Подписаться
Курс ЦБ на 25.11
75,81
89,89

СМИ Екатеринбурга: сегодняшний расклад

Господа желающие в губернаторы, в мэры (а за ними, ви-  димо, подоспеет кое-кто из потенциальных думцев) об-  заводятся не просто, как бывало, предвыборными газетками, а стремятся к созданию свое

Екатеринбургский рынок СМИ вступает в новый год не без потерь. Аналитиков волнуют не потери как таковые даже, а отсутствие серьезного позитивного продвижения вперед. Тема позиционных боев, особенно на участке газетной периодики и в телевещании, будоражила почтенную публику до самого момента развешивания игрушек на новогодние елки. Изменения расклада на рынке масс-медиа вызвал год выборов “нового” (эвон как тонюсенько капнул на электоральные мозги исполнитель одной из уже начавшихся предвыборных рекламных кампаний!) губернатора и думцев, очевидно, тем более новых. Оно и понятно, ведь как говорится: кто выборам рад — тот накануне... Обновление рынка выразилось, во-первых — в обычном для момента политическом прилипании целых журналистских коллективов (очевидно, в другой момент это можно было бы назвать иначе, например, сменой ориентиров) и во-вторых — в создании новых медиа-средств.

Господа желающие в губернаторы, в мэры (а за ними, ви-
 димо, подоспеет кое-кто из потенциальных думцев) об-
 заводятся не просто, как бывало, предвыборными газетками, а стремятся к созданию своего рода “Публично-информационных домов”. И этот процесс будет только набирать силу. Вполне естественно, что позиции ныне действующего губернатора Эдуарда Росселя отражают и укрепляют “Областная газета” и “Областное телевидение” (правда, ситуация вокруг “Обл-ТВ” остается конфликтогенной из-за несогласованных действий учредителей и претензий облдумской оппозиции). Вынашивает свой новый печатный орган движение “Преображение” вместо почивших одноименного журнала и газеты “Республика”.
Ныне действующий мэр Екатеринбурга добавляет к “41 каналу”, радио “Студия Город”, “Екатеринбургской неделе” и “Главному проспекту” газеты “Уральский рабочий” и “Вечерний Екатеринбург”. Оформление сделки затянулось и успело уже не раз взбудоражить интересующуюся публику. Ведь продолжительное время старейшая из местных газет “Уральский рабочий” (год назад перешагнула 90-летние) под угрозой финансового краха балансировала между двумя огнями — областной и городской властями. Наблюдателей волновали то информационные бомбы о включении “Уральского” и “Вечерки” в большой областной медиа-холдинг (в прессе проскальзывало, что счета на бумагу для “Уральского рабочего” оплачивало “Областное телевидение”), то призрачные интересы скупщиков из большого бизнеса. У “Вечерки” катаклизмы протекали в более мягкой форме, скорее всего ввиду природной ориентации на “город”.
Оба приобретения, различаясь по географии читательской аудитории, сходны по читательскому составу: это люди пожилого возраста. С точки зрения логики предвыборной кампании, приобретение явно по “сходной” цене можно считать просто подарком — конечно же, первыми к урнам и на сей раз поковыляют обязательные старички. Ждать от традиционных газет значительных прорывов не приходится: да, деньги появились, а вот, к элементарному такому примеру, когда еще все журналисты овладеют компьютерной грамотностью? Разве что только конкурентный мотив самым что ни на есть конкретным образом будет заложен в условия бюджетной подпитки. Ведь не только читательская любовь, но и лозунг “догнать и перегнать” помог вдвое поднять тираж относительно “новой” “Областной газеты” выше уровня “будничного” (без телепрограммы) тиража “Уральского рабочего”.
Время же для осмысления реальной рыночной нужды в газете “нового типа” и соответствующих интеграционных процессах настанет не раньше как после массированного предвыборного промывания мозгов, хлестания “ветвями” власти и проливания предвыборного “золотого дождя”.
Из вновь созданных изданий обращает на себя внимание своей скандальностью (как внешней, так и внутренней) и задиристостью (будем надеяться, что не всех задерет) газета “Вечерние ведомости”, появившаяся при финансовой поддержке директора торговой системы “Супермаркет “Кировский” Игоря Ковпака. При всех своих концептуальных и журналистских минусах она, по нашим оценкам, сразу дала фору аналогичным изданиям еще двух известных народных избранников: “Новая городская газета” Валерия Язева и “Новая хроника” Евгения Зяблицева.
Вообще, вся пресса явно стремится к рассредоточению на два больших блока: рыночные информационные структуры и ангажированные политагитки на случай выборов. Как видим и видели уже не однажды, последних хоть пруд пруди (вот, кстати, и мэр Чернецкий назвал предстоящий год в этом отношении годом больших соблазнов для прессы): этих последних отличают реальные шансы вымереть после выборов сразу, если ставка была сделана на проигравшего, и спустя время, если “они” выиграли. Из “рыночной” группы в Екатеринбурге по-прежнему действуют и ускоряют развитие два медиа-холдинга.
Первый — компания “4 канал” (ген. директор Игорь Мишин). Включает 4 канал, 51 канал, газета “Подробности”, газета “4 канал + все ТВ”, радио “101”, “Русское радио”, рекламное агентство “Телец” и... известные взаимозависимости с “Мост-Медиа” (Москва, г-н Гусинский).
Второй — “Абак-пресс” (ген. директор Алексей Харитонов): журналы “Пульс цен”, “Деловой квартал”, “Директор”, “Я покупаю”, “Наша газета”, типография офсетной печати “Фабрика цвета”, рекламное агентство “Штольцманъ и Кац”, “Продюсерский центр 55”, другие предприятия и... опора на уральский реальный бизнес.

