цифровизация, диджитал-маркетинг, цифровой продукт. Да и это не цель, достигнув которую, можно почивать на лаврах. Если хоть на минуту остановился и не придумываешь что-то новое, тебя тут же скопируют, съедят конкуренты. 

Конкуренция в лизинге серьезная, хотя по моим ощущениям она ниже, чем в банковском секторе. Это видно по косвенным вещам: в банках практически нет кредитных брокеров в корпоративном бизнесе. В корпоративном же сегменте лизинга компании часто прибегают к помощи брокеров, а комиссии у них немаленькие, до 2%. Чего и близко нельзя представить в кредитовании. Плюс на рынке много успешных региональных компаний, пока еще «не съеденных» федералами.

Как понять, что точно пора менять должность, если работаешь давно и все устраивает?

Раньше я мечтал быть региональным директором, первым человеком в регионе, иметь свободу действий. И когда ты это реализуешь, из этой комфортной среды себя очень сложно выбить.

Я ставил себе сроки: открою филиал, проработаю на Урале года три и вернусь. Потом — пять лет. Потом — 10. А затем понял, что не вернусь по своей воле уже наверное никогда. А тут банк мне помог это исправить.

Нужно находить время абстрагироваться, выходить из рутины, строить видение своей карьеры и жизни. Проблема нашего века в том, что сегодня твои компетенции могут быть востребованы, а завтра вообще нет, даже если ты будешь упорно прокачивать, развивать имеющиеся навыки. Cегодня длинный стаж в профессии — зачастую отрицательный фактор. А многие профессии уходят в прошлое или становятся неузнаваемыми. Сменить за жизнь несколько профессий скоро будет нормой. Время от времени придется «обнуляться». И в мои 45 это сделать проще, чем в 55.

Если ты слишком долго чем-то занимаешься, спроси себя: будет ли это востребовано через 2-3 года? Если нет, нужно решаться на перемены. Сейчас надо думать вперед хотя бы на пару лет — даже не на пять, потому что уже сложно прогнозировать на такой срок. 

Мысли про собственное дело у меня были всегда. Правда раньше их было больше, чем сейчас. Надо понимать, что в своем бизнесе рисков больше, а порой так хочется жить в гармонии, иметь peace of mind. Сейчас у нас фактически нет обществ с ограниченной ответственностью, владелец бизнеса в реальности несет неограниченную, субсидиарную, если что-то пошло не так — примеров много. И чем дальше в жизни, чем больше твой багаж, тем больнее его терять. 

Второй момент: надо понимать, что с потребительским платежеспособным спросом сейчас не очень. Мы видим, что малый бизнес сейчас не процветает, скорее наоборот. 

И в-третьих, очень важна идея. В сфере услуг В2C очень большая конкуренция, и в классическом ее понимании почти все занято. Есть компании B2B, которые работают с госструктурами — там большая зависимость от связей и, скажем так, дополнительных мотиваций, что мне не очень интересно. 

Перспективное направление — цифровой бизнес, который легко масштабируется. Сейчас много таких примеров: ты создаешь стартап, выявляющий потребность, о которой никто и не подозревал. Допустим, сервис, который упрощает оплату счета в ресторане: пришел в заведение, сделал заказ, проверил, все ли верно принесли, оставил чаевые, получил за это бонусы... Такие небольшие фишки спустя некоторое время можно монетизировать, можно искусно продать. Если бы у меня была на поверхности такая идея и своя команда разработчиков, я бы поработал в этом направлении.

Здоровье, питание, медитации, дети, образование — вот популярные масштабируемые бизнесы сегодняшнего дня, не требующие запредельных вложений (в отличие, например, от маркетплейсов), которые можно вести за ноутбуком. В них очень важен личный бренд, продвижение в цифровом пространстве, положительный клиентский опыт. И надо всегда, в каждый момент времени, четко понимать свое ценностное предложение, что-то менять, дорабатывать, корректировать, креативить, ориентируясь на постоянно меняющиеся клиентские предпочтения. Поставить такой бизнес в положение автопилота не получится, сейчас все копируется на раз-два.  

Несмотря на вышесказанное, начинать свой бизнес никогда не поздно. В мире есть много примеров успешных стартапов, которые делали люди в 50-60 лет. Конечно, здесь очень важна команда партнеров, инициативных и креативных людей, которые близки по духу. Психологически одному нести ношу своего бизнеса достаточно тяжело. С партнерами гораздо проще, хотя там есть разные тонкости — это должны быть надежные и проверенные люди. Когда что-то идет не так или, наоборот, идет очень хорошо, наступает момент истины.

