Подписаться
Курс ЦБ на 29.03
92,26
99,70

Реклама: знание закона не повредит

Ввиду ранней молодости правового регулирования в этой сфере представляет интерес проблема ответственности за рекламу, не отвечающую установленным требованиям. Закон «О рекламе» предусматривает соли

Практика законодательного упорядочения рекламной деятельности невелика. По Указу Президента РФ №1183 от 10.06.95 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» телеэкраны и страницы массовых газет освободились от Лени Голубкова и других рекламных героев-«халявщиков» всех мастей из «Хопра», «Русской недвижимости», «АДМ» и проч. Это был первый шаг. Вторым стал вступивший в действие с января 1996 года Закон РФ «О рекламе», который прогнал с ТВ и внешних полос печатных изданий рекламу алкогольных и табачных изделий.

Ввиду ранней молодости правового регулирования в этой сфере представляет интерес проблема ответственности за рекламу, не отвечающую установленным требованиям. Закон «О рекламе» предусматривает солидарную ответственность как рекламодателя, так и рекламопроизводителя, рекламораспространителя. Но прямая обязанность по предупреждению возможных нарушений в рекламной продукции возлагается на рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Согласно ст. 22 Закона, они «вправе требовать, а рекламодатель в этом случае обязан представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации». В случае предъявления рекламодателем неправомерных требований при производстве рекламы рекламопроизводитель обязан (ст. 23) проинформировать его, что это может привести к нарушению законодательства. Если неправомерные требования, либо иные обстоятельства, которые могут сделать рекламный продукт ненадлежащим, не устраняются, рекламопроизводитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков (если договором не предусмотрено иное). Таким образом, особая ответственность за то, чтобы рекламный продукт отвечал требованиям Закона, накладывается именно на рекламопроизводителя. Пренебрежение этой обязанностью может повлечь административное воздействие. Впрочем, пока территориальное управление антимонопольного комитета (ГКАП) по Свердловской области, которое призвано контролировать соблюдение Закона «О рекламе», как правило, ограничивается профилактическими мерами.

Сегодняшнюю практику местного рекламного рынка комментирует специалист управления Людмила Васильевна Смирнягина:

— Действительно, рекламный рынок переживает пору становления, жесткие меры сегодня, на наш взгляд, не всегда оправданы. К тому же отмечу, что в большинстве случаев нам удается достичь результатов обычным предупреждением. Только по двум делам были вынесены решения о контррекламе: в отношении информационно-рекламного агентства «Комсомольская правда — Урал» и в отношении Центра косметологии и пластической хирургии.

Пожалуй, самое распространенное нарушение, когда рекламодатели, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию, не указывают номер лицензии и наименование органа, выдавшего ее. Обязательному лицензированию подлежит банковская и иная финансовая, юридическая, туристическая, охранная деятельность, авиаперевозки, грузоперевозки, торговля автомобилями, хранение и оптовая реализация лекарственных средств. В этой связи у нас возникали претензии к «Ореолкомбанку», «УралКИБбанку», «Уралтрансбанку» и др., туристической фирме «Калипсотур», «Алана», авиакомпаниям «Спаэр», «Авиакон цитотранс», автосалону «Атлантик».

Другое нарушение связано с рекламой товаров, подлежащих обязательной сертификации (продукты питания, сложная бытовая техника, игрушки, мебель, канцтовары и т. д.). Такой рекламный продукт должен сопровождаться пометкой «Подлежит обязательной сертификации». Особенно много претензий по размещению такого рода ссылок возникает у работников радио. Однако никаких исключений из общего правила Закон не содержит.

Довольно бурно в 1995 году наш город наполнялся наружной рекламой: прежде всего это оригинальные рекламные пилоны, тумбы с подсветкой и т. д. На рынок такой рекламы пришли «Big Board», «TVC», «Qalleiv» («Гэллэри»), группа «Бетта-2» с интересным видением наружной рекламы. Другое дело, что городские власти до сих пор не приняли положения, которое бы регулировало сферу наружной рекламы: от проблем аренды рекламного пространства и до ответственности за установку рекламных конструкций, за санитарное состояние и проч.

Остаются проблемы с наружной рекламой алкогольных и табачных изделий. В частности, Закон запрещает размещение рекламы табака ближе 100 м от детских, учебных, спортивных, медицинских учреждений. Кроме того, во всех случаях такая реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, с пометкой, что товар подлежит обязательной сертификации. Подобные нарушения допускает фирма «TVC» (пилоны с рекламой около ТЮЗа и филармонии).

