Подписаться
Курс ЦБ на 07.12
63,71
70,75
Деловой квартал / Новости / «Региональных грузоперевозчиков выдавят с рынка федералы, государство и Uber»
Вячеслав Печёрских
Вячеслав Печёрских
Источник: Личный архив

«Региональных грузоперевозчиков выдавят с рынка федералы, государство и Uber»

Самое читаемое
  • «Мы стали нацией, разучившейся любить». Последнее слово студента ВШЭ Егора Жукова в суде «Мы стали нацией, разучившейся любить». Последнее слово студента ВШЭ Егора Жукова в суде
    70 298
  • «Школьники ощущают себя дебилами, потому что школа прививает им комплекс неполноценности» «Школьники ощущают себя дебилами, потому что школа прививает им комплекс неполноценности»
    14 171
  • Навальный нашел у ведущей госканала яхту и самолет за 8 млрд. Почему об этом молчат СМИ Навальный нашел у ведущей госканала яхту и самолет за 8 млрд. Почему об этом молчат СМИ
    23 125
  • «В планах еще один гипермаркет». Уральский ритейлер расширяет присутствие в Екатеринбурге «В планах еще один гипермаркет». Уральский ритейлер расширяет присутствие в Екатеринбурге
    19 637
08:00   20.11.2019
10 899

«Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. На очереди следующие».

Вячеслав Печёрских, директор компании «Транспортные Технологии»:

— Нынешней весной на отраслевом форуме TransRussia-2019 в Москве эксперты и аналитики в один голос заявили — в течение ближайших пяти лет рынок автомобильных грузоперевозок покинет как минимум половина небольших региональных компаний. Тренды здесь в целом такие же, как и на многих других крупных рынках услуг. Возьмем для примера телеком, недвижимость, такси, гостиницы — везде увидим, что региональных игроков с каждым годом все более активно вытесняют:

  • Крупные федеральные компании
  • Агрегаторы типа Uber*
  • Государство, которое пытается регулировать рынок.

На данный момент более-менее стабильная экономическая ситуация в стране способствует росту грузооборота, вслед за которым растет и рынок грузоперевозок. По итогам прошлого года объем рынка в стоимостном выражении превысил, по данным аналитиков, 2,5 трлн руб.; грузооборот автотранспорта увеличился на 2,3%. Но около 60% рынка уже занято федеральными игроками, а оставшаяся доля, принадлежащая небольшим перевозчикам, в ближайшие несколько лет может существенно сократиться.

Загонят в реестр

Ближайший вызов региональным компаниям, помимо роста цен на ГСМ, налогов и сборов системы «Платон» и прочего, — это реестр коммерческих грузоперевозчиков, который может появиться уже через год-два, если Госдума примет соответствующий закон.

Этот законопроект депутаты рассматривают с февраля 2019 г., но в том, что он будет принят в том или ином виде, сомнений почти нет.

Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. Есть даже планы по созданию единого госреестра требований к бизнесу.

Логика понятна — за включение в реестр и, таким образом, получение права работать, нужно будет платить. Или соответствовать неким требованиям финансовой достаточности. С будущим реестром грузоперевозчиков ситуация ровно та же. Не думаю, что все региональные компании переживут его появление.

Цифровизация «федералов»

С каждым годом небольшим грузоперевозчикам все труднее конкурировать с крупными федеральными игроками. «Федералы» выигрывают, во-первых, за счет широкой сети филиалов. Обращаясь в небольшую компанию, клиент может отправить груз, например, в 250 городов напрямую. Идет к «федералу» — география расширяется раз в 8-10. Во-вторых, стоимость услуг.

Мы начали работать еще в 2004 г., и я помню, что раньше небольшая транспортная компания могла вполне успешно конкурировать за счет демпинга. Но как тогда, так и сейчас мы не ведем «демпинговых войн» по одной простой причине — это тупиковый путь.

«Федералы» все более активно инвестируют в развитие технологий: цифровизацию, автоматизацию работы; их бюджеты это позволяют. Тем самым они получают возможность оптимизировать затраты. Конечно, инвестиции идут сейчас, они хотя бы частично, но закладываются в тарифы. Но еще два-три, может быть, четыре года, и период окупаемости вложений пройдет, издержки снизятся, и вот тогда крупные компании смогут предлагать клиентам гораздо более выгодные цены. Которые небольшие игроки уже не смогут перебить.

Да и сейчас цены в крупных компаниях уже почти приблизились к ценам небольших перевозчиков — в конце концов, некоторые «федералы» могут позволить себе работать и в минус достаточно продолжительное время, даже на этапе открытия филиала в каком-то городе.

 «Уберизация» грузоперевозок

На самом деле процесс «уберизации» грузоперевозок уже идет. Формат электронных бирж, наподобие инфосистемы «АвтоТрансИнфо» с их проблемами вроде отсутствия гарантий сохранности груза, скоро канет в прошлое. На смену ему приходят агрегаторы. Некоторые достаточно эффективные сервисы уже работают в России, а в США активно тестируются решения Trucker Path и Uber Freight.

