Подписаться
Курс ЦБ на 23.10
77,08
91,35

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

Жители Екатеринбурга стали меньше есть – и дома, и в заведениях общепита, но мириться с потерями ритейлеры и рестораторы не намерены. Каждый борется с кризисом по-своему.

DK.RU продолжает обзор В2С-рынков Екатеринбурга, участники которых приспосабливаются к новым экономическим условиям.

Ритейл: рынок сжимается, конкуренция растет

По данным Свердловскстата, объем розничной торговли в Свердловской области за первую половину 2015 г. (в сравнении с 2014 г.) упал на 10%. За тот же период цены на продовольственные товары (без учета алкоголя) увеличились на 22,7%, на непродовольственные – на 12,5%, что неудивительно, поскольку в их стоимости обычно есть валютная составляющая, а местный производитель, едва начинается дефицит, сразу повышает цену.

С учетом роста конкуренции за счет новых магазинов, который свердловские ритейлеры оценивают примерно в 10%, объем регионального розничного рынка сократился не меньше, чем на 20%. Большинство сходится во мнении, что, в отличие от 2008 г., когда ритейл тоже нес потери, теперь сетевую торговлю «накрыло жестче». В потребительской корзине осталось лишь самое необходимое и по низким ценам. Народ вспомнил про домашние заготовки. Пресловутого «дна» не видно, говорят сетевики, падение выручки продолжается, особенно в городах области, где сокращение объемов доходит порой до 25-30%.

Между торговыми сетями эти потери распределились неравномерно, считают эксперты. Представители федеральных операторов, указывая на статистический рост продаж у лидеров рынка – X5 Retail Group , «Магнита», «Дикси» и «ОКей», полагают, что региональные сети пострадали больше.

«Рынок сократился, а конкуренция выросла. Соответственно, чем сильнее сеть, чем выше уровень развития технологий и проще доступ к ресурсам, тем устойчивее она работает. В этом смысле у федеральных операторов больше возможностей. Думаю, основную часть потерь несут локальные сети, у которых нет внятной стратегии, а также неорганизованная розница», – заявил DK.RU представитель федеральной компании, пожелавший остаться неназванным.

Ритейлеры Екатеринбурга с этим не согласны.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 1«Самая популярная кура в Екатеринбурге – «Рефтинская». Как вы думаете, могут ли другие торговые сети предложить за нее меньшую цену, если «Супермаркет «Кировский» выкупает 40% объемов птицефабрики?» – спрашивает Игорь Ковпак, президент ГК «Кировский».

 

 

По мнению Александра Райсиха, гендиректора сети «Звездный», корректнее сравнивать не федеральные и региональные сети, а магазины разных форматов, принадлежащие, в том числе, одному собственнику.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 2«Есть много примеров, когда компания развивает несколько торговых сетей. При этом в кризис более востребованными становятся дискаунтеры, а супермаркеты и гипермаркеты покупателей теряют. Финансовые показатели у них будут заметно  отличаться», – говорит он.

 

 

 

Ослабление рубля подкосило и одежный бизнес. В 2014 г. в Екатеринбурге прекратили работу магазины River Island, Esprit, Seppala, Lindex, в начале 2015 г. – OVS (раньше – Oviesse). Леонид Базеров, владелец ТЦ «Успенский» объяснил DK.RU, что по уровню цен марка находилась между массовыми брендами и люксовыми:

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 3«Богатым неинтересно, а для простых людей — дороговато. В Италии каждый может купить себе майку за 20 евро, а в Екатеринбурге человек еще подумает, стоит ли». Несколько позже о намерении закрыть магазины в России и, возможно, в Екатеринбурге заявила компания Adidas.

 

 

Михаил Логиновских, владелец сети обувных магазинов «Главный проспект», говорит, что его компания избавляется от точек, работающих на грани рентабельности, оптимизируют затраты и сокращают ассортимент, оставляя на полках товар, который гарантированно купят.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 4«Первым делом люди рассчитываются по кредитам, – говорит он. – Затем решают витальные задачи – еда, лекарства и так далее. А покупка обуви – уже в последнюю очередь. За первые восемь месяцев 2015 г. итоги у нас не хуже, чем в прошлом году, так как цены выросли, но количество проданных пар сократилось в 1,5 раза. Покупатель хочет прежнего качества по старой цене. Люди шутят: это у вас цены или номера телефонов?»

 

 

По словам Дмитрия Сарапульцева, гендиректора ТЦ «Гринвич», в августе продавцы фирменной одежды и обуви, торговали вполне успешно – почти у всех выручка превысила прошлогодние показатели.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 5«Поскольку мы живем теперь в рублевой зоне, можно говорить, что продажи растут», – резюмировал он.

