Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ

Ритейлеры Свердловской области, недовольные появлением федеральных торговых сетей на местном рынке, сплачиваются в объединения, чтобы противостоять экспансии. Но есть и такие, кто готов налаживать

Ритейлеры Свердловской области, недовольные появлением федеральных торговых сетей на местном рынке, сплачиваются в объединения, чтобы противостоять экспансии. Но есть и такие, кто готов налаживать партнерские отношения со столичными сетевиками. Наметившееся противостояние екатеринбургских ритейлеров стало достоянием гласности: «Деловой квартал» получил открытое письмо Союза участников потребительского рынка (СУПР) «Альянс».

Предупредить не препятствуя

Открытые письма в среде бизнес-сообщества — явление, пожалуй, нечастое. Поводом для такого нестандартного обращения с привлечением общественности, по словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «Альянс» Алексея Подоляко, стало досрочное прекращение договора об аренде между Владимиром Дмитриевым, собственником торгового центра «Дмитриевский», и владельцами екатеринбургского магазина «Звездный». Авторы письма, озаглавленного «За честный бизнес», выражают, по утверждению г-на Подоляко, мнение всех членов «Альянса», которые связывают «выселение» «Звездного» с площадей торгового центра «Дмитриевский» с приходом на екатеринбургский рынок известной питерской торговой сети «Пятерочка». Разрывая отношения с арендаторами, г-н Дмитриев, по мнению «Альянса», расчищает территорию под первый в городе питерский универсам. При этом директор «Альянса» подчеркивал особо: открытое письмо призвано осудить неэтичные и противозаконные действия предпринимателя Дмитриева, но местные сетевики ни в коем случае не стремятся воспрепятствовать своим коллегам из Питера. Алексей Подоляко: Принципиально мы ничего не имеем против «Пятерочки», но методы, какими действует г-н Дмитриев, на наш взгляд, могут затронуть репутацию питерского ритейлера. «Бизнес есть бизнес, конкуренция — необходимая вещь, но все должно быть в рамках закона».

С ним солидарен и гендиректор торговой сети «Купец» Олег Хабибуллин: Речь идет не о противодействии «Пятерочке», а о том, что бизнес-сообщество нужно предупредить о возможных непорядочных и даже незаконных действиях со стороны концессионера питерской фирмы.

По словам Алексея Подоляко, по факту досрочного прекращения договора аренды владельцы магазина «Звездный» готовят иск на г-на Дмитриева в арбитражный суд, они надеются взыскать с него убытки. Ущерб понесли и многие сотрудники «Звездного». Алексей Подоляко: Штат магазина на ул. Сурикова — около 100 человек, некоторых сотрудников перевели в другие магазины, но кто-то может потерять работу. В «Альянсе» не исключают ответного судебного иска со стороны г-на Дмитриева, но уверены, что суд выиграют. Как пояснили «ДК» в «Альянсе», между руководством «Звездного» и Дмитриевым была устная договоренность об аренде на пять лет. Универсам проработал на арендованных площадях только 1,5 года, но уже успел вложить в реконструкцию арендованных площадей порядка 10 млн руб.

 

Один против всех

Владимир Дмитриев убежден, что акция «Альянса» связана исключительно с приходом «Пятерочки», и местные сетевики собираются противостоять питерцам, используя все доступные средства: Я знаю, что некоторые владельцы торговых предприятий вышли на областные власти с предложением о запрете деятельности «Пятерочки» в Свердловской области, и в частности в Екатеринбурге. А взамен пообещали снизить цены. Однако, по мнению концессионера, процесс вхождения «Пятерочки» в местный рынок необратим: Не придет «Пятерочка», появится «Седьмой континент». Какая разница? Надо принять это как свершившийся факт. Это пойдет на благо для населения, а в торговле произведет настоящую революцию.

Г-н Дмитриев не принимает содержащихся в открытом письме упреков и в интервью «ДК» заявил, что в истории со «Звездным» действовал в рамках закона: Они (владельцы «Звездного». — Прим. «ДК») приходили ко мне с просьбой перезаключить договор аренды, рассчитанный на 11 месяцев. Договор со «Звездным» истекает лишь в ноябре 2003 года. Но еще в мае я предупредил владельцев «Звездного», что продлять его не буду, поскольку подписал договор коммерческой концессии с «Пятерочкой». Если бы «Звездный» не стал предлагать переоформление договора, то до ноября магазин бы там работал, но затем все равно пришлось бы съехать.

По мнению Дмитриева, собственник, руководствуясь своими интересами, вправе единолично решать, кому сдавать помещения. Я сам потерял доход с арендаторов. Но таков бизнес, — считает предприниматель.

Универсам «Дмитриевский» (часть площадей которого были сданы «Звездному») Владимир Дмитриев построил еще в 1994 г. на собственные средства. По его словам, позднее он почти полностью отошел от продовольственной торговли и стал сдавать недвижимость в аренду. Но сейчас его планы поменялись, и он хочет вернуться в ряды ритейлеров: Обеспечить потребителей продуктами за счет небольших магазинов на первых этажах жилых домов уже невозможно — через два года такие магазины начнут вымирать, так уже было с ларьками.

