Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Рекрутмент.Реальность и перспективы

Краткая историческая справка Рекрутмент вкратце можно определить как работу по созданию условий для заполнения вакансий (вакантных должностей) у компании-заказчика компетентными специалистами, соот

Краткая историческая справка

Рекрутмент вкратце можно определить как работу по созданию условий для заполнения вакансий (вакантных должностей) у компании-заказчика компетентными специалистами, соответствующими требованиям заказчика. Этот вид предпринимательства достаточно молод. Родина его — США, а примерное время возникновения — начало 50-х годов.

Основная функция агентств подобного рода отнюдь не в борьбе с безработицей. Это, безусловно, важная социальна функция, но она из другого ряда. При рассмотрении вопроса об общественном предназначении агентств по подбору персонала правильнее говорить об улучшении структуры занятости, о повышении конкурентоспособности бизнеса в целом посредством повышения концентрации квалифицированных специалистов в ведущих компаниях. Таким образом, основой существования рынка рекрутерских услуг в современном обществе является постоянный дефицит квалифицированных специалистов. Именно дефицит работников определенного качества — при наличии в нашем обществе весьма высокого уровня безработицы.

В России этот вид услуг появился лишь в самом начале 90-х годов (хотя некоторые фирмы пытались начать работу уже с конца 80-х годов). Его зарождение в России имело некоторые специфические черты, обусловленные в первую очередь тем, что наша страна была вынуждена быстро осваивать многие виды бизнеса, минуя стадии их естественного развития и «прорастания» через более привычные и прижившиеся.

К примеру, на Западе первые рекрутерские агентства появились путем «отпочковывания» от консалтинговых и аудиторских фирм, которые в ходе осуществления своей обычной деятельности сталкивались с некоторыми кадровыми проблемами заказчика и брались за их разрешение. Таким образом, «созревание» рекрутерских агентств происходило во многом параллельно с «созреванием» заказчика, что существенным образом способствовало быстрому росту признания и профессионализма агентств.

В нашей стране рекрутерские агентства начали появляться сразу именно в этом качестве, минуя стадию консалтинга. Особенно тяжело пришлось первым агентствам отечественного происхождения. Они были вынуждены взяться за обслуживание одного из двух типов компаний, каждый из которых был по-своему неудобен. Первый тип, представленный практически исключительно западными компаниями, являл собой искушенного и требовательного заказчика, привыкшего к высоким стандартам деятельности рекрутеров. Второй тип — это в основном российские компании, делавшие первые шаги в стихии дикого рынка, которые в большинстве случаев вообще не имели представления о том, что такое рекрутмент и уж тем более — зачем за это нужно платить.

Удивительно, но российские агентства сумели быстро справиться с проблемами и даже выстоять в острой конкуренции с представительствами западных рекрутерских фирм, постепенно завоевав имя среди западных компаний и приучив российские фирмы к мысли о необходимости и целесообразности подбора кадров посредством агентств.

Об этом свидетельствует то, что до августа 1998 года в России наблюдался бурный рост предложения в сфере услуг по подбору персонала. Только в Москве за 1997 год по некоторым подсчетам, возникло более сотни новых фирм или подразделений многопрофильных компаний, которые изъявили готовность заняться рекрутментом. Другими словами, общее количество провайдеров услуг данного типа в течение года возросло минимум в полтора раза.

Основные понятия рекрутмента

Более подробный разговор о специфике этой услуги начнем с самого слова «рекрутмент» (примечание автора: в некоторых источниках «рекруитмент»). Оно, подобно многим другим терминам, таким как «паблик рилейшенз», «маркетинг» и др. — пришло в наш язык из английского. Посмотрим в словарь: recruitment — а) вербовка, набор новобранцев в армию; б) комплектование личным составом. Recruiter, следовательно, в первоначальном значении — вербовщик. Само слово «рекрутмент» звучит весьма не по-русски, и в последнее время наметилась тенденция успешно заменять его исконно русским словом в ранге термина «подбор (персонала)». Вот только слово «рекрутер» труднее поддается ассимиляции. «Подборщик» выглядит как-то уж слишком похоже на «уборщик», а пышное «консультант по подбору персонала» — чересчур длинно.

В качестве основания для классификации агентств используются уровни внутрифирменной иерархии, на которые специализируются агентства. Известная предпринимательская практика позволяет говорить о существовании в России двух типов агентств по подбору:

1) универсальные агентства;

2) агентства по подбору высших менеджеров (executive search).

Причем агентств executive search (по эксклюзивному подбору топ-менеджеров и редких специалистов по особой технологии, связанной с переманиванием) в России наберется не больше десятка, и все они расположены в Москве.

