Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами
Иллюстрация: личный архив

Коллекция — это не только возможность обладать ценными предметами, инвестиция и меценатство, это еще и увлекательный квест, который делает жизнь интереснее. Как и кто собирает коллекции на Урале?

DK.RU неоднократно писал об уральских бизнесменах, которые коллекционируют оружие, технику, предметы искусства. Часто эти коллекции становятся основой для экспозиции частных музеев, которые попадают в списки городских достопримечательностей. О том, почему все больше состоятельных уральцев становится коллекционерами, рассказал основатель ювелирного дома MOISEIKIN Виктор Моисейкин.

Коллекционирование становится все более модным занятием. Почему в последние годы все так увлеченно собирают вина, старинные автомобили, духи и предметы искусства?

 Вообще, все мы что-нибудь собираем на протяжении своей жизни — те же фамильные фотографии, памятные вещи, связанные со значимыми для нас днями, сувениры из путешествий.

Страсть к коллекционированию особенно остро проявляется у нас в два момента жизни: в детстве, когда лет в 10-12 мы начинаем самозабвенно собирать модели машинок и фантики, и после 40 лет, когда мы можем уже серьезно и вдумчиво уделять время своим интересам. Однако коллекционирование — это не просто систематический сбор однотипных предметов, это проявление острого интереса к какой-либо сфере жизни. Человек пытается как можно больше узнать об интересующем его предмете — например, о ретро-машинах, смотрит на них в музее, читает о них, погружается в этот мир.

Но для того чтобы действительно экспертом в чем-то, надо этим чем-то пользоваться. И если увлеченный человек может себе позволить, он начинает приобретать предмет своего интереса. Это, если хотите, финальная стадия увлечения, попытка обладать кусочком того, что тебя влечет. В предметах любых коллекций самую большую ценность представляет не внешняя привлекательность предмета, интересны истории — самого предмета, его владельцев или направления искусства, в котором он создан. Именно они цепляют, именно в них вы находите ответы на вопросы, которые сами себе задаете. Правда, многие коллекционеры себя таковыми не считают и вообще не афишируют свое увлечение.

Почему? 

 Кто-то не хочет раскрывать свой внутренний мир — не все готовы показывать, что они могут чем-то страстно увлечься. Кто-то боится «пролетарского» отношения к себе: обвинят в транжирстве, придумают за вас, как бы ваши же деньги можно было потратить «с большей пользой».

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 1

Кстати о деньгах. Получается, что собирать коллекции могут только очень богатые люди?

 Конечно, это недешевое удовольствие, принцип «дешевое дешевеет, дорогое дорожает» никто не отменял. Но миллионером быть совсем необязательно. Одна моя знакомая десять лет покупала на аукционах броши 60-70-х годов, совершая в год одну-две покупки стоимостью $1-2 тыс. Для нее это был не просто сбор ювелирных украшений, ей была интересна эта эпоха, ее эстетика, атмосфера роскоши того времени. Недавно она продала эту коллекцию — не из-за того, что потребовались деньги, просто сменились интересы. Причем выручила сумму в пять раз превышающую суммарные затраты на покупку предметов коллекции. 

То есть, коллекция — это еще и инвестиция?

 Безусловно. Один предмет — это случайность, несколько связанных между собой предметов — это уже другая ценность. Время и усилия, потраченные на сбор коллекции, в конце концов конвертируются в деньги. 

Как приобретают предметы для коллекции? Не забивают же в поисковике «японская графика XIX века, купить»…

 Можно, конечно, и так. Но вообще существует огромное количество профильных выставок и аукционов, и если вам что-то нравится, вы рано или поздно находите и приобретаете необходимое. Собственно, составление коллекции напоминает игру-квест, в этом и заключается прелесть процесса: вы получаете удовольствие не только от обладания вещью, но и от «погони» за ней. Если вы состоятельный человек, рядовая покупка — даже довольно дорогой вещи — как правило, не приносит большой радости. А предметы коллекционирования вы не просто покупаете, вы их добываете, и они представляют для вас особую ценность. Делаете одну покупку — возможно, даже не слишком удачную, вторую, третью, постепенно начинаете разбираться, как устроен этот рынок, знакомитесь с экспертами, коллегами по увлечению, посещаете галереи, участвуете в аукционах. 