Вместе с тем мы считаем, что городская Дума допустила серьезный перегиб решением о запрете рекламы табачных изделий (пост. № 30/10 от 25.01.96). Закон не содержит полного запрета такой рекламы. Просто необходима предупредительная надпись о том, что данный товар наносит вред здоровью человека. В конечном счете это ведь проблема пополнения городского бюджета. За счет сборов от подобной рекламы вполне реально установить скидки на рекламу отечественных производителей, и это как раз во власти городской Думы. Данным решением, по нашему мнению, нарушен Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Необходимых изменений по нашему обращению Дума не внесла, в связи с чем в отношении ее возбуждено делопроизводство.

Рекламодатели из сферы финансов не вправе отражать в рекламе какие-либо отдельные, выгодные рекламодателю, условия договоров, так же как не вправе обещать будущую доходность своей деятельности, однако допускают такие факты (например, К-Уральский филиал Уралтрансбанка выпустил листовки с обещанием будущей доходности).

Продолжается использование в рекламе терминов в превосходной степени (самый лучший, не имеющий аналогов в мире и т. д.), в то время, как подтвердить их документально рекламодатель не может. Такой случай рассматривался, например, по торговому дому «Ява».

Имеет место реклама на иностранном языке. По закону она должна быть на русском. Исключение составляет товарный знак и знак обслуживания. Так, Ревдинскому заводу ОЦМ, на рекламном щите которого (ул. Высоцкого) наименование предприятия дано только на английском языке, мы предложили внести необходимые изменения. Представители завода пытались представить все изображенное на щите как товарный знак, однако подтвердить это документально не смогли. Понятно, что рекламный щит — достаточно дорогое устройство, поэтому предлагалось демонтировать только фрагмент. Тем не менее, само предприятие пришло к выводу, что проще будет демонтировать всю конструкцию.

Кстати, нельзя пройти мимо проблемы товарных знаков. Если фирма всерьез созрела для того, чтобы обзавестись товарным знаком, она обязана зарегистрировать его в соответствии с «Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» от 23.09.92 г. Как правило, знак выполняется в цветовой гамме. Черно-белая реклама, например в газетах, не передает цветовых деталей такого товарного знака, и мы относим это к нарушениям Закона «О рекламе».

Из серии «экзотических» можно привести факты дискредитации юридических и физических лиц, которые не пользуются рекламируемыми услугами (ст.6 Закона «О рекламе»). Чего, к примеру, стоит фраза с видеоролика: «Только осел может пройти мимо казино «У Валерия»? Или афоризм авиакомпании «Авиакон Цитатранс» в ее рекламных листовках: «Только ленивый не полетит в Стамбул за 300 долларов». В соответствующие адреса мы направили свои замечания.

Мы не приветствуем рекламных услуг типа таймшера (естественно, если нет лицензии), когда туристические фирмы организуют подобие презентации с психологической обработкой клиентов. По всей видимости, исчерпав определенный круг бизнесменов, организаторы подобных действ пошли в массы, спустились в крупные универсамы, на рынки. По этой проблеме есть обращения, и управление ГКАП рассматривает их в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». К этой теме вплотную приближается другая: коробейники, которые рекламируют товары, что называется, с доставкой на дом. Такая реклама сомнительна прежде всего потому, что не всегда сотрудники могут подтвердить, сертифицирован ли товар.

Что нам нравится? Уже говорилось о подвижках в наружной рекламе. Довольно приличный уровень рекламы и рекламных кампаний обеспечили Уральский банк реконструкции и развития, банк «Северная казна». На фестивале рекламного искусства «Темная лошадка» мы с интересом ознакомились с опытом работы агентства ExMedia, BTW. К сожалению, сам фестиваль пока не стал событием того значения, которого от него ожидали участники местного рекламного рынка. Антимонопольное управление в конце апреля провело первый семинар о законодательном регулировании рекламной деятельности. Подготовлен сборник нормативно-законодательных актов о рекламе.

Ответственность за нарушение законодательства РФ «О рекламе» (ст. 31)

Если Ваши права и интересы нарушены в результате ненадлежащей рекламы, Вы вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в т.ч. с исками о возмещении убытков (включая упущенную выгоду), возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Данная категория исков освобождает от уплаты госпошлины.

Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного управления, влекут предупреждение или штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. За неисполнение в срок предписаний антимонопольного управления может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. минимальных зарплат.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получения прибыли и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет ответственность согласно Уголовному Кодексу.

 

Антимонопольное управление ждет Ваших предложений по проблемам, связанным с рекламной деятельностью. Эти предложения могут войти в будущие нормативные акты и отразить в них региональные интересы.

 

Свердловское территориальное

управление ГКАП 42-76-28, 42-89-05

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.