Подписаться
Курс ЦБ на 15.08
73,21
86,40

«Региональных грузоперевозчиков выдавят с рынка федералы, государство и Uber»

11 177
Вячеслав Печёрских
Вячеслав Печёрских. Иллюстрация: Личный архив

«Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. На очереди следующие».

Вячеслав Печёрских, директор компании «Транспортные Технологии»:

— Нынешней весной на отраслевом форуме TransRussia-2019 в Москве эксперты и аналитики в один голос заявили — в течение ближайших пяти лет рынок автомобильных грузоперевозок покинет как минимум половина небольших региональных компаний. Тренды здесь в целом такие же, как и на многих других крупных рынках услуг. Возьмем для примера телеком, недвижимость, такси, гостиницы — везде увидим, что региональных игроков с каждым годом все более активно вытесняют:

  • Крупные федеральные компании
  • Агрегаторы типа Uber*
  • Государство, которое пытается регулировать рынок.

На данный момент более-менее стабильная экономическая ситуация в стране способствует росту грузооборота, вслед за которым растет и рынок грузоперевозок. По итогам прошлого года объем рынка в стоимостном выражении превысил, по данным аналитиков, 2,5 трлн руб.; грузооборот автотранспорта увеличился на 2,3%. Но около 60% рынка уже занято федеральными игроками, а оставшаяся доля, принадлежащая небольшим перевозчикам, в ближайшие несколько лет может существенно сократиться.

Загонят в реестр

Ближайший вызов региональным компаниям, помимо роста цен на ГСМ, налогов и сборов системы «Платон» и прочего, — это реестр коммерческих грузоперевозчиков, который может появиться уже через год-два, если Госдума примет соответствующий закон.

Этот законопроект депутаты рассматривают с февраля 2019 г., но в том, что он будет принят в том или ином виде, сомнений почти нет.

Чистка рынков «в интересах потребителя услуг» — одна из любимых тем наших законодателей. Решили, что хостелы мешают людям — с 1 октября они под запретом. Есть даже планы по созданию единого госреестра требований к бизнесу.

Логика понятна — за включение в реестр и, таким образом, получение права работать, нужно будет платить. Или соответствовать неким требованиям финансовой достаточности. С будущим реестром грузоперевозчиков ситуация ровно та же. Не думаю, что все региональные компании переживут его появление.

Цифровизация «федералов»

С каждым годом небольшим грузоперевозчикам все труднее конкурировать с крупными федеральными игроками. «Федералы» выигрывают, во-первых, за счет широкой сети филиалов. Обращаясь в небольшую компанию, клиент может отправить груз, например, в 250 городов напрямую. Идет к «федералу» — география расширяется раз в 8-10. Во-вторых, стоимость услуг.

Мы начали работать еще в 2004 г., и я помню, что раньше небольшая транспортная компания могла вполне успешно конкурировать за счет демпинга. Но как тогда, так и сейчас мы не ведем «демпинговых войн» по одной простой причине — это тупиковый путь.

«Федералы» все более активно инвестируют в развитие технологий: цифровизацию, автоматизацию работы; их бюджеты это позволяют. Тем самым они получают возможность оптимизировать затраты. Конечно, инвестиции идут сейчас, они хотя бы частично, но закладываются в тарифы. Но еще два-три, может быть, четыре года, и период окупаемости вложений пройдет, издержки снизятся, и вот тогда крупные компании смогут предлагать клиентам гораздо более выгодные цены. Которые небольшие игроки уже не смогут перебить.

Да и сейчас цены в крупных компаниях уже почти приблизились к ценам небольших перевозчиков — в конце концов, некоторые «федералы» могут позволить себе работать и в минус достаточно продолжительное время, даже на этапе открытия филиала в каком-то городе.

 «Уберизация» грузоперевозок

На самом деле процесс «уберизации» грузоперевозок уже идет. Формат электронных бирж, наподобие инфосистемы «АвтоТрансИнфо» с их проблемами вроде отсутствия гарантий сохранности груза, скоро канет в прошлое. На смену ему приходят агрегаторы. Некоторые достаточно эффективные сервисы уже работают в России, а в США активно тестируются решения Trucker Path и Uber Freight.

Да, пока что на пути полномасштабного внедрения таких сервисов в России немало препятствий, к примеру, отсутствие унификации документов и электронного документооборота.

Однако я уверен — в течение как раз следующих пяти лет эти проблемы будут решены, и агрегаторы (доморощенные и зарубежные), включатся в активную конкурентную борьбу, где достойным соперником им станут все те же федеральные компании. Как выжить небольшим игрокам в битве титанов?

Стратегия первая и самая простая — уходить с рынка межрегиональных перевозок. Некоторые небольшие грузоперевозчики уже так поступают. Возят в пределах своего региона, где все понятно и знакомо. То есть предоставляют услуги в меньшем объеме, зато по низким ценам, часто близким к себестоимости (издержки меньше).