В поисках новинок для своей коллекции стоит обратить внимание не только на европейские, но и на азиатские аукционные дома. Они становятся все более влиятельными и богатыми и ориентируются на азиатский рынок и вкус, которые сегодня во многом диктуют моду в искусстве. И их эстетика — более традиционная, берущая свое начало от буддизма, каллиграфии, монохромной живописи — мне ближе современного европейского искусства. Они до сих пор видят красоту в простых и понятных вещах  в том, как нарисован листик бамбука, как растеклась тушь по бумаге. Европейское же искусство сегодня создается не для красоты, а как вызов чему-то. Концепцию европейского современного искусства хорошо раскрывает девиз Сальвадора Дали: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо. 

Есть ли необходимость при формировании коллекции обращаться за помощью и советом к арт-консультантам?

 Зависит от того, какую сумму вы собираетесь потратить. Если речь идет об $1-2 тыс., и это — не последние деньги, то, пожалуй, нет. Если планируется вложить $5-10 млн, и вы не являетесь экспертом в данной сфере, лучше, наверное, обратиться к специалисту. 

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 2

Работы вашего ювелирного дома часто выставляются на продажу через аукционы. Насколько востребовано сегодня в среде коллекционеров современное искусство?

 Многие коллекционеры антикварных работ начали активно приобретать современное искусство: мы все понимаем, что количество, например, шедевров Фаберже ограничено, они становятся дороже с каждым годом и все реже попадают на аукционы. Поэтому коллекции пополняют современными работами, такими, которые через десятилетия тоже станут антиквариатом.

Можно ли предугадать, что действительно со временем станет антиквариатом, а что — останется красивой безделушкой?

 Философский вопрос. Когда купец Павел Третьяков покупал импрессионистов, многие над ним смеялись и советовали за такие деньги заказывать что-нибудь поприличнее. В том, что вы не можете со стопроцентной уверенностью предсказать, останется ли понравившийся вам автор в веках, и заключается определенная прелесть. Вы рискуете, и с гарантией получаете удовольствие уже от самого этого процесса. А если вы еще и правильно сделали ставку, то бонусом получаете признанный со временем шедевр и славу коллекционера, который смог его разглядеть. 

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 3

Ваш ювелирный дом все чаще принимает участие не только в аукционах, но и в выставках, например, в мае вы лично представили произведения изящного искусства от MOISEIKIN в Time Museum Bohui Hall   «Музее времени» в Пекине. Почему вы принимаете активное участие в выставках? 

 Экспозиция в «Музее времени» была организована при поддержке крупнейшего аукционного дома Китая — Beijing International Poly Auction, созданного в 2005 г. и имеющего самый высокий объем сделок на международном арт-рынке. Это делает их серьезными конкурентами Christie’s и Sotheby.

Наша задача — напомнить людям о том, что можно и нужно окружать себя красотой. Сейчас окружающие нас предметы стали очень функциональными: кругом все умное и безликое — стеклянные коробки зданий, обтекаемый дизайн мебели и бытовых приборов. А возьмите в руки работы старых мастеров — и вы почувствуете, насколько они теплые, душевные. Вещи могут быть не только умными, но и душевными. И не только те, что изготовлены 100 или 200 лет назад, но и современные. 

Мы тоже создаем свой мир, постоянно движемся вперед и экспериментируем. На днях я показал своим бизнес-партнерам новую коллекцию, и все в один голос сказали «Это не Моисейкин». То же самое я слышу про каждую свою коллекцию, и для меня это — лучшая похвала: значит, мы можем делать что-то новое, непохожее на то, что мы предлагали раньше. Фактически, я тоже собираю коллекцию — коллекцию идей, которые могу воплотить.

ВЫСТАВКА «ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ И ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ОТ MOISEIKIN»

 
Романтическая коллекция драгоценностей «Аврора», уникальный «Цветной бал», предметы коллекционирования в жанре малой, «кабинетной» пластики — «Символы года» от MOISEIKIN. 
«Аврора» — это изысканные гарнитуры из колец, серег и подвесок, выполненные в элегантном белом золоте 750 пробы. Трехуровневая закрепка камней под разными углами и «перевернутые» бриллианты создают новую игру бликов и особую фактуру алмазной россыпи. 
Ювелирная линия «Цветной бал» — украшения в инновационной подвижной закрепке камней Waltzing Brilliance®, запатентованной в четырех странах: России, Китае, Америке и Европе. Ноу-хау технологии заключается в возможности оставить бриллиант целым, без просверливания, благодаря придерживающему сверху крапану. В результате все драгоценности, украшенные сотнями подвижных бриллиантов, поражают неповторимой и яркой игрой света.
Когда: с 4 мая по 28 мая 2018 г.
Где: Музей времени в Пекине (Time Museum Bohui Hall)

 

 

Ювелирный салон МОISEIKIN 

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 4

Екатеринбург, ТЦ «Европа», 1 этаж 
просп. Ленина,25 тел. +7 982 74 63 9 86 
Екатеринбург, Аэропорт «Кольцово» (терминал А), Напротив выхода на посадку № 15 
тел. +7 982 61 85 887 
Служба поддержки клиентов в России 8 800 775 10 65 
www.moiseikin.com

Свердловские коллекционеры

Уральские бизнесмены и политики отдают много сил, времени и средств на пополнение своих коллекций. DK.RU решил напомнить о самых известных из них.