Предприниматель руководствуется исключительно благими намерениями и утверждает, что проект принесет городу лишь пользу: все налоговые платежи от франшизы будут поступать в бюджет Ленинского района, а Екатеринбург получит порядка 2 тыс. новых рабочих мест. Как рассказывает г-н Дмитриев, полную поддержку концессия получила у областных и городских властей. По его же словам, на реализацию проекта получен серьезный кредит у банковского консорциума.

Г-н Дмитриев не только отрицает все обвинения местных сетевиков, но и сам предъявляет претензии к сетевому бизнес-сообществу. Как рассказывает предприниматель, многие магазины, чтобы уйти от налогов, через каждые несколько месяцев перерегистрируются: Производитель сегодня поставляет товар юридическому лицу, а завтра тем же магазином, оказывается, владеет частный предприниматель. Зависают старые долги. «Пятерочка» не будет каждые пять дней менять условия для поставщиков, и от этого все только выиграют.

Появление «Пятерочки», по утверждению Дмитриева, станет примером для участников рынка: появится единая отчетная политика, посекундный товарооборот, централизованное управление и ритмичное снабжение. По словам Дмитриева, «Пятерочка» — единственная торговая компания в России, у которой оборот товара происходит за 5 суток. А в Екатеринбурге самый короткий срок — от 18 до 25 дней.

Владимир Дмитриев уже неоднократно подчеркивал, что «Пятерочка» фактически заменит оптовые рынки. По его словам, если «Монетка» работает в ценовом диапазоне «средний» и «выше среднего», то «Пятерочка» займет нишу «средний» и «ниже среднего». При этом цены будут на 15-20% ниже сложившихся в розничной торговле Екатеринбурга. При таких условиях «Кировский», «Купец» и «Монетка» нам не конкуренты, — подчеркивает Владимир Дмитриев. То, что цены будут ниже, предприниматель объясняет просто: поставщики товара кровно заинтересованы в работе с такой крупной розничной торговой сетью, как «Пятерочка». По его же словам, проекты по созданию универсамов экономкласса уже готовы в Нижнем Тагиле, Березовском, Заречном, Первоуральске, Полевском и Красноуфимске.

 

Идет и не краснеет

Судя по всему, «Пятерочка» ничуть не обеспокоена конфронтацией между Дмитриевым и местным бизнес-сообществом. Как сообщил прессе Феликс Стетой, вице-президент «Пятерочки» по коммуникациям и брендовой политике, в истории со «Звездным» Дмитриев действовал полностью в рамках закона, не нарушая договоренностей с арендаторами. Мало того, по мнению Стетоя, выселение мелких торговцев ведет к искоренению нецивилизованных форм торговли. Разделяет позицию «Пятерочки» и ряд экспертов. Лоббирование закрытости города для иногородних — главная идея екатеринбургских ритейлеров с 2000 г., — заявила гендиректор компании «РАО Консалтинг» Александра Славянская. В свою очередь столичные сетевики жалуются не только на отсутствие свободных площадей, но и на чиновничьи препоны.

Приход торговой сети «Пятерочка» на территорию Свердловской области ожидается с начала 2002 г. Компания «Агроторг», собственник питерской сети «Пятерочка», в течение двух лет проводила активные переговоры практически со всеми крупными компаниями в Екатеринбурге, пытаясь создать совместное предприятие. Уральским предпринимателям в качестве концессии (франшизы) было предложено купить виртуальную «технологию бизнеса» за $500-700 тыс. В мае 2003 года «Агроторг» и Владимир Дмитриев подписали договор о франчайзинге. Первый магазин должен был открыться ко Дню города, но пока важное событие отложено до октября этого года. Инвестиционный проект предусматривает, что в течение двух лет откроется 30 универсамов в Екатеринбурге, 25 из них будут построены с нуля. По замыслу концессионера, новые универсамы-дискаунтеры расположатся в 12 спальных районах областного центра. До 2005 г. все затраты — а это $20 млн — должны окупиться. Два универсама сделают большими — площадью 1000 кв. м, остальные — по 500-700 кв. м. Под новый проект зарегистрировано ООО «Экономторг».

«Пятерочка», как неоднократно подчеркивалось в печати, — бизнес не только перспективный, но и агрессивный. В прошлом году дискаунтер выдвинул ультиматум своим крупным поставщикам — российским подразделениям Procter & Gamble, Danone, Unilever, Johnson & Johnson и ряду других компаний с требованием эксклюзивных скидок, доходящих до 30%. После того, как поставщики проигнорировали требования ритейлера, компания решилась заменить около 10% товаров в ущерб раскрученным брендам.

 

Потребители не против

Как показало недавнее социологическое исследование, проведенное фондом «Социум», большинство екатеринбуржцев положительно относятся к приходу иногородних торговых сетей. Среди опрошенных горожан 15% считают, что сети обеспечат более высокий уровень сервиса. По мнению 13%, это подстегнет местных продавцов улучшить качество обслуживания. При этом лишь 8% респондентов рассчитывают, что появление иногородних сетей приведет к снижению цен. Категорически против экспансии 29% участвовавших в опросе. В частности, 8% респондентов считают, что в Екатеринбурге достаточный выбор товаров, и в приходе других торговых сетей город не нуждается. По мнению 7% опрошенных, иногородние сети «задавят» местных продавцов, по мнению 3% — экспансия будет способствовать увеличению цен, 3% опрошенных горожан опасаются, что налог с продаж, взимаемый в этих магазинах, не останется на территории региона.

Обратная связь: dk@apress.ru

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.