Стратегия вторая — индивидуальный подход к заказчику. Избитая фраза, согласен. Но, к сожалению, не все небольшие перевозчики делают упор на качество. Тут уместно спросить — а как же крупные игроки с их инвестициями в постоянное улучшение сервиса?

У таких перевозчиков сервис действительно на хорошем уровне. У вас быстро примут заказ, вы будете получать уведомления о ходе доставки. У крупной компании уже выстроен и отработан алгоритм, по которому она обслуживает каждого клиента. Только все это не имеет никакого отношения к индивидуальному подходу.

Дело вот в чем. Любой алгоритм эффективен до тех пор, пока не происходит внештатная ситуация. Если вдруг с вашим грузом что-то случилось — предположим, пропал по дороге (от подобного не застрахован никто), алгоритм крупного игрока начнет, скорее всего, сбоить: вы будете часами дозваниваться в транспортную компанию, чтобы узнать, куда делся груз, в каком он состоянии. Процесс выяснения причин может «зависнуть». Или вас будут бесконечно «футболить» между сотрудниками и филиалами. Конечно, все когда-нибудь выяснится и с проблемой разберутся, но каких затрат и нервов вам это будет стоить?

Суть же индивидуального подхода в том, что вы можете просто позвонить в компанию и спросить: «Олег, где сейчас мой груз? Когда выгрузка?». И Олег, который организовал доставку и знает вашу ситуацию, обстоятельно ответит. Есть конкретные люди, которые решают конкретно вашу проблему, все просто.

И так везде. Возьмем хотя бы банки — региональные банки ведь тоже пытаются конкурировать с «федералами» на своем рынке именно за счет индивидуального подхода. Приходи на встречу, все решим. Вот прямой телефон председателя правления.

А у крупного московского банка с сотнями филиалов все круто и автоматизировано, все, что хочешь, получаешь быстро и онлайн. Но там никто не предупредит, например, если ваш счет хотят заблокировать. Просто заблокируют, и клиент никогда не дознается, за что.

Или вспоминаю забавную историю знакомого, который хотел просто закрыть договор на кредитную карту в крупном банке. Его вопрос сначала был у менеджера Ани, затем у менеджера Пети, потом у Коли, Васи и так раз двадцать. Алгоритм замкнулся сам на себя, клиент не получает того, что нужно. Сегодня, когда цены почти у всех и на все одинаковые, на первое место все чаще выходят сервис и качество обслуживания — даже такая мелочь может стать поводом сменить банк. Или грузоперевозчика.

Стратегия третья — искать узкую нишу. Необязательно новую, да и вряд ли такую можно найти на нашем рынке. По крайней мере, не сегодня. Мы сделали акцент на экспедиторскую составляющую бизнеса, потому что у нас нет собственного транспорта. Транспортно-экспедиционные компании в первую очередь занимаются организацией перевозок грузов. Являются посредниками между клиентом и перевозчиком. Хорошо это или плохо — решать клиенту.

Если клиенту нужно доставить груз в какой-нибудь дальний поселок в ЯНАО, куда можно добраться разве что на вездеходах, будет ли «федерал» складывать все эти пазлы, и есть ли у этого «федерала» свои самолеты, корабли, вагоны, вездеходы?

Мы же сначала везем груз машиной, потом по железной дороге, потом самолетом, потом по реке и т.д. И мы складываем эти пазлы в одно целое — организуем перевозку «под ключ» и отвечаем за груз и сроки. У клиента за это голова болеть не должна. А за транспорт отвечают подрядчики — тоже перевозчики, но со своими грузовиками, вагонами и прочей техникой.

Здесь для нас как экспедиторов главное — уметь находить постоянных партнеров, в которых мы уверены на 100%, и у которых к нам тоже индивидуальный подход. Можем созвониться, решить какой-то вопрос без бюрократии.

Выстроили маршрут с одним клиентом, отработали этот маршрут — отлично, можно предлагать другим и так постепенно расширять географию, но не за счет городов, куда доставить легко, а за счет населенных пунктов, куда «федералы» не доставляют.

Мы делаем ставку не на постоянное увеличение числа краткосрочных заказчиков, а на многолетнее сотрудничество. При этом мы понимаем: что нам не нужно уровня «федералов», у нас своя ниша, свой подход к работе. Пусть «федералы» конкурируют с «федералами», а мы просто другие.

 

Самое читаемое
  • Власти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах городаВласти Екатеринбурга откажутся от крупных девелоперских проектов на окраинах города
    34 865
  • Стихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протестаСтихийные митинги на предприятиях: что происходит в Белоруссии на пятый день протеста
    25 941
  • Альфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готовоАльфа-Банк выдал 5 млрд руб. на штаб-квартиру РМК. Уникальное здание почти готово
    32 298
  • «3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»«3 дня они стучали, подавали сигнал SOS. Адмиралов потом просто уволили». 20 лет «Курску»
    29 771
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.