Универсальные агентства в свою очередь делятся на несколько подгрупп в соответствии со своей ценовой политикой:

а) агентства, гонорар которых не превышает одной месячной заработной платы подбираемого специалиста (включая премии, бонус и др.);

б) агентства, гонорар которых колеблется в пределах одной-двух заработных плат;

в) агентства, которые берут за свою работу два месячных оклада и выше.

Кроме того, сейчас начался процесс появления агентств, оказывающих комплексные услуги в сфере кадрового консалтинга, это и кадровый аудит предприятий, и психологическое тестирование коллектива, и, конечно, подбор персонала. К этому типу агентств относится и агентство кадровых решений МИДО. По мнению многих специалистов, именно за комплексными услугами будущее рекрутмента.

Необходимо особо отметить существование в России еще одного типа агентств, но не по подбору персонала, а по трудоустройству. 90% населения, в т.ч. и руководители фирм, не видят различий между рекрутинговыми агентствами и агентствами по трудоустройству, хотя различия эти принципиальные!

Если описывать схематично, то разница между агентствами в следующем:

— клиентом агентства по подбору персонала является фирма, она выставляет требования к вакансии и потенциальным кандидатам на эту должность, а также платит за услуги агентства. Причем в большинстве случаев услуга оплачивается после того, как работы выполнены и кандидат вышел на работу. За свои деньги фирма получает грамотного специалиста, подходящего под все требования, гарантию на его замену в случае необходимости и ряд дополнительных услуг;

— клиентами агентств по трудоустройству являются граждане, желающие найти работу. Они платят определенную сумму, и в течение какого-то срока людям декларируют трудоустройство или так называемое «информационное обеспечение». Далее работники таких агентств должны искать места работы для своих клиентов, но зачастую эти поиски сводятся к просмотру объявлений в газетах. Именно потому существует очень много недовольных людей, заплативших деньги таким агентствам, но не получивших взамен никакой услуги. По сути, лишь 3-4 агентства по трудоустройству из всех имеющихся в городе ведут себя цивилизованно по отношению к людям и работодателям, а остальные лишь «срубают» с людей деньги, не предоставляя качественной услуги. Кстати, есть примеры, когда неудовлетворенные услугой граждане подавали на такое агентство жалобу в суд и выигрывали дело.

Думаю, в этом вопросе более жесткую позицию должен занимать Департамент труда Свердловской области, который уполномочен вести контроль за деятельностью организаций, оказывающих платные услуги в содействии занятости граждан.

Проблемы рекрутмента в России

Одной из таких серьезных проблем является текучесть кадров в самих рекрутерских фирмам, так сказать, «сапожник без сапог». И эти кадры утекают не только из слабых и неизвестных агентств, во многих известных и крупных рекрутерских компаниях кадровый состав практически каждые полгода обновляется более чем наполовину. Зачастую из-за этого снижается качество услуг. Известен ряд случаев, когда одно из агентств нашего города, выполняя заявку, посылало фирме информацию о кандидатах, не предупреждая их самих об этом и не спрашивая, а хотят ли люди работать в этой фирме. Это, конечно, недопустимо, и агентство, которое в погоне за прибылью пренебрегает технологией, подрывает не только свой имидж, но и имидж рекрутмента в целом.

На втором месте можно поставить проблему обучения начинающих и опытных рекрутеров, генерации новых идей и адаптации зарубежного опыта на российской земле.

Интересная особенность рекрутерского бизнеса: в России — это во многом «женский бизнес» и мужчины-рекрутеры представляют около 20% от общего числа.

Еще одна из серьезных проблем — это отсутствие у большинства руководителей российских фирм информации о рекрутменте как виде услуг, отсутствие знаний или даже культуры работы с персоналом собственной фирмы. Многие директора вообще не обращают внимания на эту проблему, считая ее второстепенной. В настоящее время только наиболее крупные или «продвинутые» фирмы ввели у себя должности менеджеров по персоналу или имеют целую службу по работе с персоналом, но зачастую степени свободы, определенные этим менеджерам, не позволяют им выполнять все функции по осуществлению кадровой политики на предприятиях и сводятся к написанию приказов о приеме или увольнении или к методичному отсмотру приходящих на вакантные места людей из-за большой текучки кадров.

Необходимо отметить, что рекрутерским фирмам при работе с российскими клиентами приходится очень трудно, так как, к примеру, заполнить вакансию «рядового бухгалтера» оказывается на порядок сложнее и дольше по трудозатратам, чем вакансию «регионального представителя» для иностранной фирмы. Эта проблема возникает из-за отсутствия в России единых требований к должностях и специальностям, появившихся с начала 90-х годов в отличие от устоявшихся западных требований. У нас существуют определенные требования к «рабочим профессиям», но они уже устарели и не отражают всех изменений, произошедших на рынке.