Порой из-за противоречий партнеров, желания одного выйти, а другого — довложить денег в трудную минуту, загибается очень хороший бизнес. И не просто загибается, а все дружно попадают на «субсидиарку». Один, ничего не теряя, спокойно уходит в «банкротство», а у другого семья, дети, недвижимость — он платит за себя и за того товарища. Я видел достаточно таких примеров на Урале…

Скажу еще такую вещь: некоторые мои друзья огорчились, узнав, что я остаюсь в корпоративном бизнесе. Они ждали, что я, может, вместе с ними, займусь чем-то своим, интересным, начну работать на личные цели. 

Про тайм-аут и отпуск в Антарктиде

Перерыв у меня был пару месяцев — за это время я посетил Аргентину, Антарктиду и Чили. Первую страну я пролетел и проехал почти всю: на севере красивые места, водопады Игуасу, интересный город Буэнос-Айрес, который находится на реке, разливающейся до ширины моря. Патагония — огненная земля, которую назвали так из-за индейцев, жгущих костры. Пролив Дрейка, который преодолел на экспедиционном судне — из самого южного города Южного полушария до самой северной точки Антарктиды. Это очень сложный пролив, потому что там всегда бушуют штормы. Смотрел фильмы, как еще лет 50 назад его преодолевали на парусных судах — раньше люди были сделаны из металла, а не суда. Суда были из дерева.

На Антарктиде я провел несколько дней, в том числе посетил российскую станцию Беллинсгаузена. Антарктида впечатляет своей нетронутостью и тем, как оберегается от воздействия человека. На выходе с судна тебя буквально пылесосят. А у ребят на станции нет и мысли о том, чтобы попробовать пингвина или даже рыбу (по крайней мере, так говорят) — любое вмешательство в экосистему строго запрещено. Непуганые птицы гуляют под ногами, не ожидая никаких съедобных подачек.   

Очень интересный состав среди участников экспедиции. 70 человек —  из разных стран, в основном США и Японии, часть из Европы и остальной Азии. В замкнутом пространстве ты так или иначе со всеми общаешься и практически всех знаешь. Там, как правило, продвинутые туристы, из абсолютно разных сфер. Как правило, туда едут искушенные люди, которые уже везде были, поэтому с ними можно найти очень много тем для обсуждения — и по бизнесу, и по путешествиям. Мой сосед Роб оказался известным журналистом и спортивным комментатором на Fox TV.

Все это хорошая возможность переключиться и посмотреть на вещи под другим углом. Когда ты находишься где-то далеко и не привязан к работе, когда ты заперт в шторм в каюте, без связи и интернета — это самые благоприятные условия, чтобы порефлексировать и понять, что тебе нужно, куда ты хочешь двигаться в будущем. И когда ты не просто переходишь с места на место, а берешь перерыв и уезжаешь далеко, тебе в голову приходят очень интересные мысли. Но важно не засидеться: а то понравится и не захочется возвращаться.

Была и цифровая детоксикация: теоретически какой-то еле работающий интернет был, но я сознательно его не покупал. Однажды я был с друзьями в Северной Корее, где его и приобрести нельзя. Целую неделю мы были счастливы, а потом, когда на границе с Южной Кореей он случайно появился, все засели за телефоны и потом еще полдня каждый был сам в себе. Когда у тебя нет сети и нет возможности ее включить, это дает расслабление, которого многие люди сейчас лишены. И у тебя появляется редкая сейчас возможность полноценно общаться с друзьями, близкими, детьми. Временами уезжать туда, где нет связи, в нашем загруженном цифровом мире очень полезно.

Материал подготовил Андрей Пермяков / DK.RU

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге дали старт самой главной и дорогой мегастройке ближайших летВ Екатеринбурге дали старт самой главной и дорогой мегастройке ближайших лет
    84 863
  • На ЕКАД начали строить последнюю развязку. Когда замкнется долгожданная кольцевая дорога?На ЕКАД начали строить последнюю развязку. Когда замкнется долгожданная кольцевая дорога?
    47 301
  • «РФ останется без программистов». Касперская предупреждает Мишустина о кризисе в отрасли«РФ останется без программистов». Касперская предупреждает Мишустина о кризисе в отрасли
    22 701
  • Экологическая катастрофа в Норильске, Лукашенко отправил кабмин в отставку. Главное 3 июняЭкологическая катастрофа в Норильске, Лукашенко отправил кабмин в отставку. Главное 3 ...
    18 405
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.