Ушедший год принес перемены на местном телерынке.  Вообще рассказ о телевидении принято с гордостью начинать следующим образом: Екатеринбург по праву может претендовать на звание одного из самых «многоканальных» городов России. И то правда, аж 13 телеканалов! Будет где разгуляться кандидатам в предвыборные деньки!
Первый канал — он, как говорится, и в Африке первый. Никаких кардинальных изменений с ним за прошедший год не случилось, если не считать недавнего «наезда» с банкротством. Впрочем, кончилось все благополучно, и ОРТ вещает, как вещало. Для жителей Свердловской области новостью стало появление местной рекламы и местной же бегущей строки на ОРТ. Но в общем, этого и следовало ожидать — крепко задолжав местным связистам-ретрансляторам, ОРТ отдало эти лакомые кусочки им на откуп, а те передали их дальше — рекламной группе «Телец». Так что теперь можно развлекаться, выключая звук во время выступления Президента и воображая, что «продам запорожец после аварии, звонить Вовану» — это и есть транскрипт его речи.
Следующий метровый канал — РТР и СГТРК в одном флаконе, точнее — на одной частоте. На СГТРК в марте произошло событие, ставшее за последнее время вполне рутинным — очередной раз в руководящей должности был восстановлен непотопляемый Владимир Костоусов. На сроки его следующих снятий-восстановлений букмекерам уже впору принимать ставки. Ну, а насколько частая смена руководства на пользу компании, каждый может убедиться, включив соответствующую кнопку на телевизоре. В последнее время СГТРК упорно пытаются «втащить» в общероссийский холдинг, что может в конечном итоге привести к резкому сокращению времени ее вещания.
И последний метровый канал (по крайней мере, пока) — «десятка». Контролируется он группами Евгения Зяблицева и Олега Долганова, имеет там влияние и ЛУКойл (он же — хозяин сетевого партнера «десятки» — REN-ТВ). Особых подвижек или изменений за последний год на «десятке» не наблюдалось. Прочие каналы, ассоциирующиеся с именем Евгения Зяблицева (НТТ на 31-м ДМВ и «Центр ТВ Урала» на 47-м ДМВ), также резких движений на протяжении года не совершали. Работали вполне ровно, и ни провалов, ни стремительных взлетов с их стороны не наблюдалось. Может быть, копили силы к выборам?
Весной на принадлежавшем первоначально СГТРК 24-м ДМВ-канале появилась новенькая с иголочки телекомпания “ОблТВ”. Некоторое время компания вещала с сомнительными юридическими основаниями (почему-то лицензия была оформлена не на само ОблТВ, а на областное правительство, которому вообще-то другими делами заниматься положено), но со временем казус благополучно устранили. Впрочем, тяжба за частоту вяло продолжалась весь год. Сегодня компания успела распространить зону вещания на полдюжины городов области. Сетевым партнером ОблТВ стала московская компания «ТВ Центр», структура, подконтрольная Юрию Лужкову.
26-й и 51-й каналы входят в медиа-холдинг «Четвертый канал», в свою очередь входящий в зону влияния группы «Медиа-МОСТ». Сетевые партнеры, соответственно — ТНТ и НТВ. Из событий прошлого для «четверки» главное, конечно, — продажа в конце 1997 г. контрольного пакета холдинга «МОСТу». А если попытаться заглянуть в будущее — НТВ время от времени поговаривает об открытии собственного вещания в Екатеринбурге на метровой частоте. Тогда перспективы 51-го канала могут оказаться, мягко говоря, невнятными. Впрочем, официальных заявлений на этот счет не было, и информация гуляет главным образом в виде слухов.
Другому старожилу местного телевещания, АСВ, в этом году было не до стремительного развития. Практически весь год не прекращалась жестокая война с налоговиками, из которой телеканал-таки вышел победителем. Сколько это отняло сил и средств, известно только руководителям компании, — но наверняка немало.
Ситуация с телекомпанией АТН (34-й ДМВ-канал) на протяжении года поменялась довольно серьезно. Прежде всего, у АТН сменился сетевой партнер. Вместо СТС, канал теперь транслирует МTV. Звучит, что и говорить, солидно, но аудитория телекомпании при этом полностью поменялась. Вместо армии скучающих домохозяек, которые могли часами поглощать сериалы СТС, обильно сдобренные рекламной накачкой, АТН приобрел еще не достигших электорального возраста и относительно безденежных любителей рэйва и почитателей Бивиса и Баттхеда. При этом с АТН исчезло несколько вполне рентабельных программ, которые вместе со своими создателями эмигрировали на «Студию 41». Остались новостные информационные блоки, которые, хотя и делаются вполне профессионально, смотрятся несколько чужеродно на фоне прочей тинейджерской субкультуры.
Подобные резкие перемены, естественно, не могли не вызвать волны слухов вокруг телекомпании. Например, поговаривают, что канал может скоро сменить хозяина (в настоящее время его контролирует Владимир Фролов, «Северная казна»), и даже называется имя наиболее вероятного покупателя — Валерий Язев (корпорация «Ява»). Разумеется, никаких официальных подтверждений этому не существует.
Зато сильно прибавил в весе холдинг «Студия 41», к которому принадлежит и РТК-29. К слову сказать, эти две компании сжились настолько прочно, что их впору называть 70-м (41+29=70) каналом. Общая эфирная служба, одни и те же фамилии в руководстве, расположение на соседних этажах....
Холдингу удалось приобрести то, что потерял АТН. «Студия 41» получила несколько рейтинговых программ, а РТК — хорошего (и главное в этом году — электорально перспективного) партнера в лице СТС. Холдинг подчеркнуто поддерживает мэра Аркадия Чернецкого, а в числе контролирующих холдинг структур называют (кроме городской администрации) «Атомпромкомплекс», Екатеринбургский мясокомбинат и др.
И наконец, на частоте 37 ДМВ вещает Эра-ТВ, «канал, который гуляет сам по себе». За последнее время он заметно окреп, по крайней мере в техническом отношении — более мощный передатчик расширил зону уверенного приема.