О становлении услуги в Екатеринбурге

В Екатеринбурге первые рекрутинговые агентства появились в 1992-1993 гг. Их услуги на 80% были востребованы иностранными фирмами, только начавшими продвижение своей продукции на уральский рынок.

В настоящее время эта услуга уже начинает пользоваться определенным спросом и среди фирм Екатеринбурга. Емкость местного рынка и его развитие говорят о том, что у рекрутмента в Екатеринбурге есть не плохие перспективы. В настоящее время лишь 10-15% местных фирм периодически прибегают к услугам рекрутеров, тогда как в США — 95% фирм постоянно пользуются их услугами.

В настоящее время, по данным Департамента труда Свердловской области, только в Екатеринбурге около 50 фирм имеют лицензию «на оказание платных услуг в содействии занятости граждан». Из них 12 — рекрутинговые агентства и около 20 — агентства по трудоустройству, а остальные — многопрофильные фирмы, для которых содействие в занятости — не основное направление деятельности.

После осеннего кризиса многие рекрутерские агентства России, в т.ч. и Екатеринбурга, оказались на грани закрытия, персонал во многих компаниях был сокращен более чем на 70%. Заказчиков в тот период практически не было, по понятным причинам и на рынке оказалось очень много высококвалифицированного персонала. Хотя ситуация в Екатеринбурге здесь во многом отличается от ситуации в Москве и С.-Петербурге.

На этом фоне осенью 1998 года екатеринбургские агентства объединили свои усилия и создали своеобразный Совет директоров кадровых агентств для решения общих проблем на уровне региона (как говорится, выживать легче всем вместе). Лично я считаю, что пока руководители агентств не отойдут от своих личных интересов в угоду общим (пока никто не хочет укрепить конкурента), результатов от этого объединения будет мало, хотя при определенных условиях будущее у этого объединения есть.

О тенденциях на рынке труда Екатеринбурга

После августа 1998 года на рынке труда произошли довольно серьезные изменения: если до кризиса первые места в рейтингах уверенно занимали региональные торговые представители и менеджеры по продажам, то сейчас их положение изменилось. Именно эту категорию специалистов, а также рекламистов сокращали осенью 1998 г. в первую очередь.

Сейчас наиболее востребованной является позиция главного бухгалтера, в связи с тем, что грамотные специалисты нужны всегда и всем, а количество их ограниченно (мы говорим именно о квалифицированных специалистах, а не о людях, закончивших 2-3-месячные курсы и получивших корочки бухгалтеров). То есть, несмотря на выросшее количество безработных, спрос на высококачественных специалистов снизился незначительно.

Очень сильно снизилась активность иностранных фирм. Если до августа 70% заявок в рекрутинговых агентствах были от инофирм, то к настоящему моменту — их число не превышает 10%. И увеличения в этом году, скорее всего, не будет. судя по экономической политике, проводимой государством.

На этом фоне оживление проявляют российские фирмы по производству продуктов питания, товаров народного потребления и др., которые занимают все большие ниши на российском рынке. Это и Екатеринбургский жиркомбинат, и парфюмерная фабрика «Уральские самоцветы», и многие другие средние и малые фирмы. Кроме того, развивается торговля и фирмы, оказывающие услуги населению.

Если говорить о количестве заказов у рекрутерских агентств, то их число упало с 15-20 до августа 1998 г. до 5-10 в месяц — сейчас. Осенью у многих агентств вообще не было заказов.

Изменилась и заработная политика фирм. Практически все иностранные и российские фирмы, администрировавшие оклады своих сотрудников в долларовой эквиваленте, отказались от этой практики и «заморозили» зарплаты в рублевых эквивалентах, т.е. уровень оплаты в таких фирмах фактически снизился в 2-3 раза. Зарплата работников, которые получали ее в рублях, практически не поднялась, а кое-где и снизилась из-за резко уменьшившихся объемов продаж. Можно сказать, что зарплаты большинства жителей области не увеличились, за редким исключением, пожалуй, региональных представителей, получающих $ 800-2000 в месяц по реальному курсу рубля к доллару США.

Собственно говоря, кризис все расставил по местам, каких-то кардинальных изменений ждать не приходиться, и именно сейчас важнее всего думать о кадровом потенциале своей фирмы, о команде профессионалов, которые выведут фирму вперед, ведь времена суперприбылей прошли.

Кстати, многие серьезные фирмы так и повели себя в период кризиса, они «подбирали» профессионалов, увольняемых из других организаций, и тем самым значительно укрепили свои позиции.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.