Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
92,59
100,27

Скованные одной цепью - 04.07.1996

В июле и августе выставочно-ярмарочная жизнь в Екатеринбурге замирает. Но конец сезона оказался довольно бурным: перед летними «вакациями» выставочное общество «Уральская ярмарка» разразилось насто

о евроазиатской цепочке и не только о ней

В июле и августе выставочно-ярмарочная жизнь в Екатеринбурге замирает. Но конец сезона оказался довольно бурным: перед летними «вакациями» выставочное общество «Уральская ярмарка» разразилось настоящим каскадом выставок — три за один месяц. Пожалуй, самой удачной получилась последняя, проходившая с 25 по 28 июня. В эти дни в КОСК «Россия» выставлялись одновременно два блока, один со строительным: Урал-строй, Урал-архитектура, Урал-деревообработка и др., другой с гастрономическим уклоном: Урал-продукты, Винокурни России...

Такое странное объединение вызвано желанием фирмы подстраховаться, т. к. расходы по предыдущему блоку выставок «Урал-компьютер», «Урал-безопасность» и др. не окупились. Однако и строительный, и гастрономический блоки собрали такое количество участников (общее число экспонентов — 270), что их вполне хватило бы на две полноценные выставки.

Можно утверждать, что «Уральской ярмарке» — зарегистрирована летом 1995 г., первая выставка прошла в феврале 1996 г. — все же удалось закрепиться на нашем рынке. Хотя это оказалось не так просто. Дело в том, что эта фирма входит в ассоциацию «Евроазиатские выставки». Этот союз фирм-организаторов промышленных выставок и торговых ярмарок из разных регионов России (на сегодняшний день их 14, и еще одна «дочерняя» фирма открыта в Израиле) был создан усилиями ВО «Сибирская ярмарка», со штаб-квартирой в Новосибирске. Сам факт появления «Уральской ярмарки» был воспринят екатеринбургскими выставочными фирмами как экспансия. Однако в Екатеринбурге проходит не так много выставок (в прошлом году состоялось всего два десятка), чтобы фирмам приходилось всерьез «сражаться» за место под солнцем, да и времена сверхприбылей в выставочном бизнесе давно миновали. По словам ген. директора «Евроазиатских выставок» Сергея Якушина, семь лет назад рентабельность выставок «Сибирской ярмарки» достигала 150%, сейчас она составляет 13-14%, а у «Уральской ярмарки» даже меньше — около 10%.

«Уральская ярмарка» предлагает несколько видов выставочных мест. Стоимость самого дешевого, без оборудования — $40/м2 (на улице) и $130-135 — в помещении. Цена открытого стенда в помещении $400 (2м2, стол и два стула). Стандартные стенды по 4,8 и 16 м2 (каждый в четырех вариантах) стоят от $800 до $4500.

Главная идея евроазиатской выставочной цепочки — «провезти» выставку через всю страну и дать ее участникам возможность быстро сделать панорамный обзор рынка и получить информацию о спросе на свою продукцию в главных экономических регионах. Поэтому «Уральская ярмарка» собирает большое количество иногородних участников.

Сергей Якушев, ген. директор ассоциации «Евроазиатские выставки» (главный офис в Новосибирске), приехал в Екатеринбург по случаю закрытия зимне-весеннего выставочного сезона «Уральской ярмарки». Сезон для нее явно удался.

Не окупился только предпоследний блок — «Урал-компьютер», «Урал-офис»... «ДК» воспользовался случаем оценить местный выставочный бизнес глазами «постороннего».

Г-на Якушева заботит замкнутость местного выставочного бизне-са на себя. Такой вывод он сделал из отношения местных выставочных фирм к цепочной идее «Евроазиатских выставок». Первоначально был проект «Транссибэкспо». Суть его заключалась в попытке объединить усилия уже действующих местных выставочных фирм в городах Урала и Сибири.

— К сожалению, — говорит г-н Якушев, — выставочные фирмы нас не поддержали. Мы поняли, что объединять усилия существующих выставочных фирм нет никакого смысла. В этом бизнесе еще не накоплен первоначальный капитал и бытует весьма вульгарное представление о том, что такое конкуренция. Она понимается только как работа локтями и только как «держать и не пущать». Выставочный бизнес в провинции начинался с единичных выставочных фирм. Естественно, их поддерживала администрация (больше было некого) и по официальным каналам, и частным интересом отдельных чиновников. Спустя 2-3 года у этих фирм возникла иллюзия, что они безраздельные владельцы этого «своего» рыночного поля, на которое чужим вход запрещен. Впрочем, запрет не относится к иностранцам: у них деньги, обещания — их любят, с ними сотрудничают. Кстати, иностранные «коршуны» применяют в России тот же самый «цепочный метод», что и мы. Что же касается взаимодействия российских организаторов выставок, то вряд ли найдутся примеры, когда хотя бы две выставочные фирмы объединились на каком-то событии.

Вот эту ошибку и исправляют «Евроазиатские выставки». За год в рамках ассоциации проводится до 250 выставок по 45 отраслевым направлениям. С нами сейчас работают Красноярская ярмарка, фирмы С-Петербурга, Белоруссии, Торгово-промышленные палаты Алма-Аты, Владивостока. У нас больше 10 партнеров, которые не входят в ассоциацию. Формы сотрудничества самые разные: предоставление на бартерной основе выставочных площадей и оборудования, агентские услуги (оплачиваются из расчета 40% от прибыли).

