Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Сколько стоит минута?

В последние месяцы рынок сотовой связи, и без того не склонный к затишью, разразился очередной чередой новаций и нововведений. Даже небольшие подвижки рынка в сторону массового покупателя вызвали р

О ценах на сотовую связь и перспективах их дальнейшего снижения

В последние месяцы рынок сотовой связи, и без того не склонный к затишью, разразился очередной чередой новаций и нововведений. Даже небольшие подвижки рынка в сторону массового покупателя вызвали резкое обострение конкуренции между тремя екатеринбургскими операторами. Снижение цен на первоначальные контракты, обещание бесплатных минут, появление новых тарифных планов — за три последних месяца сотовая связь в городе изменилась больше, чем за весь предыдущий год. Мобильный телефон стал действительно доступен — сегодня его можно приобрести за 4 тыс. руб., против тысячи с лишним долларов в сопоставимый период прошлого года. Снижение или полный отказ от абонентской платы: сегодня операторы предлагают тарифные планы, либо вообще не предусматривающие абонентскую плату, либо устанавливающие ее на уровне $ 10-15. Словом, давно обещанная демократизация мобильного телефона мало-помалу, но все-таки происходит. В то же время, специалисты отмечают, что основа стоимости услуг сотовой связи — цена минуты эфирного времени, осталась практически неизменной. Хотя для абонента, более или менее активно пользующегося сотовым телефоном, именно цена минуты и определяет конечную сумму, в которую обходится им пользование мобильным телефоном.

В любом случае, цены и дальше будут меняться в пользу абонентов, а подробнее о том, что сдерживает их снижение и каковы дальнейшие перспективы изменения цен на услуги мобильной связи, рассказывает начальник центра обслуживания абонентов Екатеринбургской Сотовой Связи Елена Белькова.

— Елена Леонидовна, цены на сотовую связь в первую очередь, цены эфирного времени, снижаются достаточно медленно. Ведь их снижение позволило бы любой из трех компаний получить значительное преимущество перед конкурентами?

— В отношении цен все три екатеринбургские компании оказались в достаточно сложной ситуации. Конкуренция действительно обострилась до предела. Чтобы успешно конкурировать, цены рано или поздно приходится снижать. Это очевидно. Но так же очевидно и то, что необходимо расширять зону действия и повышать качество связи, а значит, вкладывать в развитие сети очень значительные средства. Отказаться от развития, оставить вне зоны действия города области или, тем более, часть территории Екатеринбурга не может себе позволить ни одна из компаний. Основной же источник средств любого оператора сотовой связи — это продажа эфирного времени. Получается, что операторы постоянно стоят перед выбором — либо привлекать абонентов более низкими, чем у конкурентов, ценами, либо предлагать им возможность пользоваться мобильным телефоном на более обширной территории, обеспечивать более высокое качество связи. Многочисленные исследования, да и личный опыт общения с абонентами, показывают, что приоритетное значение имеют все-таки не цены, а территория действия и качество связи. Это понимаем и мы, я думаю, это понимают и сотрудники других компаний.

— Но существуют еще и внешние источники инвестиций...

— Безусловно. Но мы вынуждены развивать связь даже в тех районах, где затраты окупятся очень не скоро. Время, когда связь развивалась только в центрах деловой активности и установленное оборудование начинало почти сразу работать с полной загрузкой, давно прошло. Сегодня пользователя сотового телефона не интересует, что в каком-то районе в день бывает всего несколько наших абонентов, и включение этой территории в зону действия связи не принесет компании никаких доходов. Он знает, где ему нужна связь, и желает ее получить. Либо компания обеспечит абоненту возможность звонить и принимать звонки в нужной ему точке, либо абонент уйдет к конкурентам.

— Вам удается объяснить это абонентам?