Самая военная — музей военной техники УГМК в Верхней Пышме. Андрей Козицын, генеральный директор УГМК

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 5

Коллекция военной техники формируется с 2005 г., за прошедшие годы было собрано более 200 единиц военной техники, уникальные коллекции отечественных наград, воинских регалий, массогабаритных макетов огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооруженных сил с XVIII века до наших дней. Среди них немало по-настоящему уникальных экспонатов: 152-мм гаубица обр. 1909 г., 203-мм гаубица Б-4, легкие танки МС-1 и Т-26 в двухбашенном варианте и др. В 2016 г. Музей военной техники вошел в список девяти лучших инвестиционных проектов страны в области туризма, в прошлом году его посетили более 214 тыс. человек. 

Читайте подробнее: Когда наши танки въедут в Пышму. Зачем УГМК военный музей

Самая звездная — музей Владимира Высоцкого. Андрей Гавриловский, бизнесмен, совладелец бизнес-центра «Высоцкий»

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 6

Мемориальный музей Владимира Высоцкого был создан в 2012 г., в основу его экспозиции вошли вещи, принадлежавшие актеру и поэту — легендарный автомобиль Mercedes 350 W116, театральная гитара, на которой Высоцкий играл в Театре на Таганке, подлинники писем, другие личные вещи. В музее полностью восстановлен гостиничный номер, в котором Высоцкий жил во время гастролей в Свердловске. В январе 2016 г. экспозиция музея пополнилась уникальными вещами с аукциона в Париже, который организовала вдова Владимира Высоцкого Марина Влади. Специально для музея были выкуплены 37 лотов, среди которых иконы, картины и украшения, принадлежавшие семье Высоцкого и Влади.

Читайте подробнее: «До мозга костей я местный. Не могу жить за границей». Интервью совладельца БЦ «Высоцкий»

Самая художественная — Международный центр искусств «Главный проспект». Олег Гусев, бизнесмен, бывший банкир и политик

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 7

В этом году в жилом комплексе «Главный проспект» в центре города открылся одноименный центр искусств, который занимает три этажа. Открыла центр искусств крупнейшая выставка поп-арта в России — на двух этажах были представлены около 200 работ Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Такаси Мураками, Кита Харинга, Роберта Райшенберга. Также в арт-пространстве представлены работы уральских мастеров, скульптура, экспозиция музея камня. В художественной галерее есть отдельная «золотая комната». Часть экспозиции занимает коллекция первого в России рудного золота, добытого на Березовском руднике, часть — уникальные изделия из драгметаллов и другие сокровища из частных коллекций.

Читайте подробнее: «Для меня это большие деньги». Олег Гусев открыл центр искусств: зачем и почем?

Самая закрытая — Музей оружия РМК. Игорь Алтушкин, глава «Русской медной компании»

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 8

Закрытый музей в спортивно-стрелковом комплексе «Архангел Михаил» в поселке Карасьеозерском-2. Изначально коллекцию, которая существует уже более 15 лет, собирали из образцов оружия Второй мировой войны, но после начали подбирать более ранние и более поздние экспонаты. Здесь можно увидеть весьма необычное огнестрельное оружие — кольцо-револьвер, первый в мире гранатомет, стреляющие трости, чемоданчик для охоты на вампиров — всего в музее хранится более 700 экспонатов. 

Самая духовная — музей «Дом невьянской иконы». Евгений Ройзман, экс-мэр Екатеринбурга

«Радует не покупка, а возможность обладания». Зачем бизнесмены становятся коллекционерами 9

Первый музей частной иконы в России открылся в 1999 г., помещение под него предоставил основатель финансово-промышленной группы «Финпромко» Анатолий Павлов, в 2009 г. музей переехал в более просторное помещение на Энгельса, 15. Здесь представлено более 300 невьянских икон XVIII—XX веков, а также работы уральских художников.

Фото: архив DK.RU
Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.