Никаких явлений в сфере газетно-журнальной периодики, не связанных с подготовкой к нагнетанию предвыборных страстей, к сожалению, не произошло. Наверное, не стоит объяснять, что газеты “Карьера” или “Потребитель” и проч. вызывают уже по своему содержанию сомнения в их рыночной стойкости.
Пресса “желтой” ориентации пришла из Москвы, судя по всему, всерьез и надолго: это прежде всего “Московский комсомолец-Урал” и “Местное время”. Особенно очевиден успех на почве сплетне-сексуально-криминально чтива “МК-Урал” с его уральским тиражом 40 тыс. экз. Эта же газета являет и редкое исключение из того правила, когда местные вкладыши, присоседившись к раскрученным московским изданиям, разительно отличаются от своих патронов.
На ниве массовых газет с программой телепередач перемены незначительны: “4 канал + все ТВ” (ТВ-пресс) опережает по тиражу “Теленеделю” (РИА “Комсомольская правда-Урал”). “Ва-банк” и “В каждый дом” (РИА “Комсомольская правда-Урал”) удержали тиражи после 17 августа. “Наша газета” (Абак-пресс) нарастила тираж до 353 тыс. экз. и предполагает переход на новую содержательную модель.
Потери тоже есть. Кому-то не будет доставать журналов “2000” (вышло два номера), “Витта” (яркий и дорогой в смысле затрат на производство образец творчества уральских мастеров и финских полиграфистов), “Свободное время” (первая и, очевидно, не последняя попытка Николая Грахова выйти на рынок печатных изданий), “Курсив” (первый регулярный и обстоятельный бюллетень официальной информации), “Налоги России” (издание одноименной ассоциации), “Уральского внешнеэкономического журнала”, журнала “Фокус” (издание по внешнеэкономической проблематике), “Кампания” (журнал о рынке рекламы, маркетинга и public relations)... Будем надеяться, что те или иные издания с лихвой выполнили свое предназначение, и не им закрыт, к тому же, путь возрождения.
Кстати говоря, хороший отклик у читателей нашел совместный проект “Делового квартала” и журнала “Паблисити”. Практически у нас получился журнал в журнале. На этапе согласования намерений мы пришли к выводу о том, что наши цели во многом сходятся (ну, если по-большому — движение к цивилизованному рынку), база подписчиков пересекается (да и куда ей деться, если у нас реально действуют чуть более 2 тыс. предприятий), тираж возрастает (потому как комбинация “два в одном”).