— В зависимости от ситуации. Если человек поговорил пару часов с родственниками из Ботсваны и задумался об этом только после получения счета, проблемы цен с ним лучше бы не обсуждать. Но когда он с помощью сотового телефона решает вопросы, от которых зависит получение или потеря им куда более серьезных сумм, чем стоимость сотни минут эфирного времени, цена перестает быть главным. Главное — есть связь там, где находится сейчас абонент, или ее нет.

Впрочем, наверное, не найдется абонента, которому было бы непонятно, зачем мы потратили столько средств на дорогостоящую систему, обеспечивающую полную защиту от двойников, надо ли было за год расширять зону действия связи, включать в нее все крупнейшие населенные пункты области.

— И все-таки, насколько, на ваш взгляд, реальны перспективы снижения цен екатеринбургскими операторами?

— По сути, снижение уже происходит. В городе уже существуют тарифные планы, не предусматривающие абонентскую плату. Причем речь идет не о «растаскивании» абонентской платы по минутам эфирного времени, а об ее полном отсутствии. В частности, пользуясь телефоном МОБИ-КАРТА, за минуту эфирного времени абонент платит по 100-минутной телефонной карточке столько же, сколько обслуживаясь по базовому тарифу, но не платит абонентскую плату. Учитывая, что владельцы телефонов МОБИ-КАРТА, как правило, разговаривают сравнительно немного, отсутствие абонентской платы означает, что месячные затраты на сотовую связь обходятся им едва ли не вдвое дешевле. Безусловно, по своим возможностям эти телефоны пока значительно уступают телефонам БИ ЛАЙН, но система строится по модульному принципу, постоянно совершенствуется, и достаточно скоро эти различия исчезнут. Кроме того, в настоящее время мы прорабатываем варианты снижения цен по основным тарифным планам, и в ближайшие месяцы по этому вопросу будет принято окончательное решение.

Определенные шаги в направлении снижения цен предприняты и другими компаниями. Но цену минуты пока никто не затрагивал. Я думаю, помимо уже названных мной причин, немалое значение имеет и то, что в условиях сегодняшней жесточайшей конкуренции и полного отсутствия каких-либо соглашений между операторами значительное снижение цен одной из компаний было бы связано с очень высоким риском. Можно ожидать, что конкуренты не оставят этот шаг без внимания и снижение цен может приобрести лавинообразный характер. В некоторых городах так и произошло, в результате чего местные компании оказались в чрезвычайно тяжелой ситуации, вплоть до неспособности выполнять принятые перед абонентами обязательства. В то же время ожидать, что екатеринбургские операторы придут в ближайшее время к какому-то соглашению по ценам, скорее всего, не приходится.

— Сотовая связь за рубежом стоит дешевле, хотя доходы западных абонентов значительно выше. Да и во многих городах России цены давно ниже екатеринбургских. Чем объясняются эти различия?

— Сразу вспоминается, как екатеринбургские цены клеймил один господин, покупавший то ли второй, то ли третий телефон для кого-то из близких: «Как так? За границей сотовая связь стоит дешевле, а доходы у людей выше!». И, немного подумав, вдруг застеснялся: «Конечно, не выше, чем у меня, но вообще-то выше...» Покупать сотовые телефоны люди с «нашими» доходами стали сравнительно недавно, преимущественно после появления уже упомянутой мной МОБИ-КАРТЫ. Учитывая расслоение нашего общества, на протяжении первых лет развития сотовой связи в России мобильными телефонами пользовались, в основном, люди, доходы которых не только сопоставимы с доходами среднего европейца, но часто даже превышали этот уровень. Для Екатеринбурга такое расслоение особенно характерно. Естественно, что и стоимость услуг связи сначала была ориентирована на существующий круг достаточно обеспеченных пользователей.

С ростом числа абонентов сотовая связь значительно подешевела. Сейчас уже мало кто помнит об этом, но в Екатеринбурге за 4 года цена подключенного сотового телефона снизилась с $ 5 тыс. до 4 тыс. руб. По мере того, как мобильной связью начинают пользоваться все больше людей со средним уровнем доходов, начинает снижаться и стоимость обслуживания.

