Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Сладкая волна с запада

Щедрость «России» не знает региональных границ Пережив начальное головокружение от нарядных, иногда вкусных, а иногда уж слишком «пластилиновых» импортных сластей, мы потихоньку возвращаемся к от

Сейчас в России около 120 кондитерских фабрик, из них крупных — примерно 50. АО «Конфи» — одна из крупнейших — до недавнего времени безраздельно господствовала на местном рынке. Сегодня ее продукция по-прежнему наполняет местный рынок более чем наполовину, однако сладкая волна с запада постепенно вытесняет уральских кондитеров на восток, в Сибирь, где на просторах от Екатеринбурга до Новосибирска кондитерских фабрик нет. И если нашествие импортных сластей на Урале пережили довольно спокойно, то массированное наступление отечественной иногородней продукции доставляет «Конфи» много хлопот. Выясняется, что продукция самарской и московских фабрик сопоставима по качеству и цене с уральской, но превосходит ее по ассортименту, а украинские и южнороссийские сласти к тому же дешевле.

Щедрость «России»

не знает

региональных границ

Пережив начальное головокружение от нарядных, иногда вкусных, а иногда уж слишком «пластилиновых» импортных сластей, мы потихоньку возвращаемся к отечественным кондитерским изделиям. Решение традиционных проблем российских фабрик (даже знаменитых московских и самарской «России»), таких как рекламное обеспечение, упаковка, жесткий ассортимент, сдвинулось инофирмам. Два года назад швейцарский концерн Nestle купил контрольный пакет акций самарской «России». Таким образом, проблема нехватки оборотных средств была решена, а реализовывала «Россия» свою продукцию всегда без труда. Инвестиции в $ 19 млн. и пуск двух новых линий (по выпуску шоколадных батончиков и плиточного шоколада) позволили удвоить объемы производства. Фирменный слоган «Россия — щедрая душа» замелькал на каналах ЦТ. А недавно рекламные щиты с этим же слоганом появились на важнейших магистралях Екатеринбурга.

Партнеры «России» отмечают сужение ассортимента к Новому году. Летом, в период шоколадной непопулярности, фабрика более изобретательна, но с приближением зимнего ажиотажа выпускаются только самые ходовые позиции. Шоколадные наборы «Ассорти» различаются только граммами и картинками на коробках (весьма похорошевшими под чутким руководством Nestle). Что касается плиточного шоколада, то новая линия позволяет вернуться к давно забытым сортам — «Путешествие», «Антракт», «Сказочный мир». В постоянном ассортименте фабрики — шоколад «Весна», «Любимый», «Шапито», «Русские басни» (бывшие «Сказки Крылова»). А «Слива в шоколаде» и «Вишня в шоколаде» — товар под заказ — поймать в свободном полете непросто.

Два года назад уральская фирма «Грибунов и К0» ориентировалась на импортные подарочные наборы и плиточный шоколад. Сегодня германскую продукцию понемногу вытесняет самарская. Поначалу «Грибунов и К0» сотрудничал с фабрикой через ее челябинское представительство, сейчас налажены отношения с самарскими дилерами «России». Они предоставляют «Грибунову и К0» свободу в выборе ассортимента — в отличие от самой фабрики, предлагающей на реализацию определенный набор ассортимента. Продукция «России» приходит в «Грибунов и К0» раз в неделю и распределяется затем по оптовым рынкам, крупным клиентам в Екатеринбурге, Тюмени, Кургане.

Дорогая моя столица

Многие московские фабрики координируют сегодня свои действия через компанию «Торгсервис», которая дает оптовикам отсрочку платежа до 1 месяца при прочих равных с «Конфи» условиях по скидкам. Крупный поставщик столичных сладостей в Екатеринбург, фирма «ТОМ-УПИ», поставляет товар напрямую с московских фабрик. Каждая из них сориентирована на определенную кондитерскую нишу: «Рот-фронт» специализируется на конфетах, карамели, халве, «Ударница» славится производством мармелада и пастилы; «Большевик» — печенья, вафель (шоколадно-вафельные торты напоминают большую конфету в вакуумной упаковке, срок хранения три месяца, расходятся играючи), фирма «Крекер» известна своим печеньем и сухими завтраками. Естественно, на Урале наиболее устойчивым спросом пользуются позиции, которые не производятся на «Конфи». Правда, отыскивать такие все сложнее. Из московских мармеладов лучше расходятся те, что подороже и поизысканнее — знаменитые «Лимонные дольки» (16,4 тыс.руб/кг) и жевательный «Райский сад» на желатиновой основе (15,4 тыс.руб/кг).