Идею выставочного экспорта раньше всех мэров осознал и поддержал Юрий Лужков. В муниципальной промышленности Москвы 500 заводов, склады забиты продукцией. В Москве за организацию выездных выставок в регионы взялась фирма «Росэкспо». Санкт-петербургский экспортер — «Балтийская ярмарка». У нас не было ни одной выставки в Минске, но посмотрите, на выставке в Екатеринбурге огромное количество белорусских фирм: второе место по представительности после Екатеринбурга. Кроме того, наша белорусская фирма, выполняя роль агента по Прибалтике, открыла последнюю выставку в Екатеринбурге для фирм Литвы и Латвии. До 50 выставок мы проводим за рубежом.

Одним словом, идея пробивает дорогу и постепенно формирует интерес местных властей. В конечном итоге, это коммерческие мероприятия, которые не тянут денег с местного бюджета, а напротив, пополняют его за счет отчислений налогов от продажи выставочной площади, оплаты автотранспортных услуг, охраны и т.д. Например, первый же из четырех проведенных в этом году выставочных блоков «Уральской ярмарки» дал Екатеринбургу около 200 млн. руб.

... В жизни «Уралэкспоцентра» — корифея выставочного дела в Екатеринбурге (работает с 1991 г) — никаких неожиданностей не было. Это, без сомнения, самая стабильная выставочная фирма в городе, деятельность которой уже расписана на два года вперед. Четыре выставки за полгода, по данным «Уралэкспоцентра», собрали в общей сложности 300 участников и 37,5 тыс. посетителей. Сумма, на которую в ходе работы выставок были заключены контракты, превышает $50 млн (за весь 1995 г. сумма заключенных контрактов составила $38,6 млн).

«Уралэкспоцентр» ориентируется на узкоспециализированные выставки. Причем наряду с вполне окупающей себя «Информатикой» фирма не отказывается и от убыточной, но очень важной для региона «Уралэкологии». Кстати, если никто из участников «Информатики» не был дотирован, то девяти экспонентам «Уралэкологии» счета оплатили Центр содействия предпринимательству и Комитет охраны природы. Тот же ЦСП заплатил и за пятерых участников выставки «Медицина».

У «Уралэкспоцентра» достаточно дифференцированный подход к оплате участия. Так, на «Фермере» для отечественных фирм-производителей стоимость выставочной площади на улице — $20/м2, а эскизный стенд на «Информатике» и «Медицине» стоил $245/м2.

Практически все выставки, проводимые «Уралэкспоцентром», имеют статус международных, цель — привлечь в регион иностранные фирмы и их столичных представителей.

Группа «Универсальные выставки» (АОЗТ «Уралквадро») работает по большей части с фирмами города и области. В этом году прошли две выставки: общее число участников — 295. Практически все мероприятия «Универсальных выставок» готовятся при поддержке разных структур: ЦСП, Американского центра предпринимательства, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Особенно это относится к «фирменной» выставке группы — «Урал-Конверсия-Наука-Бизнес» (делается совместно с УралНИТИ, «Универсальные выставки» отвечают за «Бизнес»), из 183 фирм более чем двадцати участие было оплачено. Расценки «Универсальных выставок» ближе к «уралэкспоцентровским», чем к ценам «Уральской ярмарки» — место без оборудования — $100-135/м2, стенд — $140-175, рабочее место 3м2 — $324.

До недавнего времени «Универсальные выставки», оправдывая свое название, не занимались выставками узкоспециализированными. Но сейчас решили попробовать себя в новой области. «Первой ласточкой» должна стать компьютерная выставка «КомСофтЕкатеринбург», которая пройдет 24-27 сентября в КОСК «Россия».

Успех выставки, очевидно, определяется не только числом собранных участников, но и тем, сколько неслучайных посетителей на нее придет. Поэтому «удачность» выставки в немалой степени зависит от рекламной кампании. Их основательно готовит «Уралэкспоцентр»: рекламная кампания начинается за несколько недель до выставки — газеты, телевидение, щиты на Плотинке. Это дает свои плоды — количество посетителей на всех выставках оказалось выше прогнозируемого. «Универсальные выставки» и «Уральская ярмарка» действуют с заметно меньшим напором. У последних всплеск активности начинается только за несколько дней до открытия.

Что касается собственно организации наших выставок — никаких принципиальных изменений не произойдет, пока в городе не построят экспоцентр. В Екатеринбурге фактически только две площадки, на которых можно проводить крупномасштабные выставки — павильон на ул. Громова, 145 (его постоянно арендует «Уралэкспоцентр») и КОСК «Россия», который делят между собой «Универсальные выставки» и «Уральская ярмарка». Единственное преимущество «Уралэкспоцентра» — фирме не приходится на каждую выставку завозить и вывозить оборудование, но павильон бывшей строительной выставки довольно далеко от центра и, как показала «Информатика-96», стал уже просто мал для «Уралэкспоцентра». «Универсальным выставкам» по-прежнему приходится перед каждым мероприятием собирать даже самое элементарное «оборудование» — столы и стулья по всему городу. «Уральская ярмарка» пользуется «гастролирующим» комплектом выставочного оборудования (но, к слову, очень качественного — стенды «Уральской ярмарки» действительно хорошо оформлены), которое «обслуживает» несколько фирм «Евроазиатских выставок».

Вторая беда наших выставочников, после отсутствия экспоцентра — состояние гостиниц. В Екатеринбурге — бывшем закрытом городе, гостиниц международного уровня просто нет. Наш гостиничный «сервис» отпугивает не только иностранных гостей, но и более закаленных российских участников. Кстати, по мнению того же г-на Якушева, только успешная деятельность всех выставочных фирм вместе взятых ускорит решение проблем.

Уралэкспоцентр 49-30-17, 49-30-27

Уральская ярмарка 58-32-46

Универсальные выставки 41-26-67

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.