Подписаться
Курс ЦБ на 29.03
92,26
99,70

Списание издержек обращения торговых организаций

 Торговые организации формируют себестоимость (издер-   жки обращения) на основе Методических рекоменда-   ций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в из-   держки обращения и производства,

Налогообложение прибыли торговых организаций зависит от величины издержек обращения, списанных на реализованные товары. Завышение суммы затрат, отнесенных на реализацию, неизбежно вызовет занижение прибыли, полученной предприятием. В результате этого налог на прибыль будет исчислен в меньшем размере. Чтобы этого не допустить, торговая организация должна соблюдать два условия: включать в издержки обращения только те затраты, которые разрешены действующим законодательством, и правильно рассчитывать сумму расходов, подлежащих списанию на реализацию в отчетном периоде.

 Торговые организации формируют себестоимость (издер-
  жки обращения) на основе Методических рекоменда-
  ций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в из-
  держки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее – Методические рекомендации). Однако указанный документ, согласно письму Минюста России от 22.02.99 № 07-379, носит рекомендательный характер, и опираться на него следует лишь тогда, когда возникают специфические затраты, свойственные торговой деятельности. Поэтому включая те или иные затраты в издержки обращения, следует руководствоваться прежде всего Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (в редакции от 12.07.99, далее – Положение о составе затрат).

Отнесение расходов на издержки обращения
На издержки обращения могут быть отнесены только расходы, имеющие производственное назначение, т. е. связанные с процессом приобретения и продажи товаров.

Транспортные расходы
В себестоимости любой торговой организации значительную часть составляют транспортные расходы. Они бывают связаны как с транспортировкой товаров, приобретенных у поставщика, так и с доставкой товаров потребителю. К транспортным расходам можно отнести оплату услуг по перевозке товаров, оказанных сторонними организациями. Кроме того, в эти расходы включается плата за погрузку и выгрузку продукции, плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.д., стоимость материалов, используемых при транспортировке (например, стоимость стеллажей, стоек, утепляющих материалов – соломы и опилок).
На основании счета и счета-фактуры транспортной организации в учете предприятия торговли делаются следующие проводки:
Д44-К76 – отражена стоимость транспортных услуг без налога на добавленную стоимость;
Д19-К44 – учтен НДС со стоимости транспортных услуг.
После того как услуги сторонней организации будут оплачены, НДС, учтенный на сч.19, принимается к зачету из бюджета:
Д76-К51 – оплачены услуги транспортной организации;
Д68 (субсчет «НДС»)-К19 – оплаченный НДС принят в уменьшение платежей в бюджет.
По желанию торговой организации расходы по транспортировке приобретенных товаров могут быть включены в покупную стоимость этих товаров, что установлено п.2.2 Методических рекомендаций и п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н (в редакции от 30.12.99).
Включение транспортных расходов в покупную стоимость товаров отражается в учете следующей записью:
Д41-К76 – отражена стоимость услуг транспортных организаций;
Д19-К76 – учтен налог на добавленную стоимость со стоимости транспортных услуг.
Данный способ учета транспортных расходов, зафиксированный в учетной политике торговой организации, влияет на сумму «оборотных» налогов, исчисляемых с разницы между продажной и покупной ценами товаров. Так, сумма налога на пользователей автодорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы будет меньше, если покупная стоимость товаров будет увеличена на сумму транспортных расходов.
Чтобы облегчить процесс формирования фактической себестоимости товаров, которая складывается из всех фактических затрат по их приобретению (включая транспортные расходы), целесообразно использовать сч.15 «Заготовление и приобретение материалов».
Транспортные расходы, произведенные силами самого предприятия с использованием собственного транспорта и персонала, отражаются в учете следующими записями:
Д44-К70, 69, 02, 10 и пр.
При этом выделить из общего фонда оплаты труда часть заработной платы водителей и грузчиков, приходящуюся на доставку конкретной партии товаров, зачастую невозможно. То же можно сказать и об отчислениях на амортизацию транспортного средства (особенно, если оно используется не только для перевозки товаров). Поэтому с практической точки зрения включить в покупную стоимость транспортные расходы, произведенные собственными силами, очень сложно.
Включая транспортные расходы в издержки обращения, следует обратить внимание на условия договоров с поставщиком (при приобретении товаров) и с покупателем (при продаже товаров). Так, если договором установлено, что расходы по перевозке товаров несет другая сторона, торговая организация не имеет права включить эти расходы в свою себестоимость. Если же, несмотря на условия договора, организация была вынуждена оплатить услуги по перевозке, то она вправе потребовать от контрагента возмещения понесенных расходов.

Расходы на сигнализацию и
противопожарные мероприятия
Пункт 2.5 Методических рекомендаций предусматривает, что на издержки обращения могут быть отнесены расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств и расходы на проведение противопожарных мероприятий.
Подп.«ж» и «и» п.2 Положения о составе затрат также позволяют включать в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы, связанные с содержанием и обслуживанием средств сигнализации, и затраты некапитального характера на устройство и содержание сигнализации.
Иными словами, на себестоимость (издержки обращения) могут быть отнесены только текущие затраты, т. е. затраты на эксплуатацию средств сигнализации (ремонт, техническое обслуживание, профилактика и т. д.).
Расходы по монтажу пожарно-охранной сигнализации (приобретению и доставке материалов, установке сигнализации) следует рассматривать как капитальные вложения, которые отражаются на сч.08. При вводе систем пожарной сигнализации в эксплуатацию расходы по доставке, монтажу и установке учитываются в составе их первоначальной стоимости по дебету сч.01 «Основные средства» и не могут быть отнесены к затратам, включаемым в себестоимость продукции.