Предвыборная суматоха, под знаком которой нам и предстоит прожить остаток ХХ века, видимо, отвлечет (вдобавок к 17 августа) и желания, и ресурсы производить на свет мертворожденных масс-медийных детищ. Честно говоря, иногда хочется громко крикнуть ребятам-журналистам: “Вы опять в пустое вбухали талант и энергию!” и ребятам-издателям (читай, спонсорам): “Вы опять в пустое вбухали ваши деньги!”. Вот бы стать нам более чуткими (хотя бы в смысле знания черных дыр) к нашей такой особенной Родине — России, к нашим скудным ресурсам и к нашему, увы, расточительству.

Самое читаемое
  • «Ценник улетит в стратосферу». Почему о дешевых квартирах можно забыть?«Ценник улетит в стратосферу». Почему о дешевых квартирах можно забыть?
  • «Юань станет резервной валютой быстрее, чем все считают». Зачем вкладываться в Китай«Юань станет резервной валютой быстрее, чем все считают». Зачем вкладываться в Китай
  • В Свердловской области изъято 5 тыс. л антисептика, из-за которого погибли люди в ЯкутииВ Свердловской области изъято 5 тыс. л антисептика, из-за которого погибли люди в Якутии
  • «У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд«У нас нет товаров, которые мы продаем в минус». Как Fix Price дорос до IPO в $6 млрд
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».