 

 

 

 

Рестораны готовят из местных продуктов

Если верить Свердловскстату, рестораторы Свердловской области пострадали от кризиса меньше, чем торговые сети – за первое полугодие 2015 г. они заработали на 5% меньше, чем в 2014 г. По данным городского комитета по товарному рынку, с начала 2015 г. в Екатеринбурге стало на 13 ресторанов больше: появилось 144 заведения (в том числе, пятисотый в России McDonald’s, на открытии которого присутствовал мэр Екатеринбурга, и трехсотый Burger King), а закрылось 131 (в том числе, последний пивной ресторан сети «Пожарка», «Дача», «Пижама», кафе «Рок-Арсенал» и другие). Отчасти это подтверждает тезис, что в кризис успешнее развиваются заведения массовых форматов. Гастрономическим ресторанам придется в лучшем случае работать в ноль, а вероятнее всего, терпеть убытки (как долго — зависит от позиции владельца), считают участники рынка. Алексей Нагорнов, владелец «Ресторана №1», соглашается:

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 6«Выручка упала за счет того, что гости стали реже ходить в ресторан. И мы, по сути, работаем без прибыли. Признаков улучшения пока не видно, и вряд ли они возможны, ведь лучше жить никто не стал. Продукты дорожают не на мифические 12%, о которых говорит статистика, а на 30-40%. Думаю, если раньше у среднего человека расходы на еду составляли 20% бюджета, то сейчас не меньше 40%. О каких ресторанах тут может быть речь?»

 

Большинство рестораторов, опрошенных DK.RU, тоже признают, что посетители сократили расходы на еду вне дома. При этом маржинальность бизнеса снизилась из-за подорожавших продуктов и алкоголя. В условиях, когда потребитель не может (не хочет) платить больше, рестораторам приходится отказываться от работы с посредниками, выбирать поставщиков с умеренными ценами, и заменять дорогие продукты более дешевыми.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 7«В отличие от продуктов, цены на которые формируются загадочным образом и могут расти на 500%, у алкогольных поставщиков все более-менее прогнозируемо, – говорит Артем Дударенко, владелец Intouch Cocktail Bar. – Те игроки, которые просто импортировали и перепродавали алкогольную продукцию, подняли цену на 30-50%. Тогда как мировые производители алкоголя сделали «корректирующие» повышения с оглядкой друг на друга. А местные дистрибьюторы отменили скидки».

 

Расходы на алкоголь в Intouch Cocktail Bar снижали за счет импортозамещения: в винной карте появилось крафтовое пиво и кубанские вина. Отвечая на растущий спрос, дистрибьюторы начали предлагать более дешевую продукцию.

При высокой инфляции и растущем курсе иностранных валют екатеринбургский общепит взялся развивать гастрономическую культуру на местных продуктах. Тренд задала компания «Реста менеджмент» (объединяет 12 заведений), которая еще до кризиса работала с фермерскими хозяйствами. В частности, вместо мраморной говядины, которую рестораны получали из США, Австралии и Новой Зеландии, «Реста менеджмент» стала покупать мясо в хозяйстве из Курганской области, выращивающей крупный рогатый скот – герефордов.

Ритейлеры и рестораторы Екатеринбурга выкручиваются как могут 8«Поскольку ввоз в страну разных категорий продуктов запрещен, продовольственный спектр сужается. Рестораторам — хотят они того или нет — приходится искать замену на внутреннем рынке», – говорит Кирилл Шлаен, гендиректор «Реста менеджмент».

 

 

Летом «Реста менеджмент» отказалась от услуг посредников, доставлявших морепродукты из Москвы, и  наладила прямые поставки с Сахалина.

Тем же путем идет холдинг «Арт Ресторантс», который этой осенью откроет в центре Екатеринбурга пятое заведение. Автором меню станет Владимир Олькиницкий, бренд-шеф холдинга и автор книги об уральской кухне. По его словам, новый проект будет успешным, невзирая на кризис. Рестораторы шутят:

«Уральская кухня стала палочкой-выручалочкой: пюре с котлетами дорого не продашь, а вот «Нежное пюре из картофеля Камышловского района с почками сысертского кролика» – звучит солидно. И для гостя и для ресторана». 

Неудачный опыт работы с фермерскими хозяйствами, впрочем, тоже есть. В начале года Елена Макушева, развивающая сеть пироговых «Штолле», отказалась от управления рестораном «Особняк», приносившего убытки. Но саму идею считает правильной. В планах г-жи Макушевой – открыть несколько магазинов фермерской продукции «ФермерКлаб».

Новый тренд вдохновил и фермеров. В июле Сергей Баклыков, поставляющий в торговые сети яйца и тушки перепелов, открыл в центре Екатеринбурга грилёвню «Перепелочка», которая за месяц вышла на точку безубыточности. Эксперт рынка Алексей Зимин, приезжавший в Екатеринбург на фестиваль уральской кухни Ural Food Fest, считает, что это неудивительно. По его словам, «поедание локальных продуктов – общемировая традиция».    

Читайте также: Как рынки В2С подсчитывают потери от кризисного года

 

Самое читаемое
  • Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?Ни сухпайков, ни пенсии в 37 лет. Минфин предлагает «резать» расходы на армию. Чего ждать?
  • Времени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзийВремени хватает на все и всегда. У вас не так? Значит, вы живете в мире иллюзий
  • Юристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скороЮристы и врачи — первые на очереди. Профессии, которые вымрут совсем скоро
  • «Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос«Почему мы должны нанять именно вас?». Как отвечать на хитрый вопрос
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.