Специалисты «ТОМ-УПИ» с дрожью в голосе вспоминают времена засаленных фантиков, прибывающих отдельно от содержимого. Недавно «Большевик» начал выпуск печенья и вафель в метализированном пакете — и более красочном, и увеличившим сроки хранения. Столь благотворно на фабрику повлиял запуск новых французских фасовочных линий. Фабрика «Рот-фронт» при оформлении своей знаменитой глазированной карамели и конфет «Ассорти» тоже двинулась к европейским стандартам. В новой упаковке появился зефир в шоколаде фабрики «Ударница». «ТОМ-УПИ» работает с крупными универсамами, располагает собственной службой доставки. Но не пренебрегает и мелкооптовой торговлей. Постоянные клиенты есть практически во всех крупных городах области.

На Руси и горького —

залейся, и сладкого —

завались

Исключительно на иногородних сластях специализируется уральская фирма «Стерх-94». В ее ассортименте — продукция двадцати фабрик Украины и юга России, в том числе таких, как «Южуралкондитер» (Челябинск), Харьковская кондитерская фабрика, «Крафт Якобс Сушард» (г. Тростянец, Украина), Луцкая кондитерская фабрика, фабрика «Свиточ» (Львов), фабрика «Россия» (Самара). По словам Даниила Насретдинова, директора «Стерх-94», названные фабрики были выбраны в результате длительного поиска. В частности, «Стерх-94» сотрудничал с фабриками из Днепропетровска, Житомира, Мукачево, но по разным причинам отказался от их товара. В ценообразовании ориентируется на уровень цен «Конфи» — и предлагает свою продукцию на 10-15% дешевле. А по богатству ассортимента «Стерх» давно уже обошел «Конфи», выбирая из ассортимента иногородних фабрик самые что ни на есть изюминки. Около 75% ввозимой продукции реализуется в области через систему райпо, в небольших городах и рабочих поселках. Устойчивым спросом в народе пользуется недорогая карамель из Луцка и Львова, печенье и вафли из Челябинска. Фирма арендует склад возле окружной автодороги, действует своя служба доставки товара по магазинам. В последнее время «Стерх» активизировал рекламное продвижение товара — в частности, периодически проводит презентации с дегустированием своего товара, на которые приглашаются руководители продовольственных магазинов города.

Не только «Стерх», но и многие другие фирмы удачно совмещают в своем ассортименте московскую и самарскую продукцию с дешевым печеньем и карамелью. Фирма «Метакон» поставляет доступные по цене кондитерские изделия с фабрик Березовского, К.-Уральского, печенье из Башкирии, Перми, Н.Новгорода и т.д. Недавно на екатеринбургских прилавках появились кондитерские изделия Сердовской фабрики (Пензенская обл.). Поставщик — уральская фирма «Гном» — отмечает низкие цены, отличное качество и свежесть сердовского ириса, карамели, пряников необычной формы и редкую позицию — рахат-лукум в шоколаде. Примерно половину объема фирмы «Гном» занимают печенье и вафли фабрики «Факон» из К.-Уральского, за последний год возобновившей выпуск незаслуженно забытых сортов печенья и вафель: «Чайное», «Радужное», «Артек», «Школьные», «Дружба», «Снежинка».

Увы, нехватка оборотных средств не позволяет каменской фабрике использовать производственные мощности более чем на 40%. Другой бывший филиал «Конфи», нижнетагильская «Конита», переживает еще более трудные времена, производственные мощности загружены от силы на 20% да и то с перебоями. Обеим фабрикам независимость не принесла сколько-нибудь заметных успехов.

«Конфи»: политика

кнута и пряника

Сама фирма «Конфи» продает сегодня в Екатеринбурге лишь 53% продукции, тогда как еще несколько лет назад этот процент составлял 70-80. В январе с. г.фирма «Конфи» ужесточила требования к своим дистрибьюторам: им, в частности, запрещено торговать в Екатеринбурге продукцией иногородних фабрик. Те, кто посматривает на сторону, могут быть лишены своего статуса и соответствующих льгот. Понятно, что это требование выполняют не все и не всегда.

На фабрике понимают, что в политике кнута и пряника гораздо действеннее пряник, в роли которого выступает богатый и постоянно растущий ассортимент. Оптовику удобно купить все сразу и в одном месте. Поэтому, наверное, шестнадцать постоянных дистрибьюторов фабрики терпеливо сносят ее причуды: с 10 ноября с. г., например, отменены все отсрочки платежа, и продукция даже самым преданным партнерам отпускается только при условии стопроцентной предоплаты. Скидки остались, но их величина не превышает 5% — в зависимости от партии.