Расходы на хранение, подработку,
подсортировку и упаковку товаров
В состав этих расходов, типичных для предприятий торговли, включается фактическая стоимость материалов, потребленных при подработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров. Для этих целей обычно используются оберточная бумага, полиэтиленовые пакеты, клей, шпагат, гвозди, стружка, опилки и т. д.
Приобретая их, многие предприятия списывают их стоимость непосредственно на издержки обращения. Однако это не совсем правильно, поскольку такой порядок не позволяет контролировать использование и сохранность материалов.
Подобные расходные материалы первоначально следует учитывать на сч.10 «Материалы» в сумме фактических затрат на их приобретение. Поступление материалов отражается следующими записями:
Д10-К60 – отражена стоимость материалов согласно документам поставщика;
Д19-К60 – учтен НДС со стоимости поступивших материалов.
Расходные материалы выдаются по требованию продавцам, работникам склада и другим лицам, непосредственно занимающимся упаковкой, фасовкой и сортировкой товаров. При этом делается учетная запись:
Д44-К10 – отражена стоимость выданных расходных материалов.

Проценты за пользование кредитом
Согласно подп.«с» п.2 Положения о составе затрат, в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением средств, полученных на приобретение основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов). Но эти затраты принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта. Оплата процентов по просроченным кредитам не включается в себестоимость и покрывается за счет нераспределенной прибыли предприятия.
Также предприятия вправе учитывать в составе себестоимости проценты по коммерческим кредитам и проценты по заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым заемщиком для осуществления операций лизинга.
Аналогичные нормы содержатся и в Методических указаниях. Хотелось бы обратить внимание на нестандартную ситуацию: предприятие использует кредит банка для покупки векселей третьих лиц.
Приобретение ценных бумаг, согласно п.43 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, является финансовым вложением. Положение о составе затрат установило ограничения для включения процентов за кредит в состав издержек обращения. Включать или не включать эти проценты в себестоимость — зависит от целей, на которые используются заемные средства. Если кредит выдан на приобретение внеоборотных активов, то проценты по нему не могут включаться в себестоимость.
Ценные бумаги (финансовые вложения) со сроком погашения, превышающим 12 месяцев, признаются долгосрочными финансовыми вложениями, которые относятся к внеоборотным активам и отражаются в соответствующем разделе бухгалтерского баланса.
Если же срок погашения векселя не превышает 12 месяцев, то такую ценную бумагу следует отнести к краткосрочным финансовым вложениям, которые, в свою очередь, относятся к оборотным активам. Таким образом, на проценты за кредит, использованный для приобретения краткосрочных векселей, не распространяется ограничение, установленное Положением о составе затрат. По нашему мнению, ценная бумага (вексель) со сроком погашения более года, но приобретенная незадолго до наступления срока ее погашения (например, за 8 или 10 месяцев), также является для покупателя краткосрочным финансовым вложением.

Списание издержек обращения
Итак, по дебету сч.44 «Издержки обращения» накапливаются суммы расходов, которые отнесены на указанный счет в соответствии с Методическими рекомендациями и Положением о составе затрат. В конце отчетного периода эти суммы списываются в дебет сч.46 «Реализация продукции (работ, услуг)» полностью, кроме сумм тех издержек, которые необходимо распределить между реализованными товарами и остатком товаров на конец отчетного периода.
Согласно п.2.18 Методических рекомендаций, такому распределению подлежат транспортные расходы и расходы по оплате процентов за банковский кредит. Все остальные затраты (заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, амортизация основных средств и др.) списываются на реализацию в полной сумме. В связи с этим организация торговли должна учитывать транспортные расходы и расходы по оплате процентов за кредиты отдельно.
Рассмотрим порядок списания и распределения издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами.

Пример.
Сумма транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, на начало месяца составила 1300 руб. В отчетном месяце на сч.44 были учтены следующие затраты:
- заработная плата работников – 11000 руб.;
- отчисления во внебюджетные фонды – 4235 руб.;
- плата за аренду – 15000 руб.;
- транспортные расходы – 4500 руб.;
- проценты за пользование банковским кредитом – 9000 руб.;
- рекламные расходы – 3200 руб.;
- прочие расходы (информационные услуги и услуги связи) – 1800 руб.
В отчетном месяце реализовано товаров на сумму 424000 руб. Остаток товаров на конец месяца составил 97000 руб.
Определим сумму издержек обращения, приходящихся на остаток нереализованных товаров.
1. Сумма транспортных расходов и расходов по оплате процентов на начало месяца и произведенных за месяц составляет: 1300 + 4500 + 9000 = 14 800 руб.
2. Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца составляет: 424000 + 97000  = 521000 руб.
3. Определим средний процент издержек обращения к общей стоимости товаров: 14800 : 521000 = 0,028 (или 2,8%).
4. Сумма издержек обращения, относящихся к остатку нереализованных товаров, равна: 97000 х 0,028 = 2716 руб.
Транспортные расходы и расходы по оплате процентов подлежат списанию на сч.46 в сумме: 14800 – 2716 = 12084 руб.
Помимо этих расходов, в дебет сч.46 списываются другие издержки обращения в сумме: 11000 + 4235 + 15000 + 3200 + 1800 = 35235 руб.
В учете делается проводка:
Д46-К44 – списаны на реализацию издержки обращения: 35235 + 12084 = 47319 руб.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.