Да, пока что на пути полномасштабного внедрения таких сервисов в России немало препятствий, к примеру, отсутствие унификации документов и электронного документооборота.

Однако я уверен — в течение как раз следующих пяти лет эти проблемы будут решены, и агрегаторы (доморощенные и зарубежные), включатся в активную конкурентную борьбу, где достойным соперником им станут все те же федеральные компании. Как выжить небольшим игрокам в битве титанов?

Стратегия первая и самая простая — уходить с рынка межрегиональных перевозок. Некоторые небольшие грузоперевозчики уже так поступают. Возят в пределах своего региона, где все понятно и знакомо. То есть предоставляют услуги в меньшем объеме, зато по низким ценам, часто близким к себестоимости (издержки меньше).

Стратегия вторая — индивидуальный подход к заказчику. Избитая фраза, согласен. Но, к сожалению, не все небольшие перевозчики делают упор на качество. Тут уместно спросить — а как же крупные игроки с их инвестициями в постоянное улучшение сервиса?

У таких перевозчиков сервис действительно на хорошем уровне. У вас быстро примут заказ, вы будете получать уведомления о ходе доставки. У крупной компании уже выстроен и отработан алгоритм, по которому она обслуживает каждого клиента. Только все это не имеет никакого отношения к индивидуальному подходу.

Дело вот в чем. Любой алгоритм эффективен до тех пор, пока не происходит внештатная ситуация. Если вдруг с вашим грузом что-то случилось — предположим, пропал по дороге (от подобного не застрахован никто), алгоритм крупного игрока начнет, скорее всего, сбоить: вы будете часами дозваниваться в транспортную компанию, чтобы узнать, куда делся груз, в каком он состоянии. Процесс выяснения причин может «зависнуть». Или вас будут бесконечно «футболить» между сотрудниками и филиалами. Конечно, все когда-нибудь выяснится и с проблемой разберутся, но каких затрат и нервов вам это будет стоить?

Суть же индивидуального подхода в том, что вы можете просто позвонить в компанию и спросить: «Олег, где сейчас мой груз? Когда выгрузка?». И Олег, который организовал доставку и знает вашу ситуацию, обстоятельно ответит. Есть конкретные люди, которые решают конкретно вашу проблему, все просто.

И так везде. Возьмем хотя бы банки — региональные банки ведь тоже пытаются конкурировать с «федералами» на своем рынке именно за счет индивидуального подхода. Приходи на встречу, все решим. Вот прямой телефон председателя правления.

А у крупного московского банка с сотнями филиалов все круто и автоматизировано, все, что хочешь, получаешь быстро и онлайн. Но там никто не предупредит, например, если ваш счет хотят заблокировать. Просто заблокируют, и клиент никогда не дознается, за что.

Или вспоминаю забавную историю знакомого, который хотел просто закрыть договор на кредитную карту в крупном банке. Его вопрос сначала был у менеджера Ани, затем у менеджера Пети, потом у Коли, Васи и так раз двадцать. Алгоритм замкнулся сам на себя, клиент не получает того, что нужно. Сегодня, когда цены почти у всех и на все одинаковые, на первое место все чаще выходят сервис и качество обслуживания — даже такая мелочь может стать поводом сменить банк. Или грузоперевозчика.

Стратегия третья — искать узкую нишу. Необязательно новую, да и вряд ли такую можно найти на нашем рынке. По крайней мере, не сегодня. Мы сделали акцент на экспедиторскую составляющую бизнеса, потому что у нас нет собственного транспорта. Транспортно-экспедиционные компании в первую очередь занимаются организацией перевозок грузов. Являются посредниками между клиентом и перевозчиком. Хорошо это или плохо — решать клиенту.

Если клиенту нужно доставить груз в какой-нибудь дальний поселок в ЯНАО, куда можно добраться разве что на вездеходах, будет ли «федерал» складывать все эти пазлы, и есть ли у этого «федерала» свои самолеты, корабли, вагоны, вездеходы?

Мы же сначала везем груз машиной, потом по железной дороге, потом самолетом, потом по реке и т.д. И мы складываем эти пазлы в одно целое — организуем перевозку «под ключ» и отвечаем за груз и сроки. У клиента за это голова болеть не должна. А за транспорт отвечают подрядчики — тоже перевозчики, но со своими грузовиками, вагонами и прочей техникой.

Здесь для нас как экспедиторов главное — уметь находить постоянных партнеров, в которых мы уверены на 100%, и у которых к нам тоже индивидуальный подход. Можем созвониться, решить какой-то вопрос без бюрократии.

Выстроили маршрут с одним клиентом, отработали этот маршрут — отлично, можно предлагать другим и так постепенно расширять географию, но не за счет городов, куда доставить легко, а за счет населенных пунктов, куда «федералы» не доставляют.

Мы делаем ставку не на постоянное увеличение числа краткосрочных заказчиков, а на многолетнее сотрудничество. При этом мы понимаем: что нам не нужно уровня «федералов», у нас своя ниша, свой подход к работе. Пусть «федералы» конкурируют с «федералами», а мы просто другие.

 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.