Предоплату фабрика ввела не от хорошей жизни — обычный ноябрьский предновогодний бум спроса, когда фабрика работала в три смены, в этом году запаздывает и прогнозируется едва ли на половинном уровне. Это связано, в первую очередь, с массовой задержкой зарплаты на уральских заводах. К Новому году планируется выпуск более 15 видов подарочных наборов, которые включат весь ассортимент «Конфи».

Несмотря на все трудности, по данным президента Виталия Порядина, за последние девять месяцев объемы продаж возросли на 2,5% по сравнению с сответствующим периодом прошлого года. Заметно выросло производство конфет типа «Первоклассница» и «Школьные», на несколько процентов увеличился выпуск плиточного шоколада и карамели, на несколько процентов снизились объемы по бисквитной группе, зефиру, шоколадным конфетам. Выпуск шоколадных наборов остался в объеме выпуска прошлого года.

Сегодня 75% продукции «Конфи» продается оптом, остальные 25 — через сеть фирменных магазинов (восемь — в Екатеринбурге и один — в Н. Тагиле).

Г-н Порядин считает несостоятельной ориентацию только на дешевый или только на дорогой секторы рынка, нужна универсальность, быстрая реакция на изменение конъюнктуры.

В прошлом году АО «Конфи» полностью прекратило производство дешевого печенья в пачках. Этот товар производили все российские фабрики, и рынок был заполнен. «Конфи» пошло по пути улучшения ассортимента и освоило выпуск сдобного печенья («Ромашка», «Ореховое»), печенья с прослойкой «Алиса».

Сегодня фирма возвращается на рынок печенья. Более половины печенья типа «Ромашка» продается на развес и пользуется устойчивым спросом.

В этом году освоен выпуск (8 т/мес) сладкой продукции, не содержащей сахара. Это драже «Иней» и «Одуванчик», конфеты «Ежик», «Батончики диабетические», «Грильяж на сорбите», «Шоколадно-ореховый грильяж», вафли «Диабетические», печенье «Диабетическое на сорбите».

Два месяца назад на «Конфи» возобновлен после восьмимесячного перерыва выпуск карамели «Подушечка» (цена — около 5 тыс. руб/кг, что вдвое дешевле обычной карамели). От общего объема выпуска карамели «Подушечка» составляет около 15% или 150-200 т/мес.

Продолжается разработка оригинальной рецептуры и оформления элитных кондитерских изделий. В фирменных магазинах можно заказать подарочный набор «Престиж». В производстве этих конфет используется взбивная кремовая масса с орехом, корпус некоторых конфет — из белого шоколада, посыпается сверху кокосовой крошкой, что-то типа «Рафаэлло». Коробки делаются вручную, обтягиваются парчей, форма в виде овала, сердечка, подковы и т.п., можно заказать дарственную именную надпись. Цена — 180-200 тыс. руб/400 г. Выпускается пока около 50 наборов в день.

В будущем году появятся оригинальные изделия с патентованным оформлением, в которых будут использованы темы истории Урала.

Ох, Самара-городок...

...Показательна в эпоху рынка судьба двух крупных фабрик, «Конфи» и «Россия» (Самара). Несколько лет назад «Конфи» вела переговоры с крупным европейским концерном Kraft Jacobs Suchard. Они зашли в тупик: трудовой коллектив высказался против, опасаясь, и не без оснований, повышения интенсивности труда и сокращения рабочих мест.Таким образом, на фабрике был законсервирован старый порядок. Фабрика за счет собственных средств строит новые производственные корпуса. В этом году подведено отопление, идут отделочные работы. На покупку оборудования по-прежнему нет средств. Если кредит, а конкретнее, итальянская кредитная линия, будет наконец открыта, то в следующем году оборудование будет установлено. Инвестиции в объеме $ 10 млн. были обещаны на уровне выше некуда — их посулил сам Президент Ельцин в феврале с.г. во время визита на «Конфи». На дворе ноябрь...

В Самаре все с точностью до наоборот: контрольный пакет акций приобрел швейцарский концерн Nestle, вложенные в производство инвестиции в этом году увеличили его объемы вдвое, сегодня самарская фабрика примеривается к соперничеству с уральской на уральском же рынке. «Конфи» ведет гибкую маркетинговую политику, заполняет все возможные ниши, но без крупных инвестиций конкурировать все трудней. Остается надеяться, что обещанные земляком деньги поступят раньше, чем через три года.

«Грибунов и К0» 60-04-47

«Гном» 37-27-65

«КОНФИ» 61-66-75

«Метакон» 20-64-25

«ТОМ-УПИ» 44-95-50

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.