Вообще говоря, сравнение цен с Западом не вполне корректно. Сотовая связь за рубежом в несколько раз старше, и наши цены надо сравнивать не с сегодняшними, а с теми, которые существовали в европейских странах лет десять назад.

— То есть будущим абонентам остается только ждать, когда компании вырастут и цены наконец-то снизятся до приемлемого для всех уровня?

— Думаю, что уже сегодня каждый, кому по средствам купить сотовый телефон, может выбрать подходящий для него вид подключения телефона и условия его оплаты. Проблемы чаще возникают по совершенно другой причине. Сотовый телефон — товар достаточно новый, и чтобы объективно оценить, что же все-таки ему необходимо, будущий абонент должен хотя бы немного вникнуть в особенности пользования сотовой связью. Во-первых, необходимо четко представлять, для чего необходим мобильный телефон. Чем больше у телефона возможностей, тем дороже будет обходиться его обслуживание. Например, красивое слово «роуминг» нравится всем, но лишь четверть абонентов пользуется им реально. Необходимо хорошо представлять, придется ли пользоваться сотовой связью вне города, в других городах России, за рубежом. Если нет, то платить каждый месяц за эти возможности, которые скорее всего никогда не потребуются, просто не имеет смысла. Во-вторых, необходимо учитывать характер своей работы. Если вы наверняка знаете, что входящих звонков у вас будет мало, нет смысла покупать телефон с прямым городским номером: проще купить телефон Он-Лайн, для которого не предусмотрена абонентская плата. Если телефон нужен преимущественно для связи между сотрудниками предприятия, существуют специальные внутрисетевые телефоны, эксплуатация которых обходится еще дешевле. Вариантов очень много, надо просто хорошо представлять себе, что требуется именно вам. К сожалению, покупая сотовый телефон, часто ориентируются не столько на собственные потребности, сколько на какие-то эмоциональные оценки — «связь европейского стандарта», «связь американского стандарта», «у всех начальников телефоны с крышечками», «у них 5 минут бесплатно обещают»...

Сегодня в нашей компании можно выбирать из семи планов оплаты. Рассчитываются они исходя из того, что у каждого абонента своя потребность в переговорах. Одни пользуются телефоном два-три раза в месяц, другие за месяц используют более 1000 минут эфирного времени. С одного плана оплаты всегда можно перейти на другой, выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Это как костюм: если купили не по размеру, в чем портной виноват?

— Но абсолютные цифры все же говорят не в пользу существующих цен...

— Абсолютные цифры как раз и выглядят наиболее убедительно. Значительная часть новых абонентов, тех, кто сегодня еще только покупает сотовые телефоны, разговаривают в месяц от 50 до 100 минут. Если брать минимальные цены, то такой объем городских переговоров будет стоить в нашей компании от 450 до 990 руб. в месяц, если же речь идет только о внутрисетевых переговорах — от 250 до 500 руб. По стоимости обслуживания сотовый телефон приближается к пэйджеру. Хотя, еще раз повторюсь, многое зависит от самого абонента. В разгар кризиса мы опасались, что абоненты поставят телефоны на переадресацию и просто не будут оплачивать эфирное время. Оказалось наоборот — от переадресации стали отказываться, пытаясь сэкономить 15 условных единиц в месяц, но при этом лишаясь возможности бесплатно принимать ничем не ограниченное количество звонков. Если вы видите, как сидя у себя в офисе человек отвечает по сотовому телефону, хотя можно направить все звонки на стоящий под рукой телефон ГТС и ничего за это не платить, о каких ценах может идти речь...

Сегодня екатеринбургские операторы уже обеспечивают условия обслуживания, вполне приемлемые для абонента со средним уровнем доходов. Затраты абонента зависят в первую очередь от того, насколько правильным будет его выбор. Что же касается цен, они безусловно будут снижаться — это закон рынка.

Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.Ставку по семейной ипотеке хотят повысить до 12% в 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.